Шизомилитаризм

Безумные проекты инженеров: топ-7 странных идей холодной войны

Атомная подводная лодка-самолёт. Летающий зенитный дивизион. Боевое искусственное Солнце. Безумие? Нет, всего лишь военно-промышленный комплекс времён холодной войны. Специально для вас — подборка самых умопомрачительных военных проектов этого периода.
Юрий Кужелев
  • 7.7K
  • 30
  • 19
  • 215

Большой самолёт для больших дел

Фирма «Локхид» (Lockheed), в лице подразделения «Локхид-Джорджия», всегда умела делать большие самолёты. Из-под их пера вышел и заслуженный ветеран военных грузоперевозок C-141 «Старлифтер», и огромный C-5 «Гэлекси», по сей день возящий для военных США различные тяжёлые грузы. Но инженеры «Локхид» считали, что они способны на куда большее.

В 1968 году они представили ВВС США проект самолёта материально-технического обеспечения CL-1201 (Logistic Support Aircraft CL-1201). Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, размеры. Размах крыла «всего» в 341 метр, длина фюзеляжа — 171 метр.

Замецки
Замецки

С этими габаритами самолёт превосходил главную гордость флотофилов того времени — атомный авианосец «Энтерпрайз». Думаю, это не могло не радовать авиаторов, всегда желавших показать своё первенство. Как говорится, «СССР — ваш противник, а ваш враг — это флот!».

В движение CL-1201 приводил атомный реактор, подающий мощность на четыре огромных (размером с нормальный самолёт) турбовентиляторных двигателя. Экипаж гиганта составлял более 800 человек, время непрерывного нахождения в воздухе — до 41 дня. Для обороны от разных плохих людей предусмотрели размещение нескольких зенитно-ракетных комплексов.

Задачи у CL-1201 были под стать его размерам. Во-первых, он мог работать как летающий авианосец с авиагруппой в 22 машины, с нормальными ангарами, возможностью подготовить самолёты к взлёту и перевооружить. Вот только вместо обычной взлётной палубы, как у нормального авианосца, самолёты стартовали со специальных выдвижных пилонов под крылом, к ним же цеплялись и при возвращении. Другой вариант — перевалочная база для транспортных самолётов. Какой-нибудь C-5 мог пристыковаться к CL-1201, перегрузить на него часть своего груза и принять новый, попутно дозаправиться или даже сменить экипаж. Таким образом, этот гигант выступал в роли летающего терминала и аэродрома.

И вроде бы — куда уж дальше? Что может сделать настоящий летающий авианосец ещё более безумным? То, что он ко всему этому ещё и вертикального взлёта!

Да, понимая, что найти взлётную полосу для этого малыша не выйдет, инженеры «Локхид» оснастили его 182 выдвижными реактивными двигателями, не уступающими по мощности двигателям «Боинг-747». В итоге CL-1201 с их помощью и взлетал, и садился вертикально. Теперь представьте эту картину — и вы поймёте, что такое безумие.

Сотня вместо одного

Авианосцы — гордость американского флота и его становой хребет. Неудивительно, что все враги Америки спят и видят, как бы его сломать.

Убить атомный суперавианосец непросто, но можно — особенно, если не стесняться в применении ядерного оружия. В 1970-е годы родилась идея дополнить этих гигантов менее живучими машинами — помельче, да и самолётов они смогут нести меньше, зато их будет много.

Пока все нормальные люди проектировали что-то похожее на эскортные авианосцы времён Второй мировой войны, в «Боинг» решили довести идею до абсурда.

В 1974 году они предложили создать авианесущий катер на подводных крыльях, который бы нёс один истребитель вертикального взлёта. Самолёт стартовал со специальной поднимаемой рампы, почти как ракета, — и к ней же цеплялся на посадке.

Небольшой катер развивал скорость до ста узлов и стоил совсем немного. По цене одного авианосца можно было выпустить в море сотни таких судёнышек. Да — этот «авианосец» мог быть уничтожен одним пролетающим мимо самолётом противника, но таких, как он, было много. Слишком много. Всех не перебить даже ядерным оружием. Правда, моряки идею такого роя авианосцев не оценили и денег не дали.

Тройничок

В конце 40-х годов активно набирала обороты холодная война, и американцы выделяли всё больше денег на военные проекты. Как обычно, на первых ролях оказалась дальняя стратегическая авиация. У США уже был отличный бомбардировщик Б-36, но хотелось большего — например, чего-то сверхзвукового. Вот только совместить большую скорость и большую дальность не получилось. Пришлось идти на необычные решения.

В фирме «Конвэр» (Convair) ответ увидели в создании составного сверхзвукового бомбардировщика по программе «Общая теория бомбардировок» (GEBO — Generalized Bomber Study). В воздух его поднимал тот же Б-36, самостоятельно взлетать GEBO просто не умел. После сброса над определённой точкой над океаном в дело вступала первая ступень с прямоточным двигателем. На скорости в три Маха бомбардировщик добирался до цели и кидал на неё большую ядерную бомбу. После чего первая ступень вместе с движками и уже ненужным бомбоотсеком сбрасывалась, и оставшийся небольшой дозвуковой самолётик тихо ковылял обратно в США.

Имелась у проекта одна проблема — GEBO был совсем не маленьких размеров и сильно ухудшал аэродинамику Б-36. У носителя просто не хватило бы топлива, чтобы дотащить бомбардировщик до места старта. Переделывать Б-36 — дорого.

В «Конвэр» решили: где не справится один — там пройдут три!

Три Б-36 после взлёта с GEBO стыковались крыло в крыло, и все, кроме центрального, выключали свои двигатели. Как показывали расчёты, в такой ситуации с тройным запасом топлива эта конструкция хоть медленно, но долетела бы до точки сброса сверхзвуковых бомбардировщиков. После чего Б-36 расстыковывались и на остатках топлива по одиночке возвращались домой.

Военные идею такого «воздушного цирка» не оценили и предложили доработать сам GEBO, чтобы его можно было запустить с бо́льшего расстояния от цели. После долгих работ и множества изменений из этого проекта появился первый сверхзвуковой бомбардировщик В‑58.

Осадный танк

Образ бесконечных танковых армад СССР непрерывно стоял перед глазами западно-немецких военных, заставляя по-особому подходить к проектированию военной техники. В середине 70-х годов они как раз работали над заменой танка «Леопард-1». Предлагаемые машины были одна безумнее другой, но всех превзошёл один проект. Ладно, у него имелись две пушки, это для немцев того времени было даже нормально. Промахнулись с одной — попадём со второй.

Куда страннее оказалось то, что пушки умели подниматься и опускаться. До поры до времени с убранными орудиями танк прятался за укрытием, а позже мог их поднять и начать вести огонь.

Но совсем «поехавшим» было бронирование танка. В обычном режиме его защищала толстая, но ничем не примечательная броневая пластина на лбу — чуть толще, чем у «Леопарда-2». Но, когда танк занимал позицию, пластина опускалась, почти как ковш экскаватора, закрывая весь силуэт машины. Никаких ослабленных зон, вообще ничего — только два орудия торчат из-за брони. Уничтожить танк в таком режиме можно было, только обойдя его с бортов. Однако цена машины была неподъёмной для не самых богатых немцев.

Это ракета? Это самолёт?

Совместить ракету и самолёт? Круто, но недостаточно. Давайте добавим к этой смеси подводную лодку! И ядерный прямоточный двигатель! Звучит как полный бред, но в начале 60-х годов в «Конвэр» реально работали над подобным проектом.

В подводном состоянии ракета-самолёт перемещалась бы с помощью пара от атомного реактора — так она добиралась бы до территориальных вод СССР, где взмывала вертикально вверх, как нормальная БРПЛ (баллистическая ракета подводных лодок). После чего, на малой высоте и на скорости в три Маха неслась бы к цели, попутно загрязняя по пути всё атомным выхлопом. Отбомбившись, ракета-самолёт возвращалась бы к океану, ныряла в него и отправлялась домой.

Вам недостаточно? Вся эта жуть была ещё и пилотируемой! А теперь представьте, каково там приходилось экипажу и как бы выглядело боевое применение подобного проекта. Остаётся лишь радоваться — или наоборот, расстраиваться, — что в реальность это безумие так и не воплотилось.

Летающая зенитка

Советское послевоенное ПВО — реальный повод для гордости за наш ВПК (военно-промышленный комплекс), но и в нём встречались нотки благородного безумия. Так, уже в 60-х годах у нас был вполне неплохой ЗРК С-75, вот только с мобильностью у него имелись проблемы. Это попробовали исправить в конструкторском бюро Яковлева, разработав летающую зенитную платформу ВВП‑6.

В основе — винтокрыл длиной в 49 метров, который несёт на спине шесть пусковых установок С-75 и станцию наведения для них. По сути, получился мобильный зенитный дивизион, который за минимальное время можно было перебросить для усиления ПВО на нужном участке.

Вот только не очень понятно, как на этом монстрике перезаряжать ракеты, — да и пусковые расположены слишком близко друг к другу, плюс имеют малые углы наведения. Это, а также сложность и цена разработки сгубили проект ВВП‑6.

Доброе вьетнамское Солнце

«Гуки» во Вьетнаме совсем не хотели воевать с американцами по-честному. Они сидели на деревьях и не гнушались воевать даже ночью, когда честный американец не видел ничего дальше своего носа.

Решить это проблему можно было несколькими способами. Например, раздать большинству бойцов приборы ночного видения. Это была не самая лучшая идея: мало того, что приборы стоили дорого, так половину из них потеряли бы, а вторую сломали. Куда привлекательнее оказалось радикальное решение — отменить ночь во Вьетнаме.

Сделать это не так уж и сложно — берём космический корабль «Аполлон», устанавливаем на него огромное развёртываемое зеркало из фольги диаметром в 640 метров. Четвёрка таких отражателей на орбите может осветить круг на Земле радиусом в четыре километра. Конечно, освещённость примерно как вечером, книжку не почитать, — но воевать уже можно.

Первоначально зеркала использовали бы только для освещения важных передовых баз, но постепенно спутниковая группировка стала бы расти. Немного доработок — и удалось бы добиться возможности оперативно наводить световые пятна. Так можно было помочь войскам в бою, освещая поле сражения.

В максимальном варианте военные хотели видеть до 30 таких отражателей на орбите. Но, как обычно, делу помешал высокий ценник, а также противодействие со стороны NASA, которое не очень хотело делится «Аполлонами». В итоге военные США так и не получили в своё распоряжение искусственное Солнце.

Конечно, список безумств военных инженеров можно продолжать ещё долго, так что ограничимся лишь этой семёркой. Но может, вы считаете какие-то проекты ещё более безумными и достойными оказаться в подборке? Или готовы поделиться своим списком любимых творений военного гения? Добро пожаловать в комментарии!

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях