«Бравый солдат Швейк»: 3 причины посмотреть малоизвестный мультфильм

При словосочетании «современное российское кино» большинство из нас машинально тянется к канделябрам или ютуб-каналу какого-нибудь BadComedian. Оно зарекомендовало себя «просто великолепно».

С мультипликацией дело обстоит чуть получше. «Маша и медведь» так и вовсе разлетелся по всей планете так, что некоторые болезные головушки считают его пропагандистским оружием коварных русских.

Ну а «Атомный лес» по философско-жизнерадостной упоротости, красивым цитатам и неполиткорректному сарказму можно поставить на одну полку с шедеврами американской фантастической мультипликации — вроде «Футурамы» или «Рика и Морти».

Несколько лет назад мало кто заметил выход на экраны «Похождений бравого солдата Швейка». Мультфильм практически не пиарили и не продвигали. Более того, и дата релиза, и страна производства «плавают» в разных источниках. С 2009 до 2013 года указывали то Россию, то Украину, то и вовсе Великобританию.

Фильм начали снимать в Киеве, затем перебрались в Москву. Режиссёром выступил Ринат Газизов из студии «Пилот», живущий в Лос-Анжелесе, продюсером — Андрей Новиков. Сценаристами — всё тот же Новиков и англичанин Роберт Кромби. Денег часто не было, но интернациональная группа держалась долгих шесть лет — и вытащила проект.

За постсоветскую эпоху на постсоветском же пространстве не выходило более толкового полнометражного мультфильма.

И вот почему.

Во-первых, чёрт. Это красиво.

Оригинальный текст Гашека своим откровенным подходом к неприглядным сторонам военно-человеческой жизни и психологии местами напоминает «Зелёного слоника» Светланы Басковой. Сортирный юмор, гроздья повешенных, всё такое.

Мультфильм умудряется оставаться по-гашековски честным рассказом о кровавом абсурде войны и бесчеловечности массовой армии эпохи тотальных войн — и притом не свалиться в депрессивную «чернуху».

Видеоряд не хватает звёзд с неба, но он получился удивительно симпатичным. Оригинальные иллюстрации Йозефа Лады прекрасны и меметичны — но тоже изрядно чернушны. Не зря они так полюбились пользователям сети и разошлись на стикерпаки. В «Похождениях» художники умудрились сохранить выпуклость и саркастичность образов персонажей. Но теперь герои — и более-менее нормальные, и редкостная сволочь — не кажутся сошедшими с кадров всё того же «Зелёного слоника».

Получившийся фильм вполне можно рекомендовать для семейного просмотра. Правда, стоит учесть, что многие персонажи яростно и самозабвенно пьют. И устраивают разнообразный алкотрэш. Ну, от этого никуда не деться.

Многие вещи решены так изящно и тонко, что целый ряд шуток поймёт только взрослый. А ребёнок даже не заметит — почему и можно смело смотреть семьёй. Ну или взрослой компанией. По нашему опыту, заходит со свистом. Особенно среди любителей истории, армейского юмора и всяческого шизомилитаризма.

Во-вторых, персонажи

Как уже было сказано, персонажи получились хорошо.

Отметим ещё раз, потому что они получились даже шикарно.

Таких ярких образов в русскоязычных мультфильмах мы не видели давно. Только в американских. Там сформировалась великолепная школа сатирической мультипликации.

Но и наши могут, как оказалось. Если есть нормальная команда и энтузиазм, а не вот это вот всё, как обычно, с «великим кино о великих граблях».

Отдельно скажем об озвучке. Хотя от некоторых фамилий читатель инстинктивно начнёт плеваться, и мы его вполне понимаем (тьху-тьху), авторам удалась и озвучка. А ещё больше удалось актёрам, чьими голосами говорят персонажи.

В центре повествования стоит, естественно, бравый солдат Швейк. Пражский аферист средних лет, которого жернова мировой истории отправили в мясорубку Первой мировой войны.

Швейк отличается великолепным, фирменно чешским здравомыслием, жизнелюбием и психологической устойчивостью. Вместо того, чтобы сломаться, провалиться в депрессию или заработать букет посттравматических синдромов, этот «официально признанный особой комиссией идиот» раз за разом бьёт армейский маразм ещё большим абсурдом. Сохраняя психическое здоровье в невыносимых условиях, да ещё и помогая в этом окружающим.

Попутно он выкручивается из самых жутких и опасных ситуаций, оставляя систему и её идиотов в дураках — и старательно избегая никоим образом не нужного ему фронта и гибели за государя императора.

Впрочем, проблемы он огребает регулярно, фейлит феерично, в том числе от собственного раздолбайства, и таки попадает на передовую — но такова се ля ви.

Это же Швейк, а не Мэри Сью в форме императорской и королевской армии.

В-третьих, шикарный финал

Ярослав Гашек так и не успел дописать свой роман по причине собственной смерти. Его здоровье подкосили последствия Первой мировой и Гражданской войны в России — где он служил в Красной армии на Восточном фронте и с увлечением занимался коммунистической пропагандой.

Мы можем лишь предполагать, что дальнейшая судьба Швейка должна была примерно повторить путь самого Гашека — скорый русский плен и последующий долгий путь домой через множество приключений.

Додумывать всё это за Гашека в рамках чуть более чем часового мультфильма — задача нереальная. Обрывать сюжет, как в романе, — тоже так себе вариант.

Авторы умудрились выкрутиться и сделали это самым лучшим образом из возможных.

Вывели сюжет на Рождественское перемирие 1914 года. Вполне в антивоенном духе Гашека. Умно, красиво, и почти что исторически корректно.

Более того, мы с изрядным сарказмом относимся ко всему этому «новогоднему настроению» — но у авторов оно неожиданно удалось в хорошем смысле. Чертовски симпатично и жизнеутверждающе.

А не как в современном российском кино.

Мы живём в эпоху всё более частых войн. Перспективы ближнего и среднего будущего неутешительны. Скорее всего, войн будет всё больше и охватят они всё более обширные территории.

Тем важнее для жителей нашей многострадальной планеты хотя бы иногда отвлекаться от пятиминуток ненависти в жерновах пропагандистских машин — и включать здравомыслие. Замечая, что по ту сторону не черти с рогами, не тупые «гейропейцы» с «пиндосами», не пьяные медведи на ржавых танках, не толпы упоротых фанатиков или армии клонов с «одинаковыми» физиономиями — а люди. Более-менее такие же.

А войны — они всегда про чьи-то деньги и чью-то власть. Как говорил Фридрих Великий, «если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны». В безысходной промышленной мясорубке Первой мировой это стало очевидным как никогда прежде.

Впрочем, тот же самый прусский король говорил: «как бы ни было велико желание мира, никогда не следует жертвовать безопасностью и честью». И это тоже правда. Клио — муза истории — в своей диалектичности иронична ничуть не менее, чем бравый солдат Швейк.

Войны бесчеловечны, абсурдны и бессмысленны для отдельно взятого человеческого существа, если оно не имеет с них дохода и прочих плюшек. Но и безудержный пацифизм ни к чему хорошему не ведёт. Слабых и добрых со времён палеолита кушают, их ресурсы отбирают и жизнерадостно пируют на костях незлобивых бедолаг.

Если человечество хочет выжить и достичь будущего хотя бы немного лучшего, чем чернейшая антиутопия, — ему придётся пройти по лезвию бритвы. Сразу множеству лезвий разнообразных бритв.

Впрочем, не впервой. Человечество, как показали прошедшие десятки тысяч лет истории, — оно живучее и изобретательное. Практически как бравый солдат Швейк.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий