Нужны ли России Су-57: за и против

Юрий Кужелев

Всё больше и больше новостей, как F-35 смело шагает по планете. И, хотя у нас в прессе по-прежнему мусолят даже самую неправдивую заметку о его неудачах, реальность отрицать сложно. Американский самолёт хоть и не дешёвый, но уже массовый. С каждым годом у «стран добра» его будет всё больше и больше. А что у нас? Су-57 как стоял на месте, так и стоит. До принятия на вооружение ещё долго (хотя обещали ещё вчера).

Очень неприятно народу принимать, что мы отстаём — и отстаём очень сильно. Но это факт.

F-15, F-16, F-18, F-22 и F-35 в полёте

Евгений Белаш

А что нам остаётся делать? Тут недавно Владимир Владимирович (Путин) называл цифры военных бюджетов США и России. И у США во много раз больше — 725 миллиардов долларов против 46. Тут как волка ни корми — F-35 и прочих стелсов у Штатов всё равно больше. Можем ли мы построить столько же Су-57 в обозримые сроки? Вопрос риторический.

Я тот ещё спец по авиации, поэтому в прогнозах буду аккуратен.

Нужны ли нам Су-57? Конечно, да! И как «двигатель» новейших технологий, и как их демонстратор: «А вот что у нас есть». Самолёты — в металле (несмотря на все крики «не взлетят!»), летают и даже немножко воюют.

Евгений Белаш

А вот сколько их нужно — другой вопрос. Гнаться за количеством любой ценой — никаких денег не хватит. Пока есть десять лётных прототипов.

Что действительно нужно — обстоятельно отрабатывать конструкцию, от двигателей до авионики. Готовить пилотов в разных условиях. Испытывать всякие полезные убийственные железки. Что и делается в реальности — Су-57 уже слетали в Сирию, плюс применили там же неназванные ракеты (вероятно, семейства Х-59). Кроме того, для Су-57 разрабатывают некий аналог «Кинжала».

Вывод: на первое время хватит и эскадрильи. Наверное. Потом — поглядим.

Юрий Кужелев

В старом мире эти рассуждения, наверное, имели бы смысл — но мы не только отстаём от США, нас нагоняют «лучшие друзья» из Китая. Как бы ни хаяли J-20, он уже в войсках; китайские лётчики учатся на нём летать, а инженеры смотрят, как истребитель показывает себя в строевой эксплуатации. На подходе экспортный J-31, и это совсем серьёзно. Многие страны, которым никогда не продадут F-35, вполне не против купить себе пятое поколение. И тут важно, чтобы мы могли предложить не только летающие лаборатории.

J-31

Юрий Кужелев

А пока от Су-57 отказалась даже Индия. Очень плохой звоночек.

Евгений Белаш

Индусы много от чего отказываются. А потом всё равно Т-90, С-400, «иглы» и фрегаты закупают. И кому-кому, а Индии J-31 точно «не светит», муа-ха-ха! Китай — да, аргумент.

Юрий Кужелев

Хорошо, перейдём к вопросу не экспорта, а боевого применения. В скором времени F-35 уже будет в товарных количествах у многих стран, с которыми у нас отношения не из лучших. Япония, например. Или Израиль, Что будем делать, если он начнёт выносить нас с Ближнего Востока, активно используя F-35? По итогам мы расписываемся в своей военной импотенции.

Евгений Белаш

Увы, в случае прямой конфронтации с Израилем «утирались» и СССР, и даже США — вспомните инцидент с «Либерти». Прямые атаки на корабль США, три десятка человек погибли — и что? И ничего.

Что поделать — на этом театре военных действий Израиль не только несопоставимо сильнее, но и имеет десятки лет опыта.

Как нам в данной ситуации помогут условные Су-57, хоть 10, хоть 50? Никак.

А вот крылатые ракеты — точнее, их наличие и угроза применения, очень даже помогут.

Су-57

Юрий Кужелев

Вот только СССР совсем не утирался, а активно помогал своим союзникам, не афишируя при этом своё присутствие. И в ходе войны на истощение сорвал хитрый израильский план не дать арабам восстановить свои вооружённые силы. Что касается «Либерти»… вспоминается крылатая фраза: «Это сукины дети, но это наши сукины дети».

В своё время Израиль рассматривал вариант нанести удар по СССР ядерным оружием. США еле отговорили. Думаю, запугать их не очень-то выйдет.

Ракеты — это хорошо, но ракеты будут потом. Для начала надо отразить удар противника. И тут без своих стелс противодействовать Израилю будет ой как непросто. Создать глубокую эшелонированную ПВО, как дома, не выйдет, поэтому ставка на авиацию, которая действует вместе с ПВО. Наличие стелс и самолётов ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления») поможет наравне бороться за воздух и избегать потерь. А потом стелсы и для взлома ПВО Израиля сгодятся.

Евгений Белаш

Удары Израиля по чему? По нашим базам в Сирии? Увы, но реальный наряд сил, который мы там можем разместить, — около дюжины Су-57 (если не набивать ими под завязку). Причём по возможностям перехвата они вроде бы не МиГ-31. Против всех ВВС Израиля.

А ведь Израиль может атаковать и со стороны Средиземного моря, и со стороны Ливана, где летает беспрепятственно. География, бессердечная ты сука.

Здесь в авиации куда больше пригодятся А-50 и Ил-20 — которые регулярно мелькают на снимках из Хмеймима.

Ил-20 ВКС России

Юрий Кужелев

Удары по нашему ПВО, которое, оставшись без прикрытия, рано или поздно падёт. Использовать для них Израиль будет как раз авиацию, именно для этого тактические истребители и создавали. А для МиГ-31 оставим гоняние крылатых ракет по бесконечным просторам Сибири.

Тут бесконечных просторов нет, да и настоящих крылатых ракет не слишком много. А вот ситуация, когда израильские самолёты не в учебном формате пускают дальнобойные умные противорадарные ракеты, постепенно выбивая наши ЗРК, а воюют в условиях противодействия наших самолётов — уже оставляет шансы на успех.

Дюжина современных стелс-самолётов — это сила. Хорошо бы им на помощь со временем пришли ещё машины… Ведь что сделают одинокие А-50? Ничего. Самолёты четвёртого поколения в связке с ними всё равно не смогут противостоять F-35 на равных. А вот Су-57 вместе с А-50 — это очень хорошо.

А-50У ВКС России

Евгений Белаш

А-50 смогут как минимум заранее поднять тревогу.

Пробивать ПВО Израиля самолётами? «Сразу всеми» на Ближнем Востоке? Времена, когда МиГ-25 рассекал над Израилем, давно прошли. Да и то их лётчики спрашивали: «А как насчет ракет «Найк-Геркулес»?» И получали ответ: «Все учтено — ночью полетите!» Тогда «прокатило».

А вот история дуэлей советских и израильских лётчиков оптимизма не внушает. Тем более, что наряд сил на наших базах будет тут же виден с точностью до самолёта.

Во-первых, гораздо выгоднее не доводить дело до такого конфликта, где ПВО наших баз будет выбиваться систематическими налётами. Ни России, ни Израилю это не нужно.

Во-вторых, уж если фантазировать, «за те же деньги» можно гораздо эффективнее и скрытнее нагадить непрямым путем. Просто, скажем, у   «Хезболлы» появляются «корнеты» и «иглы» в товарных количествах. А то и копии «Торнадо» или реинкарнации «Град-П»! Сколько стоит установка «корнетов», а сколько — Су-57? Увы…

Юрий Кужелев

Кроме того, нам придётся пробивать ПВО Израиля. Она специфическая, не самая сильная, но и слабой её не назвать. Идеальным был бы рой крылатых ракет, большой рой. Крылатые ракеты — это хорошо. Но у нас их немного. И где их делать? С производственными мощностями проблема.

Евгений Белаш

«Кто даст правильный ответ — тот получит десять лет». Тем не менее, за два года пусков по Сирии только «калибров», по открытой прессе, потратили около сотни — не считая авиационных ракет Х-555 (еще 35 ракет) и Х-101 (около полусотни), а также «ониксов».

«Калибр» полетел в гости к террористам

Евгений Белаш

То есть просто по количеству носителей — мало не покажется никому. Причём объектов, достойных их прилёта, у любого потенциального противника на порядки больше, чем у террористов в Сирии. А защитить оные объекты крайне трудно. Так что аргумент весьма увесистый — и гибкий в применении.

Юрий Кужелев

Часть из них будет сбита, часть полетит в одни и те же цели. В итоге от «мало не покажется» останется совсем ничего. Даже США во времена войн в Ираке испытывали недостаток в крылатых ракетах и не могли выбить все цели.

И ведь всё это — лишь один пример. Су-57 нужен во многих других ситуациях и возможных конфликтах.

Евгений Белаш

Приходится констатировать и неприятные вещи. Нам жизненно необходимо реагировать на усиление ПРО США. Нам в самом скором будущем придется реагировать на выход США из договора по ракетам средней и меньшей дальности. У нас в армии куча слабых мест — то же старение транспортной авиации. Нужно обновление практически всего.

Чем нам могут помочь Су-57? Почти ничем.

Юрий Кужелев

Оказывается, чтобы быть державой мирового уровня, нужны значительные траты. Но есть и другой путь: опускаем лапки и начинаем у кого-нибудь просить продать передовые технологии. F-35 нам не светит, а вот дожить до закупок самолётов пятого поколения у Китая мы вполне можем.

Групповое шоу китайских J-20

Евгений Белаш

Что поделать, «нельзя быть сильным везде». Вон американские военные плачутся, что F-14 попилили, а тут у русских страшные «кинжалы». Ледоколов нету — а у русских вон сколько! Про физический возраст авиапарка вспоминать будем? И это США — с их бюджетом!

Да, у Китая только населения в десять раз больше — странно было б не пользоваться преимуществами. Но при этом его дальняя авиация летает на доработанном напильником Ту‑16.

Юрий Кужелев

Сдадим одну позицию — сдадим и все остальные. Благо у мировой истории есть куча примеров: чего стоит почти полная потеря Британией военного самолётостроения. А ведь тоже в своё время думали, что просто купят немного американских самолётов, закроют узкие места… А промышленность без заказов взяла и померла.

Евгений Белаш

Да, Су-57 нужны. Для освоения ВКС. Для продвижения на экспорт другой техники, «почти как Су-57». В далёкой перспективе — для продажи тем, кому не продадут F-35. Но у нас прямо сейчас есть и другие приоритеты.

Су-57

Юрий Кужелев

То, что будет завтра, закладывается сейчас. Жизнь не компьютерная игра, где можно перекинуть ресурсы с создания ракет на самолётики. Когда появятся покупатели — они не будут ждать ещё десять лет, пока мы восстановим наш потенциал, а купят у других. Враги тоже не будут входить в положение и делать скидку на наши приоритеты и то, что мы не успели довести самолёт до ума. В наше время, чтобы стоять на месте, надо хотя бы идти. Мы и так отстаём, поэтому единственный выход — бежать. Как бегут в Китае.

Евгений Белаш

Вот мы и закладываем основу. Су-57 всё-таки уже довели до боевого применения — китайцы пока этим похвастаться не могут. Да и вообще никто в мире не может, кроме США и Израиля (с американскими же самолетами). Причем опыта прорыва стелсами эшелонированной ПВО или уничтожения ими современной авиации нет даже у США.

Т-90 в бою мы тоже обкатали. Как там у китайцев с боевым применением танков?

Бег — это, конечно, хорошо. Но вспомним печальный опыт СССР, который ежеминутными ожиданиями войны загнал себя насмерть к удивлению врагов. А сейчас уже другой век — безоглядно клепать орды техники выйдет ещё грустнее. А если через …дцать лет новые моторы, приборы или ракеты не влезут в первые версии Су-57? А ведь такое регулярно случалось.

Сейчас у нас есть чуть ли не десятки наименований новейшего оружия. Но придётся выстраивать приоритеты. Иначе — никак.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий