Железо

Нужны ли России Су-57: за и против

Самолёты пятого поколения из экзотического будущего буквально на глазах становятся самым обычным оружием. Но насколько они нужны нашей стране? И в каком количестве? Об этом дискутируют наши авторы — Юрий Кужелев и Евгений Белаш.
Евгений БелашЮрий Кужелев
  • 7.2K
  • 7
  • 20
  • 319
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Всё больше и больше новостей, как F-35 смело шагает по планете. И, хотя у нас в прессе по-прежнему мусолят даже самую неправдивую заметку о его неудачах, реальность отрицать сложно. Американский самолёт хоть и не дешёвый, но уже массовый. С каждым годом у «стран добра» его будет всё больше и больше. А что у нас? Су-57 как стоял на месте, так и стоит. До принятия на вооружение ещё долго (хотя обещали ещё вчера).

Очень неприятно народу принимать, что мы отстаём — и отстаём очень сильно. Но это факт.

F-15, F-16, F-18, F-22 и F-35 в полёте
Евгений Белаш
Евгений Белаш

А что нам остаётся делать? Тут недавно Владимир Владимирович (Путин) называл цифры военных бюджетов США и России. И у США во много раз больше — 725 миллиардов долларов против 46. Тут как волка ни корми — F-35 и прочих стелсов у Штатов всё равно больше. Можем ли мы построить столько же Су-57 в обозримые сроки? Вопрос риторический.

Я тот ещё спец по авиации, поэтому в прогнозах буду аккуратен.

Нужны ли нам Су-57? Конечно, да! И как «двигатель» новейших технологий, и как их демонстратор: «А вот что у нас есть». Самолёты — в металле (несмотря на все крики «не взлетят!»), летают и даже немножко воюют.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

А вот сколько их нужно — другой вопрос. Гнаться за количеством любой ценой — никаких денег не хватит. Пока есть десять лётных прототипов.

Что действительно нужно — обстоятельно отрабатывать конструкцию, от двигателей до авионики. Готовить пилотов в разных условиях. Испытывать всякие полезные убийственные железки. Что и делается в реальности — Су-57 уже слетали в Сирию, плюс применили там же неназванные ракеты (вероятно, семейства Х-59). Кроме того, для Су-57 разрабатывают некий аналог «Кинжала».

Вывод: на первое время хватит и эскадрильи. Наверное. Потом — поглядим.

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

В старом мире эти рассуждения, наверное, имели бы смысл — но мы не только отстаём от США, нас нагоняют «лучшие друзья» из Китая. Как бы ни хаяли J-20, он уже в войсках; китайские лётчики учатся на нём летать, а инженеры смотрят, как истребитель показывает себя в строевой эксплуатации. На подходе экспортный J-31, и это совсем серьёзно. Многие страны, которым никогда не продадут F-35, вполне не против купить себе пятое поколение. И тут важно, чтобы мы могли предложить не только летающие лаборатории.

J-31
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

А пока от Су-57 отказалась даже Индия. Очень плохой звоночек.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

Индусы много от чего отказываются. А потом всё равно Т-90, С-400, «иглы» и фрегаты закупают. И кому-кому, а Индии J-31 точно «не светит», муа-ха-ха! Китай — да, аргумент.

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Хорошо, перейдём к вопросу не экспорта, а боевого применения. В скором времени F-35 уже будет в товарных количествах у многих стран, с которыми у нас отношения не из лучших. Япония, например. Или Израиль, Что будем делать, если он начнёт выносить нас с Ближнего Востока, активно используя F-35? По итогам мы расписываемся в своей военной импотенции.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

Увы, в случае прямой конфронтации с Израилем «утирались» и СССР, и даже США — вспомните инцидент с «Либерти». Прямые атаки на корабль США, три десятка человек погибли — и что? И ничего.

Что поделать — на этом театре военных действий Израиль не только несопоставимо сильнее, но и имеет десятки лет опыта.

Как нам в данной ситуации помогут условные Су-57, хоть 10, хоть 50? Никак.

А вот крылатые ракеты — точнее, их наличие и угроза применения, очень даже помогут.

Су-57
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Вот только СССР совсем не утирался, а активно помогал своим союзникам, не афишируя при этом своё присутствие. И в ходе войны на истощение сорвал хитрый израильский план не дать арабам восстановить свои вооружённые силы. Что касается «Либерти»… вспоминается крылатая фраза: «Это сукины дети, но это наши сукины дети».

В своё время Израиль рассматривал вариант нанести удар по СССР ядерным оружием. США еле отговорили. Думаю, запугать их не очень-то выйдет.

Ракеты — это хорошо, но ракеты будут потом. Для начала надо отразить удар противника. И тут без своих стелс противодействовать Израилю будет ой как непросто. Создать глубокую эшелонированную ПВО, как дома, не выйдет, поэтому ставка на авиацию, которая действует вместе с ПВО. Наличие стелс и самолётов ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления») поможет наравне бороться за воздух и избегать потерь. А потом стелсы и для взлома ПВО Израиля сгодятся.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

Удары Израиля по чему? По нашим базам в Сирии? Увы, но реальный наряд сил, который мы там можем разместить, — около дюжины Су-57 (если не набивать ими под завязку). Причём по возможностям перехвата они вроде бы не МиГ-31. Против всех ВВС Израиля.

А ведь Израиль может атаковать и со стороны Средиземного моря, и со стороны Ливана, где летает беспрепятственно. География, бессердечная ты сука.

Здесь в авиации куда больше пригодятся А-50 и Ил-20 — которые регулярно мелькают на снимках из Хмеймима.

Ил-20 ВКС России
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Удары по нашему ПВО, которое, оставшись без прикрытия, рано или поздно падёт. Использовать для них Израиль будет как раз авиацию, именно для этого тактические истребители и создавали. А для МиГ-31 оставим гоняние крылатых ракет по бесконечным просторам Сибири.

Тут бесконечных просторов нет, да и настоящих крылатых ракет не слишком много. А вот ситуация, когда израильские самолёты не в учебном формате пускают дальнобойные умные противорадарные ракеты, постепенно выбивая наши ЗРК, а воюют в условиях противодействия наших самолётов — уже оставляет шансы на успех.

Дюжина современных стелс-самолётов — это сила. Хорошо бы им на помощь со временем пришли ещё машины… Ведь что сделают одинокие А-50? Ничего. Самолёты четвёртого поколения в связке с ними всё равно не смогут противостоять F-35 на равных. А вот Су-57 вместе с А-50 — это очень хорошо.

А-50У ВКС России
Евгений Белаш
Евгений Белаш

А-50 смогут как минимум заранее поднять тревогу.

Пробивать ПВО Израиля самолётами? «Сразу всеми» на Ближнем Востоке? Времена, когда МиГ-25 рассекал над Израилем, давно прошли. Да и то их лётчики спрашивали: «А как насчет ракет «Найк-Геркулес»?» И получали ответ: «Все учтено — ночью полетите!» Тогда «прокатило».

А вот история дуэлей советских и израильских лётчиков оптимизма не внушает. Тем более, что наряд сил на наших базах будет тут же виден с точностью до самолёта.

Во-первых, гораздо выгоднее не доводить дело до такого конфликта, где ПВО наших баз будет выбиваться систематическими налётами. Ни России, ни Израилю это не нужно.

Во-вторых, уж если фантазировать, «за те же деньги» можно гораздо эффективнее и скрытнее нагадить непрямым путем. Просто, скажем, у «Хезболлы" появляются «корнеты» и «иглы» в товарных количествах. А то и копии «Торнадо» или реинкарнации «Град-П»! Сколько стоит установка «корнетов», а сколько — Су-57? Увы…

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Кроме того, нам придётся пробивать ПВО Израиля. Она специфическая, не самая сильная, но и слабой её не назвать. Идеальным был бы рой крылатых ракет, большой рой. Крылатые ракеты — это хорошо. Но у нас их немного. И где их делать? С производственными мощностями проблема.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

«Кто даст правильный ответ — тот получит десять лет». Тем не менее, за два года пусков по Сирии только «калибров», по открытой прессе, потратили около сотни — не считая авиационных ракет Х-555 (еще 35 ракет) и Х-101 (около полусотни), а также «ониксов».

«Калибр» полетел в гости к террористам
Евгений Белаш
Евгений Белаш

То есть просто по количеству носителей — мало не покажется никому. Причём объектов, достойных их прилёта, у любого потенциального противника на порядки больше, чем у террористов в Сирии. А защитить оные объекты крайне трудно. Так что аргумент весьма увесистый — и гибкий в применении.

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Часть из них будет сбита, часть полетит в одни и те же цели. В итоге от «мало не покажется» останется совсем ничего. Даже США во времена войн в Ираке испытывали недостаток в крылатых ракетах и не могли выбить все цели.

И ведь всё это — лишь один пример. Су-57 нужен во многих других ситуациях и возможных конфликтах.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

Приходится констатировать и неприятные вещи. Нам жизненно необходимо реагировать на усиление ПРО США. Нам в самом скором будущем придется реагировать на выход США из договора по ракетам средней и меньшей дальности. У нас в армии куча слабых мест — то же старение транспортной авиации. Нужно обновление практически всего.

Чем нам могут помочь Су-57? Почти ничем.

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Оказывается, чтобы быть державой мирового уровня, нужны значительные траты. Но есть и другой путь: опускаем лапки и начинаем у кого-нибудь просить продать передовые технологии. F-35 нам не светит, а вот дожить до закупок самолётов пятого поколения у Китая мы вполне можем.

Групповое шоу китайских J-20
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Что поделать, «нельзя быть сильным везде». Вон американские военные плачутся, что F-14 попилили, а тут у русских страшные «кинжалы». Ледоколов нету — а у русских вон сколько! Про физический возраст авиапарка вспоминать будем? И это США — с их бюджетом!

Да, у Китая только населения в десять раз больше — странно было б не пользоваться преимуществами. Но при этом его дальняя авиация летает на доработанном напильником Ту‑16.

Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Сдадим одну позицию — сдадим и все остальные. Благо у мировой истории есть куча примеров: чего стоит почти полная потеря Британией военного самолётостроения. А ведь тоже в своё время думали, что просто купят немного американских самолётов, закроют узкие места… А промышленность без заказов взяла и померла.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

Да, Су-57 нужны. Для освоения ВКС. Для продвижения на экспорт другой техники, «почти как Су-57». В далёкой перспективе — для продажи тем, кому не продадут F-35. Но у нас прямо сейчас есть и другие приоритеты.

Су-57
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

То, что будет завтра, закладывается сейчас. Жизнь не компьютерная игра, где можно перекинуть ресурсы с создания ракет на самолётики. Когда появятся покупатели — они не будут ждать ещё десять лет, пока мы восстановим наш потенциал, а купят у других. Враги тоже не будут входить в положение и делать скидку на наши приоритеты и то, что мы не успели довести самолёт до ума. В наше время, чтобы стоять на месте, надо хотя бы идти. Мы и так отстаём, поэтому единственный выход — бежать. Как бегут в Китае.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

Вот мы и закладываем основу. Су-57 всё-таки уже довели до боевого применения — китайцы пока этим похвастаться не могут. Да и вообще никто в мире не может, кроме США и Израиля (с американскими же самолетами). Причем опыта прорыва стелсами эшелонированной ПВО или уничтожения ими современной авиации нет даже у США.

Т-90 в бою мы тоже обкатали. Как там у китайцев с боевым применением танков?

Бег — это, конечно, хорошо. Но вспомним печальный опыт СССР, который ежеминутными ожиданиями войны загнал себя насмерть к удивлению врагов. А сейчас уже другой век — безоглядно клепать орды техники выйдет ещё грустнее. А если через …дцать лет новые моторы, приборы или ракеты не влезут в первые версии Су-57? А ведь такое регулярно случалось.

Сейчас у нас есть чуть ли не десятки наименований новейшего оружия. Но придётся выстраивать приоритеты. Иначе — никак.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях