Тайны планеты обезьян: как появилось человечество

Мы — не планета Земля. Мы — планета обезьян! Вопросы о происхождении человечества безостановочно терзают умы людей. Тайны появления Homo sapiеns и его победного шествия по планете, а также новые научные загадки — в нашем материале.

Homo загадывают ребусы

Вопрос появления Homo sapiеns является, наверное, самым острым в науках о человеческом обществе.

Несколько десятилетий среди антропологов шла дискуссия между «моноцентристами» и «полицентристами». Первые считали, что человек современного типа появился в одном месте и уже впоследствии расселился по всей планете. Эту теорию остроумно назвали теорией «Ноева Ковчега». Полицентристы же считали, что появление Homo sapiеns произошло в нескольких местах независимо друг от друга, в процессе эволюции более примитивных форм.

Эксперт по историческим вопросам

По существующей классификации человека как биологического вида, Homo sapiеns входит в отряд «приматы», подотряд «обезьяны», … семейство — гоминиды, род — человек, вид — человек разумный.

Вообще, в теориях у антропологов не было недостатка. Как правило, считалось, что Homo sapiens произошёл от неандертальца. Впрочем, существовала точка зрения, согласно которой неандертальцы и кроманьонцы вообще произошли от различных человекообразных обезьян — гориллы и орангутана.

Были и экзотические гипотезы. Например, предполагалось происхождение человека от водной обезьяны, которая обитала в каких-то водоёмах…

«О, сколько нам открытий чудных»!

С тех пор наука ушла далеко вперёд. Находки показали, что люди современного типа появились в восточной Африке 160-200 тысяч лет назад — намного раньше, чем в других частях Света.

Эксперт по историческим вопросам

Исключением являются лишь находки скелетов ранних сапиенсов на территории Израиля в пещерах Схул и Кафзех, возраст которых составляет 120—80 тысяч лет. Они считаются свидетельством первой попытки выхода Homo sapiens из Африки. В последующие пару десятков тысяч лет на территории Израиля обитали неандертальцы. А в 2018 году при раскопках на горе Кармель в Израиле нашли челюсть человека, пролежавшую в земле ещё на несколько десятков тысяч лет больше. Возможно, наши предки вышли из Африки почти 200 тысяч лет назад.

Выходы из Африки гоминидов происходили и раньше (первый — примерно 1,8 млн лет назад). Это были архаичные виды. Но они уже использовали огонь и изготавливали орудия труда.

И только в Африке есть достаточное количество переходных форм, позволяющих проследить постепенную трансформацию местных Homo erectus в людей современного типа. Кроме того, по строению скелета первые сапиенсы, появившиеся в Европе, явно были «тропическими».

Тайны планеты обезьян: как появилось человечество

Изменение пропорций скелета в качестве адаптации к холодному климату произошло позже.

Ноев Ковчег: торжество моноцентризма

Затем на помощь учёным пришла палеогенетика, давшая инструментарий с возможностями, о которых раньше можно было лишь мечтать. Так, исследования Y-хромосомы, которая передаётся от отца к сыну, доказали, что все люди за пределами Африки — прямые потомки одной группы сапиенсов, покинувшей этот континент несколько десятков тысяч лет назад. Видимо, они переправились через «Врата скорби» — Баб-эль-Мандебский пролив. Датировка этого выхода остаётся предметом дискуссий и колеблется в пределах 85-60 тысяч лет назад.

Эксперт по историческим вопросам

В данном случае, конечно, «за скобки» следует вынести более поздние миграции негроидов в другие части света. Как правило, принудительные.

От матери к дочери передаётся митохондриальная ДНК. Генетики определили возраст Евы — но не библейской, как это поняли многие, прочитав статьи в журналах. Ева — это условное название прямого предка всех современных женщин по материнской линии. Она жила примерно 160-200 тысяч лет назад, что вполне согласуется с находками.

Забытые родственники — «денисовцы»

Последующие исследования группы Сванте Паабе, когда был расшифрован геном неандертальцев, а затем и «денисовцев», обитавших на Алтае, усложнили картину. Сначала удалось доказать, что те самые вышедшие из Африки сапиенсы где-то на Ближнем Востоке немножко породнились с неандертальцами: в геномах всех внеафриканских сапиенсов присутствует около двух процентов неандертальской ДНК. То есть «чистые сапиенсы» остались только в Африке. А затем выяснилось, что позже часть сапиенсов в Азии породнилась ещё и с «денисовцами», получившими такое название от Денисовой пещеры в Алтайском крае.

Первая встреча сапиенсов с денисовцами, художник Джон Фостер

Стоп, а кто такие «денисовцы»? Они плохо укладываются в стандартную схему антропогенеза.

Генетика позволила разгадать и этот ребус. Одна группа древних Homo покинула Африку примерно 600-700 тысяч лет назад и затем разделилась. Одни пошли налево, в холодную Европу, где в суровых условиях и эволюционировали в неандертальцев.

Неандертальцы были единственными настоящими европейцами.

Другие отправились направо, на восток Азии, превратившись там в денисовцев. При этом они породнились там с ещё какой-то неизвестной популяцией Homo, получив от них МтДНК.

Затем произошёл неандертальский «бросок на восток». На Алтае они встретились и вступили в контакт со своими дальними, уже во всех отношениях, родственниками — денисовцами.

В ДНК алтайских неандертальцев нашлись следы Homo sapiens. Учёные трактуют это как след первой волны выхода из Африки людей современного типа. Возможно, те самые сапиенсы из израильских пещер не исчезли бесследно!

Результаты генетических исследований привели к замещению моноцентрической теории сетевой. Эта схема предполагает обмен генами между различными видами Homo.

Как всё запутано!

В целом научные представления сейчас рисуют такую картину. Видимо, имели место древние миграции сапиенсов за пределы Африки, которые оставили мало следов в современных геномах. Затем, порядка 60 тысяч лет назад, произошла одна крупная миграция, которая и внесла основной вклад в генофонд нынешнего внеафриканского человечества.

Схема миграций Homo sapiens
Схема миграций Homo sapiens (источник фото)

Этот гордиев узел ещё не полностью распутан, но на сегодня генетиками доказано пять эпизодов межвидовой гибридизации у Homo.

Во-первых, приток генов от неандертальцев— к вышедшим из Африки сапиенсам порядка 55-60 тысяч лет назад.

Во-вторых — приток генов от древних сапиенсов, видимо, первой волны, к алтайским неандертальцам (у европейских неандертальцев эти следы отсутствуют).

В-третьих, очень серьёзный приток генов от каких-то архаичных людей (вероятно, поздних Homo erectus) к денисовцам.

В-четвёртых, небольшой приток генов от алтайских неандертальцев — к денисовцам.

И, наконец, в-пятых, от денисовцев — к предкам современных жителей Австралии и Океании, а также, в меньшей степени, к предкам современного населения Южной и Восточной Азии.

То есть в этом кроссворде сапиенсы дважды пересекаются с неандертальцами, а и те и другие — с денисовцами. Ну и последние, в свою очередь, ещё с кем-то — по вертикали.

Эксперт по историческим вопросам

В этот кроссворд надо вписать и катастрофический взрыв супервулкана Тоба на острове Суматра примерно 75 тысяч лет назад. От него больше всего пострадали Малайзия и Индия. Считается, что это извержение привело к «эффекту бутылочного горлышка» — резкому уменьшению численности человеческой популяции. Впрочем, это лишь красивая гипотеза.

Палеогенетика помогает определять существование видов Homo, о которых не знали антропологи.

Сапиенсы расселялись по Евразии, где уже обитали различные группы Homo. Они встречались — и периодически давали потомство. Так как метисация с сапиенсами в целом была небольшой, вероятно, там существовали какие-то репродуктивные барьеры. По мнению ряда учёных, это свидетельство того, что неандертальцы и сапиенсы за несколько сот тысяч лет превратились в различные виды, с частичной репродуктивной несовместимостью.

Но не всё так просто! Имела место и более поздняя метисация неандертальцев и сапиенсов в Европе. Так, один сапиенс, живший 42–37 тысяч лет назад на территории Румынии (из пещеры Оасе), оказался потомком неандертальца в четвёртом-шестом поколении. Но эти поздние скрещивания не оставили в нашем генофонде заметных следов. Видимо, их потомки не выжили.

Реконструкция сапиенса из пещеры Оасе
Реконструкция сапиенса из пещеры Оасе (источник фото)

А вот в геномах европейских неандертальцев следов сапиенсов не обнаружено. По крайней мере, пока.

Завоеватели: почему сапиенсы победили?

Если вынести за скобки незначительные генетические следы бедных дальних родственников (неандертальцев и денисовцев), то всё современное внеафриканское человечество — это потомки одной волны мигрантов, вышедших из Африки около 60 тысяч лет назад. Видимо, у них на руках был какой-то сильный козырь, который и позволил им завоевать всю планету, при этом вытеснив не только прочих Homo, но и ранних сапиенсов. Мы пока не знаем, в чём состояло их преимущество — и было ли оно культурным или генетическим.

По распространённой точке зрения, жизнь неандертальцев была намного более опасной. Однако недавние исследования черепных травм у неандертальцев и древних сапиенсов опровергают это. Общий уровень травматизма у палеолитических охотников обоих видов оказался практически одинаковым.

Эксперт по историческим вопросам

Единственное различие, которое удалось выявить в этом исследовании, связано с распределением черепных травм по возрасту. У неандертальцев, умерших молодыми (в возрасте от 12 до 30 лет), черепные травмы встречаются чаще, чем у тех, «кому за 30». У сапиенсов — наоборот. При этом большинство черепных травм в данной выборке не были непосредственной причиной смерти.

Мозг у неандертальцев был не меньше. После встречи в Европе с сапиенсами неандертальцы создали новую культуру, известную как шательперрон. И они не просто пытались подражать кроманьонцам. Как отмечает палеонтолог Леонид Вияшняцкий, многие костяные орудия неандертальцев были оригинальными — ничего подобного у сапиенсов тогда не имелось.

Где собака зарыта?

Иногда большую роль в победе кроманьонцев над неандертальцами отводят союзу кроманьонцев с собакой. Однако палеогенетика позволяет решить ребусы, связанные не только с происхождением людей.

Собака — друг кроманьонца?

Но многолетние исследования образцов ДНК, собранных у собак и волков, привели к неожиданному выводу. Выяснилось, что все современные собаки произошли от южнокитайских волков и были приручены не ранее 16 тысяч лет назад. А как же быть с более древними находками? Это либо первые попытки доместикации, которые закончились неудачно, либо кости диких волков. В любом случае, собака не могла стать фактором победы кроманьонца над неандертальцами — союз собаки и человека тогда ещё не был заключён.

Тайны планеты обезьян: как появилось человечество
(Фото: Художник Дэн Бурр)

Лук со стрелами и копьеметалка кроманьонцам во время завоевания Европы были ещё неизвестны. Вопрос, почему сапиенсы победили, остаётся открытым. Убедительных объяснений нет.

Африканские сюрпризы

Считается, что археологи и палеонтологи хорошо исследовали Африку. На самом деле подобное справедливо лишь к восточной её части. На континенте в жанре «нуар» есть много плохо изученных регионов.

Учёные хорошо усвоили то, что доктор прописал:

«В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать,
Не ходите, дети, в Африку гулять».

…и предпочитают туда не соваться.

Сюрприз принесли генетические исследования трёх реликтовых африканских групп — пигмеев в западном Камеруне, а также народностей хадза и сандаве в Танзании. Эти племена и сейчас ведут жизнь охотников и собирателей.

Камерунские пигмеи

В их геномах были обнаружены следы относительно недавней (несколько десятков тысяч лет назад) метисации с неизвестным видом Homo, который отсоединился от общего эволюционного ствола не позднее 700 тысяч лет назад.

Видимо, в Африке длительное время, параллельно с людьми современного типа, жило какое-то альтернативное человечество, о котором палеонтологам пока ничего не известно!

Планета обезьян ещё не открыла все свои тайны…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов