Ликбез

Тайны планеты обезьян: как появилось человечество

Мы — не планета Земля. Мы — планета обезьян! Вопросы о происхождении человечества безостановочно терзают умы людей. Тайны появления Homo sapiеns и его победного шествия по планете, а также новые научные загадки — в нашем материале.
Михаил Поликарпов /

Homo загадывают ребусы

Вопрос появления Homo sapiеns является, наверное, самым острым в науках о человеческом обществе.

Несколько десятилетий среди антропологов шла дискуссия между «моноцентристами» и «полицентристами». Первые считали, что человек современного типа появился в одном месте и уже впоследствии расселился по всей планете. Эту теорию остроумно назвали теорией «Ноева Ковчега». Полицентристы же считали, что появление Homo sapiеns произошло в нескольких местах независимо друг от друга, в процессе эволюции более примитивных форм.

Эксперт по историческим вопросам

По существующей классификации человека как биологического вида, Homo sapiеns входит в отряд «приматы», подотряд «обезьяны», … семейство — гоминиды, род — человек, вид — человек разумный.

Вообще, в теориях у антропологов не было недостатка. Как правило, считалось, что Homo sapiens произошёл от неандертальца. Впрочем, существовала точка зрения, согласно которой неандертальцы и кроманьонцы вообще произошли от различных человекообразных обезьян — гориллы и орангутана.

Были и экзотические гипотезы. Например, предполагалось происхождение человека от водной обезьяны, которая обитала в каких-то водоёмах…

«О, сколько нам открытий чудных»!

С тех пор наука ушла далеко вперёд. Находки показали, что люди современного типа появились в восточной Африке 160-200 тысяч лет назад — намного раньше, чем в других частях Света.

Эксперт по историческим вопросам

Исключением являются лишь находки скелетов ранних сапиенсов на территории Израиля в пещерах Схул и Кафзех, возраст которых составляет 120—80 тысяч лет. Они считаются свидетельством первой попытки выхода Homo sapiens из Африки. В последующие пару десятков тысяч лет на территории Израиля обитали неандертальцы. А в 2018 году при раскопках на горе Кармель в Израиле нашли челюсть человека, пролежавшую в земле ещё на несколько десятков тысяч лет больше. Возможно, наши предки вышли из Африки почти 200 тысяч лет назад.

Выходы из Африки гоминидов происходили и раньше (первый — примерно 1,8 млн лет назад). Это были архаичные виды. Но они уже использовали огонь и изготавливали орудия труда.

И только в Африке есть достаточное количество переходных форм, позволяющих проследить постепенную трансформацию местных Homo erectus в людей современного типа. Кроме того, по строению скелета первые сапиенсы, появившиеся в Европе, явно были «тропическими».

Изменение пропорций скелета в качестве адаптации к холодному климату произошло позже.

Ноев Ковчег: торжество моноцентризма

Затем на помощь учёным пришла палеогенетика, давшая инструментарий с возможностями, о которых раньше можно было лишь мечтать. Так, исследования Y-хромосомы, которая передаётся от отца к сыну, доказали, что все люди за пределами Африки — прямые потомки одной группы сапиенсов, покинувшей этот континент несколько десятков тысяч лет назад. Видимо, они переправились через «Врата скорби» — Баб-эль-Мандебский пролив. Датировка этого выхода остаётся предметом дискуссий и колеблется в пределах 85-60 тысяч лет назад.

Эксперт по историческим вопросам

В данном случае, конечно, «за скобки» следует вынести более поздние миграции негроидов в другие части света. Как правило, принудительные.

От матери к дочери передаётся митохондриальная ДНК. Генетики определили возраст Евы — но не библейской, как это поняли многие, прочитав статьи в журналах. Ева — это условное название прямого предка всех современных женщин по материнской линии. Она жила примерно 160-200 тысяч лет назад, что вполне согласуется с находками.

Забытые родственники — «денисовцы»

Последующие исследования группы Сванте Паабе, когда был расшифрован геном неандертальцев, а затем и «денисовцев», обитавших на Алтае, усложнили картину. Сначала удалось доказать, что те самые вышедшие из Африки сапиенсы где-то на Ближнем Востоке немножко породнились с неандертальцами: в геномах всех внеафриканских сапиенсов присутствует около двух процентов неандертальской ДНК. То есть «чистые сапиенсы» остались только в Африке. А затем выяснилось, что позже часть сапиенсов в Азии породнилась ещё и с «денисовцами», получившими такое название от Денисовой пещеры в Алтайском крае.

Первая встреча сапиенсов с денисовцами, художник Джон Фостер

Стоп, а кто такие «денисовцы»? Они плохо укладываются в стандартную схему антропогенеза.

Генетика позволила разгадать и этот ребус. Одна группа древних Homo покинула Африку примерно 600-700 тысяч лет назад и затем разделилась. Одни пошли налево, в холодную Европу, где в суровых условиях и эволюционировали в неандертальцев.

Неандертальцы были единственными настоящими европейцами.

Другие отправились направо, на восток Азии, превратившись там в денисовцев. При этом они породнились там с ещё какой-то неизвестной популяцией Homo, получив от них МтДНК.

Затем произошёл неандертальский «бросок на восток». На Алтае они встретились и вступили в контакт со своими дальними, уже во всех отношениях, родственниками — денисовцами.

В ДНК алтайских неандертальцев нашлись следы Homo sapiens. Учёные трактуют это как след первой волны выхода из Африки людей современного типа. Возможно, те самые сапиенсы из израильских пещер не исчезли бесследно!

Результаты генетических исследований привели к замещению моноцентрической теории сетевой. Эта схема предполагает обмен генами между различными видами Homo.

Как всё запутано!

В целом научные представления сейчас рисуют такую картину. Видимо, имели место древние миграции сапиенсов за пределы Африки, которые оставили мало следов в современных геномах. Затем, порядка 60 тысяч лет назад, произошла одна крупная миграция, которая и внесла основной вклад в генофонд нынешнего внеафриканского человечества.

Схема миграций Homo sapiens (источник фото)

Этот гордиев узел ещё не полностью распутан, но на сегодня генетиками доказано пять эпизодов межвидовой гибридизации у Homo.

Во-первых, приток генов от неандертальцев— к вышедшим из Африки сапиенсам порядка 55-60 тысяч лет назад.

Во-вторых — приток генов от древних сапиенсов, видимо, первой волны, к алтайским неандертальцам (у европейских неандертальцев эти следы отсутствуют).

В-третьих, очень серьёзный приток генов от каких-то архаичных людей (вероятно, поздних Homo erectus) к денисовцам.

В-четвёртых, небольшой приток генов от алтайских неандертальцев — к денисовцам.

И, наконец, в-пятых, от денисовцев — к предкам современных жителей Австралии и Океании, а также, в меньшей степени, к предкам современного населения Южной и Восточной Азии.

То есть в этом кроссворде сапиенсы дважды пересекаются с неандертальцами, а и те и другие — с денисовцами. Ну и последние, в свою очередь, ещё с кем-то — по вертикали.

Эксперт по историческим вопросам

В этот кроссворд надо вписать и катастрофический взрыв супервулкана Тоба на острове Суматра примерно 75 тысяч лет назад. От него больше всего пострадали Малайзия и Индия. Считается, что это извержение привело к «эффекту бутылочного горлышка» — резкому уменьшению численности человеческой популяции. Впрочем, это лишь красивая гипотеза.

Палеогенетика помогает определять существование видов Homo, о которых не знали антропологи.

Сапиенсы расселялись по Евразии, где уже обитали различные группы Homo. Они встречались — и периодически давали потомство. Так как метисация с сапиенсами в целом была небольшой, вероятно, там существовали какие-то репродуктивные барьеры. По мнению ряда учёных, это свидетельство того, что неандертальцы и сапиенсы за несколько сот тысяч лет превратились в различные виды, с частичной репродуктивной несовместимостью.

Но не всё так просто! Имела место и более поздняя метисация неандертальцев и сапиенсов в Европе. Так, один сапиенс, живший 42–37 тысяч лет назад на территории Румынии (из пещеры Оасе), оказался потомком неандертальца в четвёртом-шестом поколении. Но эти поздние скрещивания не оставили в нашем генофонде заметных следов. Видимо, их потомки не выжили.

Реконструкция сапиенса из пещеры Оасе (источник фото)

А вот в геномах европейских неандертальцев следов сапиенсов не обнаружено. По крайней мере, пока.

Завоеватели: почему сапиенсы победили?

Если вынести за скобки незначительные генетические следы бедных дальних родственников (неандертальцев и денисовцев), то всё современное внеафриканское человечество — это потомки одной волны мигрантов, вышедших из Африки около 60 тысяч лет назад. Видимо, у них на руках был какой-то сильный козырь, который и позволил им завоевать всю планету, при этом вытеснив не только прочих Homo, но и ранних сапиенсов. Мы пока не знаем, в чём состояло их преимущество — и было ли оно культурным или генетическим.

По распространённой точке зрения, жизнь неандертальцев была намного более опасной. Однако недавние исследования черепных травм у неандертальцев и древних сапиенсов опровергают это. Общий уровень травматизма у палеолитических охотников обоих видов оказался практически одинаковым.

Эксперт по историческим вопросам

Единственное различие, которое удалось выявить в этом исследовании, связано с распределением черепных травм по возрасту. У неандертальцев, умерших молодыми (в возрасте от 12 до 30 лет), черепные травмы встречаются чаще, чем у тех, «кому за 30». У сапиенсов — наоборот. При этом большинство черепных травм в данной выборке не были непосредственной причиной смерти.

Мозг у неандертальцев был не меньше. После встречи в Европе с сапиенсами неандертальцы создали новую культуру, известную как шательперрон. И они не просто пытались подражать кроманьонцам. Как отмечает палеонтолог Леонид Вияшняцкий, многие костяные орудия неандертальцев были оригинальными — ничего подобного у сапиенсов тогда не имелось.

Где собака зарыта?

Иногда большую роль в победе кроманьонцев над неандертальцами отводят союзу кроманьонцев с собакой. Однако палеогенетика позволяет решить ребусы, связанные не только с происхождением людей.

Собака — друг кроманьонца?

Но многолетние исследования образцов ДНК, собранных у собак и волков, привели к неожиданному выводу. Выяснилось, что все современные собаки произошли от южнокитайских волков и были приручены не ранее 16 тысяч лет назад. А как же быть с более древними находками? Это либо первые попытки доместикации, которые закончились неудачно, либо кости диких волков. В любом случае, собака не могла стать фактором победы кроманьонца над неандертальцами — союз собаки и человека тогда ещё не был заключён.

(Фото: Художник Дэн Бурр)

Лук со стрелами и копьеметалка кроманьонцам во время завоевания Европы были ещё неизвестны. Вопрос, почему сапиенсы победили, остаётся открытым. Убедительных объяснений нет.

Африканские сюрпризы

Считается, что археологи и палеонтологи хорошо исследовали Африку. На самом деле подобное справедливо лишь к восточной её части. На континенте в жанре «нуар» есть много плохо изученных регионов.

Учёные хорошо усвоили то, что доктор прописал:

«В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать,
Не ходите, дети, в Африку гулять».

…и предпочитают туда не соваться.

Сюрприз принесли генетические исследования трёх реликтовых африканских групп — пигмеев в западном Камеруне, а также народностей хадза и сандаве в Танзании. Эти племена и сейчас ведут жизнь охотников и собирателей.

Камерунские пигмеи

В их геномах были обнаружены следы относительно недавней (несколько десятков тысяч лет назад) метисации с неизвестным видом Homo, который отсоединился от общего эволюционного ствола не позднее 700 тысяч лет назад.

Видимо, в Африке длительное время, параллельно с людьми современного типа, жило какое-то альтернативное человечество, о котором палеонтологам пока ничего не известно!

Планета обезьян ещё не открыла все свои тайны…

Сушка сушке рознь!
Краткий справочник-определитель по Су-27 и его родственникам
Для любителей орнитологии выпускают специальные атласы-определители птиц. Орнитологов при этом не то чтобы очень много, а тех, кто увлекается военной техникой, никак не меньше. Интересуетесь? Мы решили вас порадовать: составить краткий определитель распространённых вариантов наиболее известного семейства современных отечественных боевых самолетов — Су-27.
Из чего состоит бомбардировщик?
Точно знаешь? А если спрошу?
Вопрос не праздный, на самом деле. Это сейчас мы привыкли к тому, что самолёты становятся все более похожими друг на друга и десятками лет не меняются. В 1940-е годы (до и во время Второй мировой) военные нужды разных стран разогнали прогресс в авиации до такой скорости, что, например, среди тяжелых бомбардировщиков с 1939-го по 1945-й годы сменилось целых три поколения. Глядя на это время, можно увидеть, насколько поменялось за последние 80 лет понимание прогресса — достигнув оптимальных лётных характеристик, конструкторы стали «вылизывать» начинку и материалы.
Раджпуты — индийские самураи
Храбрость, жестокость и самоубийственно строгий кодекс чести
На западе современной Индии, у границы с Пакистаном есть суровая и живописная пустынная земля — Раджастан. Имя ему дали раджпуты, «сыны раджей». Фанатично приверженные кшатрийским воинским идеалам и древней вере Индии, они предпочитали гордо шагнуть в пылающий костёр, но не склонить головы перед торжествующим врагом.
«Kilroy was here»
Откуда взялся главный военный мем Второй мировой
Встречался ли вам когда-нибудь незамысловатый рисунок-граффити «Kilroy was here»? Прямая линия — это стена. Из-за неё выглядывает лысый тип с внушительного размера носом (аж перевешивается наружу — Буратино и Пиноккио обзавидовались бы). Вот и всё, не считая пальцев, которыми тип держится за стену. Это и есть тот самый овеянный легендами Килрой, который «был здесь».
Как начинают войны: ликбез
Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.
Что общего у самолёта, пистолета и открывалки?
Когда появляются новые образцы вооружения, им присваиваются кодовые обозначения. Естественно, очень часто они пересекаются друг с другом. Например, обозначение «M-1» включает в себя около двадцати единиц техники, оружия и снаряжения, от касок до танков. Есть и другие, не менее известные примеры, например, код «Р-38». О нём сегодня и поговорим.
Добровольцы, наёмники, ЧВК. Ликбез
Как мы уже выяснили, война сегодня — дело непростое. Она вроде бы есть, но в то же время её как бы и нет. Новой неуловимой войне требуются новые методы и солдаты, такие же неоднозначные, как и она сама.
Шефские полки. Что это такое?
Ваш вензель на нашей униформе, дорого
Читая историческую литературу XVIII — начала ХХ веков, вы будете часто сталкиваться со словосочетанием «шеф полка». Звучит вроде бы понятно, но, на самом деле, ясности не вносит. Что за шеф такой? Почему сразу не босс? Постараемся ответить.
В чем разница между разведчиком и шпионом? Ликбез
Как и в случае с наёмниками и добровольцами, разница между шпионами и разведчиками для многих проходит по линии личных симпатий. Однако международное военное право (и не только оно) расставляет точки над «i».
Hoвости СМИ2
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

Надо было сдаваться? 6 мифов о Великой Отечественной и Победе

«Жалко всех солдат по обе стороны фронта», «жили бы в европейской стране», «наши немецких пилотов летать учили». Празднование 9 мая в очередной раз показало, насколько неоднозначно воспринимаются события отгремевшей войны. WARHEAD.SU разобрал некоторые спорные моменты — посмотрим, что же с ними не так.

Рецепт покорения мира: почему монголы побеждали?

Даже великие завоевания Александра Македонского бледнеют в сравнении с размахом империи Чингисхана. Но почему простые кочевники, обитавшие на периферии цивилизованного мира, смогли повергнуть армии мощных и обширных государств от Востока до Запада? В чём причина их военных успехов?

«Тяжёлая кавалерия» Нормандии: как эсминцы переломили исход высадки на Омаха-Бич

Правило «артиллерия — бог войны» никто не отменял. 6 июня 1944 года в секторе высадки «Омаха» в Нормандии всё с самого начала пошло не так из-за неадекватной артиллерийской подготовки. Оставалось надеяться лишь на героизм пехоты и смекалку моряков.

Ту-160 или ПАК ДА: что нужнее российским ВВС?

Модернизировать Ту-160 или направить усилия и средства на футуристический ПАК ДА? Ветеран «Белый лебедь» или самолёт XXI века: что нужнее нашим ВВС сегодня? Об этом дискутируют наши авторы.

9-я рота по-американски: битва в Ванате

Талибы для американских войск в основном были и остаются невидимым противником, закладывающим фугасы на дорогах и беспокоящим обстрелами. Но летом 2008-го афганские боевики едва не уничтожили прямой атакой опорный пункт американских десантников и нанесли им тяжёлые потери. Битва в посёлке Ванат была похожа на бой советской 9-й парашютно-десантной роты, оборонявшей высоту 3434.

Тест: какой вы вымышленный злодей?

Сознайтесь — хотели бы покорить мир и всё тут переделать? В искусстве часто изображают злодеями тех, кто пытается что-то изменить, и героями тех, кто защищает статус-кво. Учёный — почти наверняка опасный маньяк, прилежный ученик — уже в группе риска. А ведь есть ещё военные, черти и рептилоиды! Посмотрим, какой злодей мог бы из вас получиться.

Операция «Табарин»: с кем англичане воевали в Антарктиде?

Власти скрывают! Но мы знаем всё о самом дальнем и странном «фронте» Второй мировой войны. Приготовьтесь узнать страшную правду о том, как отважные бойцы британской SAS бились с эсэсовцами и исчадиями «Аненербе» в подземельях Антарктиды!

Кто кого: польский орёл против чешского льва в 1945-м

Казалось, к лету 1945-го все народы Европы мечтали исключительно о мире. Увы, даже после окончания Второй мировой хватало желающих кинуться делить границы во имя «исконных» земель. К середине июня 1945 года армии Польши и Чехословакии замерли на боевых позициях, успев отжать друг у друга спорные земли, обменяться залпами артиллерии и понести потери.

Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
На каждую хитрую «Тошибу»: как японская жадность помогла СССР

Делаем советские подлодки тихими! Как обойти санкции, но при этом с размахом натупить? Читайте историю великого скандала 1980-х годов «Toshiba-Kongsberg».

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

«Штурмовик Судного дня»: секретный проект советского постапокалипсиса
Ядерная война — это конец современной цивилизации. Упадут бомбы, в прошлом останутся правительства и страны, промышленность и нормальные армии. Останется только он — советский «штурмовик Судного дня». Что это за проект и на что надеялись советские военные?
Мнимые неудачники Курска: так ли плох «Фердинанд»?
Немецкие самоходки «Фердинанд» уже давно назначены главными неудачниками Курской битвы. Им достались и пренебрежительные реплики отца танковых войск Германии Гудериана, и внимание советских фотокоров, со всех сторон запечатлевших для потомков брошенные у станции Поныри самоходки. Однако мало кто помнит и знает, что было потом, после Понырей.
Спасти обречённых: пять альтернатив 1941 года
Стоявшие у границы советские войска были обречены на гибель. Их было на круг 40 дивизий против 100 в германской армии вторжения. Остальная армия не могла им помочь, будучи не в силах преодолеть сотню или даже все 300 километров. Но как развивались бы события, если бы тогда, в 1941 году, всё пошло по-другому?

Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?