Ликбез

Тайны планеты обезьян: как появилось человечество

Мы — не планета Земля. Мы — планета обезьян! Вопросы о происхождении человечества безостановочно терзают умы людей. Тайны появления Homo sapiеns и его победного шествия по планете, а также новые научные загадки — в нашем материале.
Михаил Поликарпов /

Homo загадывают ребусы

Вопрос появления Homo sapiеns является, наверное, самым острым в науках о человеческом обществе.

Несколько десятилетий среди антропологов шла дискуссия между «моноцентристами» и «полицентристами». Первые считали, что человек современного типа появился в одном месте и уже впоследствии расселился по всей планете. Эту теорию остроумно назвали теорией «Ноева Ковчега». Полицентристы же считали, что появление Homo sapiеns произошло в нескольких местах независимо друг от друга, в процессе эволюции более примитивных форм.

Эксперт по историческим вопросам

По существующей классификации человека как биологического вида, Homo sapiеns входит в отряд «приматы», подотряд «обезьяны», … семейство — гоминиды, род — человек, вид — человек разумный.

Вообще, в теориях у антропологов не было недостатка. Как правило, считалось, что Homo sapiens произошёл от неандертальца. Впрочем, существовала точка зрения, согласно которой неандертальцы и кроманьонцы вообще произошли от различных человекообразных обезьян — гориллы и орангутана.

Были и экзотические гипотезы. Например, предполагалось происхождение человека от водной обезьяны, которая обитала в каких-то водоёмах…

«О, сколько нам открытий чудных»!

С тех пор наука ушла далеко вперёд. Находки показали, что люди современного типа появились в восточной Африке 160-200 тысяч лет назад — намного раньше, чем в других частях Света.

Эксперт по историческим вопросам

Исключением являются лишь находки скелетов ранних сапиенсов на территории Израиля в пещерах Схул и Кафзех, возраст которых составляет 120—80 тысяч лет. Они считаются свидетельством первой попытки выхода Homo sapiens из Африки. В последующие пару десятков тысяч лет на территории Израиля обитали неандертальцы. А в 2018 году при раскопках на горе Кармель в Израиле нашли челюсть человека, пролежавшую в земле ещё на несколько десятков тысяч лет больше. Возможно, наши предки вышли из Африки почти 200 тысяч лет назад.

Выходы из Африки гоминидов происходили и раньше (первый — примерно 1,8 млн лет назад). Это были архаичные виды. Но они уже использовали огонь и изготавливали орудия труда.

И только в Африке есть достаточное количество переходных форм, позволяющих проследить постепенную трансформацию местных Homo erectus в людей современного типа. Кроме того, по строению скелета первые сапиенсы, появившиеся в Европе, явно были «тропическими».

Изменение пропорций скелета в качестве адаптации к холодному климату произошло позже.

Ноев Ковчег: торжество моноцентризма

Затем на помощь учёным пришла палеогенетика, давшая инструментарий с возможностями, о которых раньше можно было лишь мечтать. Так, исследования Y-хромосомы, которая передаётся от отца к сыну, доказали, что все люди за пределами Африки — прямые потомки одной группы сапиенсов, покинувшей этот континент несколько десятков тысяч лет назад. Видимо, они переправились через «Врата скорби» — Баб-эль-Мандебский пролив. Датировка этого выхода остаётся предметом дискуссий и колеблется в пределах 85-60 тысяч лет назад.

Эксперт по историческим вопросам

В данном случае, конечно, «за скобки» следует вынести более поздние миграции негроидов в другие части света. Как правило, принудительные.

От матери к дочери передаётся митохондриальная ДНК. Генетики определили возраст Евы — но не библейской, как это поняли многие, прочитав статьи в журналах. Ева — это условное название прямого предка всех современных женщин по материнской линии. Она жила примерно 160-200 тысяч лет назад, что вполне согласуется с находками.

Забытые родственники — «денисовцы»

Последующие исследования группы Сванте Паабе, когда был расшифрован геном неандертальцев, а затем и «денисовцев», обитавших на Алтае, усложнили картину. Сначала удалось доказать, что те самые вышедшие из Африки сапиенсы где-то на Ближнем Востоке немножко породнились с неандертальцами: в геномах всех внеафриканских сапиенсов присутствует около двух процентов неандертальской ДНК. То есть «чистые сапиенсы» остались только в Африке. А затем выяснилось, что позже часть сапиенсов в Азии породнилась ещё и с «денисовцами», получившими такое название от Денисовой пещеры в Алтайском крае.

Первая встреча сапиенсов с денисовцами, художник Джон Фостер

Стоп, а кто такие «денисовцы»? Они плохо укладываются в стандартную схему антропогенеза.

Генетика позволила разгадать и этот ребус. Одна группа древних Homo покинула Африку примерно 600-700 тысяч лет назад и затем разделилась. Одни пошли налево, в холодную Европу, где в суровых условиях и эволюционировали в неандертальцев.

Неандертальцы были единственными настоящими европейцами.

Другие отправились направо, на восток Азии, превратившись там в денисовцев. При этом они породнились там с ещё какой-то неизвестной популяцией Homo, получив от них МтДНК.

Затем произошёл неандертальский «бросок на восток». На Алтае они встретились и вступили в контакт со своими дальними, уже во всех отношениях, родственниками — денисовцами.

В ДНК алтайских неандертальцев нашлись следы Homo sapiens. Учёные трактуют это как след первой волны выхода из Африки людей современного типа. Возможно, те самые сапиенсы из израильских пещер не исчезли бесследно!

Результаты генетических исследований привели к замещению моноцентрической теории сетевой. Эта схема предполагает обмен генами между различными видами Homo.

Как всё запутано!

В целом научные представления сейчас рисуют такую картину. Видимо, имели место древние миграции сапиенсов за пределы Африки, которые оставили мало следов в современных геномах. Затем, порядка 60 тысяч лет назад, произошла одна крупная миграция, которая и внесла основной вклад в генофонд нынешнего внеафриканского человечества.

Схема миграций Homo sapiens (источник фото)

Этот гордиев узел ещё не полностью распутан, но на сегодня генетиками доказано пять эпизодов межвидовой гибридизации у Homo.

Во-первых, приток генов от неандертальцев— к вышедшим из Африки сапиенсам порядка 55-60 тысяч лет назад.

Во-вторых — приток генов от древних сапиенсов, видимо, первой волны, к алтайским неандертальцам (у европейских неандертальцев эти следы отсутствуют).

В-третьих, очень серьёзный приток генов от каких-то архаичных людей (вероятно, поздних Homo erectus) к денисовцам.

В-четвёртых, небольшой приток генов от алтайских неандертальцев — к денисовцам.

И, наконец, в-пятых, от денисовцев — к предкам современных жителей Австралии и Океании, а также, в меньшей степени, к предкам современного населения Южной и Восточной Азии.

То есть в этом кроссворде сапиенсы дважды пересекаются с неандертальцами, а и те и другие — с денисовцами. Ну и последние, в свою очередь, ещё с кем-то — по вертикали.

Эксперт по историческим вопросам

В этот кроссворд надо вписать и катастрофический взрыв супервулкана Тоба на острове Суматра примерно 75 тысяч лет назад. От него больше всего пострадали Малайзия и Индия. Считается, что это извержение привело к «эффекту бутылочного горлышка» — резкому уменьшению численности человеческой популяции. Впрочем, это лишь красивая гипотеза.

Палеогенетика помогает определять существование видов Homo, о которых не знали антропологи.

Сапиенсы расселялись по Евразии, где уже обитали различные группы Homo. Они встречались — и периодически давали потомство. Так как метисация с сапиенсами в целом была небольшой, вероятно, там существовали какие-то репродуктивные барьеры. По мнению ряда учёных, это свидетельство того, что неандертальцы и сапиенсы за несколько сот тысяч лет превратились в различные виды, с частичной репродуктивной несовместимостью.

Но не всё так просто! Имела место и более поздняя метисация неандертальцев и сапиенсов в Европе. Так, один сапиенс, живший 42–37 тысяч лет назад на территории Румынии (из пещеры Оасе), оказался потомком неандертальца в четвёртом-шестом поколении. Но эти поздние скрещивания не оставили в нашем генофонде заметных следов. Видимо, их потомки не выжили.

Реконструкция сапиенса из пещеры Оасе (источник фото)

А вот в геномах европейских неандертальцев следов сапиенсов не обнаружено. По крайней мере, пока.

Завоеватели: почему сапиенсы победили?

Если вынести за скобки незначительные генетические следы бедных дальних родственников (неандертальцев и денисовцев), то всё современное внеафриканское человечество — это потомки одной волны мигрантов, вышедших из Африки около 60 тысяч лет назад. Видимо, у них на руках был какой-то сильный козырь, который и позволил им завоевать всю планету, при этом вытеснив не только прочих Homo, но и ранних сапиенсов. Мы пока не знаем, в чём состояло их преимущество — и было ли оно культурным или генетическим.

По распространённой точке зрения, жизнь неандертальцев была намного более опасной. Однако недавние исследования черепных травм у неандертальцев и древних сапиенсов опровергают это. Общий уровень травматизма у палеолитических охотников обоих видов оказался практически одинаковым.

Эксперт по историческим вопросам

Единственное различие, которое удалось выявить в этом исследовании, связано с распределением черепных травм по возрасту. У неандертальцев, умерших молодыми (в возрасте от 12 до 30 лет), черепные травмы встречаются чаще, чем у тех, «кому за 30». У сапиенсов — наоборот. При этом большинство черепных травм в данной выборке не были непосредственной причиной смерти.

Мозг у неандертальцев был не меньше. После встречи в Европе с сапиенсами неандертальцы создали новую культуру, известную как шательперрон. И они не просто пытались подражать кроманьонцам. Как отмечает палеонтолог Леонид Вияшняцкий, многие костяные орудия неандертальцев были оригинальными — ничего подобного у сапиенсов тогда не имелось.

Где собака зарыта?

Иногда большую роль в победе кроманьонцев над неандертальцами отводят союзу кроманьонцев с собакой. Однако палеогенетика позволяет решить ребусы, связанные не только с происхождением людей.

Собака — друг кроманьонца?

Но многолетние исследования образцов ДНК, собранных у собак и волков, привели к неожиданному выводу. Выяснилось, что все современные собаки произошли от южнокитайских волков и были приручены не ранее 16 тысяч лет назад. А как же быть с более древними находками? Это либо первые попытки доместикации, которые закончились неудачно, либо кости диких волков. В любом случае, собака не могла стать фактором победы кроманьонца над неандертальцами — союз собаки и человека тогда ещё не был заключён.

(Фото: Художник Дэн Бурр)

Лук со стрелами и копьеметалка кроманьонцам во время завоевания Европы были ещё неизвестны. Вопрос, почему сапиенсы победили, остаётся открытым. Убедительных объяснений нет.

Африканские сюрпризы

Считается, что археологи и палеонтологи хорошо исследовали Африку. На самом деле подобное справедливо лишь к восточной её части. На континенте в жанре «нуар» есть много плохо изученных регионов.

Учёные хорошо усвоили то, что доктор прописал:

«В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать,
Не ходите, дети, в Африку гулять».

…и предпочитают туда не соваться.

Сюрприз принесли генетические исследования трёх реликтовых африканских групп — пигмеев в западном Камеруне, а также народностей хадза и сандаве в Танзании. Эти племена и сейчас ведут жизнь охотников и собирателей.

Камерунские пигмеи

В их геномах были обнаружены следы относительно недавней (несколько десятков тысяч лет назад) метисации с неизвестным видом Homo, который отсоединился от общего эволюционного ствола не позднее 700 тысяч лет назад.

Видимо, в Африке длительное время, параллельно с людьми современного типа, жило какое-то альтернативное человечество, о котором палеонтологам пока ничего не известно!

Планета обезьян ещё не открыла все свои тайны…

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
С передовой на арену цирка: как воевали клоуны Никулин и Шуйдин
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин посвятили цирку не один десяток лет. Добрых клоунов полюбили тысячи советских зрителей. Но при желании два талантливых артиста могли рассказать и совсем другие, куда менее весёлые истории…
Ликбез: за что мы воевали с Османской империей?
Ни с одной страной Россия не воевала так долго. На протяжении 350 лет полыхали конфликты. Больше 50 лет шли боевые действия. Двенадцать раз начиналась война с турками, и почти всякий раз победа оставалась за Россией. Но почему именно Османская империя стала главным противником русского государства и зачем нам надо было вести эти войны?
«Безумный Макс» в Подмосковье: выставка трофеев сирийской войны
Цивилизация рухнула. Среди пустошей сохранились лишь укреплённые поселения. Их осаждают дикие банды, вооружённые старым армейским или самодельным оружием. «Варбоссы», безумные фанатики верхом на бочке взрывчатки, мегабабахи из пары ржавых труб и, конечно же, груды железа на колёсах… всё это не реквизит очередного блокбастера, а экспозиция трофеев сирийской войны.
Танкерная война: к чему ведут задержания судов в стратегических проливах

Помните 84-й, ирано-иракский конфликт и «танкерную войну» в Персидском заливе? Похоже, ситуация возвращается. Разве что игроки стали осторожнее и предпочитают действовать в серой зоне.

Бешенство в Рейхсканцелярии, или Как японцы Гитлера подставили
Японцы обманули немцев! Коварные азиаты подло втянули Гитлера в ненужную ему мировую войну. Но вот вопрос — а действительно ли это было так? Мы разобрались.
Красота и отвага: кто такие гусары?
Эффектные, лихие и красивые, гусары славились своей готовностью умереть ради славы. Французский генерал Ласалль говорил о них: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!». Мы решили познакомить вас с этими славными вояками поближе.
Секретность и паникёрство: как США от испуга обогнали СССР

Недооценка противника — страшное дело! Из-за советской секретности в годы холодной войны американцы в ужасе придумали коммунистам супероружие — а затем успешно его превзошли.

Вынужденное преодоление: как бились на озере Хасан
Япония решила проверить — а не слабО ли Советам повоевать. Оказалось, не слабО. Но тогда же, в 1938 году, бои на озере Хасан выявили множество проблем — от плохого управления частями до отсутствия нормальной разведки. Недостатки пришлось компенсировать подвигами.
Высота Гамбургер: гора, которая изменила войну во Вьетнаме

Полвека назад, 10 мая 1969 года, солдаты американской 101-й дивизии напоролись на укрепления вьетнамцев у вершины горы Донг Ап-Биа. Началась жесточайшая битва, перевернувшая весь ход вьетнамской войны. Выжившие солдаты назвали эту гору высотой Гамбургер.

Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

Остановка под Варшавой: приказ Сталина или танки Гитлера?

Легенда о том, что советское наступление на Варшаву остановилось по приказу Сталина, родилась не вчера. И тем удивительнее упорство, с которым её регулярно вспоминают. Мы решили разобраться в вопросе.

Рейд на Вильнюс: бессмысленный и беспощадный

Платформы жалобно скрипели под весом «пантер». Эшелоны с танками неслись в Прибалтику. Здесь в середине июля 1944 года немцы хотели остановить неудержимый бег Красной армии к Восточной Пруссии. Однако первая задача «пантер» оказалась неожиданной и сложной — вытащить окружённый гарнизон Вильнюса. Что же у них получилось?

Роковая ошибка генерала Милютина: как армейская реформа разрушила империю

Принято считать, что военные реформы Дмитрия Милютина были очень успешны. По больше части с этим можно согласиться. Но не допустил ли учёный генерал роковую ошибку, ценой которой стало падение Российской империи? WARHEAD.SU пытается разобраться.

Военное сотрудничество СССР и Германии: как это было на самом деле

«Нацистский меч ковался в СССР!». Или не ковался? Да и вообще — как так вышло, что мы помогали немцам? Что происходило до начала Второй мировой с военными отношениями СССР и Германии — в нашей статье.

Триумф на фоне хаоса: как взошла звезда полевой антисептики

Жуткий звук оглушал полевой госпиталь. Это стучали зубами обречённые на смерть септические раненые, несмотря на жару дрожавшие от холода. Избежать тяжелейшего осложнения было можно — антисептика уже была открыта. Но внедрить её ещё предстояло. Как русско-турецкую войну встретила военная медицина и кому она обязана распространением антисептики — читайте в нашей статье.

Феномен помпы с довеском: нестареющая классика или прогресс?

Классическая схема помпового ружья — вот, что ценят истинные любители хорошей стрелковки! Или всё же нет, и пора прислушаться к новой прогрессивной моде и сменить привычную компоновку оружия? Мы решили разобраться.

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.