Беспрецедентная засада: как американцы выживали под обстрелом иракских боевиков

«Без топлива всё остановилось»

Всё началось из-за топлива. Весна 2004 года в Ираке выдалась очень горячей — лидер местных шиитов Муктада ас-Садр призвал к священной войне против американцев. Во многих городах вспыхнули восстания.

Утром 8 апреля иракские боевики подорвали восемь мостов и дорожных развязок к югу от Багдада. Цель — лишить грозные американские танки топлива. В ответ командование США в Ираке выслало к Багдаду конвой с горючим из базы снабжения «Анаконда» — севернее столицы.

«Гантраки» конвоя (фото: Killblane, Richard E. Convoy Ambush Case Studies)

Армейские автоцистерны с топливом, на 5000 галлонов (около 19 000 литров) каждая, вели гражданские контрактники. Военным оставалось «просто» охранять конвой. Однако задача от этого упростилась не сильно.

Во-первых, бронетехники не хватало. Поэтому для защиты драгоценного горючего взяли и наскоро вооружённые грузовики-«гантраки» в стиле   «Безумного Макса».

Во-вторых, на пути ожидались засады. И потому вместо пары раздельных конвоев составили один большой. Всего в колонне поехало 17 цистерн, два тягача «на подхвате» и шесть машин охраны. По уставу на каждые десять грузовиков должна была приходиться одна машина охраны — так что, казалось, защиты у американцев было с лихвой.

Состав конвоя (фото: Killblane, Richard E. Convoy Ambush Case Studies)

В эскорте ехали два бронированных внедорожника «Хамви» (плюс один невооружённый) и четыре пятитонных грузовика марок M931, М923 и M915. Один из M915 дополнительно вёз «Колдуна» (Warlock) — «глушилку» радиоуправляемых фугасов.

«Что за день… Какой чудесный день!»

На 9 апреля выпала Великая пятница перед Пасхой и первая годовщина свержения Хусейна. Огромная колонна двигалась в Багдад. Машины держали стометровый интервал: если одна подорвётся, остальных не зацепит, даже если рванёт «цепочка» фугасов. Но из-за этого колонна растянулась на две мили.

Впереди мчались два «Хамви», за ними — пять цистерн с горючим. Следом шёл бронированный M915 с 12,7-мм пулемётом и «глушилкой». Спустя ещё пять танкеров — грузовик M931 с таким же пулемётом и M923 с автоматическим гранатомётом. И дальше в том же порядке. Замыкал колонну последний вооружённый M931. На всё оружие американским военным выдали двойной боекомплект.

Возглавлял колонну первый лейтенант Мэтью Браун. Его «Хамви» вёл рядовой Джереми Чёрч — резервист, бывший бармен и охранник супермаркета «Волмарт».

Карта засады (фото: Killblane, Richard E. Convoy Ambush Case Studies)

Вскоре отряд миновал три «абрамса», палящих по пригороду Абу-Грейба. Один из танкистов махнул шофёрам поворачивать назад. Однако конвой пошёл дальше.

Обычная засада представляла собой фугас или несколько автоматчиков. Так что был смысл рискнуть — «авось проскочим», — чем разворачивать такую громадную колонну обратно.

Вскоре американцы увидели впереди сожжённый грузовик из прошлого каравана. По совпадению, одна из машин встала — барахлил мотор.

И тут началась пальба! Сотни стрелков — так показалось военным — открыли огонь по отряду.

Пули барабанили по машинам, как дождь по крыше. Топливо из пробоин хлестало фонтанами. На лужах горючего машины скользили как коровы на льду. Дым от пожаров слепил водителей. А тут ещё и фугасы с РПГ пошли в ход…

Горящая цистерна (фото: Hoffman Jon. Tip of the Spear)

А засада была растянута на несколько километров!

Посреди всего этого бедлама Чёрч, как и другие водители, одной рукой рулил, другой стрелял. Пуля попала ему в каску, в лицо — битое стекло. Инстинктивно водитель одёрнул голову. В этот момент рванул фугас! Осколки сквозь открытое окно зацепили голову лейтенанта Брауна. Спустя несколько минут бедолага отключился, и конвой остался без командира.

Тем временем следующий боеприпас порвал «Хамви» правое переднее колесо. Машина поковыляла дальше на 15 милях в час. Чёрч осознал, что теперь ему вытаскивать весь конвой.

Горящие машины

«На дорогах царил кошмар»

Фактически конвой разбился на пары и одиночные машины. Шофёры в облаках чёрного дыма гнали кто куда. Стрелки отчаянно палили во все стороны. Цистерны взрывались одна за другой. Кому повезло — успевали выскочить или их вытаскивали товарищи. Кому не повезло — не повезло.

Вид на горящий конвой

А поддержки с воздуха всё не было.

К счастью, Чёрч смог довести израненную машину до блокпоста. Оттуда он вызвал помощь, а заодно и вытащил на себе командира.

Чёрч и Браун на церемонии награждения. Впервые с войны во Вьетнаме водитель (Чёрч) получил Серебряную звезду, одну из высших наград (фото: Hoffman Jon. Tip of the Spear)

На выручку пусть с запозданием, но всё же пришли БМП «Брэдли», «Хамви» и «абрамсы».

К концу дня стало ясно, что погибли семеро. Двенадцать солдат и четверо контрактников были ранены. Четверо пропали без вести — из них два точно попали в плен. Одному из них, Томми Хэмиллу, удалось сбежать после почти месяца плена. Тело другого пленного, Мэтта Мопина, нашли в 2008 году, одного погибшего — в 2005. Ещё одного контрактника так и не нашли…

Никогда до этого ни в одной засаде силы США не несли таких потерь. Как сказал один из выживших: «Это не было чьей-то виной. Это был просто ад».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий