Раскрыта тайна гибели генсека ООН Дага Хаммаршёльда в 1961 году

Тринадцатого января 2019 года бельгийская газета «Де Морген» сообщила, что стал известен непосредственный виновник гибели генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда в сентябре 1961 года. Бывший десантник Пьер Коппенс, ныне проживающий в Испании, рассказал, что в 1965 году познакомился на парашютных курсах с лётчиком по имени Ян Ван Риссегем. Они много общались и, среди прочего, Ван Риссегем рассказал, что именно он сбил самолёт генсека. Биография Ван Риссегема была бурной: в 1940 году он покинул родную Бельгию, капитулировавшую перед нацистами, переехал в Англию (оттуда была родом его мать) и вступил в королевские ВВС. Сбил три немецких самолёта, за мужество и мастерство был удостоен нескольких наград. После войны некоторое время работал в бельгийской авиакомпании «Сабена», затем отправился в Африку. Там и оказался в 1961 году лётчиком крохотных ВВС мятежной провинции Катанга. Умер в 2007 году.

Пьер Коппенс (крайний справа) и Ян Ван Риссегем (в центре, сидит) на подготовительных курсах парашютистов, 1965 г.

Самолёт генсека ООН Дага Хаммаршёльда 18 сентября 1961 года разбился при заходе на посадку в городе Ндола в Северной Родезии (ныне Замбия), близ границы с Конго. Хаммаршёльд собирался вести переговоры по урегулированию конфликта в Конго — от республики собиралась отделиться провинция Катанга, богатая полезными ископаемыми, из-за чего обстановка в регионе была напряжённой. Долгое время причины трагедии были неизвестны. Несмотря на шесть (!) официальных расследований, прийти к однозначному выводу не удалось. Наиболее вероятной причиной назвали столкновение с деревьями из-за слишком низкой траектории посадки. Некоторые считали, что самолёт был сбит, но лишь в 2011 году независимое расследование установило, что это действительно так. С 2015 года ООН изучала обстоятельства катастрофы в свете новых открывшихся данных. Потенциальными виновниками уничтожения самолёта назывались родезийцы, британцы, американцы и Советский Союз. Именно вновь поднявшаяся вокруг старого дела шумиха и вызвала у Пьера Коппенса, по его признанию, желание поделиться правдой.

Обломки самолёта Дага Хаммаршёльда

Орудием убийства послужил учебно-тренировочный реактивный самолёт СМ. 170 «Мажистер» французской разработки. Сепаратисты провинции Катанга превратили его в лёгкий штурмовик, оснастив пулемётом и двумя самодельными 25-килограммовыми бомбами. Ранее гипотеза об этом выдвигалась, но отвергалась специалистами — считалось, что вылет мог производиться только с аэродрома Колвези, а оттуда до Ндолы «Мажистеру» бы просто не хватило дальности. Однако, по словам Ван Риссегема, перед операцией он перебазировался в город Кипуши на самой границе с Родезией. От него до Ндолы вдвое ближе. Кроме того, машина была максимально облегчена — Ван Риссегем упоминал, что ему пришлось даже оставить на земле парашют. Другим возражением было то, что «Мажистер» не оснащён оборудованием для ночной навигации, поэтому не мог добраться в темноте до места (сбит генсек был в начале третьего ночи по местному времени). Тут свою роль сыграл опыт Ван Риссегема — во время Второй мировой он неоднократно совершал ночные вылеты, боевые и разведывательные.

СМ. 170 «Мажистер»

Имя Ван Риссегема и раньше всплывало среди подозреваемых в причастности к гибели Хаммаршёльда. Имеются документы, указывающие на него, — например, телеграмма американского посла, где он докладывает начальству о катастрофе, упоминая бельгийца как наиболее вероятного исполнителя убийства. Рассекречена эта телеграмма была только в 2014 году. Документы, опровергающие присутствие Ван Риссегема в тех местах в то время, напротив, выглядят сомнительно — лётная книжка пилота, предоставленная прессе его вдовой, вроде как говорит, что в день гибели генсека Ван Риссегем был в Родезии и никуда не летал. Но многие записи в этой книжке явно фальсифицированы (возможно, самим её хозяином, возможно, кем-то постфактум) — имена и географические названия в них вымышленные. В целом, нет причин не верить рассказу Пьера Коппенса. Можно с уверенностью сказать, что исполнитель убийства выяснен. Кто же заказчик? Вот этого мы не знаем и, скорее всего, не узнаем уже никогда. Сам Коппенс убеждён, что приказ Ван Риссегему отдали британские спецслужбы. Это кажется вероятным — отделение Катанги было выгодно в первую очередь западным добывающим компаниям, а миротворцы ООН мешали заполучить этот жирный кусок. Но никаких доказательств у Коппенса нет.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий