«Top Gun»: как создавалась легенда

Сложные решения

Недосягаемым «Лучшего стрелка» делают умопомрачительные съёмки самолётов. Чёрт знает, сколько нервных клеток стоило киношникам договориться с военными, но итогом их сотрудничества стал до сих пор никем не превзойдённый видеоряд полётов истребителей. Как создателям это удалось — при том, что потратили они всего 15 миллионов долларов (смешной бюджет даже для того времени)?

В 1983 году один из лучших голливудских продюсеров современности Джерри Брукхаймер (в тот момент он ещё только начинал свою легендарную карьеру) прочитал в журнале «Калифорния» статью о военно-морской школе для пилотов истребителей «Мирамар» в Сан-Диего. Статья, как нетрудно догадаться, называлась «Top Gun» — «Лучший стрелок». Джерри загорелся идеей снять об этом фильм и послал двух сценаристов — Джима Кэша и Джека Эппса младшего — на базу, чтобы те прониклись духом авиации и выдали на-гора шедевральный сценарий.

И, хотя киношников там даже покатали на F-14 «Томкэт» (на этом месте автор текста умер от зависти), то что они выдали, увы, не лезло ни в какие ворота. Уж на что итоговый сценарий не шедевр, первая его версия была совсем слабой.

Впоследствии сценарий кто только не дорабатывал: и режиссёр Тони Скотт, и военные консультанты, и сам Брукхаймер.

По итогу получилось лучше, чем совместное письмо из Простоквашина, но всё равно не фонтан.

Что удалось Брукхаймеру гораздо лучше, так это договориться с флотскими о съёмках. Военные выделили консультанта, который убрал из сценария самые спорные моменты (столкновение на палубе авианосца, сделал главную героиню не военнослужащей, а гражданской, работающей по контракту) и в итоге дал добро на съёмки.

Просто, дёшево, по-настоящему

Собственно, весь фокус в том, что киношники платили за полёты только часть суммы. Военные расходовали ресурс самолётов за казённый счёт. Естественно, не просто так, а в рамках тренировочных полётов. Paramount платил, но лишь 7800 долларов за час полёта. Это, считай, только за керосин.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Вообще, стоимость лётного часа — штука очень сложная и противоречивая. Которая сильно зависит от того, кто заказал подсчёт и какие цифры надо получить. Например, британцы в 2010 году получили себестоимость лётного часа «Тайфуна» почти в 100 000 долларов. А в 2016 году в американской статье уверялось, что час полёта F/A-18 обходится американским налогоплательщикам всего в 11000 долларов, при этом F-15 почему-то уже более 24000 долларов. Тут всё зависит от массы параметров, включённых или нет в итоговую калькуляцию.

Основными летунами в фильме были F-14A «Томкэт» из истребительных эскадрилий VF-51 «Кричащие орлы» и VF-111 «Сандаунерс», и F-5E / F «Тайгер II» из военно-морской школы истребителей. «Тайгеры» изображали ужасные русские МиГ-28, таинственные и непобедимые. Съёмки взлётов и посадок велись на авианосце USS «Энтерпрайз».

Есть байка, что как-то на закате авианосец сменил курс, сделав съёмку невозможной. Тони Скотт спросил, можно ли на несколько минут взять обратный курс, и, услышав, что флоту США это будет стоить 25 000 долларов, согласовал манёвр за дополнительные деньги. Злые языки уверяют, что он прямо выписал чек командиру корабля. Но в это не верится от слова совсем.

Как же снимались кадры полётов во время обучения? Удивительно, но большинство проходов операторам удалось сделать с земли, используя удачный рельеф рядом с аэродромом ВМС США Фаллон, что в штате Невада. Для остальных эпизодов использовали нанятый «Лирджет». Также удалось договориться на установку камер на специальных стойках прямо на самолёты.

F-14 и A-4E Skyhawk (в тренировочной модификации «Мангуст») оснастили такими стойками. Сама камера была статичной и могла снимать либо вперёд, либо назад. Всё остальное — дело рук гениальных монтажёров.

К слову, стойки на истребители пришлось заказывать на родном заводе-изготовителе самолётов F-14 — «Грумман Корпорейшн». А то мало ли что.

Модели вперёд

Не обошлась съёмка и без моделей. Использовали их, например, в сцене плоского штопора, ставшего причиной гибели «Гуся», напарника «Бродяги».

Создатели несколько раз спрашивали военных, нельзя ли ради красивого кадра ввести в плоский штопор настоящий самолёт. Но в ответ донеслось такое непечатное, что они решили: модели — их вариант.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Плоский штопор это не только одна из фигур высшего пилотажа, но и критический режим полёта, заключающийся в движении самолёта вниз по спирали малого радиуса. И если для маленьких пилотажных самолётов сваливание в штопор и выход из него — это упражнение для мастеров пилотажа, то для тяжёлых пассажирских и военных самолётов это практически неминуемая гибель. Выйти из плоского штопора очень сложно, особенно в случае неработающих двигателей.

В фильме во время плоского штопора (когда самолёт почти не наклонен к плоскости горизонта) гибнет лейтенант Ник Брэдшо «Гусь», лучший друг и напарник главного героя. Жестокая ирония судьбы, но во время съёмок от плоского штопора погиб Арт Шоль, один из пилотов небольшого самолёта S-2, помогавший в съёмках. Его самолёт вошёл в плоский штопор и упал в море, хотя это маленький пилотажный самолёт, способный на выполнение такой фигуры пилотажа. Судя по имеющимся данным, в этот день как раз пытались снять «вид из глаз» пилотов самолёта, попавшего в плоский штопор.

Естественно, что сразу же заказали производство взрывающихся моделей. А также несколько сцен, сделать которые с реальными самолётами было просто невозможно.

Тони Скотт обратился в компанию USFX в Сан-Франциско. Это были опытные ребята, которые как раз недавно занимались такими съёмками для фильма «Парни что надо». Причём режиссёр не просто обратился, а сразу прислал практически готовые раскадровки требуемых сцен. Это показатель серьёзного подхода и умения «видеть» готовое кино ещё до того, как оно будет снято.

Созданные для одной сцены модели включали три трёхметровых самолёта, три двухметровых и большое количество моделей меньшего размера. Две недели заняли испытания и три с половиной недели — сама съёмка.

На холм в Окленде поставили циклораму (огромную изогнутую конструкцию для создания однотонного фона, в данном случае голубого неба). Построили башню, на которой разместили краны с камерами. Оттуда же запускали и модели самолётов.

Облака делали при помощи дымовой установки, снятой с торпедного катера времён Второй мировой войны. С её помощью удавалось сделать плотные, чрезвычайно похожие сгустки дыма. Если присмотреться, можно заметить, что камеру во время взрывов на экране потряхивает. Для достижения этого эффекта к ней примотали электродрель, передававшую на корпус вибрации.

Там же, на студии, были сделаны почти все кадры с самолётом, практически влетающим в камеру. Несколько моделей было разбито во время дублей, но работа стоила того. Даже сейчас, спустя тридцать лет, только очень опытный глаз может отличить, где в фильме натурная съёмка, а где волшебство от студии USFX.

Причина успеха

«Лучший стрелок» стал легендой. При своём крохотном производственном бюджете в 15 миллионов долларов он собрал более 356 миллионов. И причина этому вовсе не игра в волейбол в исполнении полуобнажённых и обильно намазанных маслом актёров, не песня «Таке my breath away» и даже не ярко-красный байк «Кавасаки» Тома Круза. Всё дело в самолётах — прекрасных натурных съёмках и идеально, просто ювелирно сделанных модельных. Наверное, это именно тот случай, про который можно сказать — «штучная работа, сейчас так уже не делают».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий