itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Америко-бомберы» Второго рейха: немецкие гиганты Первой мировой

Завершение Первой мировой войны подстегнуло немецких безумных инженеров. Чтобы склонить Антанту к «белому миру», нужно было срочно нанести мощные показательные удары по Англии и США. Но как? Конечно, с помощью дирижаблей-бомбардировщиков и сверхгигантских самолётов!

/
6.2K
24
15
70

Завершение Первой мировой войны подстегнуло немецких безумных инженеров. Чтобы склонить Антанту к «белому миру», нужно было срочно нанести мощные показательные удары по Англии и США. Но как? Конечно, с помощью дирижаблей-бомбардировщиков и сверхгигантских самолётов!

Безумный полёт

С Британией особых проблем у немцев не было. Развёртывание выпуска бомбардировщиков, более точные и мощные бомбы — всё это давало германским авиаторам надежду действительно устрашить население острова.

Совсем другое дело США — до них тысячи и тысячи километров океана, которые защищают куда лучше английского «противотанкового рва». С другой стороны, американцы больше века не испытывали серьёзных вражеских ударов по своей территории, а в их общественном мнении усиливались голоса изоляционистов, выступавших против вступления в войну.

Несколько показательных бомбардировок — и чаша весов вполне могла склониться в пользу «партии мира». Так казалось немецким генералам.

Вот только… как добраться до Америки?

Нападение с моря на американские порты стало бы и эффектным, и разрушительным, но шансы успешного прорыва германских кораблей к берегам Америки были очень малы, а домой из рейда уж точно не вернулся бы никто. Такой поход неминуемо завершился бы тяжёлым поражением, которое лишь подняло бы боевой дух и в Британии, и в США.

Оставался один путь — по воздуху.

Цеппелин, который почти смог

Проще всего было начать с проверенного решения — с цеппелинов. К тому времени ПВО Англии и Франции уже достаточно успешно боролось с этими воздушными гигантами, и основную роль в налётах на тылы Антанты взяли на себя бомбардировщики типа G и настоящие стратегические гиганты типа R. Но на американских спокойных берегах с ПВО было плохо (истребителей в Америке не строили вообще, зенитных пушек было мало и почти все — на кораблях флота), и отражать удары цеппелинов никто не умел. Неожиданный удар вполне мог сработать.

Реконструкция внешнего вида L-72 на немецкой службе
Реконструкция внешнего вида L-72 на немецкой службе

Дирижабли с нужной дальностью у флота рейха уже были заложены — так называемая Х-серия. К налёту на Нью-Йорк готовился L-72, заводской номер LZ-114. В принципе, он мог дотащить до американцев пять тонн взрывающихся подарков — тем более, что операция планировалась как раз ко Дню Благодарения. Германские офицеры детально проработали всю операцию в буквальном смысле по часам, собрав все доступные метеоданные, учтя все возможные сценарии развития ситуации и 367 раз смоделировав весь рейд на бумаге.

Однако постройка и доводка цеппелина шли слишком медленно, и к назначенному сроку точно бы не успели. Плюс с навигацией того времени шансы точно выйти на Нью-Йорк и отбомбиться по нему были небольшие — скорее всего, удар пришлось бы наносить по первому встречному американскому городу.

Получилось бы у немцев или нет, узнать не довелось. Война закончилась раньше.

Достроенный LZ-114 передали Франции как «Диксмюд». От постройки ещё большего по размерам L-100 отказались в связи с нехваткой ресурсов.

Диксмюд, он же бывший LZ-114
«Диксмюд», он же бывший LZ-114

Трансатлантические гиганты

Хоть L-72 и имел все шансы благополучно долететь до США, к тому времени было уже ясно, что в качестве бомбардировщиков дирижабли подходят не очень, даже если у противника нет ПВО. Сорвать атаку может даже не самый сильный ветер. На этом фоне куда выгоднее смотрелись самолёты. Однако у них серьёзно стоял вопрос дальности.

Самый дальний из летающих у немцев бомбардировщиков — «Цеппелин-Штаакен» (Zeppelin-Staaken) R.XIV с двумя тоннами боевой нагрузки — имел радиус полёта всего 1300 километров. Полностью загруженный топливом, он, может быть, смог бы перелететь Атлантику — в один конец и вообще без боевой нагрузки.

Zeppelin-Staaken R.XIV
Zeppelin-Staaken R.XIV

Но разве такие проблемы когда-нибудь останавливали безумных немецких инженеров? На кульманах уже чертили последователей и без того огромных самолётов типа R. Пути разных инженерных команд, как обычно, разделились. Кто-то пошёл по принципу: «Больше — значит лучше». Размаха крыла в 40 метров и четырёх моторов не хватает? Добавим! И 70 метров с шестью моторами мало? Идём дальше! Увеличить фюзеляж уже не вышло, потому добавили второй.

В конце концов инженеры фирмы «Адлерсхоф» (Adlershof) дошли до размаха крыла в 140 метров. На этом фоне даже межконтинентальные стратегические бомбардировщики холодной войны кажутся не такими уж и большими. В движение этого монстра должны были приводить двадцать двигателей общей мощностью в десять тысяч лошадиных сил. По расчётам, бомбардировщик мог долететь до восточного побережья США с парой тонн бомб и потом спокойно вернуться в родную Германию.

Adlershof Riesenflugzeug, вариант с размахом крыла в 140 метров
Adlershof Riesenflugzeug, вариант с размахом крыла в 140 метров

Другие проектировщики понимали, что только ростом размеров проблему не решить, и создавали самолёты зачастую ещё более безумные, чем гиганты «Адлерсхоф». В «Меркур-Флюгцойгбау» (Mercur-Flugzeugbau) пытались увеличить дальность бомбардировщика, при этом сохранив более-менее вменяемые габариты. Вместо одного крыла с большой площадью на их проекте разместились сразу четыре плоскости. От гондол на крыльях отказались, они вредили аэродинамике. Все четыре мотора поместили в корпус друг за другом, с приводом на соосные носовые винты.

В итоге при не самых больших габаритах (чуть больше самолётов серии G) проект «Меркур» рассчитывался на дальность в 1500 километров. Неудивительно, что инженеры планировали на увеличенной версии подобного самолёта (сравнимой по размерам с серией R) достигнуть и межконтинентальной дальности.

Mercur-Flugzeugbau Riesenflugzeug, современная реконструкция
Mercur-Flugzeugbau Riesenflugzeug, современная реконструкция

Один самолёт, планируемый к полёту через Атлантику, в Германии даже начали строить. Правда, это был не совсем бомбардировщик. Инженер Вилленад Фростман хотел создать первый в мире межконтинентальный пассажирский самолёт, но во времена Великой войны такой проект был никому не нужен. Понимая это, Фростман предложил свой самолёт для доставки листовок и другой пропаганды в Америку, ещё не вступившую в войну. По задумке, такие акции имели бы огромное воздействие на американский народ, который, понимая свою уязвимость, удержал бы правительство от вступления в войну.

В 1916 году машину начали строить, а после вступления США в войну, переквалифицировали в бомбардировщик.

Реконструкция внешнего вида самолёта Poll конструкции Вилленада Фростмана
Реконструкция внешнего вида самолёта «Poll» конструкции Вилленада Фростмана

До конца войны машину так и не закончили. В 1919 году её — недостроенную — нашла английская комиссия. Оттуда и пошло название «Полл» (Poll), по названию места обнаружения. Даже в недоделанном виде самолёт производил впечатление. Триплан с размахом крыла в 50 метров, фюзеляж длиной в 45 метров, десять двигателей — пять толкающих и пять тянущих. Но, как показывают современные расчёты, «Полл» мог совершить трансатлантический перелёт только в одну сторону — и то, вероятнее всего, без бомб. А вот пассажирский или почтовый самолёт из него получился бы.

Недостроенный фюзеляж самолёта Poll
Недостроенный фюзеляж самолёта «Poll»

Явное желание немцев долететь до США и нехватка у их самолётов дальности привели к появлению в середине 20-го века теорий о создании немцами аэродромов подскока на территории Мексики. Там стратегические бомбардировщики якобы должны были заправляться для обратного полёта. Но никаких упоминаний в реальности о подобных планах нет, а, учитывая масштабы немецкой шпионской сети в самих США, проще поверить в секретный аэродром, оборудованный сторонниками немцев где-нибудь в полях Аризонщины.

Наследие войны

После войны немецкие наработки по гигантским самолётам не пропали в никуда. В «гремящие» 20-е годы немецкие конструкторы, используя свой опыт проектирования бомбардировщиков, добились заметного прогресса в создании пассажирской авиации — в том числе и дальней.

Активно проектировались настоящие трансатлантические гиганты, чем-то напоминающие своих боевых предшественников. Но с приходом нацистов эту школу потеряли; немцев до поры до времени интересовали отнюдь не дальние перелёты и пассажирские перевозки, а истребители и пикирующие бомбардировщики.

Один из многочисленных немецких проектов трансатлантических лайнеров
Один из многочисленных немецких проектов трансатлантических лайнеров

Сложно однозначно оценить немецкие проекты. С одной стороны, это была бессмысленная трата ресурсов — ведь даже долетев до США на дирижаблях и самолётах, немцы бы точно не добились поставленных целей. С другой стороны, эти работы послужили развитию авиации уже в мирное время, а даже единичный рейд на территорию США вполне мог бы заставить американцев потратить значительные усилия и ресурсы на противовоздушную оборону континента — тем самым задержав развёртывание американской армии в Европе.

Так безуспешно закончилась первая попытка создать «америка-бомберы».

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

18K
65
34
687
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

14K
38
1
460
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
92
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
51
58
340
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
50
38
374
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

11K
20
29
204
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

11K
71
81
459
Гибель первой женщины-палубника, или Что скрывает американский флот

Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.

11K
43
32
163
Следы на «Горячем снегу». Памяти Юрия Бондарева

WARHEAD.SU провожает последнего корифея «лейтенантской» прозы.

11K
45
9
747
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

232K
102
60
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346