itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Америко-бомберы» Второго рейха: немецкие гиганты Первой мировой

Завершение Первой мировой войны подстегнуло немецких безумных инженеров. Чтобы склонить Антанту к «белому миру», нужно было срочно нанести мощные показательные удары по Англии и США. Но как? Конечно, с помощью дирижаблей-бомбардировщиков и сверхгигантских самолётов!

/
7.2K
26
15
70

Завершение Первой мировой войны подстегнуло немецких безумных инженеров. Чтобы склонить Антанту к «белому миру», нужно было срочно нанести мощные показательные удары по Англии и США. Но как? Конечно, с помощью дирижаблей-бомбардировщиков и сверхгигантских самолётов!

Безумный полёт

С Британией особых проблем у немцев не было. Развёртывание выпуска бомбардировщиков, более точные и мощные бомбы — всё это давало германским авиаторам надежду действительно устрашить население острова.

Совсем другое дело США — до них тысячи и тысячи километров океана, которые защищают куда лучше английского «противотанкового рва». С другой стороны, американцы больше века не испытывали серьёзных вражеских ударов по своей территории, а в их общественном мнении усиливались голоса изоляционистов, выступавших против вступления в войну.

Несколько показательных бомбардировок — и чаша весов вполне могла склониться в пользу «партии мира». Так казалось немецким генералам.

Вот только… как добраться до Америки?

Нападение с моря на американские порты стало бы и эффектным, и разрушительным, но шансы успешного прорыва германских кораблей к берегам Америки были очень малы, а домой из рейда уж точно не вернулся бы никто. Такой поход неминуемо завершился бы тяжёлым поражением, которое лишь подняло бы боевой дух и в Британии, и в США.

Оставался один путь — по воздуху.

Цеппелин, который почти смог

Проще всего было начать с проверенного решения — с цеппелинов. К тому времени ПВО Англии и Франции уже достаточно успешно боролось с этими воздушными гигантами, и основную роль в налётах на тылы Антанты взяли на себя бомбардировщики типа G и настоящие стратегические гиганты типа R. Но на американских спокойных берегах с ПВО было плохо (истребителей в Америке не строили вообще, зенитных пушек было мало и почти все — на кораблях флота), и отражать удары цеппелинов никто не умел. Неожиданный удар вполне мог сработать.

Реконструкция внешнего вида L-72 на немецкой службе
Реконструкция внешнего вида L-72 на немецкой службе

Дирижабли с нужной дальностью у флота рейха уже были заложены — так называемая Х-серия. К налёту на Нью-Йорк готовился L-72, заводской номер LZ-114. В принципе, он мог дотащить до американцев пять тонн взрывающихся подарков — тем более, что операция планировалась как раз ко Дню Благодарения. Германские офицеры детально проработали всю операцию в буквальном смысле по часам, собрав все доступные метеоданные, учтя все возможные сценарии развития ситуации и 367 раз смоделировав весь рейд на бумаге.

Однако постройка и доводка цеппелина шли слишком медленно, и к назначенному сроку точно бы не успели. Плюс с навигацией того времени шансы точно выйти на Нью-Йорк и отбомбиться по нему были небольшие — скорее всего, удар пришлось бы наносить по первому встречному американскому городу.

Получилось бы у немцев или нет, узнать не довелось. Война закончилась раньше.

Достроенный LZ-114 передали Франции как «Диксмюд». От постройки ещё большего по размерам L-100 отказались в связи с нехваткой ресурсов.

Диксмюд, он же бывший LZ-114
«Диксмюд», он же бывший LZ-114

Трансатлантические гиганты

Хоть L-72 и имел все шансы благополучно долететь до США, к тому времени было уже ясно, что в качестве бомбардировщиков дирижабли подходят не очень, даже если у противника нет ПВО. Сорвать атаку может даже не самый сильный ветер. На этом фоне куда выгоднее смотрелись самолёты. Однако у них серьёзно стоял вопрос дальности.

Самый дальний из летающих у немцев бомбардировщиков — «Цеппелин-Штаакен» (Zeppelin-Staaken) R.XIV с двумя тоннами боевой нагрузки — имел радиус полёта всего 1300 километров. Полностью загруженный топливом, он, может быть, смог бы перелететь Атлантику — в один конец и вообще без боевой нагрузки.

Zeppelin-Staaken R.XIV
Zeppelin-Staaken R.XIV

Но разве такие проблемы когда-нибудь останавливали безумных немецких инженеров? На кульманах уже чертили последователей и без того огромных самолётов типа R. Пути разных инженерных команд, как обычно, разделились. Кто-то пошёл по принципу: «Больше — значит лучше». Размаха крыла в 40 метров и четырёх моторов не хватает? Добавим! И 70 метров с шестью моторами мало? Идём дальше! Увеличить фюзеляж уже не вышло, потому добавили второй.

В конце концов инженеры фирмы «Адлерсхоф» (Adlershof) дошли до размаха крыла в 140 метров. На этом фоне даже межконтинентальные стратегические бомбардировщики холодной войны кажутся не такими уж и большими. В движение этого монстра должны были приводить двадцать двигателей общей мощностью в десять тысяч лошадиных сил. По расчётам, бомбардировщик мог долететь до восточного побережья США с парой тонн бомб и потом спокойно вернуться в родную Германию.

Adlershof Riesenflugzeug, вариант с размахом крыла в 140 метров
Adlershof Riesenflugzeug, вариант с размахом крыла в 140 метров

Другие проектировщики понимали, что только ростом размеров проблему не решить, и создавали самолёты зачастую ещё более безумные, чем гиганты «Адлерсхоф». В «Меркур-Флюгцойгбау» (Mercur-Flugzeugbau) пытались увеличить дальность бомбардировщика, при этом сохранив более-менее вменяемые габариты. Вместо одного крыла с большой площадью на их проекте разместились сразу четыре плоскости. От гондол на крыльях отказались, они вредили аэродинамике. Все четыре мотора поместили в корпус друг за другом, с приводом на соосные носовые винты.

В итоге при не самых больших габаритах (чуть больше самолётов серии G) проект «Меркур» рассчитывался на дальность в 1500 километров. Неудивительно, что инженеры планировали на увеличенной версии подобного самолёта (сравнимой по размерам с серией R) достигнуть и межконтинентальной дальности.

Mercur-Flugzeugbau Riesenflugzeug, современная реконструкция
Mercur-Flugzeugbau Riesenflugzeug, современная реконструкция

Один самолёт, планируемый к полёту через Атлантику, в Германии даже начали строить. Правда, это был не совсем бомбардировщик. Инженер Вилленад Фростман хотел создать первый в мире межконтинентальный пассажирский самолёт, но во времена Великой войны такой проект был никому не нужен. Понимая это, Фростман предложил свой самолёт для доставки листовок и другой пропаганды в Америку, ещё не вступившую в войну. По задумке, такие акции имели бы огромное воздействие на американский народ, который, понимая свою уязвимость, удержал бы правительство от вступления в войну.

В 1916 году машину начали строить, а после вступления США в войну, переквалифицировали в бомбардировщик.

Реконструкция внешнего вида самолёта Poll конструкции Вилленада Фростмана
Реконструкция внешнего вида самолёта «Poll» конструкции Вилленада Фростмана

До конца войны машину так и не закончили. В 1919 году её — недостроенную — нашла английская комиссия. Оттуда и пошло название «Полл» (Poll), по названию места обнаружения. Даже в недоделанном виде самолёт производил впечатление. Триплан с размахом крыла в 50 метров, фюзеляж длиной в 45 метров, десять двигателей — пять толкающих и пять тянущих. Но, как показывают современные расчёты, «Полл» мог совершить трансатлантический перелёт только в одну сторону — и то, вероятнее всего, без бомб. А вот пассажирский или почтовый самолёт из него получился бы.

Недостроенный фюзеляж самолёта Poll
Недостроенный фюзеляж самолёта «Poll»

Явное желание немцев долететь до США и нехватка у их самолётов дальности привели к появлению в середине 20-го века теорий о создании немцами аэродромов подскока на территории Мексики. Там стратегические бомбардировщики якобы должны были заправляться для обратного полёта. Но никаких упоминаний в реальности о подобных планах нет, а, учитывая масштабы немецкой шпионской сети в самих США, проще поверить в секретный аэродром, оборудованный сторонниками немцев где-нибудь в полях Аризонщины.

Наследие войны

После войны немецкие наработки по гигантским самолётам не пропали в никуда. В «гремящие» 20-е годы немецкие конструкторы, используя свой опыт проектирования бомбардировщиков, добились заметного прогресса в создании пассажирской авиации — в том числе и дальней.

Активно проектировались настоящие трансатлантические гиганты, чем-то напоминающие своих боевых предшественников. Но с приходом нацистов эту школу потеряли; немцев до поры до времени интересовали отнюдь не дальние перелёты и пассажирские перевозки, а истребители и пикирующие бомбардировщики.

Один из многочисленных немецких проектов трансатлантических лайнеров
Один из многочисленных немецких проектов трансатлантических лайнеров

Сложно однозначно оценить немецкие проекты. С одной стороны, это была бессмысленная трата ресурсов — ведь даже долетев до США на дирижаблях и самолётах, немцы бы точно не добились поставленных целей. С другой стороны, эти работы послужили развитию авиации уже в мирное время, а даже единичный рейд на территорию США вполне мог бы заставить американцев потратить значительные усилия и ресурсы на противовоздушную оборону континента — тем самым задержав развёртывание американской армии в Европе.

Так безуспешно закончилась первая попытка создать «америка-бомберы».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
55
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

31K
185
167
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
146
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

27K
63
166
507
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

26K
55
32
385
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

25K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
127
105
871
Замена треуголки: как фуражка стала главным головным убором военных

Казалось бы, что может быть проще обычной военной фуражки? Но оказалось, что у этого головного убора долгая и очень интересная история, теснейшим образом связанная с прошлым русской армии

18K
69
47
387
«Глубокая тактика»: что делать, если завтра война

Что делать, если на дворе 30-е годы, вот-вот грянет война и надо, чтобы победила мировая революция? Воспользоваться брошюрой советского военачальника и теоретика Владимира Триандафиллова «Глубокая тактика»! Но всё ли, описанное в ней, оказалось верным? Мы разобрались.

18K
60
70
204
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

79K
125
61
979
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
72
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

51K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

44K
128
134
6.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

273K
125
90
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

147K
38
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
25
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

88K
47
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358