«Америко-бомберы» Второго рейха: немецкие гиганты Первой мировой

Завершение Первой мировой войны подстегнуло немецких безумных инженеров. Чтобы склонить Антанту к «белому миру», нужно было срочно нанести мощные показательные удары по Англии и США. Но как? Конечно, с помощью дирижаблей-бомбардировщиков и сверхгигантских самолётов!

/
4.9K
23
15
70

Завершение Первой мировой войны подстегнуло немецких безумных инженеров. Чтобы склонить Антанту к «белому миру», нужно было срочно нанести мощные показательные удары по Англии и США. Но как? Конечно, с помощью дирижаблей-бомбардировщиков и сверхгигантских самолётов!

Безумный полёт

С Британией особых проблем у немцев не было. Развёртывание выпуска бомбардировщиков, более точные и мощные бомбы — всё это давало германским авиаторам надежду действительно устрашить население острова.

Совсем другое дело США — до них тысячи и тысячи километров океана, которые защищают куда лучше английского «противотанкового рва». С другой стороны, американцы больше века не испытывали серьёзных вражеских ударов по своей территории, а в их общественном мнении усиливались голоса изоляционистов, выступавших против вступления в войну.

Несколько показательных бомбардировок — и чаша весов вполне могла склониться в пользу «партии мира». Так казалось немецким генералам.

Вот только… как добраться до Америки?

Нападение с моря на американские порты стало бы и эффектным, и разрушительным, но шансы успешного прорыва германских кораблей к берегам Америки были очень малы, а домой из рейда уж точно не вернулся бы никто. Такой поход неминуемо завершился бы тяжёлым поражением, которое лишь подняло бы боевой дух и в Британии, и в США.

Оставался один путь — по воздуху.

Цеппелин, который почти смог

Проще всего было начать с проверенного решения — с цеппелинов. К тому времени ПВО Англии и Франции уже достаточно успешно боролось с этими воздушными гигантами, и основную роль в налётах на тылы Антанты взяли на себя бомбардировщики типа G и настоящие стратегические гиганты типа R. Но на американских спокойных берегах с ПВО было плохо (истребителей в Америке не строили вообще, зенитных пушек было мало и почти все — на кораблях флота), и отражать удары цеппелинов никто не умел. Неожиданный удар вполне мог сработать.

Реконструкция внешнего вида L-72 на немецкой службе

Дирижабли с нужной дальностью у флота рейха уже были заложены — так называемая Х-серия. К налёту на Нью-Йорк готовился L-72, заводской номер LZ-114. В принципе, он мог дотащить до американцев пять тонн взрывающихся подарков — тем более, что операция планировалась как раз ко Дню Благодарения. Германские офицеры детально проработали всю операцию в буквальном смысле по часам, собрав все доступные метеоданные, учтя все возможные сценарии развития ситуации и 367 раз смоделировав весь рейд на бумаге.

Однако постройка и доводка цеппелина шли слишком медленно, и к назначенному сроку точно бы не успели. Плюс с навигацией того времени шансы точно выйти на Нью-Йорк и отбомбиться по нему были небольшие — скорее всего, удар пришлось бы наносить по первому встречному американскому городу.

Получилось бы у немцев или нет, узнать не довелось. Война закончилась раньше.

Достроенный LZ-114 передали Франции как «Диксмюд». От постройки ещё большего по размерам L-100 отказались в связи с нехваткой ресурсов.

«Диксмюд», он же бывший LZ-114

Трансатлантические гиганты

Хоть L-72 и имел все шансы благополучно долететь до США, к тому времени было уже ясно, что в качестве бомбардировщиков дирижабли подходят не очень, даже если у противника нет ПВО. Сорвать атаку может даже не самый сильный ветер. На этом фоне куда выгоднее смотрелись самолёты. Однако у них серьёзно стоял вопрос дальности.

Самый дальний из летающих у немцев бомбардировщиков — «Цеппелин-Штаакен» (Zeppelin-Staaken) R.XIV с двумя тоннами боевой нагрузки — имел радиус полёта всего 1300 километров. Полностью загруженный топливом, он, может быть, смог бы перелететь Атлантику — в один конец и вообще без боевой нагрузки.

Zeppelin-Staaken R.XIV

Но разве такие проблемы когда-нибудь останавливали безумных немецких инженеров? На кульманах уже чертили последователей и без того огромных самолётов типа R. Пути разных инженерных команд, как обычно, разделились. Кто-то пошёл по принципу: «Больше — значит лучше». Размаха крыла в 40 метров и четырёх моторов не хватает? Добавим! И 70 метров с шестью моторами мало? Идём дальше! Увеличить фюзеляж уже не вышло, потому добавили второй.

В конце концов инженеры фирмы «Адлерсхоф» (Adlershof) дошли до размаха крыла в 140 метров. На этом фоне даже межконтинентальные стратегические бомбардировщики холодной войны кажутся не такими уж и большими. В движение этого монстра должны были приводить двадцать двигателей общей мощностью в десять тысяч лошадиных сил. По расчётам, бомбардировщик мог долететь до восточного побережья США с парой тонн бомб и потом спокойно вернуться в родную Германию.

Adlershof Riesenflugzeug, вариант с размахом крыла в 140 метров

Другие проектировщики понимали, что только ростом размеров проблему не решить, и создавали самолёты зачастую ещё более безумные, чем гиганты «Адлерсхоф». В «Меркур-Флюгцойгбау» (Mercur-Flugzeugbau) пытались увеличить дальность бомбардировщика, при этом сохранив более-менее вменяемые габариты. Вместо одного крыла с большой площадью на их проекте разместились сразу четыре плоскости. От гондол на крыльях отказались, они вредили аэродинамике. Все четыре мотора поместили в корпус друг за другом, с приводом на соосные носовые винты.

В итоге при не самых больших габаритах (чуть больше самолётов серии G) проект «Меркур» рассчитывался на дальность в 1500 километров. Неудивительно, что инженеры планировали на увеличенной версии подобного самолёта (сравнимой по размерам с серией R) достигнуть и межконтинентальной дальности.

Mercur-Flugzeugbau Riesenflugzeug, современная реконструкция

Один самолёт, планируемый к полёту через Атлантику, в Германии даже начали строить. Правда, это был не совсем бомбардировщик. Инженер Вилленад Фростман хотел создать первый в мире межконтинентальный пассажирский самолёт, но во времена Великой войны такой проект был никому не нужен. Понимая это, Фростман предложил свой самолёт для доставки листовок и другой пропаганды в Америку, ещё не вступившую в войну. По задумке, такие акции имели бы огромное воздействие на американский народ, который, понимая свою уязвимость, удержал бы правительство от вступления в войну.

В 1916 году машину начали строить, а после вступления США в войну, переквалифицировали в бомбардировщик.

Реконструкция внешнего вида самолёта «Poll» конструкции Вилленада Фростмана

До конца войны машину так и не закончили. В 1919 году её — недостроенную — нашла английская комиссия. Оттуда и пошло название «Полл» (Poll), по названию места обнаружения. Даже в недоделанном виде самолёт производил впечатление. Триплан с размахом крыла в 50 метров, фюзеляж длиной в 45 метров, десять двигателей — пять толкающих и пять тянущих. Но, как показывают современные расчёты, «Полл» мог совершить трансатлантический перелёт только в одну сторону — и то, вероятнее всего, без бомб. А вот пассажирский или почтовый самолёт из него получился бы.

Недостроенный фюзеляж самолёта «Poll»

Явное желание немцев долететь до США и нехватка у их самолётов дальности привели к появлению в середине 20-го века теорий о создании немцами аэродромов подскока на территории Мексики. Там стратегические бомбардировщики якобы должны были заправляться для обратного полёта. Но никаких упоминаний в реальности о подобных планах нет, а, учитывая масштабы немецкой шпионской сети в самих США, проще поверить в секретный аэродром, оборудованный сторонниками немцев где-нибудь в полях Аризонщины.

Наследие войны

После войны немецкие наработки по гигантским самолётам не пропали в никуда. В «гремящие» 20-е годы немецкие конструкторы, используя свой опыт проектирования бомбардировщиков, добились заметного прогресса в создании пассажирской авиации — в том числе и дальней.

Активно проектировались настоящие трансатлантические гиганты, чем-то напоминающие своих боевых предшественников. Но с приходом нацистов эту школу потеряли; немцев до поры до времени интересовали отнюдь не дальние перелёты и пассажирские перевозки, а истребители и пикирующие бомбардировщики.

Один из многочисленных немецких проектов трансатлантических лайнеров

Сложно однозначно оценить немецкие проекты. С одной стороны, это была бессмысленная трата ресурсов — ведь даже долетев до США на дирижаблях и самолётах, немцы бы точно не добились поставленных целей. С другой стороны, эти работы послужили развитию авиации уже в мирное время, а даже единичный рейд на территорию США вполне мог бы заставить американцев потратить значительные усилия и ресурсы на противовоздушную оборону континента — тем самым задержав развёртывание американской армии в Европе.

Так безуспешно закончилась первая попытка создать «америка-бомберы».

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

45K
40
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

22K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

33K
44
59
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

22K
63
13
439
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

20K
4
18
87
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

19K
71
47
355
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
36
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
43
19
594
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
22
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

75K
24
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

201K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
22
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

75K
24
11
81
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346