Диванная аналитика: стоит ли туркам улучшать свои танки M60?

Двадцать третьего января 2019 года журнал «Популярная механика» сообщил, что турецкая компания «Аселсан» решила провести глубокую модернизацию находящихся на вооружении страны американских танков M60. Информация о точном количестве этих устаревших машин в турецких вооружённых силах разнится от источника к источнику. Чаще всего встречаются следующие цифры: около 750 танков M60A3 (последняя из серийных американских модификаций, выпускалась в конце 1970-х), из них примерно 600 M60A3 TTS (разновидность, оснащённая тепловизором), около сотни совсем старых M60A1 и 170 M60T «Сабра II» (израильская глубокая модернизация M60). Как видим, внушительный парк — около тысячи машин. На данный момент M60 является самым многочисленным танком турецких ВС — на втором месте стоят немецкие «леопарды» (около восьмисот танков, примерно поровну первой и второй модификации), на третьем — M48 «Паттон» (предок M60, воевавший ещё во Вьетнаме), его насчитывается более семи сотен.

Турецкие M60T в Сирии

Модернизация здорово смахивает на кашу из топора из старой сказки. В смысле, от старичка M60 останется, по сути, только корпус, вся начинка будет заменена. Вооружением станет 120-мм пушка неназванной модели (видимо, та же IMI L44, что на «Сабре»), она получит расширенный ассортимент боеприпасов. Совершенно новой будет система управления огнём. Вместо 12,7-мм пулемёта в командирскую башенку будет возможно установить 25-мм автоматическую пушку или 40-мм гранатомёт. Главным направлением модернизации станет увеличение защиты танка по итогам его боевого применения в Сирии — возможно, будет установлен даже комплекс активной защиты. Таскать всё это великолепие будет новый двигатель мощностью 1200 лошадиных сил (взамен оригинального 750-сильного дизеля). Как видно, ветерана в новом облике будет буквально не узнать. Турецкие эксперты предрекают, что улучшенная версия по отдельным параметрам сможет сравняться с Т-90, «Леопардом-2» и «Абрамсом». Правда, не уточняется, каких именно модификаций.

А дорогой ли выходит каша? Попробуем прикинуть. Вышеупомянутая «Сабра», сходная по глубине модернизации, обошлась туркам в четыре миллиона долларов США за штучку. Логично ожидать, что и новая затея потребует примерно тех же денег. Это много — почти столько же (4,3 миллиона) стоит совершенно новенький, только с завода, «муха не сидела», Т-90СМ (экспортная версия последней модификации Т-90). С другой стороны, смотря с чем сравнивать, — перспективный танк   «Алтай», который турки в прошлом году наконец-то запустили в серийное производство, обойдётся вдвое дороже даже в самой простейшей версии. Восемь миллионов за машину первой серии — а сколько будет стоить самый продвинутый вариант, с необитаемой башней, науке неизвестно. Но явно ещё дороже.

И наконец, помимо цены, роль играет и ещё один фактор — наличие. Лучше плохонький танк прямо сейчас, когда он нужен, чем хороший, но когда-нибудь потом. «Алтаи» сейчас можно пересчитать по пальцам, и даже когда первая серия будет выпущена целиком, это будет всего 250 машин. Это если по дороге не возникнет сложностей — а они возникнут обязательно, как и всегда при производстве принципиально новой неосвоенной техники. А старички «шестидесятые» — вот они, бери да допиливай. Конечно, до уровня современного основного танка они по своим параметрам не дотянут, но, с другой стороны, турки вроде как не с Россией или Китаем воевать собрались. Для боевых действий против курдов и бармалеев хватить должно.

Рекламный ролик M60 SLEP

Интересно, что идею глубокой модернизации M60 поддерживает и производитель. Эти машины находятся на вооружении в двух десятках стран, не считая самих США, так что продажа услуг по их совершенствованию считается перспективным бизнесом. Например, в 2016 году американцы представили публике M60 SLEP (Service Life Extension Program, «программа продления срока службы») — с пушкой от «Абрамса», новой системой управления огнём, ночным прицелом, электроприводом башни (вместо гидравлики) и 950-сильным дизелем. Бронезащита увеличена незначительно — экраны, прикрывающие ходовую часть, да модные в последние годы «решётки». Но, по желанию заказчика, SLEP могут оснастить динамической защитой или даже комплексом активной защиты — по крайней мере, так предполагают эксперты.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий