Война

«Фантом» над Тропой Хо Ши Мина: смертельная охота на вьетнамских партизан

Новейшие американские самолеты любой ценой старались прервать движение по вьетнамской Тропе Хо Ши Мина. Но иногда охотник сам превращался в дичь…
Евгений Белаш
  • 14K
  • 36
  • 20
  • 335

Война слепых с глухими

Представим, что на дворе 60-е годы прошлого века. Во Вьетнаме много лет идёт ожесточенная война. Тропа Хо Ши Мина — единственный путь снабжения партизан Южного Вьетнама.

Каждая точка — одна атака с воздуха (источник фото)

«Тропа» — это очень скромно сказано. На самом деле Тропой Хо Ши Мина (в честь лидера Северного Вьетнама) в США называли целую сеть дорог и шоссе в Лаосе и Камбодже общей протяжённостью во многие тысячи километров.

По этой «паутине» на юг разделённой страны выпущенные в СССР грузовики везли оружие, снаряды, дизельное топливо, подкрепления… Даже рентгеновские аппараты.

США не нравилось, что какие-то партизаны мешают строить в Южном Вьетнаме демократию. И поэтому Тропу усиленно бомбили.

Первым делом обрушили все доступные в зоне Тропы мосты Лаоса. В итоге грузовикам приходилось форсировать каждый ручей вброд, нередко при помощи тягачей.

Уничтоженный мост и регулярно атакуемый брод (источник фото)

Переправы пристально караулили. Например, ночью прилетала пара «фантомов», ведущий сбрасывал осветительные ракеты, а ведомый пикировал на брод. Если американцам везло, они заставали несколько грузовиков прежде, чем те скрывались из освещённых областей. И тогда ночную тьму озаряли краткие яркие вспышки бомб или рои белых «искр» — разрывов кассет. Или жирные красно-оранжевые пятна напалма. А иногда вместо этих «фейерверков», к ужасу ведущего экипажа, позади вставало грибовидное облако малинового и жёлтого цвета. Это значило, что ещё один «Фантом» не вернётся на базу. Почему? Кто знает…

Сброс бомб с «Фантома» (источник фото)

Партизанам предсказуемо не нравилось, что их круглые сутки бомбят — и чуть ли не всем мыслимым убийственным арсеналом. Шофёров настолько оглушали разрывы бомб, что они за шумом своих моторов даже не слышали рев самолётов над самой головой. Настала очередь вьетнамцев хитрить.

С грузовиков они снимали фары и ставили под бампер — чтобы те освещали путь не дальше, чем на пару метров вперёд. Теперь даже с осветительными ракетами американцы не видели колонны.

Вьетнамцы шутили, что идёт война слепых с глухими.

Грузовики на тропе Хо Ши Мина, перевал Бан-Карай (источник фото)

Дороги усеяны воронками? Вьетнамские сапёры упорно рубили деревья и наводили в болотах гати поражающей воображение протяженности.

Ганшипы на тропе войны

Гонять дорогие и скоростные «фантомы» за грузовиками ценой в несколько сот долларов становилось невыгодно. Тогда в бой пошли «ганшипы» — самолёты огневой поддержки. На борт транспортников С-47 и огромных С-130 «Геркулес» ставили оружие.

Работа ганшипа. Видны траектории только трассирующих пуль — каждой пятой из общего числа (источник фото)

Получился АС-130 «Спектр» — с 7,62-мм пулемётами «миниган», 20-мм пушками «Вулкан» и даже 40-мм «бофорсами». Но изюминкой этого ганшипа была хитрая система наведения — с инфракрасными детекторами и компьютеризованным прицелом. Кстати, на ранних ганшипах АС-47 и вертолётах разведки прицел на стекле кабины, особо не мудрствуя, рисовали фломастером.

«Спектр» мог часами висеть над Тропой. Если он находил конвой, то при удаче первыми же очередями выбивал головной грузовик, затем хвостовой. А дальше жёг запертую на дороге колонну. По рассказам экипажей, они ловили во-о-о-от такую рыбу — жгли до сотни, а то и больше грузовиков за ночь.

«Спектр» на авиабазе Убон, 1972 год (источник фото)

Но даже богатые США могли себе позволить менее дюжины таких дорогих игрушек за раз. А партизаны начали всюду ставить 37-мм зенитки. Давить ПВО выпало снова «фантомам».

«Ну дела, ночь была»

И вот как-то раз один из «спектров» отправился в очередной вылет. Его прикрывал «Фантом» с тремя кассетными бомбами под каждым крылом. Истребитель летел с включёнными огнями на шести километрах — как намёк, что стрелять по ганшипу не надо. Самого «Фантома» на такой высоте почти никто не достанет.

Кассета с неразорвавшимися бомбами (источник фото)

Ганшип нашёл партизанский конвой — и начал жечь его. Горящие грузовики с воздуха напоминали брошенное жемчужное ожерелье.

Но тут оператор «Фантома» заорал пилоту: «Я засёк вражеский радар „Fire Can“!». Так в США называли СОН-9, советскую станцию наводки зениток. В наушниках пилота тоже характерный треск — сигнал облучения радаром.

Обычно выкрашенный в чёрное ганшип был не виден глазом с земли (чтобы не столкнуться со своими в темноте, «Спектр» только на верхней части фюзеляжа и крыльев включал цепочки неярких сигнальных огней в форме креста). Попробуй, попади на звук.

Но радар-то такую громадину размером с гараж и с четырьмя пропеллерами увидит!

Пилот «Фантома» очень спокойно вызвал ганшип: «У нас тут вражий радар».

Ганшип: «А у нас ничего».

Пилот истребителя — заметившему радар оператору: «Ты уверен?»

Оператор, «тоном, каким говорят с детьми, умственно отсталыми и пилотами-истребителями» (как вспоминал пилот): «Конечно, уверен, ясен пень!»

Дело в том, что этот оператор четыре года служил оператором РЭБ на В-52. В мирное время он свою «шарманку» включать не мог — и от скуки зубрил сигналы советских радаров. А потом и вовсе сбежал во Вьетнам — отрываться. И уж он-то о радарах знал всё.

Ситуация складывалась следующая: если радар подключён к зениткам, они сделают из ганшипа решето. И зенитки начали стрелять!

Тень самолёта над позициями ПВО (источник фото)

«Фантом» пикировал на ПВО, как вдруг пилот осознал: свои-то огни не выключили. И его истребитель теперь видит каждая зенитка в Лаосе. Пилот пришёл в ярость и, несмотря на зенитный огонь, в одном заходе сбросил все кассетные бомбы, что были.

Тысячи разрывов осветили местность, как шоу из ада. Впечатлило всех. Но самое интересное началось по возвращении на базу.

— Мы тут радар засекли, — доложил пилот.

— Но в Лаосе нет радаров! — возразил офицер разведки.

— А мой оператор говорит — есть!

— Нет!

Всё просто. Если радары есть — надо убирать ганшипы. Но тогда партизаны получат снабжение без помех. И кто возьмёт ответственность?

АС-130 в полёте (источник фото)

Прошло две ночи.

Радио: «„Спектр“ возвращается на базу. Ему выбили два мотора и гидравлику. На борту раненые».

Пилот «Фантома», находившийся на земле, видел, как при посадке вспыхнули топливные баки ганшипа, выбрасывая пламя на десятки метров. Экипаж отчаянно пытался выбраться из кабины. Прежде чем подоспели пожарные, начали рваться боеприпасы…

В документах значится потеря АС-130 24 мая 1969 года. Самолёт получил два 37-мм снаряда в хвост и фюзеляж. Командир приказал членам экипажа прыгать, а сам посадил машину на базу Убон в Таиланде. При посадке шасси сломались, самолёт охватило пламя. Чудом из экипажа в 13 человек погиб лишь один, бортмеханик (и ещё один — умер до приземления).

Это был первый ганшип такого класса, потерянный во Вьетнаме. Но не последний…

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях