Правда ли? Бывший нацист помог Уолту Диснею построить ядерный аттракцион

Таинственная комната Диснея

Уолт Дисней всегда хотел создать парк развлечений, похожий на сказку. Такой, чтобы всё было по-настоящему. В пятидесятые годы он начал реализовывать масштабный проект, построенный на основе ультрасовременной аудиовизуальной технологии — аниматроники. Это сейчас динозаврами, которые двигаются и ревут, напугать можно только детсадовцев, а в то время подобная технология была в новинку.

Самым сложным в процессе стало одновременное и последовательное взаимодействие множества кукол, исполняющих песенные партии или играющих музыку. Зрители приходили в кафе, где можно было заказать напиток, и вдруг птицы, растения и даже скульптуры начинали петь песни. В комнате было четыре крупных попугая Ара, которые выступали в качестве ведущих шоу и исполняли отдельные партии. Сначала этих попугаев раскрасили в цвета флагов Мексики, Франции, Германии и Ирландии (странный выбор) — говорили они с полагающимися акцентами. Но спустя некоторое время расцветку птиц стандартизировали. Всего в представлении участвовали 225 аниматронных птиц, цветов и полинезийских божков, которые двигались, разговаривали и пели.

Основной проблемой стало обеспечение взаимодействия отдельных механизмов. До возможности заказать плату «Ардуино» на eBay оставалось ещё несколько десятилетий. Тогда Уолт Дисней обратился за помощью к военным, а если точнее — к Вернеру фон Брауну.

Неприкаянный немец

Вернер фон Браун изо всех сил пытался натурализоваться в США. В 1945 году он с остатками своей команды сдался американским военным, после чего попал в карьерную яму. В Германии Вернер был руководителем проектов, серьёзной фигурой, а в США, несмотря на все заслуги, к серьёзным секретным проектам его не подпускали. И, хотя немец возглавил Службу проектирования и разработки вооружения армии в Форт-Блиссе, задания на разработку давали только по ракетам малой и средней дальности.

Уолт Дисней и Вернер фон Браун

Лишь в середине 50-х фон Браун стал руководителем программы разработки семейства межконтинентальных баллистических ракеты «Редстоун». Именно при помощи «Редстоуна» в версии «Юпитер-С» американцы запустили в космос свой первый спутник «Эксплорер-1». Вскоре Вернер вошёл в Специальный комитет по космическим технологиям на базе НАКА (NACA). Тут нет ошибки — в 1957 году НАСА (NASA) ещё не существовало, и ракетными разработками заведовал Национальный комитет по аэронавтике (National Advisory Committee for Aeronautics — NACA).

Примерно в это время Вернера фон Брауна нашел Уолт Дисней и поделился проблемой: «Птицы не поют, как надо — в голос и совместно».

Мультипликатор и бывший нацистский конструктор ударили по рукам и подписали контракт (благословенные были времена — военному на службе под грифом секретности можно было подписать контракт на создание сложной технической системы стороннему заказчику!).

Практически все аниматронные фигуры в комнате управлялись при помощи пневматики либо гидравлики, а специальные трубки с воздухом или жидкостью заставляли животных двигаться. Требовалось всё это соединить и синхронизировать со звуками и освещением.

Итогом стала система, основанная на использовании 14-канального магнитофона с однодюймовой магнитной лентой — такой же, как в системе управления твердотопливной баллистической ракеты UGM-14 «Поларис», предназначенной для размещения на атомных подводных лодках.

Пока проигрывалась семнадцатиминутная программа представления, по сигналам с магнитофона синхронизировались аниматронные фигуры, звук и свет. К слову, комната управления, размещённая под аттракционом, получилась едва ли не больше его самого! Жарило там настолько сильно, что пришлось сделать «Таинственную комнату Тики» первым в истории парка аттракционом, снабжённым кондиционером.

Правда или выдумка?

Признаться, прочитав эту историю, автор практически поверил ей. Зарубежная «Популярная механика», это, конечно, не Verge, но раньше материалы проверялись и верифицировались. Однако с этим материалом произошло странное. Ссылается он в итоге только на одну статью — с сайта развлекательного телеканала KCET. В этой статье вообще нет никаких ссылок на источники. Поиск по материалам в сети не показывает такой информации ранее: ни в книгах, посвящённых Уолту Диснею, ни в жизнеописаниях Вернера фон Брауна. Более того, на сайте NASA есть достаточно полное описание сотрудничества между фон Брауном и Диснеем. Оно было, и очень серьёзное, да вот только и там нет абсолютно ничего про «Таинственную комнату Тики».

Самым непонятным в этой истории до сих пор остается следующий момент. Откуда Вернер фон Браун мог взять систему управления ракетой «Поларис», если всё это время работал над абсолютно другим семейством — «Редстоун»? Эти проекты шли параллельно, но в разных ведомствах и с разными группами учёных. То есть автор статьи, скорее всего, путается даже в описании работ, которые проводил фон Браун, что уж тут говорить об остальном.

С учётом того, что все аспекты сотрудничества этих двух великих людей были задокументированы, представить, что такой факт, как использование системы управления от баллистической ракеты, много лет замалчивался и стал известен только сейчас и только журналисту сайта KCET, очень сложно. Тем более, что об этом не пишут и в изданиях, посвящённых истории Диснейленда.

Выяснить же, что произошло на самом деле, сейчас решительно невозможно. В девяностые годы аттракцион полностью перестроили, а систему управления модернизировали.

Теперь поющими птицами и цветами управляет банальный компьютер «Макинтош». Никакой романтики!

Что же по итогу? Есть аттракцион Диснея, сделанный его дочерней компанией, — очень прогрессивный на момент своего создания и работающий до сих пор. Есть много материалов о сотрудничестве Уолта Диснея и Вернера фон Брауна — они были хорошо знакомы. А вот документов об использовании в аттракционе системы управления от баллистической ракеты нет. Да и другого подтверждения этой истории не находится.

Однако приятно думать, что несколько десятилетий детей радовал аттракцион, использующий систему управления от баллистической ракеты, способной нести ядерную боеголовку. И создал это один из самых гениальных космических конструкторов в мире. Ядерные технологии на благо человечества! Красота же, согласитесь? Вот только, скорее всего, мы имеем дело с городской легендой. Красивой, интересной — но всё-таки легендой.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий