Как спрятать ядерную ракету — американский опыт

Мирный грузовик

На самой заре холодной войны серьёзно о маскировке никто и не думал. Огромный бомбардировщик требует огромного аэродрома, и полноценно спрятать его не получится. Но с появлением ракет ситуация изменилась. Достаточно быстро они стали вполне компактными для скрытого размещения, особенно если немного пожертвовать дальностью. Баллистическая ракета для подводных лодок «Поларис» вообще спокойно помещалась в грузовике, что сразу навело американских военных на интересную мысль.

А началось всё с модели на базе игрушечного грузовичка, с помощью которой инженеры доказали начальству что ракета влезет в полуприцеп

Разместить ракеты где-то поближе к СССР казалось крайне полезной идеей, но там и они были бы более уязвимыми для неожиданного удара, ведь их местоположение быстро стало бы известно. А ещё страшные советские спецслужбы могли запустить на них своих диверсантов перед началом войны. «Поларис» же без проблем влезал в обычный двухосный полуприцеп — такие часто встречаются на западных дорогах. А значит, можно было пусковую замаскировать под непримечательный гражданский грузовик и пустить его ездить по тем самым дорогам. И как бы ни трудилось страшное русское КГБ, ему никогда не удалось бы найти все подобные прицепы, колесящие по просторам, например, Англии.

Проект мобильной пусковой установки CL-530; от момента получения приказа до пуска — всего 12 минут

Проект выглядел красиво, а главное — кинематографично! Английское шоссе, спокойное мирное движение. Вдруг одна из фур резко даёт по тормозам, выпускает аутригеры и начинает поднимать пусковую. И тут в неё въезжает испуганный гражданский. Красивый взрыв, от ракетного топлива горит всё шоссе! И таких проблем с проектом было множество. Что делать, если носитель ракеты попадёт в аварию? Да и оставлять атомное оружие без охраны как-то совсем рискованно, а если её обеспечить, она демаскирует всю затею. Да и англичан или других европейцев придётся долго уговаривать на это, и не факт, что получится.

От идеи пришлось отказаться.

(Фото: А. В. Карпенко)

На некоторое время ракетные грузовики пропали с горизонта, но спустя 20 лет их ждало перерождение в одной далёкой северной стране.

С конца 70-х годов в рамках ОКР «Вереница» шло исследования вопроса об установке малогабаритной МБР на пусковую, замаскированную под обычную гражданскую фуру. Технически это оказалось вполне возможно, поэтому в рамках работ над ракетным комплексом «Курьер» начали натурные испытания.

Проблемы во многом повторяли те, с которыми столкнулись американцы десятилетиями раньше: опасность аварийных ситуаций и других инцидентов на дорогах. Наложилось и не самое лучшее качество этих самых дорог; пусковая установка опрокидывалась на не самых ровных участках.

(Фото: А. В. Карпенко)

В рамках командно-административной экономики эти вопросы решались проще, чем в США. А выигрыш от появления такого комплекса был неоспоримый. Американцам и за простыми мобильными установками было следить сложно, а тут предстояло выявить, какие из рефрижераторов везут рыбу, а какие — ракеты.

К началу 90-х работы над «Курьером» практически завершились, но было принято политическое решение о закрытии программы. «Курьера» обменяли на американскую ракету «Миджитмен» мобильного базирования.

Смогли бы в СССР создать замаскированный ракетный комплекс, или проект бы не дошёл до вооружения — неизвестно.

Массо-габаритный макет замаскированной пусковой установки «Курьер» на испытаниях. Отличить от обычного контейнеровоза даже тренированному глазу не просто

Боевой поезд

Ракетный поезд с МБР «Минитмен»

В начале 60-х ВВС США готовились принять на вооружение новые МБР «Минитмен». Размещать их планировали в шахтах, но на фоне серьёзных побед СССР в космосе возникали опасения, что Советы смогут забросить в США бомбу такой мощности, что никакая шахта не спасёт. Тогда и родилась идея придать «Минитмену» мобильность.

В грузовик ракета, конечно, не лезла, а вот в железнодорожный вагон — вполне. Один ракетный поезд мог тащить больше полдесятка МБР, и попробуй его отследи на поистине гигантской сети железных дорог США. Когда будет надо, он приедет к одной из изначально предусмотренных позиций и произведёт пуск. И никаких угроз аварий или необходимости дополнительной защиты. Однако проект сочли слишком сложным и закрыли.

(Фото: А. В. Карпенко)

Не только американцы думали о создании «ракетного» поезда в то время. Наши работы на тему размещения баллистических ракет зачастую ещё секретны, но некоторая информация уже появилась.

В середине 60-х годов в конструкторском бюро «Южное» разрабатывали межконтинентальную ракету РТ-21 с железнодорожной пусковой установкой. Учитывая отставание СССР в точности ракет и появление американских спутников-шпионов, такие работы вполне имели смысл. И, хоть с РТ-21 не вышло, уже в конце 60-х стартовали работы над ракетой РТ-23, с которой создали первый и последний пока в мире серийный ракетный поезд РТ-23 УТТХ «Молодец».

Американское представление о БЖРК «Молодец»

Потребовалось два десятка лет работ, в ходе которых проект ракеты несколько раз в корне меняли. В 1987 году «ракетный» поезд встал на вооружение. Правда, сделать его по-настоящему замаскированным не получилось. Предполагалось, что с орбиты он ничем не будет отличаться от обычного поезда, но в итоге пришлось делать и нетипичные вагоны, и поезд получился сразу с тремя тепловозами. Неудивительно, что американцы быстро узнали о появлении БЖРК и начали плотно за ним следить. Даже если на время «Молодец» уходил от неусыпного космического ока, вскоре его снова находили. По данным американцев, они контролировали перемещения минимум половины всех составов.

Размещение ракеты МХ в железнодорожном вагоне

Тем не менее, идея была успешной — даже по выявленному поезду нанести удар было непросто, а ведь он мог и уйти в последние минуты. Американцы подумали, подумали и решили повторить подобное и у себя.

Железнодорожная сеть у США гигантская, аварийность на ней совсем минимальная. Новые ракеты МХ куда умнее своих предков из 60-х, их электронные мозги уже не требуют старта из заранее определённой точки, а значит, БЖРК способен произвести запуск откуда угодно. Хотя даже со всеми достижениями американской науки и техники уместить всё в обычный вагон не вышло — всё равно получилось великовато. Но, будем честными, и со спутниковым наблюдением у СССР всё было не так великолепно.

Поезд протестировали и почти поставили в серию, но вмешался конец холодной войны. Свой серийный БЖРК США так и не получили.

Предполагаемый состав американского ракетного поезда

Игра в прятки

Если грузовики и поезда всё же удалось воплотить в реальности, многие другие проекты остались только на бумаге. Например, различные идеи маскировки ракетных шахт — ведь просто так спрятать их было ой как не просто. Гарнизоны легко найти, а уже потом, внимательно изучив спутниковые снимки, можно понять, что вот этот странный холмик или домик — лишь прикрытие для крышки шахты.

Поэтому в проектах американцы шли на более радикальные решения — скажем, спрятать шахты под полотном шоссейных дорог, маскируя их постройку дорожными работами. Другой вариант — разместить ракеты прямо в мегаполисах. Нет — это не безумие. Ставка тут даже не на маскировку, а на то, что противник не станет атаковать ракеты в городах ядерным оружием, чтобы не спровоцировать удар по своим городам.

Разумеется, ни тот ни другой вариант так и не реализовали.

Размещение шахты ракеты под асфальтовым покрытием

В мобильном варианте рассматривали также кучу самых необычных идей — от специальных дизельных подводных лодок до гигантских беспилотных дронов на воздушной подушке, носящихся по просторам пустынь США. Серьёзно исследовали вопрос маскировки ракет под речные баржи, но там проблема в чём-то походила на автомобильную. На основных реках США шло плотное движение, различные инциденты и даже столкновения встречались достаточно часто.

Ещё вариант — установить пусковые на корабли гражданского флота, однако был шанс, что противник обратит внимание на странные суда, которые просто так шляются по морям и океанам, и поймёт, что это. Уж проще построить побольше подводных ракетоносцев.

Проект размещения ракет МХ на гражданских судах

Большинство из этих проектов так и не появились в реальности. Впрочем, это не мешает некоторым конспирологам и у нас, и в США считать, что подобные комплексы всё же секретно создали и поставили на вооружение, и фуры с ракетами колесят по шоссе США и дорогам России.

Но это, скорее всего, лишь беспочвенные домыслы.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий