Надысь

Диванная аналитика: телеканал о Великой Отечественной — хорошо это или не очень?

Весной 2019 года в сетях кабельных и спутниковых операторов на территории России станет доступен телевизионный канал «Победа». Он будет посвящён исключительно истории Великой Отечественной войны. Так ли это хорошо, как можно подумать? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU решил разобраться.
WARHEAD.SU
  • 2.1K
  • 14
  • 10
  • 88

Двадцать девятого января 2019 года агентство ТАСС сообщило о грядущем открытии телеканала «Победа», целиком посвящённого истории Великой Отечественной войны. Его создание приурочено к 75-летнему юбилею Победы, но доступен он станет на год раньше — уже этой весной. На первый взгляд, всё хорошо. Популяризация истории — дело без дураков благое, и заниматься им надо. Но что будет, если мы попробуем рассмотреть ситуацию внимательнее?

Что дают?

Начнём с самого начала. Что планирует показывать новый канал? Создатели канала упомянули три основных направления. «Большое количество контента о событиях Великой Отечественной войны, созданного телевидением и кинематографом за прошедшие годы» (конец цитаты), реконструкция «максимально объёмной картины событий» на основе различных документов и истории простых людей, рассказанные их родственниками и потомками.

Первое немного беспокоит. «Контент» о событиях войны, созданный за последние три десятка лет, в массе своей безграмотен, художественно крив и народной популярностью заслуженно не пользуется, за редким исключением. Фильмы, снятые в более раннюю эпоху, все и так видели множество раз и ещё неоднократно увидят — на любом другом телеканале в первой половине мая ежегодно.

Второе звучит привлекательно, но и тут есть подводный камень. Реконструкция событий по документам требует тщательного ответственного подхода и, что уж скрывать, немалого бюджета. И опыта, которого у наших пока мало, — положительные примеры можно сосчитать по пальцам.

Остаются воспоминания обычных людей, своего рода «Бессмертный полк» на телеэкране. Это и хорошо, и легко реализуемо, но катастрофически недостаточно для наполнения целого телеканала. Не возникнет ли у администрации соблазна пойти по пути наименьшего сопротивления и забить остальное эфирное время бесконечными повторами «На войне как на войне» и «Они сражались за Родину»? И это в лучшем случае — потому что в худшем на повторе будут крутиться «Штрафбат», «Диверсант», «Истребители» и прочий псевдоисторический хлам, оскорбляющий зрение и разум.

Потенциальная аудитория

Важный вопрос — много ли человек будут смотреть новый канал? Он запускается на спутниковом и кабельном телевидении. Российская аудитория такового в середине 2017 года составляла около 42 миллионов человек. Более поздних данных с нашего дивана обнаружить не удалось, но на тот момент, по информации статистических исследований, она практически перестала расти. Так что можно считать, что и сейчас платное телевидение смотрит примерно столько же людей. Это большая цифра. Другое дело — сколько именно будут смотреть конкретно «Победу». Каналов на платном телевидении огромное количество, и даже у самого популярного из них аудитория в 2016 году составляла всего полтора миллиона человек, то есть, около четырёх процентов зрителей, имеющих подписку на платное ТВ. Логично предположить, что у «Победы» эта цифра будет на уровне других узкопрофильных каналов, то есть примерно 200-250 тысяч человек в лучшем случае. Как подписчиков у средней популярности канала на YouTube.

Портрет зрителя

И наконец, кто именно будет смотреть «Победу»? Как показывает всё та же статистика, чем ниже возраст зрителя, тем меньше он уделяет времени телеэкрану. Если создатели канала намерены просвещать молодёжь, им и в самом деле стоило бы озаботиться выходом на YouTube или в социальные сети, а не на телевидение. Впрочем, сами создатели выражают уверенность, что сама тема привлечёт к ним не только старшее поколение, но и юное.

И тут мы возвращаемся к самому первому вопросу. Что показывать и как? Прямолинейной и помпезной пропагандой людей очень легко перекормить, особенно молодых. И тогда она начнёт вызывать эффект прямо противоположный — не интерес и уважение к демонстрируемому, а пренебрежение и недоверие. Мы такое уже проходили сорок-пятьдесят лет назад и очень не хотелось бы повторения. Сама по себе тема Великой Отечественной, конечно, близка практически любому жителю России, но автоматической гарантией интереса не является. Если делать «абы как, зато про войну», успеха не будет, один только вред.

Итог, преисполненный сдержанного оптимизма

Поживём — увидим. Надеяться, как всегда, имеет смысл на лучшее, а готовиться — к худшему. Одно утешает — в самом плохом случае новый канал просто не заметят, так что никакого вреда всё равно не произойдёт.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях