«Две королевы»: унылая сказка вместо исторической драмы

Вместо исторической драмы, в которой демонстрируются характеры известных людей прошлого, мы получили нечто, больше всего напоминающее экранизацию «женского романа» — со слезами, предательством близких, страданиями и поисками любви. Но это не столь уж и плохо. В конце концов, весьма мелодраматичный фильм «Унесённые ветром» навсегда останется одним из шедевров исторического кинематографа.

Фантазии и убожество

Обычно от костюмного кино стоит ожидать красиво поставленных сцен со множеством актёров, одетых в исторически достоверные одежды. Именно работа художников по костюмам способна спасти даже неудачный фильм, если его хочется смотреть просто потому, что на экране постоянно сменяются эффектные картины.

Елизавета Тюдор в исполнении Марго Робби

Вместо этого мы наблюдаем крайне скудный гардероб даже у ключевых персонажей. Мария Стюарт за двадцать пять лет — столько длится действие в фильме — меняет платья то ли три, то ли четыре раза. И ладно бы они соответствовали историческим прообразам. Но нет, вместо одежды второй половины XVI века мы видим какую-то фантазию художника, сделанную «по мотивам» эпохи.

Картинка в кадре неизменно выглядит очень бедно. В ней преобладают чёрные и тёмно-синие цвета. И это при том, что в те времена люди, особенно знать и богачи, одевались ярко и пышно.

Куртки и килты

Женские одежды вместо очень сложного (и довольно неудобного) фасона конца XVI столетия крайне просты, если не сказать примитивны.

Костюм Марии Стюарт из кино и портрет XVI века

В первой сцене будущая правительница Шотландии предстаёт перед зрителем в платье, больше похожем на одеяния Дейнерис Таргариен из фэнтези-эпопеи   «Игра престолов», чем на одежды, изображённые на картинах и гравюрах.

Красиво, спору нет. Но какое отношение это имеет к историческому кино?

Запоминается и красное платье, в котором Мария отправляется на казнь. Оно вполне сгодилось бы для любого торжества в наши дни. Ни у кого язык не повернётся сказать, что сшито оно для королевы, жившей больше четырёхсот лет назад.

Мужчины носят некое жалкое подобие тогдашних дублетов. Но сделаны они на современный манер и скорее напоминают спортивные куртки. В них нет ни следа очень узнаваемого французско-испанского стиля конца XVI века.

Ах, да — неизбежные штампы: «шотландцы», как всегда, равно «килты». Понятно, во что же ещё одеть шотландца? И это при том, что древность этого необычного костюма довольно сомнительна.

На радость воинам политкорректности

В области политкорректности фильм старается угодить сразу всем. Радикальным феминисткам, сторонникам расового многообразия, апологетам сексуальных меньшинств.

В числе актёров, изображающих английскую и шотландскую знать, нашлось немало афробританцев и афрошотландев. Ситуация, когда европейских аристократов играют негры, уже никого не способна удивить. Странно только, что на роль главных героинь — двух королев — позвали белых актрис.

Надеюсь, в следующем фильме англичане учтут «требования момента», и мы увидим что-нибудь вроде смуглой Виктории или китайца в роли Вильгельма Завоевателя.

Да, конечно же актёры с азиатскими чертами среди придворных тоже имеются. А вот индусов, латиноамериканцев, народов крайнего севера и южноафриканских бушменов мы не увидим. Недоработочка. Я бы на месте готтентотов (этническая общность на юге Африки; ныне населяют Южную и Центральную Намибию. — Прим.ред) очень обиделся.

Очень демократичная королева

С другими элементами современной мифологии тоже всё в порядке.

Вот Мария Стюарт приезжает в Шотландию, чтобы занять принадлежащий ей по праву трон. Во время первой же встречи с придворными она держит речь, что отныне в её королевстве будет полная свобода веры, никого не станут преследовать за религию, а сама королева не будет делать разницы между католиками и протестантами.

Мария Стюарт в исполнении Сирши Ронан

Когда Мария разговаривает с непримиримым протестантом Джоном Ноксом, тот в присутствии всего двора сыплет в её адрес оскорбления. Вообще, за меньшее пренебрежение люди заканчивали жизнь на плахе. Но ведь королева у нас изрядная демократка. Она не только не обращает внимания на поток обвинений, но и отпускает Нокса с миром, находя пару слов в защиту его позиции.

Напомню, это о Марии Стюарт. Той, что была абсолютно убеждена в своём божественном праве на власть, ради чего была готова поступиться даже своей жизнью.

Внезапно геи

Но вот на экране появляется красавчик Генри Стюарт, лорд Дарнли. Он обольщает королеву и быстро становится её мужем.

Тут, вероятно, режиссёр Джози Рурк вспомнила, что угодила не всем.

Так что оказалось, что наш лорд — гомосексуалист. Почему? А вот режиссёр так видит. Никакого основания для обвинения женолюбивого Генри в содомии нет и не было. Просто, видимо, решили, что гей тут будет смотреться в самый раз.

Вторым сторонником альтернативной любви выступил секретарь королевы — Давид Риччо. Вообще, современники считали его непривлекательным внешне, но очень умным человеком. На экране же он — слабовольный дурачок.

Кстати, когда Риччо признаётся в своих пристрастиях Марии Стюарт, она толерантно отвечает — ну мол, гей, ничего, всякое бывает. И милостиво оставляет среди своих приближённых. В реальности же участи Риччо не позавидовали бы.

Пуэрториканец Исмаэль Круз в роли Давида Риччо

И просто исторические ошибки

Ляпов в фильме тоже предостаточно. Вот, например, Дарнли — супруг королевы Шотландии. При всей своей никчёмности он страшно мучается от желания стать королём. Это при том, что его брак предполагал, что он будет лишь принцем-консортом — то есть не получит корону (похожий статус сейчас у принца Филиппа Маунтбеттена, мужа королевы Елизаветы II). В реальности Генри Стюарт, конечно, стремился к власти. Но никогда и не думал о том, чтобы самому стать королём. Он желал быть лишь первым среди советников королевы.

Или вот шотландская армия (ага, целая рота — на массовке тоже сэкономили) выдвигается в поход против мятежников, поднявших оружие на королеву. Мария Стюарт отправляется с войском. Но под какими же знамёнами шотландцы идут в бой? А под какими-то невнятными (хотя вроде как среди них удалось разглядеть синий с белым косым крестом флаг Шотландии). Королевского штандарта, который был обязан сопровождать правительницу государства, куда бы она ни следовала (особенно на войне), среди них нет. Более того, шотландского гербового красного льва по золотому полю мы вообще не увидим. Ни во дворце, ни на карете, ни на одежде слуг.

Брак королевы с Джеймсом Босуэллом представлен так, что его чуть ли не заставляют заключить лорды, устроившие заговор против Марии. На самом же деле, Мария давно пылала страстью к Джеймсу, бывшему полной противоположностью бездарного лорда Дарнли. Ну и убийство Дарнли, которое, вероятно, было подстроено королевой и её любовником, в фильме представлено ещё одним последствием заговора. А Мария Стюарт оказывается совсем ни при чём.

Казалось бы, не можешь снять исторический фильм, так попробуй сделать хотя бы красивую сказку о прекрасном прошлом. Да, сказка получилась. Но какая-то унылая.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий