Доброе слово без гранатомёта: как этика привела в тюрьму гаитянского профессора

Как этика делает изгоем

Пятнадцатого сентября 2014 года банда «Ля Мизорикан» (La Meezorequin), которая работала на власти города Гран-ревир-дю-Норд, нашла и отдубасила профессора Ансли Дамю, а затем сожгла его мотоцикл. Чёткие карибские парни советовали профессору поправлять здоровье подальше от Гаити. В итоге этические разногласия разрешились к полному удовлетворению сторон: власти остались при своих, а профессор пустился в бега.

Дамю поселился в Бразилии, где его считали тупым понаехом и черномазым ублюдком. Полтора года работы неквалифицированным рабочим на бразильской стройке здорово отточили философский аппарат профессора. Он нутром чуял, что и с бразильскими властями у него непреодолимый конфликт. Надо было ехать туда, где с этикой все хорошо…

В октябре 2016 года Дамю оказался на пропускном пункте в Калифорнии, где намеревался просить убежище. Но американские власти не оценили прекраснодушный порыв профессора, надели на него наручники и заперли в центре предварительного заключения.

Ансли Дамю

Там, в этом самом заключении, профессор провёл два года (а точнее 766 дней) в ожидании депортации на родину. Судьба явно хотела испытать господина Дамю на прочность.

Бежать нельзя остаться

Может, стоило остаться на родине?

Увы, в Гаити после землетрясения 2010 года началась жесть. Стихийное бедствие унесло жизни более 220 тысяч человек, сотни тысяч бежали из разрушенной столицы. Бездомными остались 1,5 миллиона человек. Для государства с населением в десять миллионов и с ВВП в 6,5 миллиардов долларов это стало катастрофой. Страна в буквальном смысле разрушилась, а на её месте рождалось нечто новое, лишь отдалённо напоминающее прежнее Гаити.

А оно, заметим, и без землетрясения напоминало днище мира.

Казалось бы, после бунтов и бандитских разборок 2004 года, когда свергли президента Аристида, падать было уже некуда. Оказалось — очень даже есть куда.

Самая большая опасность, которая угрожала Гаити, — уничтожение государственных структур. Возможно, сами гаитяне в итоге справились бы с проблемой, лет через 20-30 закончили бы с разбором завалов и обеспечением безопасности. Но в дело вмешалось международное сообщество.

В авангарде прогресса и демократии в который раз выступили США. Благодаря Wikileaks известно, что Вашингтон рассматривал Миссию ООН по стабилизации в Гаити в качестве своего союзника. Наличие Миссии и финансовой помощи позволили напрямую диктовать политику верхушке острова.

США сосредоточились на том, чтобы не допустить до власти ранее дважды свергнутого при их помощи левого президента Аристида. Что и было проделано. Во время выборов политику не позволили въехать в страну, а его партию не допустили до выборов.

В итоге Гаити стала управляться «демократически избранным» ультраправым президентом, в выборах которого принимало участие 20% избирателей.

Основная масса финансовой помощи не дошла не то что до рядовых гаитян, а до гаитян вообще. Из 9,6 млрд долларов к 2015 году было освоено 7,6 млрд, но из них в страну дошёл 1 (один) процент этих средств.

Пока высокие стороны делали политику и рассовывали по карманам бабло, столица стала напоминать мусорный полигон, наркопритон, бордель и свиноферму одновременно. Фекалии, люди, наркобанды и члены благотворительных организаций перемещались по ней во всех направлениях.

(Фото: Thony Belizaire)

Любому было ясно, что гаитянам нужны свои врачи и своя полиция, набранная среди местных жителей, которым люди могли бы доверять — некий аналог американских шерифов. Но произошло совершенно иное.

Толпы добровольцев примчались одаривать гаитян едой, лекарствами, и палатками. Никто не стал массово готовить врачей для Гаити. А кубинцев, которые могли взять на себя эту задачу, тупо не пустили на остров. В итоге в 2016 году эпидемия холеры унесла жизни 10 тысяч человек. Из-за тайфуна Мэтью погибло ещё несколько тысяч. Изрядное количество домов, построенных на деньги дарителей, развалилось. Их возвели, не подумав об ураганах. А в выстоявших кварталах зачастую не было канализации и водопровода. Зачем план? Ни к чему.

Факап страны и боль профессора

Как государство Гаити не выполняло свою самую главную функцию: оно не могло защитить своих граждан от произвола банд, частично связанных с политиками.

Собственно, связи с верхушкой у местных гангстеров были всегда, достаточно вспомнить «тонтон-макутов папы Дока» — диктатора Дювалье. За 20 лет они убили от 30 до 60 тысяч человек.

В стране давно утвердился культ «сильных людей» (в основном армейских офицеров). После свержения династии Дювалье провластные бандиты никуда не исчезли. Они полезли в армию, в полицию, в спецслужбы, участвовали в свержении президента Аристида. Так что в современном Гаити порой трудно сказать, где обычный наркобарон и продажный политик, а где бывший тонтон‑макут.

Но переход целых кварталов и пригородов столицы страны под полный контроль банд, которые стали определять местную политику, стал чем-то новым для Гаити.

Из формата «банды в подручных у государства» Гаити перешло в формат «государство для банд».

Между 2007 годом и 2012-м, после землетрясения, уровень убийств в Гаити увеличился в два раза: с 5,1 до 10,2 на сто тысяч. При этом на столицу страны приходилось почти три четверти всех убийств. Так, в 2012 году уровень убийств в Порт-о-Пренсе составил 60,9 на сто тысяч. Подобная картина характерна для стран, где идёт гражданская война.

(Фото: Paolo Marchetti)

Север страны, откуда был родом наш специалист по этике, оказался ещё сравнительно благополучным. После землетрясения там уцелел критически важный аэропорт, названный в честь Уго Чавеса (во время землетрясения Венесуэла очень быстро оказала помощь Гаити). Так что недостатка в миротворцах, военных и полиции там никогда не было.

В ноябре 2017 года в южном городе Круа-де-Буке произошла очередная бойня: в колледже Мараната забили до смерти 14 человек, включая преподавателя. Преступление совершили не банды, как можно подумать, а полицейские, которым не понравилось, что студенты колледжа протестовали против платного обучения. В том же году на севере Гаити, в Гран-ревир-дю-Норд, сожгли школьный автобус, подаренный в тот день учебному заведению. Но без людей. Как говорится, почувствуйте разницу.

И всё же ни полиция, ни миротворцы профессору не помогли.

Потому что мы банда

В таких странах, как Гаити, этические принципы лучше всего отстаивать, купив себе гранатомёт. Пулемёт или автомат тоже не помешают. Но это лишь полумеры. Единственное эффективное решение — организация, члены которой всегда придут на помощь и защитят друг друга.

Профессору надо было не о коррупции разглагольствовать, а убеждать соседей вооружаться и держаться вместе. И явочным порядком создать свою милицию, чтобы от банд отстреливаться. Потому что полиция всё равно в такие разборки не вмешивается.

Добро должно быть с кулаками. Тогда этические разногласия ещё можно решить.

…Профессору Дамю, надо сказать, повезло. В США нашлись люди, готовые за него поручиться и разместить у себя на всё время, пока суд будет рассматривать его дело. Но всё равно, бросить семью и пережить столько мытарств — развлечение на любителя.

И всё только потому, что он вовремя не сколотил отряд добропорядочных джентльменов, которые из купленных на кровные деньги стволов не урезонили всяких уродов. Или хотя бы не попытались.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий