Шизомилитаризм

Неуловимый «Баргузин», или Спутник против ядерного поезда

При помощи гугл-карт и пытливого ума любители военной техники определили место бросковых испытаний боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин». Так ли это и почему это уже не имеет значения — в нашем материале.
Михаил Котов
  • 12K
  • 17
  • 9
  • 46

Улыбнитесь, вас снимают

Где-то там за облаками по чётко вычисленным орбитам с огромной скоростью проносятся космические аппараты. Именно с их помощью осуществляются телевещание, геопозиционирование, передача данных. Часть из них, называемая «спутники дистанционного зондирования Земли» (ДЗЗ), дождавшись хорошей погоды, в множество проходов снимает нашу планету. Нет для них запретных и секретных мест, вот и попадает под пристальный взгляд космических камер даже самое секретное.

Сопоставление снимков с разными датами позволило любителям военной техники даже определить, где именно проходили бросковые испытания самого секретного из поездов — Боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин».

(Источник фото)

Каждый может вбить в гугл-карты координаты: N 62°54.448′ E 40°47.115′ — и посмотреть на длинное светлое пятно поезда, стоящего в тупике полигона. К слову, на картах Яндекса качество съёмки ещё ниже. И там при достаточной фантазии в этих местах можно представить вообще что угодно.

На более ранних кадрах запечатлён не один, а два состава. А некоторые особо глазастые уверяют, что рассмотрели на фото открытую крышку вагона. У боевого железнодорожного комплекса предыдущего поколения «Молодец» крышка открывалась для пуска ракеты, а специальные штанги отодвигали контактные провода в сторону, если дело происходило на электрифицированном участке пути. У «Баргузина» подготовка к старту ракеты примерно такая же.

(Источник фото)

Учитывая качество картинки, увидеть открытую крышку вагона на этих картах можно лишь при наличии огромного опыта в чтении таких фотографий. Либо используя фантазию на полную.

Впрочем, время съёмки примерно совпадает с проведением испытаний. Ранее анонимные источники в СМИ сообщали, что бросковые испытания «Баргузина» проводились в течение 2016–2017 годов. Примерные линейные размеры составов тоже похожи. Правда, любые другие вагоны с высоты выглядят аналогично — ведь БЖРК специально сделан в формате стандартных рефрижераторных вагонов.

И что мы имеем по итогу? На полигоне в Архангельской области в течение 2018 года действительно несколько раз со спутника фиксировались составы, похожие на «Баргузин». Поверить в то, что крышка вагона оставалась открытой несколько месяцев, сложновато. Даже если убрать обычную логику — нечего дождю затекать куда не надо, — остаётся ещё извечное военное «а что это у вас крыша вагона не закрыта третий месяц, непорядок».

Могли ли эти составы быть «Баргузином»? Ну, почему бы и нет? Шансы есть.

Мнимая секретность

Как бы то ни было, теперь это всё неважно. Ведь согласно публикациям в СМИ, БЖРК «Баргузин» исключили из госпрограммы вооружений до 2027 года. Соответственно, и опытно-конструкторские работы по его созданию в настоящий момент приостановлены или завершены. И шансов, что проект восстанет из пепла, как птица феникс, — скажем честно — не очень много.

Мы уже писали, что в условиях современной реальности мчащийся сквозь ночь литерный поезд, не очень похожий на обыкновенный состав, — это, скорее, повод выложить фото или видео в инстаграм, нежели реально высокая степень секретности. Увы, спрятать ядерное оружие становится всё сложнее.

(Фото: Минобороны России)

Современное железнодорожное движение в России очень медлительно и достаточно прозрачно. Системы управления РЖД позволяют вычислить, не вставая с дивана, где находится тот или иной вагон. Как только комплекс придёт в движение, его можно будет практически сразу найти. Нельзя забывать и о косвенных признаках.

Думаете, разрешат обходчикам просто приблизиться к таким вагонам, смазать тележки или заняться формированием состава, таская ядерный комплекс при помощи старенького локомотива туда‑сюда?

Во всех же остальных случаях, если не прятать комплекс среди состава с похожими вагонами, он будет выделяться ещё сильнее. Верить в его «невидимость» может только человек, не работавший на железной дороге. То же автомобильное движение гораздо более хаотично и менее отрегулировано, там и в самом деле есть шанс затеряться.

Не вписавшийся в концепцию

Вот и получается, что комплекс — вершина технологий — устарел просто за счёт изменения внешних факторов. То, что в условиях СССР могло со скрипом, но работать, сегодня оказывается секретом Полишинеля. А раз найти тот или иной вагон в случае их включения в общий трафик не составляет труда, — увы — из плюсов у БЖРК остаётся лишь возможность мобильности. Причём относительной, исключительно в рамках железнодорожной сети. Насколько это серьёзное преимущество перед мобильными пусковыми установками РС-24 «Ярс», пусть и не маскирующимися под гражданские автомобили, но способными на непредсказуемое движение, сказать сложно.

Скорее всего, ответ дало само министерство обороны России, не включившее в госпрограмму вооружений до 2027 года ни «Баргузин», ни мобильный комплекс РС-26 «Рубеж», пришедший на замену «Тополям» и «Ярсам». Выбор был сделан в пользу комплексов шахтного базирования «Авангард». Скрытность проиграла техническим возможностям и удобству использования.

Что же именно стояло на полигоне в Архангельской области, так и останется тайной. И скорее всего, теперь уже навсегда.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях