Забытые крылья Канады, или Как канадцы строили НЛО и лучший перехватчик

Серьёзных военных авиастроительных держав совсем немного, и мы их хорошо знаем. Но в 50-е годы в их число пыталось войти много новых игроков. Одну из самых серьёзных попыток сделала Канада. Почему у них не вышло и как им в этом «помогли» американцы — сейчас расскажем.

/
5.5K
23
23
98

Серьёзных военных авиастроительных держав совсем немного, и мы их хорошо знаем. Но в 50-е годы в их число пыталось войти много новых игроков. Одну из самых серьёзных попыток сделала Канада. Почему у них не вышло и как им в этом «помогли» американцы — сейчас расскажем.

Как ни странно, но за подъём авиационной промышленности канадцам надо благодарить, в том числе и немцев. Именно угроза немецкого вторжения на Остров заставила британцев задуматься о переносе части важнейших отраслей промышленности в доминионы, в основном в Канаду. В случае неудачи с отражением немецкого десанта королевская семья с правительством должны были уйти туда и продолжить борьбу с опорой уже на канадские заводы.

Так к концу Второй мировой на территории Канады появилась пара отделений крупных британских авиастроительных фирм. Вложились в их развитие и США.

Типичным примером была фирма «Авро Канада». Это бывший завод «Виктори Эйркрафт», который занимался выпуском бомбардировщиков «Авро» во времена войны, а в 1945 году был выкуплен у канадского правительства английским гигантом «Хокер Сиддли». При этом 28 процентов акций оставалось в руках канадских граждан, и фирма вела собственную политику, не контролируемую англичанами.

«Авро Канада» CF-100 — первый канадский реактивный самолёт

Результат не заставил ждать: уже в 1946 году закончилось проектирование первого канадского реактивного истребителя. А в 1950 году «Авро Канада» CF-100 совершил свой первый полёт.

Канадские инженеры быстро набирались опыта, и начинали всё более смелые проекты. На завод прибывали новые сотрудники — из США или Британии. Ведь карьерный рост в быстроразвивающихся компаниях был стремительнее и проще. Кроме того, под боком был огромный рынок — США, куда можно было продать как гражданские, так и военные самолёты.

Казалось, ничто не омрачает путь Канады в клуб самолётостроителей.

Замахивались в «Авро Канада» даже на проект сверхзвуковых пассажирских самолётов

Сломанная стрела

Наверно, самый известный канадский проект — это «Авро Канада CF-105 Эрроу», сверхзвуковой истребитель-перехватчик конца 50-х годов.

Вообще, канадское авиастроение очень любило перехватчики. Ведь главной угрозой для страны были советские стратегические бомбардировщики. Неудивительно, что борьбе с ними уделялось много внимания.

Работы над перехватчиком CF-105 со скоростью до 2 М начались ещё в 1951 году, но до 1954 года шли они достаточно медленно. Лишь новости из СССР о массовом выпуске бомбардировщиков М-4 и создании водородной бомбы заставили канадских политиков наконец выделить полноценное финансирование для проекта «Эрроу».

Один из ранних проектов будущего перехватчика CF-105

Не стесняясь, канадцы замахнулись и на создание максимально передового перехватчика. Великолепное электронное оборудование и сложная система вооружения, превосходящая даже разрабатываемое для США. Отличный двигатель собственной конструкции, просчитанная аэродинамика, над которой трудились, в частности, фирмы из США и Британии.

Про CF-105 реально можно было говорить, что он превосходит все аналоги того времени. И самое удивительное, что у канадцев всё получилось!

Проект не остался на бумаге как нереализуемая мечта. В 1958 году первый прототип «Эрроу» совершил полёт. Испытания показали, что необходимо доработать некоторые элементы конструкции, но в целом самолёт показал себя отлично. Пилоты-испытатели никак не могли нахвалить машину и её управляемость.

По графику шли работы и над БРЭО (бортовым радиоэлектронным оборудованием), и над двигателем «Оренда Ирокез» (Orenda Iroquois). Для испытания последнего ВВС США даже одолжили бомбардировщик В‑47.

Размещение вооружения и системы управления огнём в CF-105 «Эрроу»

Разумеется, такой проект не могли не заметить за границей. Первой в очереди, конечно, была материнская Англия. Сэры, немного изучив документы, признали самолёт подходящим для своих ВВС. И решили после начала серийного производства купить 100 штук для себя: английские программы разработки перехватчиков сильно буксовали.

Проявили значительный интерес к программе в Австралии и в ЮАР. Даже французы не остались в стороне. Их привлёк двигатель Iroquois, который французы собирались испытать и в дальнейшем использовать в своих перехватчиках.

В перспективе в «Авро Канада» собирались создать ещё более скоростную версию самолёта, и даже бомбардировщик. Изучался и вариант использования CF-105 в качестве первой ступени для космических аппаратов.

Проекты дальнейшего развития CF-105 «Эрроу»

Но если с технической частью всё было хорошо, то вот с политического фронта на проект надвигались тучи. ВВС США были не очень довольны самодеятельностью канадцев, ведь по их планам северные соседи должны были тратить деньги на развёртывание системы NORAD и закупку американских зенитных ракет и истребителей. А никак не финансировать своё авиастроение.

Часть канадских политиков полностью разделяла американскую позицию и активно критиковала проект, используя аргументы, очень нам знакомые.

«Время самолётов прошло, пришло время ракет!».

Несмотря на удачные испытания и большой экспортный потенциал перехватчика, в феврале 1959 года правительство закрыло проект из-за бесперспективности. Позже этот день назовут «чёрной пятницей» для канадского авиастроения.

Из-за высокой секретности в течение шести месяцев все летавшие прототипы и достроенный предсерийный образец уничтожили.

Первый показ CF-105 «Эрроу» произошёл в один день с запуском в СССР первого спутника. Понятно, о чём писали все газеты тогда

Родина НЛО

CF-105 «Эрроу», конечно, знаменит, но были в истории канадского авиастроения, и «Авро Канада» в частности, и другие не менее интересные разработки. Например, разработка «летающих тарелок» для ВВС США.

Ещё в 1952 году в «Авро Канада» сформировали группу специальных разработок, которая трудилась над самыми смелыми и передовыми проектами. Руководил группой английский инженер Джон Фрост. Созданием летательных аппаратов в форме летающих тарелок Фрост занимался с 1947 года.

Неудивительно, что одним из первых проектов группы стала попытка создать сверхзвуковой перехватчик именно в форме летающей тарелки.

Истребитель не имел обычных органов управления и контролировался с помощью отклонения воздушных потоков от двигателей. Стабилизировалась летающая тарелка в полёте при помощи раскрутки внутренней части диска, выступающей в качестве гироскопа. Для канадских военных проект оказался слишком футуристичным, а вот американцы очень заинтересовались идеей.

Одна из первых летающих тарелок «Авро Канада»

В 1954 году ВВС США заключили с «Авро Канада» контракт на разработку дискообразного сверхзвукового перехватчика вертикального взлёта. Предполагалось использовать подобные машины для защиты важнейших объектов на территории США и их союзников. Программе присвоили обозначение МХ-1794, во внутренней переписке её так же называли «Силвер Баг» (Silver Bug).

По сравнению с предыдущим летающим блюдцем новую программу чуть-чуть упростили. Тягу создавал большой центральный ротор, получающий мощность от восьми турбореактивных двигателей. Управление полётом осуществлялось при помощи восьми вспомогательных сопел на кромке диска. До 1956 года собранный прототип проходил испытания на стендах как в Канаде, так и в США.

Один из проектов «Авро Канада» в рамках программы МХ-1794

Достигнуть желаемых характеристик не вышло, и ВВС США потеряли интерес к проекту. Зато их привлекла разработка круглого крыла для обычных самолётов. Оно было эффективно как на высоких сверхзвуковых скоростях, так и на малых при посадке.

Работы над круглым крылом также поручили «Авро Канада» в рамках программы многоцелевого перехватчика-бомбардировщика Weapon System 606. Разработки продолжались до 1958 года, когда в США решили: затраты на полномасштабные исследования такого необычного решения не стоят возможной выгоды. Тем не менее, в Канаде продолжили трудиться над созданием летающих тарелок.

Один из вариантов Weapon System 606

В те времена во многих армиях мира была популярна концепция летающего джипа — небольшой парящей платформы, переходного звена между обычной наземной техникой и вертолётами. По мнению инженеров из «Авро Канада», летающая тарелка была бы идеальной формой для подобной машины.

С 1958 года проект «Аврокар» получил финансирование от армии США. Предполагалось создать летающую платформу, способную к полёту на высоте до пяти метров и на дальность до 50 километров с грузом в 450 килограмм. К началу 1959 года уже стартовал этап сборки прототипа. Но «чёрная пятница» нанесла серьёзный удар по «Авро Канада», и испытания удалось начать лишь в ноябре того же года.

«Аврокар»

Подъёмную силу на «Аврокар» создавала воздушная подушка, формируемая с помощью эффекта Коанда под днищем машины. Идея оказалось работоспособной и взлететь машина смогла, но невысоко и ненадолго. Не удалось достичь и нужного уровня грузоподъёмности. Летающий джип совсем не получился, и армия США в 1962 году прекратила финансировать эту программу — последний крупный проект «Авро Канада».

Внутреннее устройство «Авро Канада Аврокар»

На тот момент фирма и так была на грани краха. После «чёрной пятницы» до половины инженеров ушло в NASA и различные американские авиастроительные фирмы. Прекращение работ над «Аврокар» стало окончательным приговором для «Авро Канада». В том же году компания «Хокер Сиддли» реструктуризировала фирму и переименовала её в «Хокер Сиддли Канада». Авиационные активы перепрофилировали или частично продали американским компаниям. Крах «Авро Канада» ознаменовал начало краха всей канадской авиастроительной отрасли.

По сей день любители авиации ведут споры, была ли неудача Канады предопределена. Кто-то говорит, что создание таких самолётов было слишком сложно и дорого для страны, и если не в 60-х, то позже отрасль всё равно бы рухнула. Другие указывают на не самых богатых и крутых шведов, что сохранили самолётостроение по сей день. Как бы то ни было, изменить историю споры в интернете не в состоянии, и Канада продолжает ассоциироваться с хоккеем, озёрами и лесами — но не с авиацией.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

30K
31
14
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

24K
31
11
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

19K
26
12
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

26K
36
10
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

17K
25
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

16K
9
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

11K
27
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

30K
47
34
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

21K
32
16
359
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

51K
90
56
979
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

34K
41
14
238
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

24K
67
13
442
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

20K
114
30
399
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

20K
37
69
374
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

18K
49
19
600
Первое танковое сражение в истории: когда не помогают миллиметры

Когда речь заходит о сражении танковых корпусов, любители начинают считать танчики и меряться миллиметрами. Битва при Жамблу прекрасно показывает тщетность подобных усилий.

18K
55
29
243
Неудобная война: как тушили пожар Боксёрского восстания

Об этой войне не любят рассказывать. Летом 1900 года китайская артиллерия обстреливала Благовещенск, а российские войска вместе с союзниками штурмовали Пекин. Что же там произошло?

17K
51
15
746
Амритсарская бойня: самый знаменитый расстрел в Британской империи

Сто лет назад всего один генерал и сотня солдат навсегда изменили судьбу Индии — и всей Британской империи. Как попытка спасти страну привела к дикой бойне — в нашей статье.

17K
53
51
631
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

83K
70
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

80K
26
12
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

60K
42
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

53K
63
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
42
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

52K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
65
34
719
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

51K
90
56
979
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

207K
92
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

108K
61
17
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

87K
41
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

84K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

83K
70
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

80K
26
12
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346