Исторический наброс

Забытые крылья Канады, или Как канадцы строили НЛО и лучший перехватчик

Серьёзных военных авиастроительных держав совсем немного, и мы их хорошо знаем. Но в 50-е годы в их число пыталось войти много новых игроков. Одну из самых серьёзных попыток сделала Канада. Почему у них не вышло и как им в этом «помогли» американцы — сейчас расскажем.
Юрий Кужелев /
4.5K
22
23
98
Серьёзных военных авиастроительных держав совсем немного, и мы их хорошо знаем. Но в 50-е годы в их число пыталось войти много новых игроков. Одну из самых серьёзных попыток сделала Канада. Почему у них не вышло и как им в этом «помогли» американцы — сейчас расскажем.

Как ни странно, но за подъём авиационной промышленности канадцам надо благодарить, в том числе и немцев. Именно угроза немецкого вторжения на Остров заставила британцев задуматься о переносе части важнейших отраслей промышленности в доминионы, в основном в Канаду. В случае неудачи с отражением немецкого десанта королевская семья с правительством должны были уйти туда и продолжить борьбу с опорой уже на канадские заводы.

Так к концу Второй мировой на территории Канады появилась пара отделений крупных британских авиастроительных фирм. Вложились в их развитие и США.

Типичным примером была фирма «Авро Канада». Это бывший завод «Виктори Эйркрафт», который занимался выпуском бомбардировщиков «Авро» во времена войны, а в 1945 году был выкуплен у канадского правительства английским гигантом «Хокер Сиддли». При этом 28 процентов акций оставалось в руках канадских граждан, и фирма вела собственную политику, не контролируемую англичанами.

«Авро Канада» CF-100 — первый канадский реактивный самолёт

Результат не заставил ждать: уже в 1946 году закончилось проектирование первого канадского реактивного истребителя. А в 1950 году «Авро Канада» CF-100 совершил свой первый полёт.

Канадские инженеры быстро набирались опыта, и начинали всё более смелые проекты. На завод прибывали новые сотрудники — из США или Британии. Ведь карьерный рост в быстроразвивающихся компаниях был стремительнее и проще. Кроме того, под боком был огромный рынок — США, куда можно было продать как гражданские, так и военные самолёты.

Казалось, ничто не омрачает путь Канады в клуб самолётостроителей.

Замахивались в «Авро Канада» даже на проект сверхзвуковых пассажирских самолётов

Сломанная стрела

Наверно, самый известный канадский проект — это «Авро Канада CF-105 Эрроу», сверхзвуковой истребитель-перехватчик конца 50-х годов.

Вообще, канадское авиастроение очень любило перехватчики. Ведь главной угрозой для страны были советские стратегические бомбардировщики. Неудивительно, что борьбе с ними уделялось много внимания.

Работы над перехватчиком CF-105 со скоростью до 2 М начались ещё в 1951 году, но до 1954 года шли они достаточно медленно. Лишь новости из СССР о массовом выпуске бомбардировщиков М-4 и создании водородной бомбы заставили канадских политиков наконец выделить полноценное финансирование для проекта «Эрроу».

Один из ранних проектов будущего перехватчика CF-105

Не стесняясь, канадцы замахнулись и на создание максимально передового перехватчика. Великолепное электронное оборудование и сложная система вооружения, превосходящая даже разрабатываемое для США. Отличный двигатель собственной конструкции, просчитанная аэродинамика, над которой трудились, в частности, фирмы из США и Британии.

Про CF-105 реально можно было говорить, что он превосходит все аналоги того времени. И самое удивительное, что у канадцев всё получилось!

Проект не остался на бумаге как нереализуемая мечта. В 1958 году первый прототип «Эрроу» совершил полёт. Испытания показали, что необходимо доработать некоторые элементы конструкции, но в целом самолёт показал себя отлично. Пилоты-испытатели никак не могли нахвалить машину и её управляемость.

По графику шли работы и над БРЭО (бортовым радиоэлектронным оборудованием), и над двигателем «Оренда Ирокез» (Orenda Iroquois). Для испытания последнего ВВС США даже одолжили бомбардировщик В‑47.

Размещение вооружения и системы управления огнём в CF-105 «Эрроу»

Разумеется, такой проект не могли не заметить за границей. Первой в очереди, конечно, была материнская Англия. Сэры, немного изучив документы, признали самолёт подходящим для своих ВВС. И решили после начала серийного производства купить 100 штук для себя: английские программы разработки перехватчиков сильно буксовали.

Проявили значительный интерес к программе в Австралии и в ЮАР. Даже французы не остались в стороне. Их привлёк двигатель Iroquois, который французы собирались испытать и в дальнейшем использовать в своих перехватчиках.

В перспективе в «Авро Канада» собирались создать ещё более скоростную версию самолёта, и даже бомбардировщик. Изучался и вариант использования CF-105 в качестве первой ступени для космических аппаратов.

Проекты дальнейшего развития CF-105 «Эрроу»

Но если с технической частью всё было хорошо, то вот с политического фронта на проект надвигались тучи. ВВС США были не очень довольны самодеятельностью канадцев, ведь по их планам северные соседи должны были тратить деньги на развёртывание системы NORAD и закупку американских зенитных ракет и истребителей. А никак не финансировать своё авиастроение.

Часть канадских политиков полностью разделяла американскую позицию и активно критиковала проект, используя аргументы, очень нам знакомые.

«Время самолётов прошло, пришло время ракет!».

Несмотря на удачные испытания и большой экспортный потенциал перехватчика, в феврале 1959 года правительство закрыло проект из-за бесперспективности. Позже этот день назовут «чёрной пятницей» для канадского авиастроения.

Из-за высокой секретности в течение шести месяцев все летавшие прототипы и достроенный предсерийный образец уничтожили.

Первый показ CF-105 «Эрроу» произошёл в один день с запуском в СССР первого спутника. Понятно, о чём писали все газеты тогда

Родина НЛО

CF-105 «Эрроу», конечно, знаменит, но были в истории канадского авиастроения, и «Авро Канада» в частности, и другие не менее интересные разработки. Например, разработка «летающих тарелок» для ВВС США.

Ещё в 1952 году в «Авро Канада» сформировали группу специальных разработок, которая трудилась над самыми смелыми и передовыми проектами. Руководил группой английский инженер Джон Фрост. Созданием летательных аппаратов в форме летающих тарелок Фрост занимался с 1947 года.

Неудивительно, что одним из первых проектов группы стала попытка создать сверхзвуковой перехватчик именно в форме летающей тарелки.

Истребитель не имел обычных органов управления и контролировался с помощью отклонения воздушных потоков от двигателей. Стабилизировалась летающая тарелка в полёте при помощи раскрутки внутренней части диска, выступающей в качестве гироскопа. Для канадских военных проект оказался слишком футуристичным, а вот американцы очень заинтересовались идеей.

Одна из первых летающих тарелок «Авро Канада»

В 1954 году ВВС США заключили с «Авро Канада» контракт на разработку дискообразного сверхзвукового перехватчика вертикального взлёта. Предполагалось использовать подобные машины для защиты важнейших объектов на территории США и их союзников. Программе присвоили обозначение МХ-1794, во внутренней переписке её так же называли «Силвер Баг» (Silver Bug).

По сравнению с предыдущим летающим блюдцем новую программу чуть-чуть упростили. Тягу создавал большой центральный ротор, получающий мощность от восьми турбореактивных двигателей. Управление полётом осуществлялось при помощи восьми вспомогательных сопел на кромке диска. До 1956 года собранный прототип проходил испытания на стендах как в Канаде, так и в США.

Один из проектов «Авро Канада» в рамках программы МХ-1794

Достигнуть желаемых характеристик не вышло, и ВВС США потеряли интерес к проекту. Зато их привлекла разработка круглого крыла для обычных самолётов. Оно было эффективно как на высоких сверхзвуковых скоростях, так и на малых при посадке.

Работы над круглым крылом также поручили «Авро Канада» в рамках программы многоцелевого перехватчика-бомбардировщика Weapon System 606. Разработки продолжались до 1958 года, когда в США решили: затраты на полномасштабные исследования такого необычного решения не стоят возможной выгоды. Тем не менее, в Канаде продолжили трудиться над созданием летающих тарелок.

Один из вариантов Weapon System 606

В те времена во многих армиях мира была популярна концепция летающего джипа — небольшой парящей платформы, переходного звена между обычной наземной техникой и вертолётами. По мнению инженеров из «Авро Канада», летающая тарелка была бы идеальной формой для подобной машины.

С 1958 года проект «Аврокар» получил финансирование от армии США. Предполагалось создать летающую платформу, способную к полёту на высоте до пяти метров и на дальность до 50 километров с грузом в 450 килограмм. К началу 1959 года уже стартовал этап сборки прототипа. Но «чёрная пятница» нанесла серьёзный удар по «Авро Канада», и испытания удалось начать лишь в ноябре того же года.

«Аврокар»

Подъёмную силу на «Аврокар» создавала воздушная подушка, формируемая с помощью эффекта Коанда под днищем машины. Идея оказалось работоспособной и взлететь машина смогла, но невысоко и ненадолго. Не удалось достичь и нужного уровня грузоподъёмности. Летающий джип совсем не получился, и армия США в 1962 году прекратила финансировать эту программу — последний крупный проект «Авро Канада».

Внутреннее устройство «Авро Канада Аврокар»

На тот момент фирма и так была на грани краха. После «чёрной пятницы» до половины инженеров ушло в NASA и различные американские авиастроительные фирмы. Прекращение работ над «Аврокар» стало окончательным приговором для «Авро Канада». В том же году компания «Хокер Сиддли» реструктуризировала фирму и переименовала её в «Хокер Сиддли Канада». Авиационные активы перепрофилировали или частично продали американским компаниям. Крах «Авро Канада» ознаменовал начало краха всей канадской авиастроительной отрасли.

По сей день любители авиации ведут споры, была ли неудача Канады предопределена. Кто-то говорит, что создание таких самолётов было слишком сложно и дорого для страны, и если не в 60-х, то позже отрасль всё равно бы рухнула. Другие указывают на не самых богатых и крутых шведов, что сохранили самолётостроение по сей день. Как бы то ни было, изменить историю споры в интернете не в состоянии, и Канада продолжает ассоциироваться с хоккеем, озёрами и лесами — но не с авиацией.

Увидеть Пентагон и умереть
Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.
23K
22
7
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»
Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.
16K
18
7
170
7 мировых войн, которые так и не случились
Парадоксально, но факт: именно ядерному оружию мы обязаны тем, что вот уже 70 лет без страха смотрим в мирное небо над головой. Большая война слишком дорого обойдется миру. Но всё же было немало случаев, когда историю человечества от крайне бесславного завершения отделял всего один приказ и даже одно нажатие кнопки.
13K
12
11
80
Конец света заказывали?
Ещё 5 мировых войн, которые едва не случились из-за дурацких ошибок
Жутко осознавать, на каком хлипком волоске висит мировое равновесие, если такие незначительные оплошности едва не привели к взаимному уничтожению сторон. Мы уже рассказывали про 7 мировых войн, от которых нас спасло благоразумие и своевременные переговоры. А сейчас расскажем, насколько полезен принцип «семь раз отмерь, один раз нажми красную кнопку».
12K
14
4
67
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии
Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.
14K
20
8
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории
В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.
22K
23
10
84
Бахнем? Непременно бахнем!
4 нововведения Петра, сделавшие русскую артиллерию лучшей в Европе
От эпик фейла под Нарвой до эпик вина в Полтавском сражении не прошло и 9 лет. За это время успела измениться вся русская армия, но самую радикальную эволюцию проделала ее артиллерия. После того как пушки Петра стёрли армию Карла XII в порошок, русская артиллерия стала лучшей в Европе и удерживала первенство до тех пор, пока во Франции не пришел к власти один корсиканский артиллерист… Что же за крутые апгрейды пушек помогли Петру так всех нагнуть?
23K
21
17
306
8 самых отчаянных приземлений в истории военной авиации
Всякий, кто пытался забраться повыше, знает, что самое сложное — это потом целым и невредимым спуститься вниз. К самолетам утверждение относится в полной мере. Но отчаяние и воля к победе творят чудеса — когда все против тебя, и даже техника уже отказала.
16K
9
10
98
Ракеты для ракетного кризиса
В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.
15K
21
9
148
Hoвости СМИ2
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

39K
37
9
428
Надо было сдаваться? 6 мифов о Великой Отечественной и Победе

«Жалко всех солдат по обе стороны фронта», «жили бы в европейской стране», «наши немецких пилотов летать учили». Празднование 9 мая в очередной раз показало, насколько неоднозначно воспринимаются события отгремевшей войны. WARHEAD.SU разобрал некоторые спорные моменты — посмотрим, что же с ними не так.

28K
61
228
835
10 «школьных» заблуждений о древнерусской истории

На самом ли деле Олег прибивал свой щит к вратам Царьграда, звали ли Ярослава Мудрым и в каком году по-настоящему свергли ордынское иго? На все эти и многие другие вопросы о русской истории есть ответы, которые не пишут в учебниках. Мы расскажем вам о самых интересных.

25K
29
45
712
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

24K
31
23
467
Рецепт покорения мира: почему монголы побеждали?

Даже великие завоевания Александра Македонского бледнеют в сравнении с размахом империи Чингисхана. Но почему простые кочевники, обитавшие на периферии цивилизованного мира, смогли повергнуть армии мощных и обширных государств от Востока до Запада? В чём причина их военных успехов?

23K
27
87
644
Ту-160 или ПАК ДА: что нужнее российским ВВС?

Модернизировать Ту-160 или направить усилия и средства на футуристический ПАК ДА? Ветеран «Белый лебедь» или самолёт XXI века: что нужнее нашим ВВС сегодня? Об этом дискутируют наши авторы.

22K
12
3
121
9-я рота по-американски: битва в Ванате

Талибы для американских войск в основном были и остаются невидимым противником, закладывающим фугасы на дорогах и беспокоящим обстрелами. Но летом 2008-го афганские боевики едва не уничтожили прямой атакой опорный пункт американских десантников и нанесли им тяжёлые потери. Битва в посёлке Ванат была похожа на бой советской 9-й парашютно-десантной роты, оборонявшей высоту 3434.

21K
30
19
455
Операция «Табарин»: с кем англичане воевали в Антарктиде?

Власти скрывают! Но мы знаем всё о самом дальнем и странном «фронте» Второй мировой войны. Приготовьтесь узнать страшную правду о том, как отважные бойцы британской SAS бились с эсэсовцами и исчадиями «Аненербе» в подземельях Антарктиды!

20K
18
0
202
Тест: какой вы вымышленный злодей?

Сознайтесь — хотели бы покорить мир и всё тут переделать? В искусстве часто изображают злодеями тех, кто пытается что-то изменить, и героями тех, кто защищает статус-кво. Учёный — почти наверняка опасный маньяк, прилежный ученик — уже в группе риска. А ведь есть ещё военные, черти и рептилоиды! Посмотрим, какой злодей мог бы из вас получиться.

20K
8
4
606
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
88K
56
33
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

86K
44
8
869
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
62K
26
27
328
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
60K
27
18
312
На каждую хитрую «Тошибу»: как японская жадность помогла СССР

Делаем советские подлодки тихими! Как обойти санкции, но при этом с размахом натупить? Читайте историю великого скандала 1980-х годов «Toshiba-Kongsberg».

57K
32
22
827
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

53K
57
16
742
«Штурмовик Судного дня»: секретный проект советского постапокалипсиса
Ядерная война — это конец современной цивилизации. Упадут бомбы, в прошлом останутся правительства и страны, промышленность и нормальные армии. Останется только он — советский «штурмовик Судного дня». Что это за проект и на что надеялись советские военные?
53K
18
14
307
Мнимые неудачники Курска: так ли плох «Фердинанд»?
Немецкие самоходки «Фердинанд» уже давно назначены главными неудачниками Курской битвы. Им достались и пренебрежительные реплики отца танковых войск Германии Гудериана, и внимание советских фотокоров, со всех сторон запечатлевших для потомков брошенные у станции Поныри самоходки. Однако мало кто помнит и знает, что было потом, после Понырей.
53K
49
60
614
Спасти обречённых: пять альтернатив 1941 года
Стоявшие у границы советские войска были обречены на гибель. Их было на круг 40 дивизий против 100 в германской армии вторжения. Остальная армия не могла им помочь, будучи не в силах преодолеть сотню или даже все 300 километров. Но как развивались бы события, если бы тогда, в 1941 году, всё пошло по-другому?
49K
37
80
843
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
88K
56
33
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

86K
44
8
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
72K
31
18
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
70K
28
12
172
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
63K
27
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
63K
18
12
302
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
62K
3
0
276
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
62K
26
27
328
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
60K
27
18
312