Исторический наброс

Забытые крылья Канады, или Как канадцы строили НЛО и лучший перехватчик

Серьёзных военных авиастроительных держав совсем немного, и мы их хорошо знаем. Но в 50-е годы в их число пыталось войти много новых игроков. Одну из самых серьёзных попыток сделала Канада. Почему у них не вышло и как им в этом «помогли» американцы — сейчас расскажем.
Юрий Кужелев /
4.9K
22
23
98
Серьёзных военных авиастроительных держав совсем немного, и мы их хорошо знаем. Но в 50-е годы в их число пыталось войти много новых игроков. Одну из самых серьёзных попыток сделала Канада. Почему у них не вышло и как им в этом «помогли» американцы — сейчас расскажем.

Как ни странно, но за подъём авиационной промышленности канадцам надо благодарить, в том числе и немцев. Именно угроза немецкого вторжения на Остров заставила британцев задуматься о переносе части важнейших отраслей промышленности в доминионы, в основном в Канаду. В случае неудачи с отражением немецкого десанта королевская семья с правительством должны были уйти туда и продолжить борьбу с опорой уже на канадские заводы.

Так к концу Второй мировой на территории Канады появилась пара отделений крупных британских авиастроительных фирм. Вложились в их развитие и США.

Типичным примером была фирма «Авро Канада». Это бывший завод «Виктори Эйркрафт», который занимался выпуском бомбардировщиков «Авро» во времена войны, а в 1945 году был выкуплен у канадского правительства английским гигантом «Хокер Сиддли». При этом 28 процентов акций оставалось в руках канадских граждан, и фирма вела собственную политику, не контролируемую англичанами.

«Авро Канада» CF-100 — первый канадский реактивный самолёт

Результат не заставил ждать: уже в 1946 году закончилось проектирование первого канадского реактивного истребителя. А в 1950 году «Авро Канада» CF-100 совершил свой первый полёт.

Канадские инженеры быстро набирались опыта, и начинали всё более смелые проекты. На завод прибывали новые сотрудники — из США или Британии. Ведь карьерный рост в быстроразвивающихся компаниях был стремительнее и проще. Кроме того, под боком был огромный рынок — США, куда можно было продать как гражданские, так и военные самолёты.

Казалось, ничто не омрачает путь Канады в клуб самолётостроителей.

Замахивались в «Авро Канада» даже на проект сверхзвуковых пассажирских самолётов

Сломанная стрела

Наверно, самый известный канадский проект — это «Авро Канада CF-105 Эрроу», сверхзвуковой истребитель-перехватчик конца 50-х годов.

Вообще, канадское авиастроение очень любило перехватчики. Ведь главной угрозой для страны были советские стратегические бомбардировщики. Неудивительно, что борьбе с ними уделялось много внимания.

Работы над перехватчиком CF-105 со скоростью до 2 М начались ещё в 1951 году, но до 1954 года шли они достаточно медленно. Лишь новости из СССР о массовом выпуске бомбардировщиков М-4 и создании водородной бомбы заставили канадских политиков наконец выделить полноценное финансирование для проекта «Эрроу».

Один из ранних проектов будущего перехватчика CF-105

Не стесняясь, канадцы замахнулись и на создание максимально передового перехватчика. Великолепное электронное оборудование и сложная система вооружения, превосходящая даже разрабатываемое для США. Отличный двигатель собственной конструкции, просчитанная аэродинамика, над которой трудились, в частности, фирмы из США и Британии.

Про CF-105 реально можно было говорить, что он превосходит все аналоги того времени. И самое удивительное, что у канадцев всё получилось!

Проект не остался на бумаге как нереализуемая мечта. В 1958 году первый прототип «Эрроу» совершил полёт. Испытания показали, что необходимо доработать некоторые элементы конструкции, но в целом самолёт показал себя отлично. Пилоты-испытатели никак не могли нахвалить машину и её управляемость.

По графику шли работы и над БРЭО (бортовым радиоэлектронным оборудованием), и над двигателем «Оренда Ирокез» (Orenda Iroquois). Для испытания последнего ВВС США даже одолжили бомбардировщик В‑47.

Размещение вооружения и системы управления огнём в CF-105 «Эрроу»

Разумеется, такой проект не могли не заметить за границей. Первой в очереди, конечно, была материнская Англия. Сэры, немного изучив документы, признали самолёт подходящим для своих ВВС. И решили после начала серийного производства купить 100 штук для себя: английские программы разработки перехватчиков сильно буксовали.

Проявили значительный интерес к программе в Австралии и в ЮАР. Даже французы не остались в стороне. Их привлёк двигатель Iroquois, который французы собирались испытать и в дальнейшем использовать в своих перехватчиках.

В перспективе в «Авро Канада» собирались создать ещё более скоростную версию самолёта, и даже бомбардировщик. Изучался и вариант использования CF-105 в качестве первой ступени для космических аппаратов.

Проекты дальнейшего развития CF-105 «Эрроу»

Но если с технической частью всё было хорошо, то вот с политического фронта на проект надвигались тучи. ВВС США были не очень довольны самодеятельностью канадцев, ведь по их планам северные соседи должны были тратить деньги на развёртывание системы NORAD и закупку американских зенитных ракет и истребителей. А никак не финансировать своё авиастроение.

Часть канадских политиков полностью разделяла американскую позицию и активно критиковала проект, используя аргументы, очень нам знакомые.

«Время самолётов прошло, пришло время ракет!».

Несмотря на удачные испытания и большой экспортный потенциал перехватчика, в феврале 1959 года правительство закрыло проект из-за бесперспективности. Позже этот день назовут «чёрной пятницей» для канадского авиастроения.

Из-за высокой секретности в течение шести месяцев все летавшие прототипы и достроенный предсерийный образец уничтожили.

Первый показ CF-105 «Эрроу» произошёл в один день с запуском в СССР первого спутника. Понятно, о чём писали все газеты тогда

Родина НЛО

CF-105 «Эрроу», конечно, знаменит, но были в истории канадского авиастроения, и «Авро Канада» в частности, и другие не менее интересные разработки. Например, разработка «летающих тарелок» для ВВС США.

Ещё в 1952 году в «Авро Канада» сформировали группу специальных разработок, которая трудилась над самыми смелыми и передовыми проектами. Руководил группой английский инженер Джон Фрост. Созданием летательных аппаратов в форме летающих тарелок Фрост занимался с 1947 года.

Неудивительно, что одним из первых проектов группы стала попытка создать сверхзвуковой перехватчик именно в форме летающей тарелки.

Истребитель не имел обычных органов управления и контролировался с помощью отклонения воздушных потоков от двигателей. Стабилизировалась летающая тарелка в полёте при помощи раскрутки внутренней части диска, выступающей в качестве гироскопа. Для канадских военных проект оказался слишком футуристичным, а вот американцы очень заинтересовались идеей.

Одна из первых летающих тарелок «Авро Канада»

В 1954 году ВВС США заключили с «Авро Канада» контракт на разработку дискообразного сверхзвукового перехватчика вертикального взлёта. Предполагалось использовать подобные машины для защиты важнейших объектов на территории США и их союзников. Программе присвоили обозначение МХ-1794, во внутренней переписке её так же называли «Силвер Баг» (Silver Bug).

По сравнению с предыдущим летающим блюдцем новую программу чуть-чуть упростили. Тягу создавал большой центральный ротор, получающий мощность от восьми турбореактивных двигателей. Управление полётом осуществлялось при помощи восьми вспомогательных сопел на кромке диска. До 1956 года собранный прототип проходил испытания на стендах как в Канаде, так и в США.

Один из проектов «Авро Канада» в рамках программы МХ-1794

Достигнуть желаемых характеристик не вышло, и ВВС США потеряли интерес к проекту. Зато их привлекла разработка круглого крыла для обычных самолётов. Оно было эффективно как на высоких сверхзвуковых скоростях, так и на малых при посадке.

Работы над круглым крылом также поручили «Авро Канада» в рамках программы многоцелевого перехватчика-бомбардировщика Weapon System 606. Разработки продолжались до 1958 года, когда в США решили: затраты на полномасштабные исследования такого необычного решения не стоят возможной выгоды. Тем не менее, в Канаде продолжили трудиться над созданием летающих тарелок.

Один из вариантов Weapon System 606

В те времена во многих армиях мира была популярна концепция летающего джипа — небольшой парящей платформы, переходного звена между обычной наземной техникой и вертолётами. По мнению инженеров из «Авро Канада», летающая тарелка была бы идеальной формой для подобной машины.

С 1958 года проект «Аврокар» получил финансирование от армии США. Предполагалось создать летающую платформу, способную к полёту на высоте до пяти метров и на дальность до 50 километров с грузом в 450 килограмм. К началу 1959 года уже стартовал этап сборки прототипа. Но «чёрная пятница» нанесла серьёзный удар по «Авро Канада», и испытания удалось начать лишь в ноябре того же года.

«Аврокар»

Подъёмную силу на «Аврокар» создавала воздушная подушка, формируемая с помощью эффекта Коанда под днищем машины. Идея оказалось работоспособной и взлететь машина смогла, но невысоко и ненадолго. Не удалось достичь и нужного уровня грузоподъёмности. Летающий джип совсем не получился, и армия США в 1962 году прекратила финансировать эту программу — последний крупный проект «Авро Канада».

Внутреннее устройство «Авро Канада Аврокар»

На тот момент фирма и так была на грани краха. После «чёрной пятницы» до половины инженеров ушло в NASA и различные американские авиастроительные фирмы. Прекращение работ над «Аврокар» стало окончательным приговором для «Авро Канада». В том же году компания «Хокер Сиддли» реструктуризировала фирму и переименовала её в «Хокер Сиддли Канада». Авиационные активы перепрофилировали или частично продали американским компаниям. Крах «Авро Канада» ознаменовал начало краха всей канадской авиастроительной отрасли.

По сей день любители авиации ведут споры, была ли неудача Канады предопределена. Кто-то говорит, что создание таких самолётов было слишком сложно и дорого для страны, и если не в 60-х, то позже отрасль всё равно бы рухнула. Другие указывают на не самых богатых и крутых шведов, что сохранили самолётостроение по сей день. Как бы то ни было, изменить историю споры в интернете не в состоянии, и Канада продолжает ассоциироваться с хоккеем, озёрами и лесами — но не с авиацией.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Первая большая победа поляков: битва под Цедыней

Польша будет великой! Но не сразу. Некоторые сражения не могут похвастаться большим масштабом, и подлинная их значимость проявляется только спустя некоторое время. Одна из таких битв — бой под Цедыней, случившийся 24 июня 972 года. Именно тогда был заложен фундамент будущего могущества Польского государства.

11K
24
12
159
Ушастые войска: как Наполеон проиграл битву зайцам
При жизни Наполеон приводил Европу в ужас и восторг. Но был один маленький пушистый зверёк, с которым у полководца не заладилось и который его в конце концов доконал. Нет, не песец.
13K
26
0
203
Крейсер «Варяг»: лучший бегун или хромая лошадь?
В советской прессе «Варяг» называли лучшим крейсером Тихоокеанской эскадры. А иногда — даже самым быстрым крейсером в мире. Но так ли это было на самом деле? О судьбе корабля и выделенных на его постройку средств — в нашем материале.
20K
20
33
311
Искусство грамотно сваливать: как британцы дважды улизнули от турок
Британцы в Первую мировую наловчились убегать от противника. Да ещё так, что никто их даже не замечал! Две английские эвакуации — из бухт Анзак и Сувла, а также из района мыса Геллес — прошли настолько быстро и чётко, что бедолагам туркам оставалось только чесать в затылке, глядя, как в море исчезают последние британские корабли.
4.6K
30
0
103
Несапёрная лопата: как пехота научилась копать

Никакой путаницы! Если лопата маленькая — она пехотная (МПЛ-50), если большая — сапёрная (БСЛ-110), и никак иначе. Откуда пошло это разделение и как появилась на свет всем хорошо известная МПЛ — сейчас расскажем.

11K
35
15
168
«Ничего личного, просто бизнес»: как Британия втянула Китай в опиумные войны

Воевать ради прибыли и травли миллиона китайцев — запросто! В 18 веке Британия начала первые нарковойны в мировой истории. О том, как они происходили, — в нашей статье.

9.7K
27
9
608
Падение Города Давида: как восстановили библейскую хронологию
Библия — одна из самых великих, сложных и прекрасных книг в истории человечества. Об историчности и трактовке событий, описанных в ней, спорят уже много столетий. Но благодаря записям древнего астронома и достижениям современной науки дату одного из ключевых событий в истории еврейского народа удалось установить.
3.6K
20
0
62
Битва за Крит: спасли ли союзники Москву?
Есть мнение, что критская операция отсрочила вторжение немцев в СССР, чем повлияла на битву за Москву. Наступление, запланированное на лето, выпало на осень-зиму — и потому оказалось обречено. В мае 1941-го шли бои за остров Крит — на земле, на море и в воздухе. Немцы выиграли. Но могли ли британцы удержать остров? И повлияла ли эта битва на срыв плана «Барбаросса»?
9.2K
27
7
108
Владимир Ленин и его вредные Советы
Апрель — месяц революционный, и не только потому, что «прогрессивное человечество» отмечает день рождения Ленина. Ровно 101 год назад появились «Апрельские тезисы» — большевистская программа переворота и установления власти Советов. Рассмотрим их роль, а заодно пройдёмся по популярным заблуждениям в этой области.
23K
18
32
361
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

44K
62
34
719
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

36K
37
65
933
Пионеры вермахта: как воевали немецкие сапёры

Во время Великой Отечественной советские сапёры прославились своим мужеством и упорным трудом на фронте. Они ставили и снимали мины, строили полевые укрепления. А как с этим делом обстояло у противника Красной армии — немецкого вермахта? Что должны были знать и уметь сапёры германской армии? Мы разобрались.

29K
26
26
317
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

25K
49
267
701
Остановка под Варшавой: приказ Сталина или танки Гитлера?

Легенда о том, что советское наступление на Варшаву остановилось по приказу Сталина, родилась не вчера. И тем удивительнее упорство, с которым её регулярно вспоминают. Мы решили разобраться в вопросе.

24K
25
63
296
Рейд на Вильнюс: бессмысленный и беспощадный

Платформы жалобно скрипели под весом «пантер». Эшелоны с танками неслись в Прибалтику. Здесь в середине июля 1944 года немцы хотели остановить неудержимый бег Красной армии к Восточной Пруссии. Однако первая задача «пантер» оказалась неожиданной и сложной — вытащить окружённый гарнизон Вильнюса. Что же у них получилось?

24K
57
18
550
Тест: какой вы истребитель пятого поколения?

В последнее время истребителей пятого поколения стало многовато. Аж глаза разбегаются. Хотите узнать, какой из них вы? WARHEAD.SU подготовил специальный тест.

23K
6
7
53
Роковая ошибка генерала Милютина: как армейская реформа разрушила империю

Принято считать, что военные реформы Дмитрия Милютина были очень успешны. По больше части с этим можно согласиться. Но не допустил ли учёный генерал роковую ошибку, ценой которой стало падение Российской империи? WARHEAD.SU пытается разобраться.

21K
15
35
235
Военное сотрудничество СССР и Германии: как это было на самом деле

«Нацистский меч ковался в СССР!». Или не ковался? Да и вообще — как так вышло, что мы помогали немцам? Что происходило до начала Второй мировой с военными отношениями СССР и Германии — в нашей статье.

20K
44
98
483
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
162K
77
44
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
64
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

66K
32
25
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
51K
39
76
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

47K
41
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

44K
34
9
466
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

44K
62
34
719
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

44K
39
53
591
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
43K
21
11
81
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
162K
77
44
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

94K
54
11
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
77K
37
26
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
76K
6
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
30
12
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

68K
27
17
346
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
64
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

66K
32
25
467
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
65K
31
28
679