Расцвет гантраков, или Как отметить 23 февраля во Вьетнаме

Много пулемётов не бывает

После первых засад во Вьетнаме американцы поняли, что гантраки — вещь хорошая. И принялись клепать вооружённые грузовики кто во что горазд.

Однако первые такие машины — 2,5-тонные грузовики — после добавления оружия и брони резко теряли в мощности. Поэтому защищать конвои стали пятитонные машины.

Тут-то и началась эпоха бронемонстров, при виде которых нервно икали бы даже владельцы техники из фантастических романов и кино.

Нередко на грузовик просто ставили корпус от подбитого БТР М113.

Гантрак «Красный барон» (источник фото)

В дополнение к обычным 7,62-мм пулемётам М-60 самопальные броневики были утыканы крупнокалиберными пулемётами М2, которые во Вьетнаме любили буквально все солдаты. Ставили и 7,62-мм миниганы — но их обычно не хватало.

Заряжание минигана (источник фото)

С 1969 года большинство гантраков вместо М-60 вооружали крупнокалиберными пулемётами. Их пули спокойно пробивали бруствер окопа или ствол дерева в 40 см. В ленте чередовались два зажигательных патрона, два бронебойно-зажигательных, один бронебойно-зажигательно-трассирующий и четыре простых со стальной оболочкой.

Обычным вариантом были одна-две спарки М2, не считая пулемётов меньшего калибра. А на гантрак «Демоническая женщина» (The Devil Woman) от широты души поставили сразу пять 12,7-мм пулемётов — по два на борт и один спереди.

The Devil Woman (источник фото)

Но ещё страшнее смотрелся «Ядовитый плющ» (Poison Ivy) — первоначально с тремя 12,7-мм стволами и одним М-60. А затем на него поставили четыре шестиствольных «минигана» и крупнокалиберную спарку. Скорострельность одного минигана достигала 4000-6000 выстрелов в минуту. Или ста выстрелов в секунду. А тут этих монстров сразу четыре…

Poison Ivy (источник фото)

Зенитная счетверёнка 12,7-мм пулемётов, наводимая электромотором (который питался от бензомотора), давала просто море огня — но требовала четырёх заряжающих. К тому же кабина грузовика-носителя и слишком высокая линия огня резко ограничивали возможности стрельбы во все стороны.

Установка счетверённых пулемётов

Однажды на грузовик взгромоздили даже 40-мм зенитку «Бофорс». А на другой — 106-мм безоткатку.

Поскольку партизаны любили внезапно вылезать из джунглей с гранатами в руках, экипажи гантраков брали оружие для стрельбы в упор — от винтовок М14 до гранатомётов М79, дробовиков и пистолетов-пулемётов.

Забавно, что при всей этой огневой мощи гантракам поначалу остро не хватало одной простой, но жизненно важной вещи. Радио. Поэтому экипажам грузовиков волей-неволей приходилось пристально следить за перемещениями джипов командиров конвоев (и их помощников) — у них радио было.

В одном из первых боёв, пока середину американской колонны обстреливали, концевой гантрак попросту остановила военная полиция — де нечего тебе туда ехать, там же стреляют!

Всего за время войны во Вьетнаме сделали свыше 400 гантраков.

Варианты гантраков (источник фото)

Битва умов

Тем временем партизаны не успокаивались. Подрывы на минах и снайперские обстрелы случались практически ежедневно, большие засады — почти каждую неделю.

Причём вьетнамцы были вполне довольны, если им удавалось повредить несколько грузовиков и выбить один‑два.

Им не требовались эпические баталии. А вот куча мелких гадостей врагу, и постоянно…

Каждую засаду тщательно готовили, выбирая конвой повкуснее и послабее. «Противник усилил защиту колонн? Мы тоже что-нибудь придумаем!».

Вид на гантрак «Красный барон» сквозь разбитое стекло (источник фото)

Вот, например, засада. Обычные грузовики умчались вперёд, гантраки остались на месте — разобраться с нападающими. Тем временем уехавший вперёд конвой остался без защиты — и попал во вторую засаду. Идея была хорошая — но американцы, как правило, успевали передать поле первого боя подкреплениям и приехать на помощь своим подопечным.

Тогда партизаны придумали использовать миномёты. В бою 31 января 1968 года командир конвоя, первый лейтенант Уилсон, ехал «впереди, на лихом джипе» — и оказался вне области засады, ударившей по центру колонны.

Уилсон приказал водителю поворачивать назад — и на небронированной машине помчался в бой. В его джип попала мина — Уилсон погиб мгновенно. Стрелка, специалиста Фольке, смертельно ранило. Обоих посмертно наградили Серебряной звездой.

Случалось, что партизаны переодевались в форму арвинов — армии Южного Вьетнама, союзников США. Американцы в ответ выпускали «конвои смерти» — колонны из одних гантраков. Обычно ночью, когда их можно было принять за обычные грузовики.

С 1969 года конвои двигались группами по 30 машин с двумя-тремя гантраками, имеющими радио. Экипажи броневиков надеялись на подавляющую огневую мощь — и в случае засады просто стреляли во все стороны, пока не кончатся патроны. В половине случаев они вообще не видели противника — но при таком количестве стволов это были проблемы не американцев. К тому же крупнокалиберные пулемёты при стрельбе по подозрительным местам отлично подрывали мины. На помощь конвоям всё быстрее прилетала авиация.

«Праздничная» засада

Двадцать третьего февраля 1971 года (по совпадению, в день Советской армии) вьетнамцы устроили на горном перевале очередную засаду — в форме буквы Z.

Вскоре на маршруте оказались американцы.

Первый конвой прикрывали три гантрака — Creeper, The Boss и Playboys («Рептилия», «Босс» и «Плейбои»), следующий — The Misfits, Brutus, и The Untouchable («Неприкаянные», «Брут» и «Неприкасаемый»), а также джип Little Brutus («Маленький Брут») со спаркой М‑60.

Brutus (источник фото)

На «Рептилии» стояли четыре крупнокалиберных пулемёта М2 и спарка М-60 над кабиной. Прочие гантраки имели два-три пулемёта М2. А «Брут» — ещё и миниган на корме. К печали экипажа, турель под авиапушку сделать не смогли.

«Неприкасаемый», названный в честь борцов с Аль Капоне, нес два крупнокалиберных пулемёта и пару миниганов. Хозяин этого гантрака, Фред Фримен, повсюду искал детали повреждённых миниганов, пока не собрал два пулемёта. Которые и «махнул не глядя» у техников на два свежих шестиствольника.

The Untouchable (источник фото)

Первая колонна попала в засаду — и гантраки из второй колонны поспешили на помощь. Но даже совокупной огневой мощи пяти машин еле-еле хватало, чтобы прикрыть повреждённые цистерны с горючим и спасти их водителей.

Бой вышел на редкость тяжёлым и продолжался больше часа. Американцы палили во все стороны, пока были патроны. Потом перезаряжали и стреляли снова. Чтобы 12,7-мм стволы не перегревались, их просто поливали маслом. Миниганы такого зверского обращения не выдерживали и выходили из строя.

Когда, казалось бы, бой уже кончился, отчаянный партизан закинул в «Брут» гранату. Специалист Ларри Даль накрыл её собой. Даль погиб, но спас остальных членов команды. Тем временем сержант Викс из экипажа «Плейбоев» залез в тягач с горящей цистерной на прицепе и отвёз ее в поле — освободив конвою дорогу.

Playboys

Эта засада стала самой долгой за всю историю противостояния во Вьетнаме. После этого боя колонны постоянно прикрывали вертолётами на бреющем. Винтокрылые машины летали настолько низко, что шофёры грузовиков могли коснуться их посадочных лыж.

Но, как только война кончилась, об опыте охраны конвоев прочно забыли. До следующего раза.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий