Кино

Фильм «Боевой ангел Алита»: жестокая и трогательная история киборга-убийцы

На экраны вышел фильм «Боевой ангел Алита». Джеймс Кэмерон и Роберт Родригес воплотили на экране историю киборга-убийцы. Какой получилась эта история и почему посмотреть киноновинку стоит не только из-за создателей — в нашем материале.
Евгений Белаш
  • 5.6K
  • 20
  • 14
  • 320

«Этот город портит даже хороших людей»

Итак, на дворе далёкое светлое будущее, которое, наконец, наступило. Не такое светлое, как у Алисы Селезнёвой. Но и не такое мрачное, как в «Терминаторах».

Двадцать шестой век. Да, в мире случилась большая и разрушительная война — но уже три века как кончилась. С огромного парящего в небесах города на Землю сыпется всякий хлам. Из этого сора и возникает наша героиня.

Должен признаться, я видел аниме «Боевой ангел Алита», которое начиналось абсолютно так же. Но смотрел я его ещё в эпоху компакт-дисков, поэтому почти всё уже забыл. А мангу (комикс-первоисточник) не читал. Так что фильм Роберта Родригеса (режиссёра) и Джеймса Кэмерона (продюсера и сценариста) наблюдал практически «с чистого листа».

Заметно, что создатели фильма мангу читали

Любопытно, что это первая совместная работа Родригеса и Кэмерона. Учитывая послужной список мэтров — два «Терминатора», «Чужие», «Аватар» (из-за работы над продолжениями Кэмерон и уступил место режиссёра Родригесу), «Отчаянный», «Мачете» и примкнувший к ним «Титаник», — «Алита» заочно заслужила как минимум похода в кино. И что мы видим?

Первое, что бросается в глаза, — антуражный мир. Тут есть и явные элементы Дикого Запада — стиль объявлений, официальные охотники за головами… Один из персонажей вообще как будто прямиком пришёл из Додж-сити (легендарного города фронтира, то есть Дикого Запада).

Есть и приметы «мрачного будущего киберпанка глазами 70-80-х» — жестокие уличные игры, разгул преступности при райской жизни верхов общества, необычный транспорт и шагающие бронеходы…

А костюм доброго доктора (плащ, шляпа, очки), которого сыграл Кристоф Вальц, явно намекает на эпоху нуара — то есть условных двадцатых-сороковых годов прошлого века. В данном жанре абсолютно положительных персонажей не было в принципе. Каковы они в «Алите» — увидите.

Второе достоинство картины — как раз персонажи.

Увы, в последние годы большинство героев фантастики (и не только) можно смело заменять картонкой с надписью «юный положительный герой» или «бизнесмен-злодей». В «Алите» всё не так однозначно.

Практически каждому персонажу есть что скрывать. И все они раскрываются по ходу действия фильма. Положительный герой оказывается не таким уж положительным. И наоборот — явно бессердечный человек проявляет настоящий героизм. А злодей-манипулятор внезапно говорит чистую правду — просто не всю.

Время действия — далёкое будущее — позволяет показать не просто привычных нам людей, но ещё и киборгов.

Киборг-убийца с чистым сердцем

Кэмерон обожал боевых роботов и сильных женщин ещё со времён своего дебюта в кино — фильма «Ксеногенезис» (1978). Потом были «Чужие», «Терминаторы» и «Тёмный ангел» — дебют Джессики Альбы в образе суперсолдата. И в «Алите» его любовь также нашла воплощение.

Боевой ангел Кэмерона — первая версия

Часто будущее пугает творцов фантастики, особенно при экранизациях: «Ах, роботы-убийцы, ужас, ужас!». «Ну ужас, — отвечает им Кэмерон. — Но роботы-убийцы — это же так круто!». Родригес тоже никогда не был против боевых девушек.

Поэтому «Алита» — просто праздник души для поклонников жанра. Причём праздник на удивление обоснован технически. Обычно хрупкая девушка, левой ногой раскидывающая двухметровых головорезов, смотрится очень красиво, но… нереалистично. В самом деле — вот боевой робот в габаритах хрупкой девушки. Вот робот в габаритах классического бугая‑головореза.

Протараньте КамАЗ «Запорожцем» — кому будет больнее?

К тому же в головореза по умолчанию можно встроить больше убийственных гаджетов.

Доктор с молотом

Так вот, создатели «Алиты» дают зрителю не одно обоснование исхода поединков, а целых два. Причём избегая классической (увы) ловушки большинства недавних блокбастеров, когда героиня знает всё, умеет всё, а чего не знает — тому учится за секунды. Нашей героине придётся набить немало шишек, прежде чем она станет по-настоящему «боевым ангелом». Злодеи тоже учатся на ошибках. Причём и «хорошие», и «плохие» не скованы возможностями человеческого тела.

Сам себе танк

Много отсылок к классике — «Терминатору», «Робокопу», «Бегущему по лезвию»… Местами фильм весьма жёсткий. Многих персонажей буквально рвут на части. При этом на экране — ни капли садизма. А боевой балет — просто великолепен! Реактивный боевой молот (он же warhammer), летающие цепные клинки, шагающие танки правопорядка, мотогонки на выживание… Пожалуй, никогда ещё возможности роботов в ближнем бою не показывали настолько ярко и красочно.

И помогают в этом спецэффекты. Перед выходом фильма в сети было много шума насчёт внешности главной героини. Де ненатуральная, так не бывает, глаза слишком большие и прочее. Лично у меня желания крикнуть «Не верю!» при просмотре не возникло. Напротив! Алита привлекает именно внешней непохожестью на человека — но удивительно искренними человечными эмоциями. Да, у неё гравировки на руках и большие глазищи — но Алите это идёт.

Отдельно подкупает киномир глазами Алиты — радостной, честной и непосредственной, как ребёнок.

Киборг-убийца, не знающая, как правильно есть апельсин, — это так трогательно… Как и предложение руки и сердца.

А когда Алита стоит рядом с героиней Дженнифер Коннелли, вообще трудно понять, кого из них нарисовали (при том, что Коннелли играет отлично). Настолько далеко вперёд шагнули спецэффекты.

Дженнифер Коннелли и Алита

Спасибо Кэмерону — который использовал в «Алите» хитрую систему стереоизображения, созданную им для съёмок документальных фильмов. Если кто не знает, создатель «Аватара» много лет обожает документальный жанр.

Есть ли минусы? Пожалуй, да. Парящий город должен вызвать у зрителя «ах» — но лично у меня не вызвал. Возможно, плохая копия.

Итог. Прекрасный, жестокий и одновременно добрый фильм о том, каково оставаться человеком в мире летающих городов, охотников за головами и искусственных тел.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях