itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Американский «ковёр-самолёт», или Подводные ракетоносцы против подводных авианосцев

Подводные ракетоносцы — вещь привычная и знакомая. Подводные авианосцы — плод мечтаний безумных фантастов и безграмотных художников. В середине 50-х годов в США пробовали создать и ракетоносцы, и авианосцы. Однако первые стали обыденностью, а вторые так и не ушли с чертёжных досок. Почему же так произошло — расскажем в нашей статье.

Подводные ракетоносцы — вещь привычная и знакомая. Подводные авианосцы — плод мечтаний безумных фантастов и безграмотных художников. В середине 50-х годов в США пробовали создать и ракетоносцы, и авианосцы. Однако первые стали обыденностью, а вторые так и не ушли с чертёжных досок. Почему же так произошло — расскажем в нашей статье.
/
3.8K
20
1
30

Подводные ракетоносцы — вещь привычная и знакомая. Подводные авианосцы — плод мечтаний безумных фантастов и безграмотных художников. В середине 50-х годов в США пробовали создать и ракетоносцы, и авианосцы. Однако первые стали обыденностью, а вторые так и не ушли с чертёжных досок. Почему же так произошло — расскажем в нашей статье.

Ядерное соперничество

В 50-х годах в США первую скрипку в будущей ядерной войне](/2018/11/06/liki-yadernoy-voyny-4-amerikanskie-strategii-ispolzovaniya-yadernogo-oruzhiya) должны были играть ВВС. Именно их бомбардировщикам предстояло нести ядерные бомбы к военным целям и городам противника, в то время как остальные выполняли бы задачи важные, но второстепенные. [Флоту такая ситуация казалась невыносимой .

Какие-то выскочки, ещё недавно ходившие под стол, смели отбирать у моряков почётное первое место среди американских вооружённых сил — а с ним и финансирование!

Флот должен был обзавестись своим стратегическим ядерным оружием! Попытка пойти в лоб и создать авианосцы, на которые влезли бы стратегические бомбардировщики, провалилась, денег требовалось слишком много. Может, в другие времена удалось бы их выбить — но сейчас доллары уходили на грандиозные затеи авиаторов. Пришлось подойти к вопросу с большей фантазией.

Решение нашлось быстро — крылатые ракеты.

В 1951 году свой первый полёт совершила крылатая ракета SSM-N-8 «Регулус». Изначально её хотели поставить на надводные корабли, но они выглядели слишком уязвимыми в новом ядерном мире. Другое дело — подводные лодки, способные скрытно доставить крылатые подарки с ядерным сюрпризом к границам СССР.

Старт стратегической крылатой ракеты SSM-N-8 Регулус
Старт стратегической крылатой ракеты SSM-N-8 «Регулус»

В 1953 году «Регулус» впервые взлетела с борта подлодки, а с 1955 года началось патрулирование у водных границ Союза с  ракетами , несущими настоящие ядерные боеголовки. Казалось, флот догнал авиаторов — но всё было не так просто.

«Регулус» была отличной ракетой — великолепная для своего времени система инерциальной навигации, хорошая нагрузка… но подкачала дальность. С одной стороны, почти тысяча километров совсем не мало, но стоит взглянуть на карту СССР, и всё станет ясно. Чтобы ракета долетела до важной цели в глубине материка, подлодке придётся всплывать практически у самого берега. И там её уже будут ждать.

Проект атомного ракетоносца с ракетами Регулус-2
Проект атомного ракетоносца с ракетами «Регулус-2»

Ладно бы запуск ракеты происходил за пары минут, но нет. «Регулус» могла стартовать только через час после всплытия. Пока команда подлодки аккуратно и неторопливо доставала ракету и ставила её на стартовый стол, субмарину можно было потопить даже одним залётным советским самолётом. Притащить авианосец для прикрытия — значило гарантированно спалить всё дело. Советы ринулись бы в регион, и возможно, утопили бы не только подлодки, но и авианосец.

К счастью, решение нашлось быстро.

Нам нужны самолёты!

Крылатая ракета «Регулус» очень походила на обычные самолёты и не очень сильно уступала им по размерам. А значит, на её место вполне мог влезть небольшой истребитель. Чтобы сбить одинокий советский патрульный самолёт, большего и не требовалось. Кроме того, такая лодка-авианосец стала бы полезной и в «мирный период», когда бросать ядерки ещё не начали, или же в ходе локальных войн. Скрытно всплыть, например, у берегов Кореи, и точным ударом снести прибрежную позицию ПВО. Использовать для таких задач «Регулус» с обычной начинкой было затратно, да и с точностью у нее имелись проблемы.

Различные варианты штурмовиков от Дуглас для базирования на подводной лодке
Различные варианты штурмовиков от «Дуглас» для базирования на подводной лодке

В качестве подлодки-носителя выбрали USS «Грейбэк». Эту лодку, хоть и не самую новую, специально построили под крылатые ракеты. Спутать её с кем-то (кроме систершипа «Гроулер») было сложно — два 21-метровых ангара для крылатых ракет в обтекателе на носу придавали ей неповторимый и немного уродливый вид. Зато для размещения самолётов не требовалось серьёзных переделок, в отличие от более современных лодок с ангарами внутри корпуса.

Малыш от «Дуглас»

К работам по установке самолётов на «Грейбэк» привлекли две фирмы — «Дуглас» и «Боинг», — и каждая из них пошла своим путём. Первая решила сделать ставку на простоту и дешевизну, создать самолёт, способный базироваться на «Грейбэк» вообще без каких-либо переделок самой лодки. А вот проект конкурентов был куда интереснее и смелее: они решили адаптировать под подлодку полноценный палубный истребитель.

Проект самолёта для базирования на подводных лодках, Модель 640 от Дуглас
Проект самолёта для базирования на подводных лодках, «Модель 640» от «Дуглас»

Спроектированный в «Дуглас» самолётик «Модель 640» был совсем малюткой — всего девять с половиной метров длины и размах крыла в шесть метров. Вся полезная нагрузка размещалась в специальном подвесном контейнере. Если задачей была разведка — там держали топливо и фотокамеру, если ожидался воздушный бой, в контейнере помещали батарею пулемётов. Кроме того, там можно было спрятать небольшую ядерную бомбу. После выполнения задачи «Модель 640» сбрасывал контейнер и садился на воду около подводной лодки, где его подхватывали специальным краном и грузили обратно.

Для удешевления Модель 640 от Дуглас спроектировали с активным использованием узлов и деталей от штурмовика А-4
Для удешевления «Модель 640» от «Дуглас» спроектировали с активным использованием узлов и деталей от штурмовика А-4

Пусть ковёр-самолёт от забот унесет…

Если в «Дуглас» дешевизны добивались за счёт малых размеров и простоты, то «Боинг» сделал ставку на использование уже серийного самолёта «Грумман» F-11 «Тайгер» (Tiger). За счёт складывания всего, что можно и нельзя, его удалось впихнуть в отсек «Грейбэк», однако заставить взлететь с подлодки не вышло. Но что не может сделать один самолёт, могут два! Благо, ещё с 1951 года Бюро аэронавтики ВМФ США работало над проектом с поэтичным названием «Ковёр-самолёт», изначально разрабатывавшийся для палубных стратегических бомбардировщиков . Это был реактивный беспилотный самолёт, цепляемый под фюзеляж своего пилотируемого коллеги и обеспечивающий ему вертикальный взлёт за счёт мощных моторов.

Истребитель F-11 Тайгер вместе со взлётным ускорителем Ковёр-самолёт
Истребитель F-11 «Тайгер» вместе со взлётным ускорителем «Ковёр-самолёт»

Благодаря «Ковру-самолёту» F-11 «Тайгер» мог совершить вертикальный взлёт с почти полной нагрузкой. А уж в воздухе F-11 мог на равных советским истребителям противостоять, и даже реактивный бомбардировщик перехватить. Это компенсировало тот факт, что на «Грейбэк» влезал лишь один «Тайгер» — второй ангар занимал «Ковёр». Однако если «Ковёр-самолёт» после взлёта и отделения от F-11 мог самостоятельно сесть на воду, то у «Тайгера» вернуться обратно не получалось. После выполнения задания пилот катапультировался, и его подбирал экипаж лодки.

Это было расточительством даже по меркам военных.

Стартовый стол и истребитель F-11 Тайгер на нём
Стартовый стол и истребитель F-11 «Тайгер» на нём

Ни один из проектов не удовлетворил военных. Как истребитель «Модель 640» был совсем плох, да и в качестве бомбардировщика тоже не блистал — играла свою роль маленькая дальность и не самая большая полезная нагрузка. Проект от «Боинг» был дорогим, сложным и технически рискованным. Кроме того, оба самолёта слишком долго готовили к взлёту. После всплытия «Модель 640» подгоняли по мелочам к взлёту минимум полчаса, а второй мог взлететь через 15 минут. Сборка F-11 «Тайгер» и «Ковра» вообще занимала 40 минут. Весь смысл идеи пропадал — самолёты успевали взлететь только вместе с ракетами.

Размещение F-11 Тайгер в ангаре и на стартовом столе
Размещение F-11 «Тайгер» в ангаре и на стартовом столе

Большая игра

«Дуглас» без проблем смирился с закрытием программы, а вот «Боинг» не хотел сдаваться. Через год компания представила проект полноценного подводного авианосца AN-1, способного решать широкий спектр задач. Это была ядерная субмарина специальной конструкции, поскольку ни одна из имеющихся на вооружении флота США или проектируемых в тот момент подлодок не подходила для целей «Боинг». Больше не было никаких внешних ангаров на носу лодки — вся авиагруппа размещалась внутри корпуса. Серьёзно переработали и конструкцию самого пускового стола, теперь он выдвигался из ангара сразу с самолётом, что сокращало время подготовки к старту до десяти минут.

Ядерная авианесущая подводная лодка AN-1
Ядерная авианесущая подводная лодка AN-1

Вместо F-11 предполагалось использовать машину собственной разработки, изначально приспособленную для взлёта вместе с «Ковром-самолётом». Её главной задачей был перехват советских сверхзвуковых бомбардировщиков над океаном и нанесение точечных ядерных ударов. Для этого самолёт мог развивать скорость до 3 Мах и имел дальность в 1200 километров. Он скорее походил на ракету с пилотом, чем на обычный самолёт, — да и садился обратно на авианосец по‑ракетному.

Сверхзвуковой самолёт для размещения на подводном авианосце AN-1
Сверхзвуковой самолёт для размещения на подводном авианосце AN-1

На авианосец влезало восемь таких «ракет с пилотом», при этом стартовать они могли все разом. Исследовали различные варианты размещения самолётов и пусковых столов, вплоть до шахтного размещения. Это позволил бы сэкономить место на лодке и взять с собой больше топлива и запаса вооружений, правда, процедура запуска серьёзно усложнилась бы и затянулась — до 20 минут. В «Боинге» даже приступили к разработке ещё бо́льших субмарин на 20 самолётов и подводных носителей стратегических бомбардировщиков, но военные не проявили интереса. Они изучили проект, не нашли никаких преимуществ перед обычными авианосцами и отказались финансировать даже исследовательские работы.

Вариант подводного авианосца с размещением самолётов в шахтах
Вариант подводного авианосца с размещением самолётов в шахтах

Объяснялось это просто — флот уже начал испытания подводных лодок с баллистическими ракетами, у которых не было проблем ни с дальностью, ни с временем пуска. Вскоре с вооружения сняли и сами подлодки с крылатыми ракетами. Им на замену пришли носители ракет баллистических.

О подводных авианосцах на время забыли.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

22K
27
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

50K
46
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

24K
119
73
896
Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

17K
13
23
469
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

16K
55
33
228
Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

15K
63
44
482
Смерть в пурпуре: как умирали византийские императоры

Не всем правителям Константинополя повезло закончить свои дни мирным образом в постели. Самые печальные случаи, когда византийским императорам не удавалось спокойно отойти в мир иной, — в нашей статье.

14K
26
20
260
Шамхорское побоище: банды против русских эшелонов

В этой истории переплелись судьбы возвращавшихся с турецкого фронта русских солдат, пылающей молодым национализмом закавказской интеллигенции и разбойников с большой дороги. Девятого января 1918 года их пути пересеклись — чтобы в итоге обернуться кровавой баней. Почему всё началось и чем закончилось — в нашей статье.

13K
48
80
396
Новые запросы к старому кино. Как сегодня встретили бы советские фильмы о войне

Новое отечественное кино, особенно военное, принято ругать — и часто поделом. Но что, если бы советскую классику увидел современный зритель — с такими же претензиями, как сейчас?

13K
49
404
1.3K
Измаил: кровавая жертва русской армии

Взятие турецкой крепости Измаил навсегда останется выдающимся подвигом русской армии. Но зачем был нужен немедленный штурм? Почему Суворов решился на подобную атаку и сколько стоило честолюбие талантливого генерала?

13K
40
127
1.1K
МиГи над Израилем. Охота на русскую «летучую лисицу»

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?

13K
65
53
434
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

108K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

92K
81
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

64K
95
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

61K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

57K
53
44
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

225K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

121K
78
20
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

108K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

93K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

92K
81
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

88K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346