Кино

Фильм «Тобол»: когда хороший экшн важнее сюжета

У нас начали снимать хорошее приключенческое кино? Пожалуй, да, если забыть про многочисленные исторические ляпы. Читайте впечатления WARHEAD.SU от новой картины, снятой по мотивам бестселлера Алексея Иванова «Тобол».
Михаил Диунов
  • 6.6K
  • 23
  • 0
  • 325

Писатель против режиссёра

Появление фильма «Тобол» сопровождал изрядный скандал. Ещё до начала съёмок стало известно, что Алексей Иванов — автор романа «Тобол» — отказался участвовать в проекте и потребовал, чтобы его имя убрали из титров. Писателю не понравились изменения, внесённые в сценарий режиссёром Игорем Зайцевым.

Появились слухи, что кино — низкопробная подделка, в которой не осталось ничего от глубины и масштабности авторского литературного текста.

Посмотрев «Тобол», могу с уверенностью утверждать — это абсолютная правда.

Фильм действительно весьма отдалённо похож на роман, с которым его связывают лишь одна из сюжетных линий и имена некоторых персонажей. Что удивительно: такое преображение отнюдь не сделало его плохим. Я бы даже сказал больше: «Тобол» — вполне достойное приключенческое кино.

А фильм-то неплох

Больше всего «Тобол» похож на компьютерную ролевую игру. Есть несколько героев, главный из которых — храбрый молодой поручик Иван Демарин; имеется основной квест, который надо выполнить; в наличии злодей, с которым придётся драться в финале; пара любовных историй. А происходит всё на фоне масштабных событий, связанных с эпохой Петра Великого.

(Фото: Семён Конев)

Жаль, но в жертву экшену создатели принесли сюжет. Квест, выданный аж самим царём Петром, очень быстро превращается в какое-то малозначимое событие, и зритель даже в финале фильма не узнает, дошёл ли отряд героев до цели или бесплодно плутал по бескрайним просторам Сибири.

В двух словах о сюжете. Пётр I посылает военный отряд под командованием подполковника Ивана Бухгольца в экспедицию до отдалённого города Яркенда. Цель похода — найти золото и присоединить окрестные земли к Российскому государству. То, что город находится на территории другой страны — Джунгарского ханства, — Петра не смущает, как не смущали подобные завоевания никого из правителей в эпоху колониального передела мира. Отряд достигает форта на озере Ямыш, там русские участвуют в вооружённом конфликте с джунгарами, побеждают… И всё! Дальше следует короткая финальная сцена с участием царя.

Как снять фильм по «роману-пеплуму»?

Всё это, разумеется, плохо. Но, несмотря на явные проблемы со сценарием (тут Алексей Иванов оказался прав), фильм умеет захватить и сохранить внимание зрителя, так что на отсутствие логики вскоре перестаёшь обращать внимание.

(Фото: Олеся Ким)

Более того, уверен, каждый, кто прочитал огромный роман «Тобол», вышедший в двух томах, подтвердит — экранизировать его в формате полнометражного фильма никак не получится. Лучше всего подойдёт сериал. Сезона так на три-четыре. Чуть хуже — несколько двухсерийных фильмов, выходящих в прокат один за другим.

В романе-пеплуме (как охарактеризовал свою книгу сам автор) десяток сюжетных линий и огромное число действующих лиц — от самых незначительных, появляющихся всего в нескольких эпизодах, до важнейших, чья история прослеживается через всю многостраничную книгу.

В каком полку служили?

Ну а теперь о главном. Фактические ошибки, ляпы и небрежное обращение с историей — всё, что мы любим в фильмах, претендующих на историчность. Таких огрехов набралось немало.

Несмотря на то, что «Тобол» снят очень старательно, а съёмочная группа не поскупилась на декорации, компьютерную графику, трюки и костюмы — как обычно, решено было сэкономить на исторических консультантах.

Идёт 1715 год. История начинается с ассамблеи, в которой участвует сам Пётр Великий и небольшая группа офицеров, только что вернувшихся из-за границы после прохождения курса наук. Тут Петра посещает мысль о яркендском золоте, и он приказывает быстренько оформить экспедицию Бухгольца. Не все молодые офицеры довольны неожиданным назначением на далёкую восточную границу. Но царь быстро даёт понять: главный квест — штука серьёзная. Так что офицеры прямо с торжественного приёма отправляются в Сибирь.

Какая же на них военная форма? Одним словом — странная. На офицерах мундиры, лишь отдалённо напоминающие тогдашние. Лишённые воротников, то есть сшитые по моде приблизительно десятилетней давности, интенсивного тёмно-зелёного цвета. Хотя при Петре I русская армия использовала гораздо более светлый оттенок зелёного. Форма офицеров разных чинов ничем не отличается. В реальности же мундиры штаб-офицеров богато украшались золотыми галунами.

Зато на всех офицерах обнаружились одинаковые — почему-то гвардейские — офицерские знаки с Андреевским крестом и датой Нарвской баталии. На деле армейские знаки украшались полковым гербом.

Под чужими знамёнами, в шведских мундирах

В Тобольск группа офицеров прибывает под хорошо известным знаменем гвардейских полков для конного строя образца 1707 года. Отчего так происходит, когда в экспедицию отправлены армейские офицеры, мы не узнаем. Впрочем, дальше отряд отправится в поход под вполне достоверным полковым флагом армейской пехоты образца 1712 года. Его мы встретим ещё не раз, поэтому запишем в плюс.

На месте Бухгольц должен сформировать экспедиционный отряд из местных рекрутов, что занимает несколько месяцев. Тут всё хорошо, за одним исключением. Даже после того, как новобранцев привели к присяге и облачили в военную форму, их почему-то продолжают называть рекрутами. Грубейшая ошибка!

Дальше — ещё интереснее. Сибирский губернатор князь Матвей Гагарин предлагает взять в войско шведских пленных, уже обученных военной науке. Шведов берут в оборот, но, поступив на службу и приняв присягу, они, на удивление всем окружающим, продолжают носить старые, изношенные шведские мундиры, видевшие ещё бои под Полтавой. Видимо, чтобы зрителю было проще отличить шведа от русского.

Табель о рангах? Нет, не слышали

Подполковник Бухгольц формирует из шведов эскадрон и назначает командовать им поручика Демарина. Какой эскадрон, когда в фильме говорится только о пехоте, абсолютно не понятно. Всё проясняется, если вспомнить, что реальная экспедиция Бухгольца состояла, в том числе из драгунского отряда. В фильме об этом ни слова! Но почему пехотный офицер, да ещё и не подходящий по чину, получил под командование кавалерийскую часть?

А просто так, слово красивое — «эскадрон».

Вообще, со знанием петровской «Табели о рангах» у создателей фильма беда. Вот солдаты дружно отвечают командиру: «Так точно, господин подполковник!». Но подобное обращение к офицеру было немыслимым нарушением, ведь к штаб-офицерам надо было обращаться «Ваше высокоблагородие».

Да и шведский пленный Юхан Ренат, имевший чин штык-юнкера, всё время именуется офицером, хотя в шведской армии этот чин не считался офицерским. С Ренатом вообще забавная история: его отец был эмигрантом из Австрии иудейского происхождения. Однако в фильме Ренат показан типичным шведом — блондином самых нордических кровей. Извините — не верю.

Не форт, а недоразумение

Вот войско прибывает в крепость. Форт, кстати, сделан очень хорошо — даже эффектно, с полным соблюдением правил фортификации начала XVIII века, с артиллерийскими бастионами и редутом. Но тут создатели фильма прямо противоречат книге, где мы встречаем такой диалог:

— Какова фортеция на Ямыше? Ретраншемент?
Семён Ульянович вспомнил, что Ванька Демарин говорил о земляных крепостях, которые нынче строили иноземцы и солдаты царя Петра.
— Нет, там косой острог с частоколами. Тебе он не защита.

То есть вместо модного укрепления, построенного по всем канонам военной науки, русских солдат должно было ждать устаревшее лет на 300 сооружение, окружённое деревянной стеной. Понятно, что «вобановский» форт красивее покосившегося частокола, так что историческая достоверность в очередной раз была принесена в жертву эстетике.

Закон кинематографа: Пётр всегда кричит

И напоследок об актёрах и их игре. Очень удивляет подбор типажей на роли известных исторических персонажей. Ни Пётр I, ни его будущая супруга Екатерина совершенно не похожи сами на себя, хотя их внешность отлично известна по множеству портретов.

Роль Петра досталась актёру Дмитрию Дюжеву, ранее прославившемуся криминальными ролями.
То ли режиссёр не сумел объяснить, как надо играть русского царя, то ли актёр так и не смог выйти из привычного образа, но единственное, что он делает, появляясь на экране, это надрывно орёт нечто очень патриотическое. Выглядит это однообразно и быстро начинает надоедать.

(Фото: Семён Конев)

Думаю, что день, когда актёры, играющие Петра Великого, перестанут голосить «…не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое», будет поистине счастливым днём для российского исторического кинематографа.

Впрочем, если забыть про исторические ошибки, фильм хорош и смотреть его можно.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях