Железо

«Аварийная посадка»: топ-5 «оружия выживания» для пилотов

Не всякий полёт завершается удачной посадкой. Частенько судьба заносит пилотов совсем не туда, куда они собирались, и сталкивает их с серьёзными опасностями. Чем же раньше защищались, оказавшись на земле, лётчики разных стран?
Рудольф Максимов
  • 3.8K
  • 25
  • 4
  • 59

«Зауэры» Геринга

В 1941 году, когда немецкая армия начала активные действия в Северной Африке, руководство ВВС решило оснастить экипажи своих бомбардировщиков эффективным оружием выживания в условиях дикой природы. С таким оружием можно было бы охотиться на разную съедобную дичь и защищаться от опасных африканских хищников.

На вооружение экипажей люфтваффе поступили комбинированные трёхствольные охотничьи ружья — «дриллинги» М30 фирмы «Зауэр», сочетавшие в себе два «гладких» ствола 12 калибра и расположенный под ними нарезной ствол под мощный охотничий патрон 9,3×74R. Закупка шла в обход обычных «военных» схем снабжения, в результате чего «ружья выживания пилотов» отличались от обычных ружей коммерческого выпуска дополнительными клеймами военной приёмки и дорого обходились германской казне.

Всего за 1941–1943 годы ВВС гитлеровской Германии закупили около 2500 комплектов оружия выживания, включавших в себя «Зауэр» М30, инструкцию по эксплуатации, комплект для чистки оружия, ружейный ремень и алюминиевый ящик для хранения и переноски оружия и принадлежностей к нему. Кроме перечисленного в ящике хранился штатный боекомплект, включавший в себя 20 винтовочных патронов, 20 патронов 12 калибра с пулей и 25 патронов 12 калибра с дробью.

Ящик с ружьями хранился на борту самолёта. Его вес составлял около 15 кило, и воспользоваться содержимым экипаж сбитого самолёта мог лишь в случае более или менее успешной аварийной посадки. Если же экипаж выбрасывался с парашютами, оружие выживания чаще всего погибало вместе с самолётом.

«Итаки» ВВС США

Любовь американцев носить демократию на крыльях тяжёлых бомбардировщиков известна всему миру, и далеко не всюду её встречали с пониманием. Порой экипаж сбитого самолёта мог оказаться в глухих джунглях или лесах на довольно длительное время. Специально для таких случаев компания «Итака» в 1952 году разработала «оружие выживания М6». Оно входило в НАЗ (носимый аварийный запас), выдаваемый лётчикам на случай аварийной посадки или парашютирования в ненаселённой местности.

M6 USA F «Оружие выживания» представляло собой двуствольное комбинированное ружьё «переломной» конструкции. Верхний ствол был нарезной, под патрон .22 «Хорнет» (5.6×35R), нижний — гладкий, под патрон калибра .410. Спусковой крючок походил на большую, не прикрытую ничем клавишу, которую можно было нажимать даже в перчатках или раненой рукой. В гребне металлического приклада под откидной крышкой находился контейнер для запаса патронов — туда помещалось четыре дробовых патрона 410 калибра и девять винтовочных.

При помощи М6 можно было охотиться на птицу и мелкую дичь, однако для самообороны от вооружённого противника это ружьё не подходило.

Мой маленький «Армалайт»

Компактную, лёгкую и не тонущую в воде винтовку «Армалайт» AR-5 разработали в 1954 году инженеры компании «Армалайт» для оснащения экипажей стратегических бомбардировщиков ВВС США. Винтовка перезаряжалась вручную и использовала уже состоявшие на вооружении ВВС охотничьи патроны .22 «Хорнет». Для уменьшения габаритов ствол и ствольную коробку винтовки после разборки можно было убрать в полости в пластиковом прикладе, причём в таком виде попавшее в воду оружие не тонуло.

В 1956 году AR-5 формально приняли на вооружение ВВС США под индексом МА-1. Её предполагалось включить в НАЗ экипажей новейших сверхзвуковых бомбардировщиков ХВ-70 «Валькирия». Однако в связи с отменой проекта ХВ-70 массовых закупок МА-1 так и не случилось. Впрочем, это не помешало компании «Армалайт» развить исходную идею и создать на её базе самозарядную винтовку AR-7 «Эксплорер» под малокалиберный патрон .22 LR кольцевого воспламенения. На вооружение эта винтовка не попала, но оказалась коммерчески успешной в качестве «походного» оружия — её варианты выпускаются в США до сих пор.

Космический «Дриллинг» из Тулы

В 1965 году советские космонавты Леонов и Беляев совершили аварийную посадку на борту спускаемого аппарата «Восход-2» и больше двух суток провели в ожидании поисково-спасательной в условиях зимней тайги. Имевшийся у космонавтов пистолет Макарова (ПМ) плохо подходил для защиты от хищных зверей и ещё хуже для добычи пищи методом охоты.

В конце семидесятых годов Леонов, уже будучи заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, официально выдвинул идею специализированного оружия для выживания космонавтов и пилотов дальней авиации после аварийной посадки в условиях дикой местности. В 1981 году эта идея получила официальную поддержку, а в 1982 году на снабжение советских космических миссий официально приняли пистолет ТП-82, разработанный на Тульском оружейном заводе.

ТП-82 входили в НАЗ советских, а позже российских космических кораблей до 2007 года, когда закончились гарантийные сроки хранения произведённых ещё в Советском Союзе боеприпасов для этого оружия, да и вероятность надолго застрять «на лоне дикой природы» для космонавтов значительно снизилась.

У ТП-82, как и у «Зауэра», было два гладких ствола для стрельбы дробью и сигнальными ракетами и один нарезной — для стрельбы пулей. Правда, в отличие от «Зауэра» наш пистолет больше подходил для охоты лишь на мелкую дичь на небольших дальностях. Зато он был гораздо компактнее, а в его отъёмном прикладе скрывалось мачете, пригодное для рубки веток на костёр или шалаш.

Большой «Армалайт» для королевских авиалиний

В 1958 году голландская авиакомпания KLM открыла трансатлантический маршрут из Европы в Японию через Анкоридж (Аляска). Значительная часть маршрута пролегала за полярным кругом, так что аварийная посадка грозила встречей с серьёзным представителем местный фауны — белым медведем. Защитой от столь крупного и опасного животного стала самозарядная винтовка «Армалайт» AR-10 под достаточно мощный патрон 7,62×51 НАТО.

Эта винтовка выпускалась по американской лицензии голландской компанией «Артиллери Инрихтинген» (Artillerie Inrichtingen), и была достаточно передовой для своего времени и, что важно, — очень лёгкой. Впрочем, на фоне четырёхсоткилограммового НАЗ, размещавшегося на борту четырёхмоторного лайнера «Дуглас» DC-7, масса винтовки и патронов к ней практически терялась.

К счастью для клиентов KLM, в реальном деле проверить эти противомедвежьи «армалайты» случая так и не подвернулось, но, как известно, лучше иметь на борту спасательный круг и не иметь нужды им воспользоваться, чем наоборот.

Остаётся лишь надеяться, что такой «спасательный круг» действительно никогда не пригодится ни пилотам, ни экипажам самолётов, а все посадки будут исключительно мягкими и беспроблемными.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях