В предыдущей статье серии читайте о битве при Бэннокбёрне, воспетой группой Sabaton.
Sabaton продолжает рассказывать об исторических событиях из своих песен. Новый выпуск на YouTube-канале «История с Sabaton» посвящён битве на Курской дуге. Историю нашей победы, рассказанную шведами, читайте в переводе WARHEAD.SU и с комментариями Алексея Исаева.
В песне Panzerkampf группа Sabaton поёт о немецком наступлении на Курской дуге летом 1943 года. Мы расскажем вам о нём и об одном из крупнейших танковых сражений в истории — битве под Прохоровкой.
Инди: Я — Инди Нейделл.
Пэр: Я — Пэр из группы из группы Sabaton, и это «История с Sabaton».
Инди: Одно из крупнейших танковых сражений в истории произошло в 1943 году. В результате него Советский Союз завоевал инициативу на Восточном фронте и удерживал её до самого конца Второй мировой войны.
Пэр: Песня Panzerkampf именно об этом, и она неожиданно стала одной из самых популярных наших композиций. Panzerkampf — танковая битва между вермахтом и Красной армией на Курской дуге, и сейчас мы узнаем, как это происходило.
«Близится конец эпохи, пора атаковать!»
Инди: Советское контрнаступление, начавшееся в ноябре 1942 года, отбросило немцев с Кавказа и продвинулось на восток Украины и юг Белоруссии.
К марту 1943 года наступающим удалось глубоко вклиниться в немецкую оборону между Орлом и Харьковом. Участок получил название «Курская дуга» и стал очевидной целью для немецкого удара. Срезав выступ, немцы не только бы выпрямили свой фронт, но и окружили бы большое количество советских войск. Подобный успех дал бы Германии время, чтобы оправиться от тяжких потерь, понесённых недавно под Сталинградом.
Силы группы армий «Юг» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна и группы армий «Север» генерал-полковника Вальтера Моделя должны были нанести удар с обеих сторон выступа навстречу друг другу и окружить противника. Но многим немецким генералам этот план не нравился.

Дело в том, что советская армия 43-го года была уже не той, которую немцы легко громили в 41-м. Теперь Советы отточили мастерство использования своей доктрины глубокого прорыва и уже готовили на лето наступление, опирающееся на дугу, — они были в курсе немецких планов. Британцы взломали немецкие шифры и поделились информацией со Ставкой — советским верховным командованием. Ставка убедила Сталина отложить наступление, чтобы гитлеровцы истощили силы попытками прорвать оборону. После этого советское контрнаступление легко сокрушило бы их и уничтожило группу армий «Центр» целиком.

«Укрепите передовую, вынудите их отступить!»
Итак, десятки тысяч советских рабочих приступили к строительству мощной линии обороны, копая траншеи и устанавливая заграждения на фронте длиной в пять тысяч километров. Оборона опиралась на укрепления, удерживаемые стрелковыми батальонами. Каждый имел четыре 45-мм противотанковые пушки. Сапёры установили около миллиона мин — как противотанковых, так и противопехотных — на всём протяжении дуги, в основном перед передовыми позициями. На случай прорыва немцев генерал Константин Рокоссовский имел мобильный резерв. В целом советские войска имели двойное преимущество в живой силе, танках, артиллерии и самолётах.
Манштейн не был этим обеспокоен, так как считал, что советские солдаты плохо подготовлены. Модель был настроен менее оптимистично и в целом был против операции, но Гитлер и высшее командование принудили его собрать силы и атаковать с севера. Модель, однако, приготовился к возможному контрудару русских и держал на этот случай в резерве 2-ю танковую армию под Орлом. Также он подготовил оборонительный рубеж «Хаген», на который можно было отступить в случае, если всё полетит к чертям.


«Когда начнётся сражение, пути назад не будет»
Пятого июля 1943 года немецкое наступление началось.
На самом деле, началось всё с советского артудара, обрушившегося на позиции вермахта.
Накануне один из пленных выдал точное время начала наступления, так что элемент внезапности для немцев оказался утерян.

Немецкие войска тем не менее вскоре обрушились на советскую оборону под прикрытием огня тяжёлой артиллерии, миномётов и ракетных установок «Небельверфер». В авангарде шли танковые и штурмовые дивизии, но минные поля и сопротивление советских войск замедлили их продвижение.
Вермахт бросил в бой новое оружие. Самоходные установки «Фердинанд» стреляли дальше, чем советские аналоги, а сапёры расчищали минные поля при помощи радиоуправляемых танкеток. Немецкие «тигры», выбрав удачную позицию, могли уничтожать советские танки, брошенные в поспешные контратаки. В воздухе новейшие «фокке-вульфы-190A-5» давали отпор советским истребителям и бомбардировщикам несмотря на то, что уступали им численно.

Спустя несколько дней наступающим удалось захватить ряд важных опорных пунктов и даже прорвать первую линию войск Рокоссовского, но развитая система эшелонированной обороны неизбежно подтачивала силы немцев. Танки несли потери на минных полях, а непрерывные артиллерийские обстрелы уничтожали немецкую пехоту.
Потери нацистских танков были не столь высоки, как утверждают советские источники. Модель потерял примерно 10% машин, остальные панцеры имели лишь лёгкие повреждения, легко устраняемые полевым ремонтом, — обычно порванные гусеницы. Тем не менее Советам удалось достичь желаемого — остриё копья немецкого наступления затупилось. В это время советские танковые армии готовились нанести решающий контрудар.

«Прохоровка стала адским горном всей войны»
Одиннадцатого августа Модель прекратил бессмысленные попытки прорыва. Успехов в наступлении добились лишь элитные танковые дивизии СС «Мёртвая голова», «Рейх» и «Лейбштандарт» — им удалось достичь небольшой деревни под названием Прохоровка. Ставка настаивала на немедленном контрнаступлении, опасаясь что Модель быстро восполнит потери. Долгожданный удар советских танковых армий получил название «операция „Кутузов“».
Операция «Кутузов» началась ранним утром 12 июля (на севере, к Прохоровке она прямого отношения не имела. У Прохоровки, на юге, разыгралась своя отдельная баталия. — Прим. ред.).
На юге танковые дивизии СС были застигнуты врасплох: на неподготовленных немцев обрушилось около полутысячи советских танков. Основной ударной силой были последние модификации Т-34-76, составлявшие около 70% машин, но остальные бронеединицы были в основном лёгкими. Тяжёлых КВ было совсем немного. У немцев панцеров было гораздо меньше — менее трёх сотен, но подвергшиеся атаке дивизии СС были первыми, получившими «тигры» и «пантеры». Эти танки превосходили Т-34 в дальности стрельбы, а их броня была неуязвима для лёгких танков. Однако в больших группах Т-34 были опасны и для них.

Танковая битва состоялась на поле под Прохоровкой. Немецкие танки отчаянно отражали советскую атаку, стреляя почти в упор. Панцергренадеры даже пытались таранить советские боевые машины своими бронетранспортёрами. Несмотря на тяжёлые потери, красноармейцам удалось обратить нацистов в бегство.

На севере контрнаступление началось с массированной артподготовки, уничтожившей большинство передовых частей 2-й танковой армии вермахта.
Здесь советский контрудар мог оказаться ещё более сокрушительным, чем на юге. Но предусмотрительность Моделя принесла плоды: 2-я танковая армия сумела отразить первую волну советских танков, наступающих в сторону Орла. Но это была лишь разминка. Очень скоро превосходящие советские бронесилы и артиллерия опрокинули нацистские войска по всему фронту наступления. Моделю пришлось отступить, не дожидаясь разрешения Гитлера, чтобы не оказаться в окружении. Увы, Красная армия не смогла воспользоваться преимуществом в полной мере — она не знала, насколько немецкая оборона близка к краху. Немцам удалось организованно отойти с боем.

«Миллион солдат на войне, не сдержать советского гнева»
На поле Прохоровки, где горел огонь сражений,
Мы понесли тяжелые потери, но изменили ход войны.
© Panzerkampf/Sabaton
Красная армия освободила Орёл пятого августа. Немцы отступили на оборонительный рубеж «Хаген», что спасло их от полного разгрома.
Немецкое командование оказалось перед неприятным фактом: вермахт более неспособен успешно вести битвы такого масштаба и интенсивности. Наступление обернулось катастрофой — оно не только не принесло немцам победу, но и привело к утрате ими стратегической инициативы на Восточном фронте, которую они так и не смогли более вернуть. Советские войска понесли тяжелейшие потери — по некоторым данным, вчетверо выше, чем немцы, — но они смогли их восполнить. Немцы такой возможности больше не имели. С этого момента Советский Союз только наступал.
Одной из причин утраты стратегической инициативы стали потери вермахта в сражении на Курской дуге — как в людях, так и в технике. Многие танки и САУ, подорвавшиеся на минах и выведенные из строя, в ходе советского наступления пришлось бросать и подрывать. Это привело к катастрофическому падению числа боеготовых машин в немецких танковых дивизиях и общему отходу на Днепр.

Танковый бой
Инди: Panzerkampf — песня из альбома Art of War, в качестве сингла она не выходила, верно?
Пэр: Там всё интересно получилось. Мы поначалу не очень верили в успех этого трека. В альбоме было много песен, которые казались нам более сильными. Но теперь, когда альбому уже стукнуло десять лет, именно Panzerkampf считается хитом номер один среди всех наших композиций.
Инди: И как ты считаешь, почему? Она вызывает какой-то особый отклик аудитории?
Пэр: Я думаю, эта песня воплощает в себе суть группы Sabaton. Битва гигантских масштабов: танки, ещё танки, больше танков, танки везде! Это как раз то, что хотят услышать наши фанаты. Плюс сильная мелодия, текст, которому легко подпевать, мощный хор.
Инди: А когда вы её только сочиняли, вы хотели просто сделать типичную песню Sabaton с танками и прочим? Или вы хотели спеть именно об этой битве?
Пэр: Разумеется, мы хотели спеть именно о Курской битве. Каждая песня альбома Art of War — это отдельная глава трактата об искусстве войны.
Инди: Альбом Art of War назван в честь классического литературного труда «Искусство войны». Авторство которого традиционно приписывают древнему китайскому полководцу Сунь Цзы, но, по некоторым данным, трактат был написан задолго до его рождения. «Искусству войны», вероятно, более 2500 лет, но многие мысли в нём не устарели до сих пор. Они пригождаются даже в мирное время — бизнесменам, юристам, даже спортсменам. Причина в том, что в тринадцати главах труда рассказывается не только о том, как сражаться, но и как вести разведку, находить слабые места противника и вести стратегическое планирование. Как выиграть сражение, даже не вступая в него, обхитрить врага. Прочтения этой книги требуют от директоров крупных японских компаний, она является рекомендованным материалом для сотрудников разведки США, читали её и в КГБ.
Билл Беличик, тренер НФЛ, чьи команды выиграли шесть Суперкубков, использовал положения из «Искусства войны» при стратегическом планировании футбольных игр. Это один из самых важных текстов в истории.
Пэр: Это была песня Panzerkanpf, девятая глава альбома Art of War. Увидимся через неделю.
Инди: На канале «История с Sabaton».
Йоаким: Привет всем, подписывайтесь на канал «История с Sabaton», на основной канал Sabaton, не забудьте заглянуть на каналы World War Two и TimeGhost. А вот здесь у нас ссылка с остальными роликами серии. Они интересные, щёлкните. И не забудьте поддержать нас на Patreon — это поможет нам выпустить больше роликов. Удачи и берегите себя!