Шизомилитаризм

Шагающая смерть и почему мы её не видим

Разговоры и споры вокруг боевых шагоходов не утихают. «Игорёк» «Калашникова» и «Избушка» БШМ-К из романа «Техподдержка» Дивова — у всех на слуху, и даже президенту России Путину вопрос о человекоподобных роботах задали. Что это, будущее военных или фантастика? Давайте разбираться.
Александр Потёмкин
Фото: Якуб Розальски
  • 3.6K
  • 19
  • 11
  • 62

Когда во время телемоста президента России спросили: «где же Огромные Боевые Человекоподобные Роботы и когда они встанут на охрану государственной границы?», многие посмеялись удачной шутке из интернета. Но давайте-ка подумаем: а что у нас в реальности с проектированием ОБЧР и почему такая хорошая техника до сих пор не востребована?

Естественно, идеи о «механическом Гулливере» или «самоходной лошади» на поле боя витали в умах всех военных очень давно: оружия можно повесить много, питания не требует, уничтожить сложно. Ну и ведомству не придётся тратиться на похоронные извещения и пенсии родным солдата — сплошные плюсы, да?

В XIX и начале XX века для реализации таких проектов, понятное дело, не хватало технических мощностей. Но неужели и в современном мире невозможно создать хотя бы самого завалящего боевого робота или шагающий бронеход?

Кручу, кручу, кручу, педали кручу…

Как оказалось, вот прям так сразу — нельзя. И причин для этого, к сожалению, несколько.

Масса-защищённость-огневая мощь — те самые «три кита», на которых базируются любые проекты военных.

Во-первых, до сих пор в мире не создан компактный источник энергии, который мог бы позволить боевой машине долгое время существовать на автономном питании и обеспечивать её полноценное боевое функционирование.

Дизельные двигатели, к сожалению, не всегда могут дать нужную электрическую мощность в заданных параметрах, требуют наличие топливного бака и большого места для размещения в корпусе меха. Не случайно компания «Бостон Дайнэмикс», разрабатывавшая по заказу DARPA боевого робота для нужд армии США, в конце концов сдалась в 2015 году и закрыла проект «БигДог» на стадии действующего рабочего прототипа. Теперь фирма полностью переключилась на более мелкий и тихий вариант, работающий от электродвигателя.

(Фото: Андрей Аверкин)

К этой же проблеме относится и отсутствие элементной базы для дешёвых и сверхнадёжных аккумуляторных батарей. Машина — железяка автономная. Ей ходить надо и подзаряжаться. Солнечные батареи тут, мягко говоря, не очень удачное решение.

Другое дело, что сейчас благодаря последним разработкам новое развитие получат небольшие атомные двигатели (взять хотя бы комплекс 2М39 «Посейдон»). И вот это уже для боевых шагоходов очень и очень полезно. Пусть поначалу роботы будут большие и беспилотные, зато дистанционно управляемые и несущие достаточно мощное вооружение, — а уж потом и кожух сообразим, и пилота внутрь засунем.

Товарищ военный, а давайте бахнем?

Вторым вопросом на повестке дня — стрельба. Машина у нас боевая, задачи ей нарезает командование, противодействие врагу нужно обеспечить, хоть ты тресни. Кто самый опасный враг для танка? Правильно, вертолёты. А для системы ПВО? Правильно, танки. А для них обоих? Пехота с ПТРК и чем-то подобным.

Теперь мы берём какое-нибудь шасси и пытаемся в него запихнуть средства борьбы с существующими целями. Если попытаться «впихнуть невпихуемое», то есть в один корпус поставить сразу и пушку для танковых дуэлей, и ПЗРК, то давайте прикинем вес и количество боекомплекта хотя бы на полчаса боя. Получается на удивление многовато. Если же добавить ещё пару пулемётов и дымовые гранатомёты для защиты от пехоты… Слушайте, тогда у нас получается что-то здоровое навроде «Тимбервулф» из вселенной «Баттлтех» или титана класса «Вархаунд» из «Вархаммер 40000».

В обоих случаях получится что-то из области далёкой-предалёкой фантастики. Что в целом, конечно, здорово: чем больше шагоход, тем счастливее мехофилы по всей планете. Но вот для инженеров — сплошная головная боль.

«И какой же выход» спросите вы?

Как и сейчас — разделение труда. Часть задач несут на себе беспилотные роботы, другие отвечают за обнаружение противника (чисто радары на шасси шагохода), противовоздушную оборону и защиту от вражеских танков, третьи прорываются на коммуникации, «нанося добро и причиняя справедливость», четвёртые…

«Нам три „Игорька“ с витрины. Два в стандартной комплектации и один ПВО. Упаковывать не надо, сами дойдём. Спасибо».

А тут мы незаметно подходим к третьему вопросу: «зачем?».

Деньги, деньги правят миром…

Как известно, военные — ну очень консервативные люди. И если за множество лет ни один из проектов полноценно не заинтересовал различные министерства обороны, то тому есть причины. И главная из них — уязвимость шагохода перед традиционными машинами. Одно попадание в «ногу» — и наш боевой робот уже ничего не может сделать. Эвакуировать с поля боя проблематично, чинить дорого. Это выливается в проекты машин с четырьмя и даже шестью конечностями. Достаточно сказать, что большинство наработок для военных и инженеров с середины 60-х годов XX века (проекты «Айрон Мул Трэйн», ASV, «Одекс III» и прочие) имели больше двух «ног».

Iron Mule Train

Это, кстати, удобнее при стрельбе — физику и отдачу никто не отменял. А уж раскачивание кабины — это такая головная боль, причём в прямом смысле слова: пилота меха, мягко говоря, укачивает внутри.

Тогда зачем шагоходы в текущих условиях промышленной элементной базы, если их функции прекрасно выполняют куда более дешёвые, надёжные и проверенные танки и бронемашины?

Нужно мобильное ПВО? Берите «Панцирь» на любом шасси. Нужен нормальный танк? Т-72Б3, Т-90М и «Армата» на подходе. Нужна шайтан-арба против пехоты на пикапах? Тут недавно «Самум» подвезли… А так как слово «деньги» никто не отменял, то военные обращаются к проверенным средствам и очень неохотно субсидируют футуристические проекты, увы.

Go to the future!

Ну что, вогнали мы вас в тоску и погубили мечты об ордах сражающихся мехов? Се ля ви. Однако надежда всё-таки есть, и заключается она в освоении космоса человечеством.

Дело в том, что шагающее шасси куда лучше приспосабливается к различной окружающей среде, гравитации и резкой смене рельефа местности. На Марсе пока дорог не провели и «канал имени Москвы» не прорыли. А значит, первыми на разведку пойдут роботы на шести конечностях, за ними придут строители с самоходными кранами и экскаваторами, а затем уже и поселенцы подтянутся.

(Фото: Иван Якушев )

С совершенствованием конструкций шагоходы станут надёжнее, проще, крепче и защищённей, что позволит человечеству осваивать дальние уголки космоса.

Ну и Чужих в открытый космос станет удобнее выкидывать, да.

Так что остаётся ждать вестей о разработке материалов нового поколения, которые позволят создавать ракеты для колонизации ближайших миров. А там, глядишь, и проекты военных шагоходов «омолодят». И мы ещё увидим, как тропки далёких планет бороздит та же «Избушка» БШМ-К, а голографии с «Игорьком», делающим первые шаги по Марсу, будут висеть в каждом доме на Земле.

Дело за малым — за фантастами и учёными. Подождём?

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях