Мечта о «длинной руке»: межконтинентальные бомбардировщики Третьего рейха

«Америка-бомбер» — миф или реальность? Часто среди поклонников люфтваффе можно услышать: будь Гитлер умнее, в 1944 году немцы бомбили бы США, а не наоборот. Так откуда взялась эта безумная мысль и есть ли в ней хоть капля правды — попробуем разобраться.

/
16K
33
56
236

«Америка-бомбер» — миф или реальность? Часто среди поклонников люфтваффе можно услышать: будь Гитлер умнее, в 1944 году немцы бомбили бы США, а не наоборот. Так откуда взялась эта безумная мысль и есть ли в ней хоть капля правды — попробуем разобраться.

О войне с США рейх начал задумываться ещё до начала Второй мировой. Гитлер видел Америку одним из главных оппонентов после своего европейского триумфа и в закрытом кругу мечтал о Нью-Йорке, пылающем в огне. В те годы было только одно средство достижения этой мечты — стратегические бомбардировщики. И вот с ними у Германии была серьёзная проблема.

Дорнье Do 19 значительно уступал своему конкуренту из Юнкерс и во многом заимствовал решения у французской бомбардировочной школы, к концу 30-х годов уже устаревшей.
«Дорнье» Do 19 значительно уступал своему конкуренту из «Юнкерс» и во многом заимствовал решения у французской бомбардировочной школы, к концу 30-х годов уже устаревшей.

Интересно, что до прихода Гитлера к власти, ситуация была совсем иной. Все 20-е и начало 30-х годов многие немецкие фирмы грезили о создании гигантских пассажирских лайнеров, в том числе и межконтинентальной дальности. А где пассажирский самолёт, там и бомбардировщик. С падением системы сдерживания Германии этим заделом было грех не воспользоваться.

В 1933 году фирмы «Дорнье» и «Юнкерс» начали работу над проектом дальнего бомбардировщика GB (Groß Bomber, буквально — «большой бомбардировщик»). А в 1935 году военные выпустили требования к подобному самолёту, известные под названием «урал-бомбер».

Юнкерс Ju 89 — фаворит программы урал-бомбер, мог стать основой немецкой стратегической авиации. На его базе была выпущена серия пассажирских, транспортных и патрульных самолётов Ju.90/290
«Юнкерс» Ju 89 — фаворит программы «урал-бомбер», мог стать основой немецкой стратегической авиации. На его базе была выпущена серия пассажирских, транспортных и патрульных самолётов Ju.90/290

Военные хотели получить машину, способную доставить десять тонн бомб на дальность в 2000 километров. Как ясно из названия, главной целью были советские заводы на Урале.

В 1936 году полетел прототип от Дорнье Do 19, в 1937 году в небо поднялся «Юнкерс» Ju 89. Всё шло к тому, что Германия к 1939-40 годах могла получить серийный дальний бомбардировщик, ничем не уступающий ранним В-17, «ланкастерам» или «галифаксам». Но этого не случилось. Новой Германии были нужны пикирующие бомбардировщики и истребители, а победа над СССР виделась такой быстрой, что заводы на Урале не сыграли бы никакой роли.

В 1937 году все работы над «урал-бомбером» свернули, а вместо него родили идею стратегического пикирующего бомбардировщика, с которой мучились ещё долго.

Хейнкель Не 177 — пикирующий дальний бомбардировщик. В итоге и пикировать не мог, и как дальний бомбардировщик был плох
«Хейнкель» Не 177 — пикирующий дальний бомбардировщик. В итоге и пикировать не мог, и как дальний бомбардировщик был плох

Далёкая, но желанная Америка

О стратегических бомбардировщиках в Германии вспомнили лишь в 1940 году. После победы над СССР Гитлер планировал серьёзно взяться за Британию. Он прекрасно понимал: как только он начнёт побеждать, в войну вступят США. Чтобы показать американцам всю ошибочность этих действий, планировалось совершать на Штаты постоянные воздушные рейды. Это имело бы и моральное воздействие на население Америки, а также отвлекло бы значительные ресурсы на создание ПВО и противодействие налётам.

Юнкерс EF 100. Проект межконтинентального широкофюзеляжного пассажирского самолёта, датируется 1940 годом
«Юнкерс» EF 100. Проект межконтинентального широкофюзеляжного пассажирского самолёта, датируется 1940 годом

Для упрощения задачи предлагалось захватить Азорские острова и развернуть там аэродромы «подскока», что позволило бы обойтись самолётами с боевым радиусом полёта всего в 4500 километров. Именно это расстояние с бомбовой нагрузкой в десять тонн и на высоте в девять километров было указано в первом требовании к будущему «америка-бомберу».

Первоначально предполагалось использовать для этих целей доработанный Fw 200 «Кондор» или летающую лодку BV 238. И тот и другой вариант требовал серьёзной модернизации, сравнимой с проектированием нового самолёта. Неудивительно, что вскоре от этих проектов отказались.

Фоке-Вульф Fw 300 — дальнейшее развитие знаменитого транспортного Fw 200 Кондор. Рассматривался и вариант создания бомбардировщика на его базе
«Фоке-Вульф» Fw 300 — дальнейшее развитие знаменитого транспортного Fw 200 «Кондор». Рассматривался и вариант создания бомбардировщика на его базе

К 1941 году стало ясно, что в ближайшее время никакие Азорские острова рейху не светят, а значит надо исходить из радиуса полёта минимум в 6500 километров. На эту цифру и стали ориентироваться основные участники программы: фирмы «Юнкерс», «Мессершмит» и «Фоке-Вульф».

Пока инженеры работали, у военных с политиками шла активная дискуссия. Первые считали, что целью для бомбардировок должны стать военные объекты: базы, заводы и склады. Был даже составлен список из приоритетных мишеней для будущих рейдов. Политики во главе с самим Гитлером считали приоритетными удары по городам для деморализации населения. Рождались в этих спорах и совсем безумные идеи. Например, вместо бомб сбросить на города восточного побережья Штатов десант и этим ещё больше показать американцам, что они уязвимы.

Мессершмит Ме 264 — проект-фаворит в рамках программы америка-бомбер. Привлекает внимание любителей люфтваффе своей похожестью на В-29 и завышенными минимум в два раза а то и в три ЛТХ
«Мессершмит» Ме 264 — проект-фаворит в рамках программы «америка-бомбер». Привлекает внимание любителей люфтваффе своей похожестью на В-29 и завышенными минимум в два раза (а то и в три) ЛТХ

Но с каждым месяцем становилось всё очевиднее, что подобные планы — это не больше, чем делёж шкуры неубитого медведя. Авиаконструкторы, первоначально рапортовавшие о успехах, «вдруг» столкнулись с огромным количеством проблем. Немецкое авиастроение, во многом растерявшее опыт создания дальних тяжёлых самолётов, просто не справлялось с поставленной задачей. Не было нужных высотных моторов, возникали проблемы с электроникой и системами навигации, конструкции бомбардировщиков получались или непрочными, или слишком тяжёлыми. Даже шасси вызывало кучу проблем. Да, в 1942 году полетел Ме 264, годом позже Ju 390 — дальний потомок Ju 89. Но эти машины имели гору проблем и даже близко не приближались к ожидаемым лётным характеристикам. В реальности они во многом уступали даже В-29, а уж о функциях межконтинентальных машин и говорить было нечего.

Юнкерс Ju 390 после закрытия программы америка-бомбер был перепрофилирован в дальний морской патрульный самолёт, в чём обошёл своего конкурента Ме 264
«Юнкерс» Ju 390 после закрытия программы «америка-бомбер» был перепрофилирован в дальний морской патрульный самолёт, в чём обошёл своего конкурента Ме 264

Попытка продать военным ещё более масштабные проекты провалилась, ведь всем было ясно: делать самолёты будут ещё очень долго, а рейху сейчас нужны совсем другие машины.

В 1943 году работы над «америка-бомбером» прекратили. И Ме 264, и Ju 390 переквалифицировали в морские разведчики. Они должны были патрулировать Атлантический океан в поиске конвоев союзников и наводить на них «волчьи стаи» подлодок. Но даже в этой роли им повоевать не удалось, ведь ни одну машину так и не успели довести до ума.

Уже позже, в середине 50-х годов, родилась легенда, что один Ju 390 всё-таки совершил полёт до Нью-Йорка. Но исследования доказали: это не больше, чем выдумка.

Мессершмит Ме 364 — дальнейшее развитие Ме 264. Больше размеры, больше дальность. Проект так и остался только на бумаге, но при этом не менее популярен, чем его летавший предок
«Мессершмит» Ме 364 — дальнейшее развитие Ме 264. Больше размеры, больше дальность. Проект так и остался только на бумаге, но при этом не менее популярен, чем его летавший предок

Ошибка Гитлера?

Идеи «америка-бомбера» всплывали несколько раз в инициативном порядке. Тут можно вспомнить и знаменитый ракетоплан Зенгера «Зильберфогель», и попытки братьев Хортенов спроектировать реактивный межконтинентальный бомбардировщик. Общим для этих проектов была ещё бо́льшая их фантастичность и практическая неосуществимость. Скорее, это были красивые мечты, чем реальные серьёзные работы.

Хортен Но XVIII, попытка создать межконтинентальный реактивный бомбардировщик. На бумаге поражал своими характеристиками, но технологический уровень Третьего рейха не позволял их достигнуть даже в перспективе
«Хортен» Но XVIII, попытка создать межконтинентальный реактивный бомбардировщик. На бумаге поражал своими характеристиками, но технологический уровень Третьего рейха не позволял их достигнуть даже в перспективе

Уже ближе к нашему времени многие любители рейха, и люфтваффе в частности, смотря на проектные ЛТХ «америка-бомберов», стали недоумевать, почему Гитлер вместо постройки флота таких великолепных стратегических бомбардировщиков приказал свернуть работы? Так и родилась легенда, что немецкие армады бомбардировщиков стояли на пороге США, и только известная глупость фюрера спасла американские города от бомбёжек. Но факты упрямо говорят, что даже шанса на появление межконтинентального бомбардировщика у Третьего рейха не было, даже если убрать за скобки налёты союзников. Что тут говорить — в США, при огромном опыте в вопросах стратегической авиации, получить подобную машину смогли лишь в 1947 году.

Ракетоплан Зильберфогель, ставший одним из символов Третьего рейха, нельзя назвать иначе как обычной фантазией
Ракетоплан «Зильберфогель», ставший одним из символов Третьего рейха, нельзя назвать иначе как обычной фантазией

К сожалению, миф о технологическом величии Третьего рейха слишком укоренился в массовом сознании людей. И многим проще списать всё на бесноватого Гитлера, чем принять факт: Германия под управлением нацистов бездарно растеряла почти весь научный потенциал и во многом отставала не то что от США и Британии, но даже в чём-то и от СССР.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

45K
39
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

22K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

32K
44
56
843
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

20K
61
13
419
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
3
18
87
Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя

Далеко не каждый подвиг, даже совершённый всем опасностям назло, находит своё признание. Но куда хуже, если это признание потом стирается по политическим мотивам. Именно в такой ситуации оказался один из лучших советских лётчиков-торпедоносцев — Александр Разгонин.

18K
53
34
707
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

17K
35
68
313
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

16K
36
32
923
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

58K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

51K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
44
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

199K
89
55
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

85K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81