Железо

Стерпится — слюбится, или Что не так с американским броневиком JLTV

Когда американские военные пересели с «хаммеров» на модные лёгкие минозащищённые машины JLTV, остальным армиям мира оставалось только завистливо вздыхать. Однако вскоре в компанию-производитель стал поступать фидбэк от военнослужащих — и не всегда цензурный. Что же не так с «максимально безопасными для солдата» автомобилями?
Александр Потёмкин
Фото: Ziyan Zhang
  • 6.6K
  • 19
  • 7
  • 89

Помираю, как жить охота!

С момента ввода войск коалиции в Афганистан и Ирак остро встал вопрос о защите средств передвижения. Боевикам куда удобнее не отстреливать морпехов или пехоту в открытом бою, а подорвать грузовик или «Хаммер» с бравыми парнями из Арканзаса или Техасщины.

Естественно, министерство обороны США забило тревогу и начало скупать все доступные на тот момент MRAP. Одним из поставщиков была компания «Ошкош Дефенс», которая смогла поставить в войска в том числе бронемашину M-ATV.

Однако вскоре «зоопарк» из различной техники стал окончательно напрягать военных, и было объявлено о проведении тендера на поставку единой защищённой машины для всех родов войск, которая заменит в войсках лёгкие «хаммеры». Борьба была яростной: за кусок пирога с контрактами на поставку более 49000 MRAP для армии и около 9000 для Корпуса морской пехоты США первоначально боролось около десятка компаний. Победителем стала «Ошкош» со своим новым броневиком L-ATV (Light All-terrain Vehicle — «лёгкий вездеход»), который в серию пошёл под наименованием JLTV — (Joint Light Tactical Vehicle — «единая лёгкая тактическая машина»).

Количество исков, судебных разбирательств и подковёрной борьбы в процессе проведения закупки «радовало» всех окружающих просто неимоверно.

Тем не менее в 2017 году первые машины поступили в 10-ю горную дивизию в Форт Драм, затем в 173-ю воздушно-десантную бригаду в Европе и в части корпуса морской пехоты. Интерес к проекту стали проявлять такие мощные военные государства как Великобритания, Словения, Литва… Хорошо же?

Да, но нет

Вскоре в офис компании «Ошкош» стали поступать отчёты об использовании первых экземпляров. Почему-то не всегда цензурные и часто содержащие фразу «непригодное к эксплуатации…».

В чём же причина такой реакции?

JLTV по контракту поставляются в двух- (грузовой вариант) и четырёхдверной версиях, каждая из которых, в свою очередь, может быть изготовлена в базовом варианте, в качестве машины огневой поддержки и машины для ближнего боя. Для начала военные жаловались на крайне неудачный обзор из автомобиля с большим количеством «слепых зон» — даже по сравнению со старичком «Хамви». Те, кто хоть раз сидел в военной версии сего чуда американского автопрома (в котором, для примера, обзор задней полусферы возможен только пулемётчику в башне стрелка), понимают: умудриться сделать ещё хуже — надо постараться!

(Фото: Oshkosh)

Отмечаются проблемы с внутренним пространством: перелезть с одного сиденья на другое или достать что-нибудь из багажного отделения становится чем-то из разряда эквилибристики. А перезарядка тяжёлого вооружения на машине огневой поддержки превращается во что-то уже совсем неприличное.

Конфигурация JLTV для ближнего боя не обеспечивает нужной эффективности огня даже на полигоне, не говоря уже о боевых действиях. Самые большие нарекания шли по ней как по «наиболее бесполезной» среди всей линейки машин. Доходило до смешного: усиленные бронированные двери в ходе частой эксплуатации стало… заклинивать, тем самым запирая личный состав внутри большой железной мишени для ПТРК, не прибавляя солдатской любви к этому автомобилю.

И самый пикантный момент: поддерживать нормальное техническое состояние новой техники невозможно без… сервисного представительства заказчика или аффилированных с ним компаний-подрядчиков. Военные ремонтники просто отстранялись от дел красивой бумагой «контракт на сервисное обслуживание» с кучей нулей — и особыми надбавками для производителя за работы, проводимые в зоне боевых действий.

(Фото: Oshkosh)

Кто сказал «коррупция»? Это же Америка! Здесь это невозможно! Просто так совпало.

Верной дорогой идёте, товарищи!

В целом, конечно, ситуация так себе: свежезакупленные машины, несмотря на надёжность основных систем и агрегатов (на этапе тендера были показаны вполне хорошие результаты), оказываются малопригодными для выполнения боевых задач. Контракты подписаны (на текущий момент идёт уже десятая поставка JLTV в войска), деньги капают, все участвующие в проекте получили премии, а в броневике банально неудобно воевать.

Эти военные неправильные, несите других!

Шутки шутками, но, как ни странно, такие рекламации могут побудить компанию Oshkosh переоборудовать существующую модель JLTV на более усовершенствованную: расширить внутреннее пространство путём перекомпоновки элементов и выноса лишнего оборудования на внешний подвес, изменить конструкции дверей и системы перезарядки вооружения.

С другой стороны, любые проектные работы — это лишние расходы, которые никто не хочет нести, так что вполне возможна ситуация типа «военные просто не привыкли к новому вооружению и вообще они ретрограды». Стерпится — слюбится, а там и приноровятся все. Ведь пересели же как-то со «скаутов» на М113, а с «паттонов» на «абрамсы»?

(Фото: U.S. Army)

Тем более, что компания-производитель заявила о готовности поставить новые модели техники (включая беспилотную ракетную установку для корпуса морской пехоты) на базе JLTV для нужд вооружённых сил. А это новые контракты и прибыли.

Так что этот «сериал» обещает быть достаточно интересным вплоть до 2040 года, когда придёт время менять эти машины на новые. Подождём, посмотрим. Главное только, чтобы все неудачи конструкторов не были оплачены жизнями солдат на полях сражений.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях