Война

Чудо на Ла-Манше: как спастись с погибшей подлодки

Повреждённая немецкая подлодка лежала на дне. От поверхности её отделяло 75 метров воды. Казалось бы, у выживших нет никаких шансов на спасение. Но случилось чудо — одному из немцев удалось выйти из лодки и подняться на поверхность.
Владимир Нагирняк
  • 5.8K
  • 24
  • 4
  • 219

Бойня в Ла-Манше

Шестого июня 1944 года англо-американские войска начали операцию «Оверлорд», совершив «прыжок» через Ла-Манш. Успех высадки в Нормандии сильно зависел от безопасности снабжения задействованных в операции частей, которое шло широким потоком через пролив во Францию.

В Германии это прекрасно понимали. Поэтому к Ла-Маншу были срочно направлены крупные силы подлодок: 36 субмарин вышли из Франции и ещё 11 направились туда из Норвегии.

Но союзники подготовили тёплую встречу «серым волкам» Карла Дёница (главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии. — Прим.ред.). Сотни кораблей и самолётов устроили на них охоту. Море кипело от взрывов глубинных бомб.

В этой адской бойне свой конец на дне нашли полтора десятка немецких субмарин. Одной из них стала «семёрка» U-767 оберлейтенанта цур зее Вальтера Данклеффа.

Первый поход

U-767 была новой подлодкой, вступившей в строй кригсмарине в сентябре 1943 года. После окончания испытаний её отправили в Норвегию, откуда 22 мая 1944 года она вышла в свой первый поход.

Вальтер Данклефф на церемонии вступления U-767 в кригсмарине

Данклефф получил приказ выйти в Атлантику и действовать против конвоев к югу от Исландии. «Семёрка» медленно шла на позицию, поднимаясь на поверхность только ночью, а днём двигалась под водой, используя шнорхель.

Шестого июня U-767 уже приближалась к заданному району. Но вдруг из штаба подводных сил пришло сообщение: срочно изменить курс и на полной скорости следовать к западному входу в Ла-Манш.

Вряд ли подводников это обрадовало. Действия в таком узком и неглубоком районе, да ещё и наполненном противолодочными силами противника, крайне опасны для подлодки. Но Данклефф приказ выполнил. Спустя неделю его субмарина подошла к проливу и доложила о прибытии. Штаб отправил U-767 координаты её позиции в Ла-Манше, и лодка начала действовать.

U-767 и её экипаж

От победы к гибели

Сначала субмарине сопутствовал успех. Пятнадцатого июня её обнаружила группа английских противолодочных кораблей, но Данклефф сумел атаковать первым.

Немецкая торпеда попала в нос британскому фрегату «Морн». Сдетонировал носовой орудийный погреб, и корабль исчез в облаке взрыва. Практически весь экипаж «Морна» погиб.

Несмотря на организованный союзниками поиск, U-767 смогла ускользнуть от возмездия. Но ненадолго.

Спустя трое суток подлодку обнаружила 14-я группа поддержки в составе пяти английских эсминцев. После установления контакта гидролокатором «британец» дал залп из бомбомёта «Хеджхог», накрыв «семёрку».

Бомбомёт «Хеджхог»

«Хеджхог» был эффективным оружием в борьбе с субмаринами. Он выстреливал 24 небольших контактных бомбы, которые взрывались, только когда попадали в корпус лодки или в морское дно. Редкой «стальной акуле» удавалось пережить несколько попаданий таких бомб.

U-767 также не стала исключением из правил.

Поражённая субмарина опустилась на дно на глубину 75 метров. Но в её отсеках ещё находились выжившие немцы.

Цепляясь за воздух

От бомб пострадала носовая часть субмарины. Но перед взрывами водонепроницаемые двери в центральном посту были закрыты. Благодаря этому дизельный и моторный отсеки не были затоплены сразу. В них оставалось в живых 18 человек.

Что делают подводники в такой ситуации? Они поют.

Как бы странно это ни выглядело, но там, на глубине, в тот момент звучала песня. Потому что она сплачивает выживших и помогает избавиться от паники.

Место затопления U-767

Отойдя от шока, люди стали искать выход из создавшегося положения. Покинуть подлодку можно было через палубный люк, в который загружали стальные сигары для кормового торпедного аппарата. Двое подводников смогли его отдраить, но открыть не смогли — мешало наружное давление воды.

А тем временем отсек постепенно затоплялся. Вода поднималась все выше, вытесняя воздух. Большинство подводников не успели надеть аппараты для дыхания. Многие захлебнулись.

Подъём с глубины

Моторист Вальтер Шмитенкноп был одним из последних, кто ещё держался, хватая губами воздух у потолка. Когда он взглянул на люк, то заметил, что сквозь него проникает вода. Значит, с затоплением отсека давление выровнялось и люк можно открыть!

Вальтер Шмитенкноп

Шмитенкноп быстро надел дыхательный аппарат и распахнул люк.

Воздух вытолкнул его из лодки, как пробку из шампанского, и немец всплыл на поверхность.

Интересно, что Шмитенкноп не получил баротравмы лёгких и не пострадал от кессонки. Но лодка не отпустила его без травм. В момент прохода через люк пострадали кисти его рук.

Своё спасение моторист принял за чудо. А вскоре произошло ещё одно — на эсминце заметили немца и подняли его на борт. Теперь у Вальтера не оставалось сомнений, что его жизнь была в руках бога. Он пообещал себе принять сан, когда война закончится.

Подводник пробыл в плену до 1947 года, после чего его репатриировали в Германию. Спустя четыре года Шмитенкноп эмигрировал в Канаду.

Через некоторое время он принял баптизм и в итоге стал пастором в своей общине. Так бывший подводник сдержал обещание, данное им в водах Ла-Манша в 1944 году.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях