itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Гадкий утёнок»: история программы создания вертолёта АН-64

Сделать хороший ударный вертолёт — дело сложное и непредсказуемое. Американские военные в 70-е годы создавали простенький и дешёвый летающий истребитель танков, а в итоге получили крутой и дорогущий АН-64 «Апач». Как так вышло — попробуем разобраться.

/
8.1K
33
12
239

Сделать хороший ударный вертолёт — дело сложное и непредсказуемое. Американские военные в 70-е годы создавали простенький и дешёвый летающий истребитель танков, а в итоге получили крутой и дорогущий АН-64 «Апач». Как так вышло — попробуем разобраться.

Как заменить «Кобру»

Заменить вертолёт АН-1 «Кобра» армия США хотела ещё с середины 60-х годов. Он был временным решением — до постановки в серию винтокрыла АН-56 «Шайен». Но, как обычно, временное стало постоянным, ведь работы над АН-56 безбожно затягивались. Технически передовой винтокрыл, напичканный сложнейшей электроникой, должен был встать в строй ещё в конце 60-х, но испытания он проходил с трудом. Слишком революционный, слишком необычный… Возможно, в другое время он бы имел шанс на успех. Но в начале 70-х годов с деньгами у армии США было «всё сложно».

В 1972 году программу «Шайен» закрыли.

Локхид АН-56 Шайен
«Локхид» АН-56 «Шайен»

Однако новый «убийца танков» всё же был нужен — и как можно быстрее. Тогда армия обратила внимание на проекты вертолётов «Сикорски» S-67 «Блэкхок» (первый с этим именем) и «Белл» «Модель 309 Кингкобра». Обе машины к тому времени уже разработали, они активно проходили испытания.

Предназначались эти вертолёты для экспорта, но их создатели были совсем не против получить и государственное финансирование. Вот только денег по-прежнему не хватало, да и держаться уже не удавалось. Оба вертолёта были слишком дорогими для армейского бюджета. Всё шло к тому, чтобы на время забыть о новых ударных машинах и сосредоточиться на доведении до ума АН‑1.

Но неожиданно военным пришла помощь.

Сикорски S-67 Блэкхок. Машина очень походила на советский Ми-24. И развитое крыло для больших скоростей, и даже десантный отсек был
«Сикорски» S-67 «Блэкхок». Машина очень походила на советский Ми-24. И развитое крыло для больших скоростей, и даже десантный отсек был

Существовала в США простая и ничем не примечательная организация ветеранов — «Американский легион». Вот только денег и связей у неё было с запасом. Как и любая патриотическая организация, «Легион» выступал за развитие военной промышленности и рост военных заказов. А может, дело было в том, что основной поток финансирования шёл объединению как раз от крупных концернов, зарабатывающих на поставках оружия. Именно лоббисты «Легиона» продавили финансирование новой программы ударного вертолёта ААН — «Усовершенствованный ударный вертолёт» (Advanced Attack Helicopter). Правда, политики много денег не дали, и военным пришлось писать максимально простые требования. Минимум сложной электроники, только система наведения ПТУР и прибор ночного видения.

Белл Model 309 Кингкобра. В приметном носу вертолёта разместились система наведения ПТУР и прибор ночного видения
«Белл» «Model 309 Кингкобра». В приметном носу вертолёта разместились система наведения ПТУР и прибор ночного видения

Новый конкурс

Но даже небольшие деньги — это деньги, поэтому в ААН решили принять участие почти все крупные вертолётостроители США.

«Сикорски» представила упрощённый вариант S-67 «Блэкхок» — S-71, без десантного отсека и развитого крыла. Проект «Локхид» CL-1700 напоминал их же «Шайен» — только попроще и уже без толкающего винта. Оба вертолёта походили друг на друга, а вот проблемы у них отличались. В «Локхид» проект сильно усложнили, натыкав максимально дорогой и передовой электроники. Это никак не вязалось с желанием военных сэкономить, поэтому CL-1700 отвергли. S-71 отвечал всем требованием и был достаточно дешёвым и почти наполовину унифицированным с S-70, будущим UH-60 «Блэкхок». Это и сгубило проект. К тому времени контракт на поставку UH-60 уже заключили, и военные решили — если «Сикорски» получат заказ ещё и на ударные машины, будет слишком жирно.

Локхид CL-1700. Ещё одним минусом проекта было малое крыло, всего с одной точкой подвески на каждой плоскости
«Локхид» CL-1700. Ещё одним минусом проекта было малое крыло, всего с одной точкой подвески на каждой плоскости
Сикорски S-71. Невооружённым глазом видны многочисленные заимствования от UH-60
«Сикорски» S-71. Невооружённым глазом видны многочисленные заимствования от UH-60

Особенно отличился проект от «Боинг». Если присуждать звание самого уродливого вертолёта, то BV-235 спокойно посоревнуется за первое место. Уродливая несимметричная кабина объяснялась тем, что инженеры «Боинг» хотели дать и пилоту, и бортстрелку хороший обзор, при этом не увеличивая ширину вертолёта. Американского Ка-52 не получилось, да и особого опыта у «Боинга» в создании ударных вертолётов не было. Военные отклонили проект.

Боинг BV-235, настоящий мутант от вертолётостроения
«Боинг» BV-235, настоящий мутант от вертолётостроения

Финалистами стали проекты «Белл» и «Хьюз». Инженеры первых — как и в «Сикорски» — использовали в основе свой проект транспортного вертолёта YUH-61, но, поскольку он проиграл «Блэкхоку», на монополизацию военного заказа в «Белл» уже не претендовали. Кроме того, в «Модель 409» активно использовали наработки с АН-1 «Кобра», что упростило бы обслуживание вертолёта в войсках и переобучение пилотов. А проект «Хьюз» «Модель 77» был всего лишь самым простым и дешёвым из всех конкурсантов. Ничего лишнего, самая слабая бронезащита — зато небольшой вес и очень неплохие ЛТХ (лётно-технические характеристики).

В 1973 году был выдан заказ на два вертолёта от «Белл» и от «Хьюз», а самим машинам присвоили обозначение YAH-63 и YAH-64.

Хьюз Model 77
«Хьюз» Model 77

Больше денег — круче вертолёты

Тем временем специалисты лоббирования из «Легиона» не сидели на месте. Сумма, выделяемая на ААН, подросла, а вместе с ней и желания военных. В вертолёты решили установить более совершенную систему управления огнём и электронного помощника пилотирования. Подросли требования по бронезащите — теперь военным хотелось брони не только от крупнокалиберных пулемётов, но и от снарядов 23-мм автопушек. Это повлекло изменение проектов — YAH-63 немного потолстел, а YAH-64 получил знаменитые «щёки» под кабиной пилотов, где и разместили новую электронику.

Белл YAH-63
«Белл» YAH-63

В 1975 году оба вертолёта совершили первые полёты. В целом машины и «Белл», и «Хьюз» показали ожидаемые характеристики, потому борьба между ними была непростой. YAH-63 был лучше защищён и мог дальше летать, YAH-64 оказался чуть быстрее и манёвреннее.

В 1976 году выбор сделали в пользу вертолёта «Хьюз». В YAH-63 военным не понравились старый двухлопастной винт, размещение пушечной турели и конструкция шасси. Кроме того, YAH-64 имел бóльший потенциал для модернизаций.

Хьюз YAH-64. Хорошо видны отличия от серийных апачей
«Хьюз» YAH-64. Хорошо видны отличия от серийных «апачей»
Интересной особенностью YAH-64 было использование закрылок на крыле. На серийном варианте от них отказались из-за слишком малого выигрыша в управляемости
Интересной особенностью YAH-64 было использование закрылок на крыле. На серийном варианте от них отказались из-за слишком малого выигрыша в управляемости

Хотя «Хьюз» и победила, до серийного выпуска будущего «Апача» было ещё далеко, ведь у военных стало ещё больше денег, и они хотели улучшить свой будущий вертолёт.

Была серьёзно переделана носовая часть — для размещения новейшей прицельной системы TADS/PNVS. Улучшилась бронезащита, что потребовало немного изменить конструкцию кабины пилотов. Электроники у вертолёта стало ещё больше, особенно помогающей в пилотировании, — из-за этого пришлось увеличить «щёки». Для сложного маневрирования немного переделали конструкцию винта и подняли его выше, чтобы он не мог зацепить хвостовую балку или фюзеляж. На двигатели установили систему уменьшения теплового излучения. Изначально, в 1972 году, предполагалось, что серийный вертолёт по программе ААН будет стоит десять миллионов долларов США, но в итоге цена первых АН-64 составила все 20 миллионов.

Однако военные были довольны.

Первый серийный АН-64А
Первый серийный АН-64А

В 1981 году, после пяти лет доведения до ума, начался серийный выпуск «апачей», а в 1983 году первые машины встали в строй. В новом ударном вертолёте почти не осталось следов былой экономии. «Апач» на долгие годы стал самым передовым «охотником на танки» в мире, особенно с появлением более совершенной версии «Лонгбоу».

Однако если бы в 70-е годы военные США не пытались так сильно экономить, то в серию могли пойти гораздо более совершенные и крутые машины. И нам остаётся лишь фантазировать, каким бы в таком случае было бы сейчас вертолётостроение.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
24
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

31K
77
323
767
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

29K
115
106
1.4K
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Китай — забытый фронт Второй мировой

В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?

15K
62
33
490
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Ближневосточная «прохоровка»: иранские «чифтены» против иракских Т-62

Сотни танков сошлись в смертельной схватке, сдаваться не собирался никто… Июль 1943-го, Прохоровка? Нет, январь 1981-го, Хузестан. Именно там развернулось крупное танковое сражение ирано-иракской войны. Об иранской операции «Победа», противостоянии западной и советской бронетехники и противоречивых итогах битвы — в материале WARHEAD.SU.

13K
58
8
426
Самураи против вермахта: самый героический батальон США
Штыковые с «Банзай!» под звёздно-полосатым флагом — не альтернативная, а вполне реальная история!

Пока миллионы японских солдат сражались во славу Восходящего солнца, тысячи их сородичей воевали под флагом США. И воевали отчаянно. 100-й батальон, набранный из детей и внуков иммигрантов-японцев, не случайно прозвали «Пурпурными сердцами». Ни один американский батальон Второй мировой не совершил столько подвигов, не получил столько наград и не потерял столько людей.

13K
66
76
882
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

90K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

90K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346