itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Гадкий утёнок»: история программы создания вертолёта АН-64

Сделать хороший ударный вертолёт — дело сложное и непредсказуемое. Американские военные в 70-е годы создавали простенький и дешёвый летающий истребитель танков, а в итоге получили крутой и дорогущий АН-64 «Апач». Как так вышло — попробуем разобраться.

/
9.6K
35
12
239

Сделать хороший ударный вертолёт — дело сложное и непредсказуемое. Американские военные в 70-е годы создавали простенький и дешёвый летающий истребитель танков, а в итоге получили крутой и дорогущий АН-64 «Апач». Как так вышло — попробуем разобраться.

Как заменить «Кобру»

Заменить вертолёт АН-1 «Кобра» армия США хотела ещё с середины 60-х годов. Он был временным решением — до постановки в серию винтокрыла АН-56 «Шайен». Но, как обычно, временное стало постоянным, ведь работы над АН-56 безбожно затягивались. Технически передовой винтокрыл, напичканный сложнейшей электроникой, должен был встать в строй ещё в конце 60-х, но испытания он проходил с трудом. Слишком революционный, слишком необычный… Возможно, в другое время он бы имел шанс на успех. Но в начале 70-х годов с деньгами у армии США было «всё сложно».

В 1972 году программу «Шайен» закрыли.

Локхид АН-56 Шайен
«Локхид» АН-56 «Шайен»

Однако новый «убийца танков» всё же был нужен — и как можно быстрее. Тогда армия обратила внимание на проекты вертолётов «Сикорски» S-67 «Блэкхок» (первый с этим именем) и «Белл» «Модель 309 Кингкобра». Обе машины к тому времени уже разработали, они активно проходили испытания.

Предназначались эти вертолёты для экспорта, но их создатели были совсем не против получить и государственное финансирование. Вот только денег по-прежнему не хватало, да и держаться уже не удавалось. Оба вертолёта были слишком дорогими для армейского бюджета. Всё шло к тому, чтобы на время забыть о новых ударных машинах и сосредоточиться на доведении до ума АН‑1.

Но неожиданно военным пришла помощь.

Сикорски S-67 Блэкхок. Машина очень походила на советский Ми-24. И развитое крыло для больших скоростей, и даже десантный отсек был
«Сикорски» S-67 «Блэкхок». Машина очень походила на советский Ми-24. И развитое крыло для больших скоростей, и даже десантный отсек был

Существовала в США простая и ничем не примечательная организация ветеранов — «Американский легион». Вот только денег и связей у неё было с запасом. Как и любая патриотическая организация, «Легион» выступал за развитие военной промышленности и рост военных заказов. А может, дело было в том, что основной поток финансирования шёл объединению как раз от крупных концернов, зарабатывающих на поставках оружия. Именно лоббисты «Легиона» продавили финансирование новой программы ударного вертолёта ААН — «Усовершенствованный ударный вертолёт» (Advanced Attack Helicopter). Правда, политики много денег не дали, и военным пришлось писать максимально простые требования. Минимум сложной электроники, только система наведения ПТУР и прибор ночного видения.

Белл Model 309 Кингкобра. В приметном носу вертолёта разместились система наведения ПТУР и прибор ночного видения
«Белл» «Model 309 Кингкобра». В приметном носу вертолёта разместились система наведения ПТУР и прибор ночного видения

Новый конкурс

Но даже небольшие деньги — это деньги, поэтому в ААН решили принять участие почти все крупные вертолётостроители США.

«Сикорски» представила упрощённый вариант S-67 «Блэкхок» — S-71, без десантного отсека и развитого крыла. Проект «Локхид» CL-1700 напоминал их же «Шайен» — только попроще и уже без толкающего винта. Оба вертолёта походили друг на друга, а вот проблемы у них отличались. В «Локхид» проект сильно усложнили, натыкав максимально дорогой и передовой электроники. Это никак не вязалось с желанием военных сэкономить, поэтому CL-1700 отвергли. S-71 отвечал всем требованием и был достаточно дешёвым и почти наполовину унифицированным с S-70, будущим UH-60 «Блэкхок». Это и сгубило проект. К тому времени контракт на поставку UH-60 уже заключили, и военные решили — если «Сикорски» получат заказ ещё и на ударные машины, будет слишком жирно.

Локхид CL-1700. Ещё одним минусом проекта было малое крыло, всего с одной точкой подвески на каждой плоскости
«Локхид» CL-1700. Ещё одним минусом проекта было малое крыло, всего с одной точкой подвески на каждой плоскости
Сикорски S-71. Невооружённым глазом видны многочисленные заимствования от UH-60
«Сикорски» S-71. Невооружённым глазом видны многочисленные заимствования от UH-60

Особенно отличился проект от «Боинг». Если присуждать звание самого уродливого вертолёта, то BV-235 спокойно посоревнуется за первое место. Уродливая несимметричная кабина объяснялась тем, что инженеры «Боинг» хотели дать и пилоту, и бортстрелку хороший обзор, при этом не увеличивая ширину вертолёта. Американского Ка-52 не получилось, да и особого опыта у «Боинга» в создании ударных вертолётов не было. Военные отклонили проект.

Боинг BV-235, настоящий мутант от вертолётостроения
«Боинг» BV-235, настоящий мутант от вертолётостроения

Финалистами стали проекты «Белл» и «Хьюз». Инженеры первых — как и в «Сикорски» — использовали в основе свой проект транспортного вертолёта YUH-61, но, поскольку он проиграл «Блэкхоку», на монополизацию военного заказа в «Белл» уже не претендовали. Кроме того, в «Модель 409» активно использовали наработки с АН-1 «Кобра», что упростило бы обслуживание вертолёта в войсках и переобучение пилотов. А проект «Хьюз» «Модель 77» был всего лишь самым простым и дешёвым из всех конкурсантов. Ничего лишнего, самая слабая бронезащита — зато небольшой вес и очень неплохие ЛТХ (лётно-технические характеристики).

В 1973 году был выдан заказ на два вертолёта от «Белл» и от «Хьюз», а самим машинам присвоили обозначение YAH-63 и YAH-64.

Хьюз Model 77
«Хьюз» Model 77

Больше денег — круче вертолёты

Тем временем специалисты лоббирования из «Легиона» не сидели на месте. Сумма, выделяемая на ААН, подросла, а вместе с ней и желания военных. В вертолёты решили установить более совершенную систему управления огнём и электронного помощника пилотирования. Подросли требования по бронезащите — теперь военным хотелось брони не только от крупнокалиберных пулемётов, но и от снарядов 23-мм автопушек. Это повлекло изменение проектов — YAH-63 немного потолстел, а YAH-64 получил знаменитые «щёки» под кабиной пилотов, где и разместили новую электронику.

Белл YAH-63
«Белл» YAH-63

В 1975 году оба вертолёта совершили первые полёты. В целом машины и «Белл», и «Хьюз» показали ожидаемые характеристики, потому борьба между ними была непростой. YAH-63 был лучше защищён и мог дальше летать, YAH-64 оказался чуть быстрее и манёвреннее.

В 1976 году выбор сделали в пользу вертолёта «Хьюз». В YAH-63 военным не понравились старый двухлопастной винт, размещение пушечной турели и конструкция шасси. Кроме того, YAH-64 имел бóльший потенциал для модернизаций.

Хьюз YAH-64. Хорошо видны отличия от серийных апачей
«Хьюз» YAH-64. Хорошо видны отличия от серийных «апачей»
Интересной особенностью YAH-64 было использование закрылок на крыле. На серийном варианте от них отказались из-за слишком малого выигрыша в управляемости
Интересной особенностью YAH-64 было использование закрылок на крыле. На серийном варианте от них отказались из-за слишком малого выигрыша в управляемости

Хотя «Хьюз» и победила, до серийного выпуска будущего   «Апача» было ещё далеко, ведь у военных стало ещё больше денег, и они хотели улучшить свой будущий вертолёт.

Была серьёзно переделана носовая часть — для размещения новейшей прицельной системы TADS/PNVS. Улучшилась бронезащита, что потребовало немного изменить конструкцию кабины пилотов. Электроники у вертолёта стало ещё больше, особенно помогающей в пилотировании, — из-за этого пришлось увеличить «щёки». Для сложного маневрирования немного переделали конструкцию винта и подняли его выше, чтобы он не мог зацепить хвостовую балку или фюзеляж. На двигатели установили систему уменьшения теплового излучения. Изначально, в 1972 году, предполагалось, что серийный вертолёт по программе ААН будет стоит десять миллионов долларов США, но в итоге цена первых АН-64 составила все 20 миллионов.

Однако военные были довольны.

Первый серийный АН-64А
Первый серийный АН-64А

В 1981 году, после пяти лет доведения до ума, начался серийный выпуск   «апачей», а в 1983 году первые машины встали в строй. В новом ударном вертолёте почти не осталось следов былой экономии. «Апач» на долгие годы стал самым передовым «охотником на танки» в мире, особенно с появлением более совершенной версии «Лонгбоу».

Однако если бы в 70-е годы военные США не пытались так сильно экономить, то в серию могли пойти гораздо более совершенные и крутые машины. И нам остаётся лишь фантазировать, каким бы в таком случае было бы сейчас вертолётостроение.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0