Железо

«Гадкий утёнок»: история программы создания вертолёта АН-64

Сделать хороший ударный вертолёт — дело сложное и непредсказуемое. Американские военные в 70-е годы создавали простенький и дешёвый летающий истребитель танков, а в итоге получили крутой и дорогущий АН-64 «Апач». Как так вышло — попробуем разобраться.
Юрий Кужелев
  • 6.4K
  • 31
  • 12
  • 239

Как заменить «Кобру»

Заменить вертолёт АН-1 «Кобра» армия США хотела ещё с середины 60-х годов. Он был временным решением — до постановки в серию винтокрыла АН-56 «Шайен». Но, как обычно, временное стало постоянным, ведь работы над АН-56 безбожно затягивались. Технически передовой винтокрыл, напичканный сложнейшей электроникой, должен был встать в строй ещё в конце 60-х, но испытания он проходил с трудом. Слишком революционный, слишком необычный… Возможно, в другое время он бы имел шанс на успех. Но в начале 70-х годов с деньгами у армии США было «всё сложно».

В 1972 году программу «Шайен» закрыли.

«Локхид» АН-56 «Шайен»

Однако новый «убийца танков» всё же был нужен — и как можно быстрее. Тогда армия обратила внимание на проекты вертолётов «Сикорски» S-67 «Блэкхок» (первый с этим именем) и «Белл» «Модель 309 Кингкобра». Обе машины к тому времени уже разработали, они активно проходили испытания.

Предназначались эти вертолёты для экспорта, но их создатели были совсем не против получить и государственное финансирование. Вот только денег по-прежнему не хватало, да и держаться уже не удавалось. Оба вертолёта были слишком дорогими для армейского бюджета. Всё шло к тому, чтобы на время забыть о новых ударных машинах и сосредоточиться на доведении до ума АН‑1.

Но неожиданно военным пришла помощь.

«Сикорски» S-67 «Блэкхок». Машина очень походила на советский Ми-24. И развитое крыло для больших скоростей, и даже десантный отсек был

Существовала в США простая и ничем не примечательная организация ветеранов — «Американский легион». Вот только денег и связей у неё было с запасом. Как и любая патриотическая организация, «Легион» выступал за развитие военной промышленности и рост военных заказов. А может, дело было в том, что основной поток финансирования шёл объединению как раз от крупных концернов, зарабатывающих на поставках оружия. Именно лоббисты «Легиона» продавили финансирование новой программы ударного вертолёта ААН — «Усовершенствованный ударный вертолёт» (Advanced Attack Helicopter). Правда, политики много денег не дали, и военным пришлось писать максимально простые требования. Минимум сложной электроники, только система наведения ПТУР и прибор ночного видения.

«Белл» «Model 309 Кингкобра». В приметном носу вертолёта разместились система наведения ПТУР и прибор ночного видения

Новый конкурс

Но даже небольшие деньги — это деньги, поэтому в ААН решили принять участие почти все крупные вертолётостроители США.

«Сикорски» представила упрощённый вариант S-67 «Блэкхок» — S-71, без десантного отсека и развитого крыла. Проект «Локхид» CL-1700 напоминал их же «Шайен» — только попроще и уже без толкающего винта. Оба вертолёта походили друг на друга, а вот проблемы у них отличались. В «Локхид» проект сильно усложнили, натыкав максимально дорогой и передовой электроники. Это никак не вязалось с желанием военных сэкономить, поэтому CL-1700 отвергли. S-71 отвечал всем требованием и был достаточно дешёвым и почти наполовину унифицированным с S-70, будущим UH-60 «Блэкхок». Это и сгубило проект. К тому времени контракт на поставку UH-60 уже заключили, и военные решили — если «Сикорски» получат заказ ещё и на ударные машины, будет слишком жирно.

«Локхид» CL-1700. Ещё одним минусом проекта было малое крыло, всего с одной точкой подвески на каждой плоскости
«Сикорски» S-71. Невооружённым глазом видны многочисленные заимствования от UH-60

Особенно отличился проект от «Боинг». Если присуждать звание самого уродливого вертолёта, то BV-235 спокойно посоревнуется за первое место. Уродливая несимметричная кабина объяснялась тем, что инженеры «Боинг» хотели дать и пилоту, и бортстрелку хороший обзор, при этом не увеличивая ширину вертолёта. Американского Ка-52 не получилось, да и особого опыта у «Боинга» в создании ударных вертолётов не было. Военные отклонили проект.

«Боинг» BV-235, настоящий мутант от вертолётостроения

Финалистами стали проекты «Белл» и «Хьюз». Инженеры первых — как и в «Сикорски» — использовали в основе свой проект транспортного вертолёта YUH-61, но, поскольку он проиграл «Блэкхоку», на монополизацию военного заказа в «Белл» уже не претендовали. Кроме того, в «Модель 409» активно использовали наработки с АН-1 «Кобра», что упростило бы обслуживание вертолёта в войсках и переобучение пилотов. А проект «Хьюз» «Модель 77» был всего лишь самым простым и дешёвым из всех конкурсантов. Ничего лишнего, самая слабая бронезащита — зато небольшой вес и очень неплохие ЛТХ (лётно-технические характеристики).

В 1973 году был выдан заказ на два вертолёта от «Белл» и от «Хьюз», а самим машинам присвоили обозначение YAH-63 и YAH-64.

«Хьюз» Model 77

Больше денег — круче вертолёты

Тем временем специалисты лоббирования из «Легиона» не сидели на месте. Сумма, выделяемая на ААН, подросла, а вместе с ней и желания военных. В вертолёты решили установить более совершенную систему управления огнём и электронного помощника пилотирования. Подросли требования по бронезащите — теперь военным хотелось брони не только от крупнокалиберных пулемётов, но и от снарядов 23-мм автопушек. Это повлекло изменение проектов — YAH-63 немного потолстел, а YAH-64 получил знаменитые «щёки» под кабиной пилотов, где и разместили новую электронику.

«Белл» YAH-63

В 1975 году оба вертолёта совершили первые полёты. В целом машины и «Белл», и «Хьюз» показали ожидаемые характеристики, потому борьба между ними была непростой. YAH-63 был лучше защищён и мог дальше летать, YAH-64 оказался чуть быстрее и манёвреннее.

В 1976 году выбор сделали в пользу вертолёта «Хьюз». В YAH-63 военным не понравились старый двухлопастной винт, размещение пушечной турели и конструкция шасси. Кроме того, YAH-64 имел бóльший потенциал для модернизаций.

«Хьюз» YAH-64. Хорошо видны отличия от серийных «апачей»
Интересной особенностью YAH-64 было использование закрылок на крыле. На серийном варианте от них отказались из-за слишком малого выигрыша в управляемости

Хотя «Хьюз» и победила, до серийного выпуска будущего «Апача» было ещё далеко, ведь у военных стало ещё больше денег, и они хотели улучшить свой будущий вертолёт.

Была серьёзно переделана носовая часть — для размещения новейшей прицельной системы TADS/PNVS. Улучшилась бронезащита, что потребовало немного изменить конструкцию кабины пилотов. Электроники у вертолёта стало ещё больше, особенно помогающей в пилотировании, — из-за этого пришлось увеличить «щёки». Для сложного маневрирования немного переделали конструкцию винта и подняли его выше, чтобы он не мог зацепить хвостовую балку или фюзеляж. На двигатели установили систему уменьшения теплового излучения. Изначально, в 1972 году, предполагалось, что серийный вертолёт по программе ААН будет стоит десять миллионов долларов США, но в итоге цена первых АН-64 составила все 20 миллионов.

Однако военные были довольны.

Первый серийный АН-64А

В 1981 году, после пяти лет доведения до ума, начался серийный выпуск «апачей», а в 1983 году первые машины встали в строй. В новом ударном вертолёте почти не осталось следов былой экономии. «Апач» на долгие годы стал самым передовым «охотником на танки» в мире, особенно с появлением более совершенной версии «Лонгбоу».

Однако если бы в 70-е годы военные США не пытались так сильно экономить, то в серию могли пойти гораздо более совершенные и крутые машины. И нам остаётся лишь фантазировать, каким бы в таком случае было бы сейчас вертолётостроение.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях