itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Королевские бомбардировщики: как англичане хотели сбросить бомбы на Москву, Берлин и Токио

Британская стратегическая авиация к концу Второй мировой войны находилась не в самом блестящем положении. А ведь планов у англичан было громадьё — вплоть до постройки собственного сверхдальнего бомбардировщика. Зачем он потребовался островитянам и как сложилась история этого проекта — в нашем материале.

/
13K
34
14
109

Британская стратегическая авиация к концу Второй мировой войны находилась не в самом блестящем положении. А ведь планов у англичан было громадьё — вплоть до постройки собственного сверхдальнего бомбардировщика. Зачем он потребовался островитянам и как сложилась история этого проекта — в нашем материале.

Дожди и туманы

Империя, живущая во власти дождя и тумана, в 20-е и начале 30-х годов не очень уделяла внимание авиации, но предчувствие новой мировой войны к концу 30-х всё поменяло. Начались активные работы над новыми типами бомбардировщиков, истребителей и других видов авиации.

На тот момент англичане значительно опережали не только немцев, но и «мятежных колонистов» — недаром американцы потом во Второй мировой активно и с удовольствием использовали английские моторы. Создавая машины, подходящие под требования конца 30-х годов, англичане задумывались и о куда более крупных проектах.

Неудавшаяся победа

Ещё в 1937 году фирма «Виккерс» в инициативном порядке начала работу над огромным высотным бомбардировщиком. Предполагалось, что за счёт высоты полёта и скорости такая машина будет абсолютно неуязвимой для истребителей, потому не предполагалась даже установка на неё оборонительных турелей. Зато этот самолёт мог доставить десять тонн бомб до любых предприятий Германии с вылетом из Франции. Также на его базе предполагалась разработка пассажирского лайнера, способного среди прочего и на трансатлантические полёты.

Проект 1937 года являлся развитием программы дальнего бомбардировщика В.12/36 — оттуда было унаследовано размещение основного бомбоотсека в крыле. На картинке проект Армстронг-Витворт в рамках спецификации В.12/36
Проект 1937 года являлся развитием программы дальнего бомбардировщика В.12/36 — оттуда было унаследовано размещение основного бомбоотсека в крыле. На картинке проект «Армстронг-Витворт» в рамках спецификации В.12/36

До 1940 года работы шли небыстро, и даже начало Второй мировой войны не сразу подогрело интерес к машине. Лишь летом 1940 года английские военные решили начать финансирование проекта, носившего достаточно лаконичное название Long-Range High-Altitude Bomber («дальний высотный бомбардировщик»). Причин этому было несколько. Первая, конечно же, потеря Франции. Теперь английским бомбардировщикам пришлось летать с острова, а немцы быстро развернули авиацию на оккупированной территории. Тут плюсы проекта «Виккерс» выходили на передний план — и с дальностью всё было хорошо, и высота полёта позволяла просто игнорировать перехватчики.

Вторая причина также связана с дальностью — британцы рассматривали СССР как союзника рейха и на полном серьёзе планировали начать войну и с ним. А новый бомбардировщик отлично подходил для налётов на Москву или Урал.

Ранняя версия сверхдальнего бомбардировщика Виккерс. Хорошо видно отсутствие оборонительного вооружения
Ранняя версия сверхдальнего бомбардировщика «Виккерс». Хорошо видно отсутствие оборонительного вооружения

В 1941 году идея бомбардировщика дополнилась идеей нового оружия. Инженеру «Виккерс» Барнсу Уоллесу пришла в голову мысль о так называемой сейсмической бомбе — огромной бомбе с обтекаемым корпусом, способной углубиться в грунт до детонации и создать локальное землетрясение. Разрабатываемый бомбардировщик идеально подходил для подобных боеприпасов. Интересно, что Уоллес придумал и новое название для всего проекта в целом — вместо скучного «дальнего высотного бомбардировщика» он предложили громкое и красивое Victory Bomber — «бомбардировщик Победы».

Сброс сейсмической бомбы с бомбардировщика Авро Ланкастер
Сброс сейсмической бомбы с бомбардировщика «Авро Ланкастер»
Продувочная модель позднего варианта Виктори Бомбер
Продувочная модель позднего варианта «Виктори Бомбер»

Примерно в то же время родилась ещё одна идея, куда менее «победная». В случае успешного вторжения немцев в Англию планировалось быстро эвакуировать правительство, королевскую семью и максимум военной промышленности в доминионы — в основном в Канаду. Уже оттуда Британия продолжила бы войну с рейхом. Для этого дела требовались межконтинентальные бомбардировщики, и «Виктори» отлично подходил на эту роль. Благо с американской помощью в Канаде уже начали строить подходящие авиационные заводы. Изначальный проект такой дальности не имел, но инженеры «Виккерс» обещали, что увеличить её до нужных показателей будет не так уж и сложно.

Поздний вариант Виктори Бомбер: из-за роста характеристик немецких перехватчиков на самолёт вернулось оборонительное вооружение
Поздний вариант «Виктори Бомбер»: из-за роста характеристик немецких перехватчиков на самолёт вернулось оборонительное вооружение

Сто тонн извращений

75-тонный бомбардировщик от фирмы Майлз
75-тонный бомбардировщик от фирмы «Майлз»

К 1942 году черновое проектирование «Виктори» было завершено, проект даже прошёл этап продувки в аэродинамической трубе. Но к тому времени интерес военных сильно упал. Германия ввязалась в долгую войну на востоке, а значит, бомбить СССР больше не было смысла, да и до возможного вторжения на Остров у немцев руки дошли бы нескоро. Кроме того, военные считали сейсмические бомбы баловством и настаивали на разработке бомбардировщика под обычные бомбы.

Осенью 1942 года работы над «Виктори» прекратили, но военные ещё не потеряли интерес к огромным бомбардировщикам. Вместо старого проекта запустили новый, уже на конкурсной основе. Известен он под двумя названиями — «75-тонный бомбардировщик», поскольку именно такой вес хотели военные, или «100-тонный бомбардировщик», ибо большинство проектов вышли именно такими.

75-тонный бомбардировщик от Хэндли Пейдж
75-тонный бомбардировщик от «Хэндли Пейдж»

Основные изменения коснулись требуемой высоты полёта; девять с половиной километров «Виктори» к тому времени уже устарели, и военные рассчитывали получить минимум десять с половиной. Возросло и требование по полезной нагрузке до 20-25 тонн максимально. Неизменными остались скорость в 600 километров в час на трёх километрах и дальность в четыре тысячи километров с полной нагрузкой или шесть тысяч — с половинной. Основным театром для применения подобного самолёта рассматривали Тихий океан, ведь против Германии в принципе хватало и существующих бомбардировщиков. Плюс новая машина должна была стать основой бомбардировочного парка Британии после войны.

Стотонный бомбардировщик от Виккерс, схема А
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема А
Стотонный бомбардировщик от Виккерс, схема В. Обращает на себя внимание обилие оборонительного вооружения
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема В. Обращает на себя внимание обилие оборонительного вооружения

Подобный проект, суливший отличную прибыль, привлёк почти всех крупных авиастроителей Англии. Были представлены как вполне обычные самолёты, так и совсем «поехавшие». Предлагали и бесхвостки, и бомбардировщики, выполненные по схеме «утка», летающие крылья, продольные бипланы и машины с толкающими винтами.

Из всех конкурсантов к 1943 году постепенно вперёд вырвались фирмы «Виккерс» и «Бристоль». Первые изначально разработали пять вариантов компоновки. Вариант А представлял собой обычный бомбардировщик знакомого английского стиля «летающий сундук», только огромных размеров. Вариант В напоминал А, но имел толкающие винты. Варианты С и D были выполнены по схеме «утка» и также различались толкающими и тянущими винтами. Наконец, Е был типичным самолётом-бесхвосткой. Из всех этих вариантов для финальных работ выбрали схему С, как наиболее соответствующую требованиям военных.

Стотонный бомбардировщик от Виккерс, схема С
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема С
Стотонный бомбардировщик от Виккерс, схема Е
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема Е

Проект «Бристоль» был выполнен по обычной схеме, но с использованием толкающих винтов. Он во многом походил на схожие проекты США и Германии. Неудивительно, что именно к нему склонялись английские военные. Но, пока инженеры проектировали бомбардировщики, ситуация сильно изменилась. К лету 1943 года стало ясно, что создание подобных гигантов затянется надолго, и смысла в этой работе нет. Вместо этого усилия было решено сосредоточить на выпуске уже освоенного «Авро Ланкастер» и нового «Авро Линкольн».

Стотонный бомбардировщик от Бристоль
Стотонный бомбардировщик от «Бристоль»

Атомный поворот

Казалось, история гигантских бомбардировщиков на этом закончится, но в 1944 году в дело вмешался новый фактор — атомная бомба.

Изначально англичане самостоятельно работали над атомным проектом, но летом 1942 года британскую и американскую программу объединили, а в 1943-м полностью перенесли в США. Американцы не собирались делиться с союзниками даже теоретическими результатами этой программы, рассчитывая по итогам войны остаться единственной державой с атомным оружием. Но в Британии про это не знали и с 1944 вполне рассчитывали, что заокеанские друзья будут готовы передать атомные заряды англичанам, или хотя бы продать. Но под них требовался и новый бомбардировщик.

Виккерс в инициативном порядке продолжили работу над своим стотонным проектом. Увеличилось количество оборонительного вооружения, немного изменилась конструкция планера
«Виккерс» в инициативном порядке продолжили работу над своим стотонным проектом. Увеличилось количество оборонительного вооружения, немного изменилась конструкция планера

Как показали расчёты, в «Авро Ланкастер» атомная бомба лезла, но со скрипом, выпирая из бомбоотсека. Главная проблема заключалась в том, что её никак не получалось сбросить с безопасной высоты — на это влияли и перегруз, и плохая аэродинамика. Кроме того, англичане не хотели использовать атомную бомбу на парашюте из-за опасений, что её, медленно спускающуюся, просто собьют зенитчики. В итоге получалось, что взрыв бомбы уничтожит и сам бомбардировщик.

Тогда все вспомнили о проектах высотных дальних машин. Там и бомба влезала без особых проблем, и вопросов с высотой и дальностью не было.

Проект высотного стратегического бомбардировщика Виккерс, датируемый концом 1944 года. Один из возможных носителей английско-американского ядерного оружия
Проект высотного стратегического бомбардировщика «Виккерс», датируемый концом 1944 года. Один из возможных носителей английско-американского ядерного оружия

Целью будущих атомных бомбардировок рассматривали Японию и снова СССР. В 1944 году англичане прекрасно понимали неизбежность послевоенной конфронтации и начали готовиться к ней заранее. Разрабатываемый бомбардировщик должен был с аэродромов Франции или Англии долететь до Москвы или другого крупного советского города на территории Европы и сбросить ядерный сюрприз. Но продлились эти работы недолго. Даже по самым оптимистичным прогнозам новый бомбардировщик полетел бы только в 1948 году, а это было слишком поздно. Британцы попробовали купить лицензию на выпуск В-29, но и в этом им отказали.

К тому времени всем стало ясно, что время поршневых самолётов прошло. С весны 1945 года англичане постепенно начали изучать вопрос создания реактивного стратегического бомбардировщика. Позже эти работы вылились в знаменитую триаду V-бомберов. А результаты работы над поршневыми машинами затем использовались в проекте межконтинентального пассажирского самолёта «Бристоль Брабазон».

Бристоль Брабазон — наследник проектов английских гигантских бомбардировщиков времён Второй мировой войны
«Бристоль Брабазон» — наследник проектов английских гигантских бомбардировщиков времён Второй мировой войны

История попыток англичан создать высотный и сверхдальний бомбардировщик практически иллюстрирует всю судьбу империи в ходе Второй мировой войны. Если в самом начале Британия уверенно лидировала по многим параметрам, то уже к концу она лишь пыталась догнать США.

А вскоре её обошёл и СССР.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS