Сверххищник небес: каково это — управлять истребителем-бомбардировщиком F-35

Управлять самым мощным, техничным и эффективным самолётом в мире с помощью двух айпадов? Почему бы и нет! Мы предлагаем вашему вниманию перевод интервью американского пилота F-35, майора Джастина «Хасарда» Ли, которое он дал изданию «Популярная механика».

/
7.9K
11
15
265
Фото: Popular Mechanics

Управлять самым мощным, техничным и эффективным самолётом в мире с помощью двух айпадов? Почему бы и нет! Мы предлагаем вашему вниманию перевод интервью американского пилота F-35, майора Джастина «Хасарда» Ли, которое он дал изданию «Популярная механика».

WARHEAD.SU продолжает серию интервью с современными военными специалистами.

Яблоко раздора

Американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning II стал яблоком раздора для всего мира. Одни считают его самым совершенным и незаметным самолётом на свете, другие указывают на многочисленные недоработки, раздутый бюджет и уверяют, что он больше «фикция», чем «функция». Как обстоят дела на самом деле, мы узнаем лишь в будущем, а пока расскажем вам, каково же это — пилотировать F-35.

Чтобы ответить на этот вопрос, журнал Popular Mechanics («Популярная механика») расспросил пилота американских ВВС и ведущего подкаста «The Professionals Playbook» майора Джастина «Хасарда» Ли.

Путь к F-35

«Первый раз я увидел F-35 в 2015 году на авиабазе Неллис в штате Невада, — вспоминает Ли. — Они были новыми и выглядели зализанными, хотя и крепко сбитыми. Откинутые назад колпаки остекления кабины делали их похожими на шлем Дарта Вейдера. Посмотрев в кабину, я увидел на панели приборов то, что выглядело как здоровый айпад… память об F-35 определённо запечатлелась в моей голове».

(Источник фото)

Тогда Ли мельком увидел своё будущее, но прошло ещё некоторое время, прежде чем он смог попасть в кабину истребителя пятого поколения. «Я летал на F-16 в течение семи лет, прежде чем у меня появилась возможность перейти на другой самолёт, — продолжает Ли. — F-35 были номером один в моем списке из примерно 20 различных вариантов»_.

Ли накопил почти 400 часов боевого налёта на F-16 «Файтинг Фэлкон» до того, как перешёл на F-35. Однако сегодня у начинающих пилотов гораздо более прямой маршрут. В прошлом году закончили первый год обучения те пилоты ВВС США, кого сообщество лётчиков-истребителей называет «младенцами пятого поколения». Эти начинающие лётчики уже родились в мире F-35 с его продвинутыми системами. «Им не пришлось терпеть некоторые разочарования — такие как старые РЛС с механическим сканированием, стоящие на истребителях четвёртого поколения», — говорит Ли.

Лучшие из лучших

Джастин Ли (источник фото)

Тем не менее, если вы хотите стать пилотом F-35, шансы не в вашу пользу. «Я помню свой первый день, когда командир базы выступил с речью, а затем спросил, сколько из нас хотят стать лётчиками-истребителями, — говорит Ли. — Все тридцать подняли руки, на что он ответил „удачи!“ и вышел из комнаты».

Ли продолжал летать на T-6 «Тексан» (лёгком винтовом учебном самолёте) в течение шести месяцев, пока из тридцати человек не отобрали семь претендентов для подготовки на лётчиков-истребителей. В течение ещё шести месяцев эти семь пилотов-новичков тренировались на реактивных сверхзвуковых учебно-тренировочных самолётах «Нортроп» T-38 «Тэлон».

После года полётов только четверо из тридцати желающих получили право стать лётчиками-истребителями.

Несмотря на скачок поколений в технологиях от F-16 до F-35, Ли сказал, что пересадка в новую кабину оказалась не столь волнующей, как он ожидал. «Кнопки и программное обеспечение F-35 были в значительной степени унаследованы от F-16, — говорит он. — Да, тут больше кнопок, и у каждой из них больше функций, но в целом каждая из них делает нечто похожее на то, что она делала в F-16».

Джастин Ли в кабине своего истребителя (источник фото)

Первый полёт на самолёте стоимостью в сто миллионов долларов, напичканном секретными технологиями, заставил вспотеть даже опытного лётчика-истребителя. «Не существует двухместных учебных версий F-35. В первый раз, когда вы взлетаете, вы можете надеяться только на себя», — говорит Ли.

«Как только оторвёшься от земли, единственный человек, который сможет вернуть самолёт обратно, это ты сам».

Он продолжает: «Как только вы становитесь опытным пилотом истребителя… мы называем это „привязать самолёт к спине“, потому что вы чувствуете, что вы и самолёт — это одно целое. Мой первый полёт был далёк от такого, и каждое нажатие переключателя занимало несколько секунд. Если подумать об этом, то в воздухе, когда ты пролетаешь милю каждые шесть секунд, секунды ощущаются как минуты на земле».

Упрощай!

В отличие от самолётов предыдущих поколений F-35 предлагает лётчику непревзойдённый уровень максимально упорядоченной и чёткой осведомлённости о ситуации вокруг. Кто-то скажет, что главная особенность F-35 — его низкая радиозаметность, но пилоты выделяют более важное умение машины: объединять данные из нескольких источников в одном месте. Вот что действительно отличает этот самолёт от всех предыдущих.

(Источник фото)

«В F-16 каждый датчик был привязан к отдельному экрану, и часто датчики показывали противоречивую информацию, — говорит Ли. — _F-35 объединяет всю излишнюю информацию в зелёную метку, если виден хороший парень, и красную метку, если виден плохой парень. Это очень удобно для пилотов».

«Вся информация отображается на панорамном дисплее кабины, который представляет собой два гигантских айпада».

Способность F-35 интегрировать всю информацию в простой для понимания форме приносит пользу не только лётчику. Как указывает Ли, эта обобщённая подача улучшает осведомлённость о ситуации в воздухе любого другого самолёта, летящего вместе с F-35.

(Источник фото)

«Усовершенствованные датчики, объединение датчиков и сетевые возможности позволяют нам быть „квотербэком“ (ключевым игроком нападения) в воздухе, — говорит Ли. — Поскольку истребители четвёртого поколения будут присутствовать рядом с нами на поле боя ещё в течение нескольких десятилетий, значительная часть нашей работы заключается в максимизации их потенциала. Мы можем сообщить им, где находится враг, голосом или по сети».

Скачайте обновление

F-35 получает обновления и патчи, как iPhone, — они напрямую влияют на дополнительные возможности и улучшенную производительность самолёта. Ли говорит, что программное обеспечение позволит F-35 измениться ещё сильнее уже в ближайшее время.

Через пять-десять лет F-35 может внешне выглядеть так же, но его характеристики будут практически неузнаваемы.

«Некоторые утверждают, что по определённым показателям самолёты четвёртого поколения сейчас лучше, но они не смотрят в будущее лет хотя бы на десять, — говорит Ли. — В настоящее время этим самолётам уже более 40 лет. Они были прекрасными рабочими лошадками, но частые модернизации не приведут к победе в высокотехнологичном конфликте в 2030-х годах».

F-35 Lightning II (фото: Gonzalo Alonso)

«Постоянные обновления на F-35 означают, что пилоты должны оставаться в курсе этих изменений. Неспособность изучить последние обновления может означать „отставание“ или даже опасность для жизни. Но именно благодаря этому постоянному потоку обновлений, а также технологиям малозаметности, F-35 становится сверххищником, вершиной пищевой цепочки в небе».

«Причина, по которой F-15 и F-16 так долго оставались актуальными, заключается в том, что они были ориентированы на значительное превосходство по сравнению с истребителями третьего поколения, — говорит Ли. — Подумайте, на чём мы летали за 40 лет до них: простые бипланы».

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

45K
38
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

22K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

51K
60
66
862
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

31K
44
56
837
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

27K
60
15
875
Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Восемьдесят лет назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом, — в материале WARHEAD.SU.

24K
43
31
284
Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

«Шарнхорст» не был самой мощной боевой единицей кригсмарине. Но именно ему предстояло стать последним крупным кораблём Германии, погибшим в бою с себе подобными, — другие стали жертвами бомбардировок, газовых резаков и даже ядерных испытаний. Как же выглядело это последнее сражение?

20K
44
11
247
Тамбовское восстание: как крестьяне с большевиками воевали

В августе 1920 года на борьбу за хлеб поднялось практически всё крестьянство губернии. Тамбовские партизаны не были порождением «старого мира»: они исповедовали формулу «советы без большевиков», не жаловали офицеров и даже имели своих комиссаров. И, хоть они и проиграли восстание, — в итоге, пусть и временно, добились своего.

19K
49
56
1.5K
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

18K
3
18
87
Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя

Далеко не каждый подвиг, даже совершённый всем опасностям назло, находит своё признание. Но куда хуже, если это признание потом стирается по политическим мотивам. Именно в такой ситуации оказался один из лучших советских лётчиков-торпедоносцев — Александр Разгонин.

18K
52
34
707
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

16K
5
12
259
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

80K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

72K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

58K
41
77
361
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

51K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

51K
60
66
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
43
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

197K
89
55
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

105K
58
15
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

85K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

80K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

72K
23
11
81