Железо

Сверххищник небес: каково это — управлять истребителем-бомбардировщиком F-35

Управлять самым мощным, техничным и эффективным самолётом в мире с помощью двух айпадов? Почему бы и нет! Мы предлагаем вашему вниманию перевод интервью американского пилота F-35, майора Джастина «Хасарда» Ли, которое он дал изданию «Популярная механика».
/
7.7K
11
15
265
Фото: Popular Mechanics
Управлять самым мощным, техничным и эффективным самолётом в мире с помощью двух айпадов? Почему бы и нет! Мы предлагаем вашему вниманию перевод интервью американского пилота F-35, майора Джастина «Хасарда» Ли, которое он дал изданию «Популярная механика».

WARHEAD.SU продолжает серию интервью с современными военными специалистами.

Яблоко раздора

Американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning II стал яблоком раздора для всего мира. Одни считают его самым совершенным и незаметным самолётом на свете, другие указывают на многочисленные недоработки, раздутый бюджет и уверяют, что он больше «фикция», чем «функция». Как обстоят дела на самом деле, мы узнаем лишь в будущем, а пока расскажем вам, каково же это — пилотировать F-35.

Чтобы ответить на этот вопрос, журнал Popular Mechanics («Популярная механика») расспросил пилота американских ВВС и ведущего подкаста «The Professionals Playbook» майора Джастина «Хасарда» Ли.

Путь к F-35

«Первый раз я увидел F-35 в 2015 году на авиабазе Неллис в штате Невада, — вспоминает Ли. — Они были новыми и выглядели зализанными, хотя и крепко сбитыми. Откинутые назад колпаки остекления кабины делали их похожими на шлем Дарта Вейдера. Посмотрев в кабину, я увидел на панели приборов то, что выглядело как здоровый айпад… память об F-35 определённо запечатлелась в моей голове».

(Источник фото)

Тогда Ли мельком увидел своё будущее, но прошло ещё некоторое время, прежде чем он смог попасть в кабину истребителя пятого поколения. «Я летал на F-16 в течение семи лет, прежде чем у меня появилась возможность перейти на другой самолёт, — продолжает Ли. — F-35 были номером один в моем списке из примерно 20 различных вариантов»_.

Ли накопил почти 400 часов боевого налёта на F-16 «Файтинг Фэлкон» до того, как перешёл на F-35. Однако сегодня у начинающих пилотов гораздо более прямой маршрут. В прошлом году закончили первый год обучения те пилоты ВВС США, кого сообщество лётчиков-истребителей называет «младенцами пятого поколения». Эти начинающие лётчики уже родились в мире F-35 с его продвинутыми системами. «Им не пришлось терпеть некоторые разочарования — такие как старые РЛС с механическим сканированием, стоящие на истребителях четвёртого поколения», — говорит Ли.

Лучшие из лучших

Джастин Ли (источник фото)

Тем не менее, если вы хотите стать пилотом F-35, шансы не в вашу пользу. «Я помню свой первый день, когда командир базы выступил с речью, а затем спросил, сколько из нас хотят стать лётчиками-истребителями, — говорит Ли. — Все тридцать подняли руки, на что он ответил „удачи!“ и вышел из комнаты».

Ли продолжал летать на T-6 «Тексан» (лёгком винтовом учебном самолёте) в течение шести месяцев, пока из тридцати человек не отобрали семь претендентов для подготовки на лётчиков-истребителей. В течение ещё шести месяцев эти семь пилотов-новичков тренировались на реактивных сверхзвуковых учебно-тренировочных самолётах «Нортроп» T-38 «Тэлон».

После года полётов только четверо из тридцати желающих получили право стать лётчиками-истребителями.

Несмотря на скачок поколений в технологиях от F-16 до F-35, Ли сказал, что пересадка в новую кабину оказалась не столь волнующей, как он ожидал. «Кнопки и программное обеспечение F-35 были в значительной степени унаследованы от F-16, — говорит он. — Да, тут больше кнопок, и у каждой из них больше функций, но в целом каждая из них делает нечто похожее на то, что она делала в F-16».

Джастин Ли в кабине своего истребителя (источник фото)

Первый полёт на самолёте стоимостью в сто миллионов долларов, напичканном секретными технологиями, заставил вспотеть даже опытного лётчика-истребителя. «Не существует двухместных учебных версий F-35. В первый раз, когда вы взлетаете, вы можете надеяться только на себя», — говорит Ли.

«Как только оторвёшься от земли, единственный человек, который сможет вернуть самолёт обратно, это ты сам».

Он продолжает: «Как только вы становитесь опытным пилотом истребителя… мы называем это „привязать самолёт к спине“, потому что вы чувствуете, что вы и самолёт — это одно целое. Мой первый полёт был далёк от такого, и каждое нажатие переключателя занимало несколько секунд. Если подумать об этом, то в воздухе, когда ты пролетаешь милю каждые шесть секунд, секунды ощущаются как минуты на земле».

Упрощай!

В отличие от самолётов предыдущих поколений F-35 предлагает лётчику непревзойдённый уровень максимально упорядоченной и чёткой осведомлённости о ситуации вокруг. Кто-то скажет, что главная особенность F-35 — его низкая радиозаметность, но пилоты выделяют более важное умение машины: объединять данные из нескольких источников в одном месте. Вот что действительно отличает этот самолёт от всех предыдущих.

(Источник фото)

«В F-16 каждый датчик был привязан к отдельному экрану, и часто датчики показывали противоречивую информацию, — говорит Ли. — _F-35 объединяет всю излишнюю информацию в зелёную метку, если виден хороший парень, и красную метку, если виден плохой парень. Это очень удобно для пилотов».

«Вся информация отображается на панорамном дисплее кабины, который представляет собой два гигантских айпада».

Способность F-35 интегрировать всю информацию в простой для понимания форме приносит пользу не только лётчику. Как указывает Ли, эта обобщённая подача улучшает осведомлённость о ситуации в воздухе любого другого самолёта, летящего вместе с F-35.

(Источник фото)

«Усовершенствованные датчики, объединение датчиков и сетевые возможности позволяют нам быть „квотербэком“ (ключевым игроком нападения) в воздухе, — говорит Ли. — Поскольку истребители четвёртого поколения будут присутствовать рядом с нами на поле боя ещё в течение нескольких десятилетий, значительная часть нашей работы заключается в максимизации их потенциала. Мы можем сообщить им, где находится враг, голосом или по сети».

Скачайте обновление

F-35 получает обновления и патчи, как iPhone, — они напрямую влияют на дополнительные возможности и улучшенную производительность самолёта. Ли говорит, что программное обеспечение позволит F-35 измениться ещё сильнее уже в ближайшее время.

Через пять-десять лет F-35 может внешне выглядеть так же, но его характеристики будут практически неузнаваемы.

«Некоторые утверждают, что по определённым показателям самолёты четвёртого поколения сейчас лучше, но они не смотрят в будущее лет хотя бы на десять, — говорит Ли. — В настоящее время этим самолётам уже более 40 лет. Они были прекрасными рабочими лошадками, но частые модернизации не приведут к победе в высокотехнологичном конфликте в 2030-х годах».

F-35 Lightning II (фото: Gonzalo Alonso)

«Постоянные обновления на F-35 означают, что пилоты должны оставаться в курсе этих изменений. Неспособность изучить последние обновления может означать „отставание“ или даже опасность для жизни. Но именно благодаря этому постоянному потоку обновлений, а также технологиям малозаметности, F-35 становится сверххищником, вершиной пищевой цепочки в небе».

«Причина, по которой F-15 и F-16 так долго оставались актуальными, заключается в том, что они были ориентированы на значительное превосходство по сравнению с истребителями третьего поколения, — говорит Ли. — Подумайте, на чём мы летали за 40 лет до них: простые бипланы».

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
15K
19
2
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
41K
36
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

20K
20
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
31K
32
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
30K
18
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
12K
19
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду
Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.
9.9K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!
В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.
11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант
На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.
9.5K
13
0
0
Грюнвальд: катастрофа Тевтонского ордена

О Грюнвальдской битве знают, кажется, все. Её воспел Генрик Сенкевич в своём романе «Крестоносцы», по мотивам которого Александр Форд снял одноимённый пеплум. И всё же есть в этой истории моменты, оставшиеся вне поля зрения выдающихся мастеров. Об этом — реальном Грюнвальде — в материале WARHEAD.SU.

25K
39
56
735
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

25K
32
37
588
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
56
10
808
Диснеевский дизельпанк: авиация в сериале «Чудеса на виражах»

Не так давно были времена, когда корпорация «Дисней» славилась не бесконечной «жвачкой» про супергероев, ужасными ремейками и разрушенной вселенной «Звёздных войн». Тогда авторы не боялись рисковать и показывать на экранах необычные сюжеты и неожиданные сеттинги — например, настоящий дизельпанк.

20K
51
24
1.2K
На острове Итуруп нашли сеть подземных ходов

На курильском острове Итуруп поисковая экспедиция нашла сеть подземных тоннелей. По всей вероятности, они были вырыты японцами в годы Второй мировой войны. В настоящий момент идёт изучение этих ходов.

20K
12
2
553
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

19K
39
90
442
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
39
39
877
«Сломанная стрела»: 5 американцев, вызвавших огонь на себя

«Американцы — трусы! Они не способны на такое!» — гласит распространённый миф. Мол, США воюют только с полным превосходством над противником. А также с кока-колой, кондиционером и туалетной бумагой. Они не способны на самопожертвование! Нет среди «империалистических агрессоров» ни Прохоренко, ни Матросовых, ни Гастелло! Но это не так.

18K
56
13
930
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

18K
41
15
450
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
176K
83
44
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

70K
37
28
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
51K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

45K
40
53
591
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
176K
83
44
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

97K
56
11
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
79K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
77K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

70K
37
28
467
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

70K
27
17
346
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679