«Мы променяли космос на айфоны»: кто и когда это сделал

В интернете любят фразу «мы променяли космос на айфоны». Редакция WARHEAD.SU решила узнать, откуда взялась эта фраза, в самом ли деле состоялся обмен и можно ли вернуть космос, сдав айфон обратно в магазин.

Фразу про айфон и космос произносит обычно оппонент с чувством лёгкой грусти по утерянному космическому могуществу, словно возвышаясь над мелочными людишками, банальным обществом потребления. И сразу становится понятно — перед тобой человек глубокий, понимающий. И вообще, будь его воля, земляне давно уже достраивали бы сферу Дайсона, а космические корабли с экипажами прогрессоров совершали бы первые посадки на пыльных тропинках далёких планет.

Слово не воробей

«Проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», — сказал В. И. Ленин. Вот и цитату про айфоны обычно приписывают то Лему, то Азимову, не очень задумываясь, что айфон, появившийся в 2007 году, эти великие фантасты увидеть никак не могли.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Если начать копать, то обнаружится, что на самом деле авторство цитаты принадлежит Рэю Брэдбери. Первый и последний раз она появилась в интервью газете «Аргументы и факты» 2010 года и звучит полностью следующим образом:

«…люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

Потребляй!

Так а в чём же не прав девяностолетний фантаст? Ведь действительно с шестидесятых годов прошлого века человечество серьёзно увеличило своё потребление. И жить стало лучше — больше бытовой техники, личных автомобилей, появились мобильные телефоны, персональные компьютеры в каждом доме. И всё это используется для улучшения качества жизни, а то и просто для развлечения.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

С этой точки зрения не придраться. Айфоны действительно можно отнести к прочим странным вещам — костюмам для собак и менеджерам по рекламе. Сюда ещё можно добавить бьюти-блогеров, стримы видеоигр, вейпы и барбершопы.

Вот только ложь в другом. Разве мы это променяли на космос? Разве все эти «глупости» — как (якобы) сказал Брэдбери — не могут существовать параллельно?

Противопоставление убивает напрочь всю фразу. К чему это «или-или». Или сидеть голодными без бытовой техники и развлечений, или развлекаться, забыв о космосе? Третьего, судя по категоричности фразы, не дано. В этом и есть главная ловушка.

Рост технологий

Взаимопроникновение в науке и технологиях, перевод новейших военных разработок на мирные рельсы, как и обратные процессы — это норма нашей современной жизни. И насколько я не люблю списки «космос дал человечеству эти технологии», но не могу не сказать — не будь космонавтики, не будь космических «гонок» прошлого века, вряд ли бы инженерная мысль доросла до современных средств коммуникации.

Равно как и современная космонавтика подпитывается далеко не только мечтами о прекрасном. Деньги в её развитие, пусть и косвенно, вливают пользователи GPS, любители спутниковых каналов — да в принципе, все мы. Покупая новые телефоны, оснащённые этими технологиями, мы в какой-то мере помогаем изучению космоса.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Более того, современная космонавтика не испытывает серьёзных потребностей в мечтателях, жаждущих высадиться на Марсе. А вот часть технологий только недавно дошла до нужного уровня. Спутники становятся всё меньших размеров, они всё менее требовательны к энергии.

Ещё недавно предложение вывести на орбиту несколько сотен спутников для покрытия нашей планеты доступом к сети Интернет по всему земному шару могло вызвать только усмешку: спутники дико дорогие, очень тяжёлые, живут недолго — можно разориться на выводе и обновлении группировки. В настоящее же время такие проекты реализуются, при этом сразу несколькими компаниями. Космонавтика просто «доросла» до этого — ещё двадцать лет назад подобное было научной фантастикой.

По закону космической эволюции

Собственно, современная космонавтика так и движется — эволюционно, благодаря совершённым внутри или вне отрасли технологическим прорывам, изобретениям и внедрениям новых инженерных идей.

Попытка надавить «сверху» и запустить в космос в разы больше спутников просто привела бы к огромным кучам космического мусора. Количественно решить проблему качества невозможно — и хорошо, что никто не начал пытаться.

Есть специалисты, считающие, что отличной иллюстрацией этого принципа может служить «Сатурн-5». Американская ракета-носитель появилась гораздо раньше, чем должна была, исключительно благодаря политической воле и огромным денежным вливаниям. После выигрыша лунной гонки, когда эта воля немного ослабла, ракета сразу же стала гораздо менее нужной. На тот момент просто не нашлось достаточно миссий, чтобы продолжить производство этой махины.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Сейчас же человечество всё больше пробует себя на орбите. Стали возможны очень сложные миссии в глубоком космосе, вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия люди смогут высадиться на Марс и вернуться на Луну. Параллельно — всё более умными становятся наши смартфоны. И в этой дуальности нет ничего плохого.

Никто не менял космос на айфоны, даже Рэй Брэдбери мог ошибаться.

Выдыхайте и ставьте на телефоны приложение, оповещающее о ближайших стартах ракет. И космос станет ещё немножечко ближе.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.