«Мы променяли космос на айфоны»: кто и когда это сделал

В интернете любят фразу «мы променяли космос на айфоны». Редакция WARHEAD.SU решила узнать, откуда взялась эта фраза, в самом ли деле состоялся обмен и можно ли вернуть космос, сдав айфон обратно в магазин.

Фразу про айфон и космос произносит обычно оппонент с чувством лёгкой грусти по утерянному космическому могуществу, словно возвышаясь над мелочными людишками, банальным обществом потребления. И сразу становится понятно — перед тобой человек глубокий, понимающий. И вообще, будь его воля, земляне давно уже достраивали бы сферу Дайсона, а космические корабли с экипажами прогрессоров совершали бы первые посадки на пыльных тропинках далёких планет.

Слово не воробей

«Проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», — сказал В. И. Ленин. Вот и цитату про айфоны обычно приписывают то Лему, то Азимову, не очень задумываясь, что айфон, появившийся в 2007 году, эти великие фантасты увидеть никак не могли.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Если начать копать, то обнаружится, что на самом деле авторство цитаты принадлежит Рэю Брэдбери. Первый и последний раз она появилась в интервью газете «Аргументы и факты» 2010 года и звучит полностью следующим образом:

«…люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

Потребляй!

Так а в чём же не прав девяностолетний фантаст? Ведь действительно с шестидесятых годов прошлого века человечество серьёзно увеличило своё потребление. И жить стало лучше — больше бытовой техники, личных автомобилей, появились мобильные телефоны, персональные компьютеры в каждом доме. И всё это используется для улучшения качества жизни, а то и просто для развлечения.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

С этой точки зрения не придраться. Айфоны действительно можно отнести к прочим странным вещам — костюмам для собак и менеджерам по рекламе. Сюда ещё можно добавить бьюти-блогеров, стримы видеоигр, вейпы и барбершопы.

Вот только ложь в другом. Разве мы это променяли на космос? Разве все эти «глупости» — как (якобы) сказал Брэдбери — не могут существовать параллельно?

Противопоставление убивает напрочь всю фразу. К чему это «или-или». Или сидеть голодными без бытовой техники и развлечений, или развлекаться, забыв о космосе? Третьего, судя по категоричности фразы, не дано. В этом и есть главная ловушка.

Рост технологий

Взаимопроникновение в науке и технологиях, перевод новейших военных разработок на мирные рельсы, как и обратные процессы — это норма нашей современной жизни. И насколько я не люблю списки «космос дал человечеству эти технологии», но не могу не сказать — не будь космонавтики, не будь космических «гонок» прошлого века, вряд ли бы инженерная мысль доросла до современных средств коммуникации.

Равно как и современная космонавтика подпитывается далеко не только мечтами о прекрасном. Деньги в её развитие, пусть и косвенно, вливают пользователи GPS, любители спутниковых каналов — да в принципе, все мы. Покупая новые телефоны, оснащённые этими технологиями, мы в какой-то мере помогаем изучению космоса.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Более того, современная космонавтика не испытывает серьёзных потребностей в мечтателях, жаждущих высадиться на Марсе. А вот часть технологий только недавно дошла до нужного уровня. Спутники становятся всё меньших размеров, они всё менее требовательны к энергии.

Ещё недавно предложение вывести на орбиту несколько сотен спутников для покрытия нашей планеты доступом к сети Интернет по всему земному шару могло вызвать только усмешку: спутники дико дорогие, очень тяжёлые, живут недолго — можно разориться на выводе и обновлении группировки. В настоящее же время такие проекты реализуются, при этом сразу несколькими компаниями. Космонавтика просто «доросла» до этого — ещё двадцать лет назад подобное было научной фантастикой.

По закону космической эволюции

Собственно, современная космонавтика так и движется — эволюционно, благодаря совершённым внутри или вне отрасли технологическим прорывам, изобретениям и внедрениям новых инженерных идей.

Попытка надавить «сверху» и запустить в космос в разы больше спутников просто привела бы к огромным кучам космического мусора. Количественно решить проблему качества невозможно — и хорошо, что никто не начал пытаться.

Есть специалисты, считающие, что отличной иллюстрацией этого принципа может служить «Сатурн-5». Американская ракета-носитель появилась гораздо раньше, чем должна была, исключительно благодаря политической воле и огромным денежным вливаниям. После выигрыша лунной гонки, когда эта воля немного ослабла, ракета сразу же стала гораздо менее нужной. На тот момент просто не нашлось достаточно миссий, чтобы продолжить производство этой махины.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Сейчас же человечество всё больше пробует себя на орбите. Стали возможны очень сложные миссии в глубоком космосе, вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия люди смогут высадиться на Марс и вернуться на Луну. Параллельно — всё более умными становятся наши смартфоны. И в этой дуальности нет ничего плохого.

Никто не менял космос на айфоны, даже Рэй Брэдбери мог ошибаться.

Выдыхайте и ставьте на телефоны приложение, оповещающее о ближайших стартах ракет. И космос станет ещё немножечко ближе.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

Реактивные снаряды родом из СССР: не идеально, но перспективно

Как появились реактивные снаряды — РС-82? Мы проследили историю создания и испытаний.

Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

Пиксельный музей. Hokum.

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

Эффект Кумулятивного Действия: «Тиссо»

Все знают про «Юнион карбайд», многие знают про «Маяк», некоторые слышали про «Монсанто», но вот кто из вас слышал про «Тиссо»? Эта «тихая» техногенка не особо сейчас известна, а зря. История очень поучительная.

Монтана: Самый невезучий штат США

В Америке есть такая традиция: называть корабли в честь штатов. В XVIII-XIX веках особой системы не было, но потом имена штатов стали давать самым пафосным кораблям. Поначалу это были эскадренные броненосцы, после — линкоры, а сейчас — атомные подводные лодки...

Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой — эффективный менеджмент.

О чем песня. Ария — 1100

Статья о смысле и содержании песни «1100» группы Ария. О том, что эта цифра не просто фигура речи, а непосредственно связана с техническими характеристиками Пе-2. И написан текст на основе реального применения Пе-2.

Нешкольные заблуждения о Бородинском сражении. Часть первая

За последние тридцать лет отечественной исторической наукой в области изучения Отечественной войны 1812 года и участия России в наполеоновских войнах сделано немало открытий. Часть из них существенно меняет сложившиеся представления о Бородинском сражении. В данной статье рассмотрены типичные заблуждения, связанные с этим событием.__

Как потомки царицы Савской уготовили Египту судьбу Сирии

В июле этого года Эфиопия ввела в строй крупнейшую гидроэлектростанцию в Африке. Давайте поговорим, что это значит для самого взрывоопасного региона современности.

Гибель «Медузы»

В 1816 году Франция вернула свои колонии в Сенегале, оккупированные Великобританией во время Наполеоновских войн. Чтобы восстановить свои права, Франция отправляет туда эскадру, возглавляемую фрегатом «Медуза»...

Эффект кумулятивного действия: Лондонский смог 1952г

Даже в наше экопросвещённое время смог не даёт спать по ночам бедняжке Грете, а уж во времена, о которых пойдёт рассказ он реально представлял из себя практически оружие массового поражения.