«Мы променяли космос на айфоны»: кто и когда это сделал

В интернете любят фразу «мы променяли космос на айфоны». Редакция WARHEAD.SU решила узнать, откуда взялась эта фраза, в самом ли деле состоялся обмен и можно ли вернуть космос, сдав айфон обратно в магазин.

Фразу про айфон и космос произносит обычно оппонент с чувством лёгкой грусти по утерянному космическому могуществу, словно возвышаясь над мелочными людишками, банальным обществом потребления. И сразу становится понятно — перед тобой человек глубокий, понимающий. И вообще, будь его воля, земляне давно уже достраивали бы сферу Дайсона, а космические корабли с экипажами прогрессоров совершали бы первые посадки на пыльных тропинках далёких планет.

Слово не воробей

«Проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», — сказал В. И. Ленин. Вот и цитату про айфоны обычно приписывают то Лему, то Азимову, не очень задумываясь, что айфон, появившийся в 2007 году, эти великие фантасты увидеть никак не могли.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Если начать копать, то обнаружится, что на самом деле авторство цитаты принадлежит Рэю Брэдбери. Первый и последний раз она появилась в интервью газете «Аргументы и факты» 2010 года и звучит полностью следующим образом:

«…люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

Потребляй!

Так а в чём же не прав девяностолетний фантаст? Ведь действительно с шестидесятых годов прошлого века человечество серьёзно увеличило своё потребление. И жить стало лучше — больше бытовой техники, личных автомобилей, появились мобильные телефоны, персональные компьютеры в каждом доме. И всё это используется для улучшения качества жизни, а то и просто для развлечения.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

С этой точки зрения не придраться. Айфоны действительно можно отнести к прочим странным вещам — костюмам для собак и менеджерам по рекламе. Сюда ещё можно добавить бьюти-блогеров, стримы видеоигр, вейпы и барбершопы.

Вот только ложь в другом. Разве мы это променяли на космос? Разве все эти «глупости» — как (якобы) сказал Брэдбери — не могут существовать параллельно?

Противопоставление убивает напрочь всю фразу. К чему это «или-или». Или сидеть голодными без бытовой техники и развлечений, или развлекаться, забыв о космосе? Третьего, судя по категоричности фразы, не дано. В этом и есть главная ловушка.

Рост технологий

Взаимопроникновение в науке и технологиях, перевод новейших военных разработок на мирные рельсы, как и обратные процессы — это норма нашей современной жизни. И насколько я не люблю списки «космос дал человечеству эти технологии», но не могу не сказать — не будь космонавтики, не будь космических «гонок» прошлого века, вряд ли бы инженерная мысль доросла до современных средств коммуникации.

Равно как и современная космонавтика подпитывается далеко не только мечтами о прекрасном. Деньги в её развитие, пусть и косвенно, вливают пользователи GPS, любители спутниковых каналов — да в принципе, все мы. Покупая новые телефоны, оснащённые этими технологиями, мы в какой-то мере помогаем изучению космоса.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Более того, современная космонавтика не испытывает серьёзных потребностей в мечтателях, жаждущих высадиться на Марсе. А вот часть технологий только недавно дошла до нужного уровня. Спутники становятся всё меньших размеров, они всё менее требовательны к энергии.

Ещё недавно предложение вывести на орбиту несколько сотен спутников для покрытия нашей планеты доступом к сети Интернет по всему земному шару могло вызвать только усмешку: спутники дико дорогие, очень тяжёлые, живут недолго — можно разориться на выводе и обновлении группировки. В настоящее же время такие проекты реализуются, при этом сразу несколькими компаниями. Космонавтика просто «доросла» до этого — ещё двадцать лет назад подобное было научной фантастикой.

По закону космической эволюции

Собственно, современная космонавтика так и движется — эволюционно, благодаря совершённым внутри или вне отрасли технологическим прорывам, изобретениям и внедрениям новых инженерных идей.

Попытка надавить «сверху» и запустить в космос в разы больше спутников просто привела бы к огромным кучам космического мусора. Количественно решить проблему качества невозможно — и хорошо, что никто не начал пытаться.

Есть специалисты, считающие, что отличной иллюстрацией этого принципа может служить «Сатурн-5». Американская ракета-носитель появилась гораздо раньше, чем должна была, исключительно благодаря политической воле и огромным денежным вливаниям. После выигрыша лунной гонки, когда эта воля немного ослабла, ракета сразу же стала гораздо менее нужной. На тот момент просто не нашлось достаточно миссий, чтобы продолжить производство этой махины.

Мы променяли космос на айфоны: кто и когда это сделал

Сейчас же человечество всё больше пробует себя на орбите. Стали возможны очень сложные миссии в глубоком космосе, вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия люди смогут высадиться на Марс и вернуться на Луну. Параллельно — всё более умными становятся наши смартфоны. И в этой дуальности нет ничего плохого.

Никто не менял космос на айфоны, даже Рэй Брэдбери мог ошибаться.

Выдыхайте и ставьте на телефоны приложение, оповещающее о ближайших стартах ракет. И космос станет ещё немножечко ближе.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов