itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Правда ли? «Ночной ястреб» F-117 возвращается в строй (нет)

В конце февраля — начале марта 2019 года сначала на Западе, а потом уже и в Рунете появилась невероятная новость: тактический ударный самолёт F-117 возвращается! Мы решили разобраться в слухах и конспирологических историях и выяснить — правда ли, что знаменитый «Ночной ястреб» снова в деле?

/
5.8K
14
1
24
Фото: Dan Stijovich

В конце февраля — начале марта 2019 года сначала на Западе, а потом уже и в Рунете появилась невероятная новость: тактический ударный самолёт F-117 возвращается! Мы решили разобраться в слухах и конспирологических историях и выяснить — правда ли, что знаменитый «Ночной ястреб» снова в деле?

Как Ястреб ушёл в отставку

Началось всё с удачи споттеров (людей, чьё хобби — следить за самолётами и делать их фотографии) около базы Тонопа (Tonopah Test Range) в штате Невада. Им удалось сделать серию великолепных снимков F-117 в полёте и даже заснять неплохое видео. Это далеко не первая встреча с «Ястребом» в том регионе — в небе его наблюдают уже давно, в этом месте он фактически родился и взрослел.

Случай не вызвал бы такой интерес, если бы не одна мелочь: с 2008 года F-117 сняли с вооружения ВВС США и «ястребы» прекратили полёты.

Один из снимков февраля 2019 года. Пилот заметил фотографа. Многие считают это доказательством того, что фотосессию заранее согласовали
Один из снимков февраля 2019 года. Пилот заметил фотографа. Многие считают это доказательством того, что «фотосессию» заранее согласовали (фото: Dan Stijovich)

По старым планам первый серийный «стелс» должен был прослужить как минимум до 2018 года, а возможно, и дольше. Военных машина устраивала в качестве малозаметного самолёта для выполнения тактических ударных задач (когда F-22 и будущего F-35 уже не хватает, а вызывать В-2 ещё рано). Но к середине нулевых годов вскрылось несколько неприятных моментов. Флот F-117 стремительно устаревал и изнашивался. К концу десятилетия более двух третей машин требовали бы совсем не дешёвого капитального ремонта. Да и само содержание стелс-самолётов съедало очень много денег, а политики всё резали и резали бюджеты. В итоге пришлось выбирать — или новые самолёты, или «ночные ястребы».

Выбор был однозначным.

Фактически программа F-22 погубила дальнейшую карьеру F-117
Фактически программа F-22 погубила дальнейшую карьеру F-117

Правда, совсем отказываться от F-117 не собирались. На базе Тонопа решили соорудить специальные герметичные ангары для хранения списанных невидимок. В нужный момент хранилища бы вскрыли, и самолёты снова встали бы на защиту Америки и демократии.

Предполагалось, что «законсервированные» F-117 протянут вплоть до середины 21 века. Весной 2008 года последние машины церемониально перелетели на Тонопу — казалось, история «Ястреба» подошла к концу.

Ангар консервации на авиабазе Тонопа
Ангар консервации на авиабазе Тонопа

Отдельное внимание стоит уделить самой авиабазе. Авиабаза Tonopah Test Range, также известная как Зона 10, не особо популярна у обывателей и конспирологов. Но вот для людей «в теме» она интересна не менее пресловутой Зоны 51, которая расположена всего в ста километрах южнее. С середины 70-х годов там базировались трофейные советские самолёты и зенитные комплексы, а с 1982 года нашла пристанище знаменитая тактическая группа 4450, которая первой начала осваивать принятые на вооружение F-117. В дальнейшем авиабазу часто использовали для испытаний различных   «чёрных» проектов вроде RQ-170. Всё это привлекает споттеров в регион, даже несмотря на строгий контроль со стороны военных.

Размещение элементов ЗРК С-300 на Тонопа Тест Рэндж
Размещение элементов ЗРК С-300 на Тонопа Тест Рэндж

История продолжается

Фотографии летающих над Невадой F-117 появились уже в 2009 году. Изначально считалось, что пару машин поддерживают в строю, чтобы сохранить несколько пилотов-инструкторов, которые смогут обучить новичков, если запасы «ястребов» расконсервируют. Но F-117 попадались на фото всё чаще и чаще, и это начало вызывать подозрения и плодить конспирологические теории. Именно тогда возникли первые слухи, будто на самом деле история этой машины ещё не закончилась.

Одна из записей полётов F-117 над Невадой в 2010 году

Пик интенсивности полётов F-117, по заявлениям наблюдателей, пришёлся на 2013–2014 годы. После частота их обнаружения стала потихоньку падать, а в сеть всё чаще стали проникать фото с утилизации «ястребов». В 2016 году на слушаниях в Конгрессе объявили, что программа консервации F-117 обходится бюджету слишком дорого, при этом она недостаточно эффективна. Судьба машин была окончательно решена: к 2020 году их все должны были либо перевезти на открытую свалку около авиабазы Дэвис-Монтен, либо (что более вероятно из-за секретности) утилизировать и закопать. Это подтверждали и спутниковые фотографии Тонопы, где было отчётливо видно, что часть ангаров для консервации демонтировали.

Кадры утилизации F-117 в 2008 году
Кадры утилизации F-117 в 2008 году

С этого момента судьба F-117 вопросов больше не вызывала, но летом 2018 года их вновь заметили в небе над Невадой. Февральская же «фотосессия» окончательно вернула к жизни все старые домыслы о судьбе «Ястреба».

А была ли командировка?

Неожиданно на первое место среди всех домыслов ворвалась идея, будто F-117 летали «немножко» повоевать в Сирию. Слухи о подобном ходили ещё в 2014 году, когда участившиеся полёты некоторые «эксперты» объясняли именно подготовкой к заграничной командировке. Больше ни единой капли информации об этом не появлялось.

В начале марта 2019 года голландский авиационный журнал «Скрэмбл» (уже пару раз замеченный в «фэйках»), комментируя фотосессию, заявил о достоверных источниках, подтверждающих, что минимум четыре F-117 не просто попали в Сирию, но и активно там повоевали. Один самолёт якобы разбился — или от огня противника, или от технических проблем. И, хотя никаких других подтверждений или хотя бы слухов не было, многие сразу приняли информацию за правдивую.

Особенно хорошо она зашла в Рунете. Кто-то смеялся над американцами, что вместо современных машин им пришлось использовать старенькие F-117. Кто-то объяснял их участием эффективность израильских атак против сирийского ПВО.

Правда ли? Ночной ястреб F-117 возвращается в строй нет

Были также попытки разобраться, зачем такая «командировка» потребовалась американским военным. Важное преимущество «Ястреба» в сравнении с современными стелс-машинами — больший бомбовый отсек и возможность наведения бомб по лазерному лучу. Этот метод хоть и требует подобраться к цели поближе, но помешать ему за счёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы) очень сложно. Якобы именно так пробили «непробиваемый» зонтик над Сирией. Да и потерять в бою старенький F-117 не столь страшно, как новую машину. А тут ещё люди вспомнили о другом слухе: якобы часть «ястребов» не списали, а превратили в беспилотники — может, над Сирией летали именно такие бездушные и незаметные убийцы.

Сброс с F-117 бомбы с лазерным наведением GBU-28
Сброс с F-117 бомбы с лазерным наведением GBU-28 (фото: Edward Snyder)

Однако никаких свидетельств в пользу этой версии нет. Ни «лазерных» бомб, ни самих F-117 в Сирии никто не заметил, даже слухов о них не было. При этом наши Су-57, которые прилетали туда всего на пару дней, не смогли избежать обнаружения. Крайне сомнительна и версия с беспилотниками — будь это правдой, запасы «ястребов» вряд ли бы отправили на распил. Кроме того, есть куда более рациональные причины полётов F-117.

Правда ли? Ночной ястреб F-117 возвращается в строй нет

Куда вероятнее, что задачи F-117 будут выполнять новые ударные беспилотники. Правда, пока довести их до ума не выходит. Это один из немногих аргументов «за» в данной истории.

Сами американские военные на вопросы отвечают уклончиво: «„Ночные ястребы“ используются для испытаний в рамках работ над более совершенными стелс-машинами, в том числе в программе В-21 „Рейдер“». Конечно, к ответам официальных лиц принято относиться с большим недоверием, особенно в США, — ведь явно что-то скрывают. Но почему бы и правда не использовать для испытаний старенькие «ястребы» вместо F-22 и F-35 с их дорогим и ценным ресурсом? Это решение выглядит вполне логичным.

Вместо фотографий из Сирии пока куда чаще встречаются фото с перевозкой F-117 на утилизацию
Вместо фотографий из Сирии пока куда чаще встречаются фото с перевозкой F-117 на утилизацию

Другой вариант использования — для тестирования новых радаров и систем ПВО. В последнее время США совсем утратили стелс-монополию. Самолёты-невидимки появляются не только у союзников, но и у возможных противников. Тут-то списанные машины снова оказываются к месту. Их ещё можно использовать в качестве «агрессоров» для тренировки американских лётчиков и зенитчиков в борьбе с малозаметными целями.

Версия с «командировкой» в Сирию ничем не подтверждается, и при этом она далеко не самая вероятная. Можно ли точно сказать, что всё это лишь слухи? Всё же нет. Но если в ближайшее время не появится хоть какое-то подтверждение, факт, что никакого возвращения F-117 в небе над Сирией не было, будет практически доказан.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0