itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев

Новый выпуск на YouTube-канале «История с Sabaton» посвящён Сацумскому восстанию под предводительством легендарного Сайго Такамори. Апофеозом событий стала трагическая битва при Сирояме, давшая название песне. Рассказ шведов о том, как самураи готовились стоять до последнего, читайте в переводе WARHEAD.SU с комментариями Алексея Костенкова и Николая Колядко.

/ / /
7.6K
13
5
150
Серия:

В предыдущей статье серии читайте о Зимней войне и финском упорстве в борьбе с СССР.

Новый выпуск на YouTube-канале «История с Sabaton» посвящён Сацумскому восстанию под предводительством легендарного Сайго Такамори. Апофеозом событий стала трагическая битва при Сирояме, давшая название песне. Рассказ шведов о том, как самураи готовились стоять до последнего, читайте в переводе WARHEAD.SU с комментариями Алексея Костенкова и Николая Колядко.

В песне Shiroyama группа Sabaton поёт о битве при Сирояме, которая произошла в 1877 году. На поле боя столкнулись силы японского правительства и самураи под предводительством Сайго Такамори. Именно это сражение завершило эпоху самурайской культуры.

Инди: Я — Инди Нейделл.

Йоаким: Я — Йоаким из группы Sabaton, и это «История с Sabaton».

Инди: Битва при Сирояме — ключевая точка японской истории. Самураи, значительно уступая противнику числом, героически сдерживали правительственные войска и даже контратаковали, в последний раз продемонстрировав миру своё мастерство.

Алексей Костенков
Алексей Костенков

Это довольно красивый эпизод, но преувеличивать его значение не стоит. Ключевой точкой стала реставрация Мэйдзи, победа сторонников императора и модернизации Японии в гражданской войне восемью годами ранее. Сацумское восстание, кульминацией которого стало сражение при Сирояме, лишь поставило точку на истории сословия самураев как организованной политической силы.

Йоаким: Наша песня Shiroyama — не только об этой битве, но и о древнем кодексе чести самурая — бусидо.

Инди: Он скоро расскажет вам про песню, а я пока что дам небольшую историческую справку.

«Такова времени сущность, что старые пути должны уходить»

В VII веке Япония провела ряд реформ, сделав большой шаг к феодализму.

Алексей Костенков
Алексей Костенков

Всё же реформа Тайка 645 года установила в Японии не феодализм, а подобие централизованного бюрократического государства по китайскому образцу, с министерствами и провинциальными наместниками. К феодализму дело пришло несколькими веками позже.

Вкратце, если без подробностей, реформы не только затронули социальные классы, но и по-новому распределили землю между дворянами, которые обложили данью население, живущее и работающее на этой земле.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Реформы Тайка объявили всю землю империи государственной собственностью. Лишь по мере деградации центральной власти чиновники и военные провинциальных администраций, особенно участники постоянной пограничной войны с племенами айнов на востоке, стали превращаться в самурайское феодальное сословие.

За сотни лет эти дворяне-феодалы обрели богатство и власть, чего реформы не предусматривали. Император стал по большей части символической фигурой. Могущество феодалов оберегали умелые воины, называвшие себя «буси», — мы обычно именуем их самураями.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Николай Колядко
Николай Колядко

Поскольку воины сами собой на деревьях не растут, то их с самого начала, со времён походов на «северных варваров»–айну, набирали из обычных крестьян. Кто-то из них, конечно, постепенно становился умелым воином, но большинство до этого просто не доживало.

Дворяне содержали собственные личные армии, и раннее Средневековье в Японии прошло под знаком непрерывной борьбы семей и кланов за власть. Новая эра наступила в конце XII века, когда глава клана (Минамото. — Прим. ред.) по имени Ёритомо захватил власть и объявил себя сёгуном. Это существенно увеличило влияние буси, став началом новой касты воинов и вообще рода войск в Японии.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев

Эпоха самураев длилась несколько веков. Вы сами можете почитать про перипетии борьбы сёгунов с местными феодалами-даймё. Самураи были не просто вооружёнными рэкетирами, прессовавшими простой народ. Во всяком случае, не все из них. Обычно самурай посвящал свою жизнь служению некому своду правил. Одним из таких, наряду с «Книгой пяти колец» и «Хагакурэ», был «Кодекс бусидо». Он содержал моральные принципы, которых должен был придерживаться самурай, чтобы завоевать уважение и славу в японском обществе. Помимо владения военным искусством в них входили честность, благородство и верность хозяину.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

«Хагакурэ» — очень поздний текст с множеством преувеличений. Реальные самураи времён феодальных войн крайне бы ему удивились.

Николай Колядко
Николай Колядко

Всё то же самое относится и к «Книге пяти колец» легендарного мастера меча Миямото Мусаси — в той её части, которая повествует о «кодексе бусидо», а не технике кендзюцу, конечно. Точно такие же ностальгические рассуждения о мифических «старых добрых временах».

«Стервятники уж кружат, древней культуре конец»

В XIX веке самурайское сословие продолжало оставаться влиятельным в косном японском обществе и пользовалось привилегиями, данными даймё. Но время шло, новые идеологии и социальные реформы расшатывали сёгунат. В итоге он был уничтожен в ходе Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Движущей силой революции стали самураи, понимавшие масштаб отставания Японии от великих держав и считавшие косность сёгуната угрозой независимости своей страны, — они знали про колониальную систему и печальную судьбу Китая.

Николай Колядко
Николай Колядко

Здесь достаточно вспомнить так называемых «трёх великих героев Реставрации Мэйдзи», считающихся, наряду с самим Мэйдзи, «отцами» современной Японии. Все трое (включая, кстати, и нашего героя Сайго Такамори) были выходцами из небогатых самурайских семей.

Муцухито — император Мэйдзи — планировал модернизировать Японию по западным меркам. Он начал демократические реформы и учредил конституционную монархию.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Роль императора в реставрации-революции не стоит преувеличивать. Движущей силой перемен стали самураи, осознавшие масштаб проблем и необходимость перемен. И скажем прямо, демократией в Японии до самого 1945 года особо не пахло — она была в основном декоративной, «потому что у современных стран так принято».

Николай Колядко
Николай Колядко

Не будем забывать, что на момент провозглашения Реставрации Мэйдзи в 1868 году самому императору было чуть больше 15 лет. Его образование сводилось к умению читать, писать и слагать стихи. Так что о демократиях и конституциях он знал ровно столько же, сколько о квантовой физике.

Это уничтожило феодальный строй и стало угрозой существованию самураев. С упразднением системы каст — хотя «каста», как и «класс», это не вполне точный термин — без работы остались сотни тысяч самураев, по некоторым данным до двух миллионов. Самым страшным для них стало то, что теперь они были низведены до уровня простолюдинов, так как перед законом все были равны. Вся социальная структура полетела кувырком.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

На пике феодальных войн XVI века некогда небольшое и богатое самурайское сословие пополнилось огромным числом «простолюдинов». Военачальникам в эпоху пуль и пик понадобились массовые армии, поскольку традиционные конные лучники перестали быть эффективными на полях сражений. В итоге самурайское сословие стало многочисленным, как польская шляхта, и в большинстве своём столь же бедным. Но при этом они очень гордились своими привилегиями, даже если им приходилось самим пахать поле или тайком заниматься коммерцией. Ну а для модернизации по капиталистическому образцу Японии требовались предприниматели, торговцы и банкиры, а не орава нищих головорезов с сословными правами.

Николай Колядко
Николай Колядко

К тому же самураи не перестали быть привилегированным сословием, так как всех их отнесли как минимум к «сидзоку» — нетитулованному дворянству. «Низведение до простолюдинов» заключалось, прежде всего, в том, что раньше самураи всегда находились на содержании — сначала своего даймё, потом центрального правительства. А теперь их этого содержания лишили…

Япония находилась под усиливающимся давлением западных колониальных держав. Европейские и американские корабли уже прощупывали Дальний Восток на предмет слабых мест. Япония была вынуждена переродиться и открыться для новых технологий и идей, иначе навсегда отстала бы. Мэйдзи спас страну от печальной судьбы континентальных государств Юго-Восточной Азии, которые оказалась колонизированы или поделены на зоны влияния, как Китай. Основным достижением его внешней политики стало укрепление позиций Японии, благодаря которому её не втянули в неравные отношения. Этому помогли и внутренние реформы, которые он проводил.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Николай Колядко
Николай Колядко

В «неравные отношения» Японию благополучно втянули ещё до Реставрации Мэйдзи. Заслуга нового японского руководства заключалась в том, что они смогли избавиться от неравноправных договоров с «великими державами».

Например, новая призывная армия императора полагалась на массированную огневую мощь, а не на личный навык обращения с мечом, и никак не зависела от местных феодалов, подчиняясь исключительно центральному правительству.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Японские войска никогда не полагались на навык обращения с мечом — этот навык был важен при дуэлях и убийствах, как и европейское искусство фехтования на шпагах. Ранние японские армии состояли из отрядов конных лучников, с середины XVI века их сменили массы пехоты с аркебузами и пиками. Ну а европейское огнестрельное оружие от револьверов до винтовок к Сацумскому восстанию освоил почти каждый уважающий себя самурай.

Николай Колядко
Николай Колядко

Не говоря уж о том, что «личный навык обращения с мечом» у самураев XIX века — понятие весьма относительное. Откуда ему было взяться, если к тому моменту уже чуть ли не 300 лет большинство из них поколениями занимались административными делами, а вовсе не маханием мечом.

«В истории сказано, что лишь в пламени старое уйдёт»

Многие главы влиятельных кланов поддержали императора, посчитав это своим традиционным долгом. Одним из таких был Сайго Такамори. Он сыграл большую роль в Реставрации Мэйдзи и поддерживал модернизацию армии, но надеялся, что в провинциях самураи сохранят своё влияние. Этого не произошло. И Сайго оставил пост военного советника и вернулся в родную провинцию Сацума (ныне Кагосима) на южном острове Кюсю.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Консерватизм Такамори не стоит преувеличивать — не зря его даже после Сацумы считают одним из главных вождей революции Мэйдзи. Некоторое время он фактически правил Японией. Сам Такамори носил форму французского образца вместо традиционной одежды и доспехов и руководил ликвидацией феодальной структуры владений даймё и созданием несамурайской регулярной армии. Его разрыв с правительством произошёл из-за отказа императора и других лидеров страны немедленно завоевать Корею, а не из-за несогласия с реформами как таковыми.

Николай Колядко
Николай Колядко

К тому же Сайго Такамори в своей бурной жизни много кем был, но точно не «главой влиятельного клана». Этот выходец из небогатой «городской» самурайской семьи — типичный «селфмейдмен», прошедший путь от рядового бойца до официального представителя своего даймё в столице. Со всеми положенными на таком пути опалами и ссылками. И уже в этом статусе он примкнул к Реставрации Мэйдзи.

Он выступал против новой структуры японского общества, но ничего не имел против императора и его власти. Напротив, он поддерживал дух самурайского бусидо в своих школах и додзё. Отметим, что, вопреки распространённому заблуждению, самураи не чурались новых технологий. Клан Сацума, скажем, был знаменит своей артиллерийской школой.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Вернувшись в Сацуму, Сайго создал частную школу. Вопреки лубочным образам самурайской старины и скреп из «Последнего самурая», он немедленно нанял в качестве преподавателей английских и французских специалистов. Самураи Сацумы учились там не традиционному фехтованию и стрельбе из лука, а современной тактике пехотных подразделений и ведению артиллерийского огня.

Вскоре выяснилось, что верные Сайго императорские чиновники неофициально снабжали его школы оружием и боеприпасами, что вызвало беспокойство при дворе. Началось расследование, по итогам которого Сайго публично обвинили в подготовке мятежа. Это стало оскорблением для учеников Сайго, и некоторые из них ответили нападениями на представителей власти. К 1877 году это переросло в открытую войну между самураями Сацумы и правительственными войсками.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Сайго отнюдь не жаждал стать вождём восстания. Судя по всему, он лишь хотел использовать недовольство самураев, как раз лишённых традиционных выплат рисом, для оказания политического давления на правительство. Чтобы убедить Такамори действовать решительнее, радикалам пришлось поставить его перед фактом захвата оружия из правительственных арсеналов и фальсифицировать попытку убийства со стороны правительства.

Николай Колядко
Николай Колядко

Совершенно верно. Сайго «хлопнул дверью» ещё в 1873 году. А восстание началось лишь после того, как в 1876 году правительство окончательно отменило государственное содержание самураев. Так что шкурные интересы в данном случае были, мягко говоря, не менее значимым фактором, чем поруганные скрепы.

Сайго собрал верных ему учеников и воинов и повёл их навстречу императорской армии, покинув Кагосиму в начале февраля.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Судя по всем сопутствующим действиям, Сайго повёл колонну сацумских самураев на Токио не воевать, а испугать руководство страны, разобраться в истории с покушением, добиться уступок и, вполне вероятно, вернуться к рычагам власти.

Его войско мало походило на романтичные картинки из «Последнего самурая». Одевалась бо́льшая часть войска в традиционную одежду, ибо шить униформу европейского образца японцы сами ещё не умели, не считая построенных с участием европейских специалистов фабрик. Зато Сайго и его офицеры красовались в униформе французского типа с золотыми позументами, лентами и орденами за прошлые победы.

Вместо луков и стрел повстанцы пользовались английскими и русскими винтовками, пехоту поддерживали 28 горных орудий и две полевые пушки. Главной проблемой армии Сацумы были не мечи и стрелы против нарезных пуль и картечи во славу дедовских традиций, а острая нехватка патронов и снарядов.

Николай Колядко
Николай Колядко

Не зря же восстание началось именно с захвата казённых арсеналов в Кагосиме. И что-то мне подсказывает, их там не катаны с вакидзаси интересовали…

Но он совершил стратегическую ошибку, из-за которой восстание оказалось изначально обречено — хотел занять замок Кумамото, один из сильнейших в Японии, находящийся к северу от владений Сайго. Он думал, что замок сдастся без боя, но гарнизон остался верен императору.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Сайго понадобился замок не просто так — он преграждал дорогу из Сацумы к переправе у Симоносэки. При попытке прорваться войско самураев понесло бы тяжёлые потери от огня гарнизона, а затем могло получить удар в тыл в самый неподходящий момент.

Николай Колядко
Николай Колядко

С чего, собственно, и начались боевые действия. Комендант замка генерал-майор Татэки Тани, несмотря на личное письмо Сайго (который вообще-то был полным генералом) отказался пропускать мятежников мимо вверенного ему укрепления.

«Сила Империи бросила вызов пред лицом пятисот самураев»

Сайго осадил замок, несмотря на зиму, и в этот момент прибыли правительственные войска. Силы сторон поначалу были равны — около десяти тысяч человек с каждой. Два месяца продолжались сражения, в основном рукопашные, где от мечей и штыков воины гибли тысячами.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Мечи и штыки использовали в основном атакующие, и совсем не от почтения к традициям. Армия Сайго имела всего по сто патронов на винтовку, а замок Кумамото считался досадной помехой перед вполне вероятными полевыми боями с императорской армией. Поэтому самураи из «отрядов смертников» и лезли на стены с мечами, погибая от залпов защитников замка.

Николай Колядко
Николай Колядко

Силы сторон поначалу были далеко не равными. Гарнизон замка Кумамото вдвое уступал силам Сайго. В нём насчитывалось лишь 3 800 солдат и 600 человек ополчения из числа местных сил правопорядка. Причём существовали серьёзные сомнения в лояльности войск — многие там были как раз из Сацумы.

Но командующий лоялистами генерал Аритомо Ямагата, коллега и старый друг Сайго, мог легко восполнять потери, призывая новых солдат. Самураев, обучавшихся владению оружием с рождения, так просто было не заменить.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Превосходство людей Сайго перед императорской армией было не в обучении владению мечом и луком с рождения, а в интенсивных тренировках по современной пехотной тактике в его частной школе. Кроме того, часть из них воевала вместе с ним против войск сёгуната восемью годами ранее.

Несмотря на превосходные боевые навыки, повстанцы были вынуждены отступить. Они отступали с боем, и арьергард самураев развернул партизанскую борьбу, но вечно отступать было невозможно.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

В полевых боях с подошедшей императорской армией и сказалась катастрофическая нехватка боеприпасов у Сайго. Позже подсчитали, что имперские войска в сутки выпускали около 322 тысяч пуль и тысячи снарядов. До рукопашной дело стало доходить позже — когда правительственные силы столкнулись с перерасходом своих боеприпасов, которые тоже не были бесконечными, — их просто не успевали подвозить.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Николай Колядко
Николай Колядко

Ситуация осложнилась ещё и тем, что 8 марта 1877 года высадившиеся с моря правительственные войска захватили город Кагосима с его арсеналами. Мятежники лишились единственной базы снабжения не только боеприпасами, но и просто едой.

В сентябре вернуться в Сацуму, прорвавшись через ряды императорской армии, смог только сам Сайго и 400 самураев. Они расположились на вершине холма Сирояма. Вскоре прибыли и лоялисты. Генерал Ямагата был решительно настроен схватить Сайго и положить конец восстанию. Он приказал солдатам, которых было около 30 тысяч, осадить холм. Сирояму окружили сложной системой земляных укреплений, окопов и баррикад.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

К тому времени у остатков войска Сайго практически закончились боеприпасы. На пули пытались переплавлять даже статуи из храмов. Но никакого «презрения к западному оружию» и почитания мечей и стрел не было и в помине. Просто у самураев кончились патроны. А сдаваться было дурным тоном.

Ямагата послал Сайго парламентёра с письмом, в котором требовал немедленной безоговорочной капитуляции. Письмо генерала демонстрировало его уважение к другу и восхищение им, прочитать его вы можете в описании.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев

Сайго остался верным кодексу бусидо и отверг требования Ямагаты, отказавшись капитулировать.

«До рассвета держались они, и под конец лишь сорок осталось»

Сдача в плен была самым большим позором для самурая. О воине судили не только по тому, как он жил, служил и сражался, но и как он умер. Смерть, даже после поражения в бою, могла стать самым славным и благородным деянием в жизни самурая. Ведь смерть рано или поздно неизбежна, а потеря духа перед лицом поражения совершенно неприемлема.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев

Видя приближение конца, Сайго и его люди провели свои последние дни, распевая песни, играя и сочиняя стихи. Правительственные войска тем временем готовили штурм. В полночь на 24 сентября артиллерия начала обстрел холма. Самураи попрощались друг с другом и выпили по последней чашке саке.

Николай Колядко
Николай Колядко

Единственное, что смущает в данной идиллической картине верности традициям — факт, что никто из этих четырёхсот человек не выжил. Кто же поведал о последних днях мятежников?

В три часа ночи императорские солдаты пошли на приступ. Самураи контратаковали, навязав им рукопашный бой. Лоялисты не могли сравниться в ближнем бою с самураями — они понесли тяжёлые потери, их строй рассыпался. Но численное превосходство было за ними. К шести утра в живых осталось лишь сорок самураев. Сайго был смертельно ранен — вероятно, пулей, попавшей в бедро или в живот, но точных данных нет.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев

По легенде, его отнёс обратно на вершину холма один из друзей. Когда они нашли укромное место, Сайго повернулся в сторону, где находился императорский дворец, поклонился и встал на колени, после чего вспорол себе живот, совершив сеппуку — традиционное самоубийство, позволяющее самураю сохранить честь. Друг срубил его голову одним ударом и спрятал её где-то на холме. С рассветом 24 сентября 1877 года оставшиеся сорок самураев отправились в последнюю самоубийственную атаку на правительственные позиции и погибли под шквалом ружейного огня.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Алексей Костенков
Алексей Костенков

Источники описывают события этого утра чуть иначе.

Около трёх часов ночи вся мощь сухопутной артиллерии императорской армии и орудий пяти боевых кораблей обрушилась на холм Сирояма. Позиции самураев были перепаханы полностью, большинство людей Сайго погибли именно во время артподготовки.

В шесть утра артиллерия замолчала, и императорская пехота двинулась добивать выживших при артобстреле. Несколько десятков уцелевших неожиданно бросились врукопашную, чем шокировали не ожидавших такого солдат. Но к семи утра всё закончилось. Общие потери императорской армии составили три десятка человек.

Сирояма: Sabaton рассказывает о Сацумском восстании и конце эпохи самураев
Николай Колядко
Николай Колядко

Ну и насчёт сеппуку Сайго и спрятанной головы — это всё не более чем легенда. Ну как ещё мог погибнуть легендарный генерал и настоящий самурай? Но в реальности живых свидетелей его смерти просто не осталось.