itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Возрождение морских повелителей: нужны ли сейчас линкоры?

Линкоры — суровые морские гиганты, которые некогда правили морями. Увы, их время прошло. Или всё же нет? Споры о возрождении линкоров безостановочно кипят «в интернетах» — не смогли удержаться и наши авторы.

/ /
17K
36
60
268

Линкоры — суровые морские гиганты, которые некогда правили морями. Увы, их время прошло. Или всё же нет? Споры о возрождении линкоров безостановочно кипят «в интернетах» — не смогли удержаться и наши авторы.

Андрей Уланов
Андрей Уланов

Линкоры, а в более общем смысле — крупные артиллерийские корабли, вымерли более полувека назад, повторив судьбу динозавров. Эволюция военной техники однозначно проголосовала за их уход со сцены. Но, как известно, история развивается по спирали — не пришло ли время для нового витка?

Опыт последних локальных конфликтов показывает, что в современном мире преимущества авианосцев уже не так однозначны. Да, здорово, конечно, бомбить цели в Афганистане с палубы в Красном или даже Средиземном море. Но необходимость дозаправок вынуждает задать вопрос: а так ли нужен для этого авианосец? Современная дальняя авиация укладывает высокоточные бомбы ничуть не хуже, а крылатым ракетам вообще не важно, с какого борта стартовать — главное, чтобы он был хорошо бронированным и нёс поменьше огнеопасного топлива.

Кроме того, возможности артсистем также возросли. Активно-реактивные снаряды крупных калибров легко «достают» цели за несколько сотен километров, а геолокация или «подсветка» обеспечат им нужную точность. Да и обычным снарядам найдётся работа поблизости от побережья во многих сценариях.

При этом боевая устойчивость линкора, построенного по современным технологиям, будет заведомо выше, чем у авианосца сравнимого водоизмещения (не говоря уж о стоимости).

Таким представляют линкор будущего современные художники и дизайнеры
Таким представляют линкор будущего современные художники и дизайнеры
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Что-что, а возрождать линкоры все очень любят. После их заката это пытались делать в 50-х, пытаясь выдать им ядерные и подкалиберные снаряды или приспособив их орудия к задачам ПВО. В 60-е годы родилась идея перевооружить линкоры ракетами — как противовоздушными, так и противокорабельными. В 70-е и 80-е им приделывали ракетные шахты и палубу для самолётов вертикального взлёта, а в 90-е превращали в корабли-арсеналы. Сейчас все эти идеи вновь стали актуальными. Но, как мне кажется, место линкоров там же, где место боевых галер или таранных броненосцев, — на свалке истории. Хотя согласны с этим не все…

Прежде чем говорить дальше, надо немного внести ясность в предмет нашей дискуссии. Под линкорами часто понимают разные вещи. Кто-то хочет возрождения линкора как артиллерийского бронированного корабля — якобы пушки себя ещё покажут, даже если в связке с ракетами. Второй вариант — взять от линкора только его размеры и бронирование, оставив ствольную артиллерию в прошлом. Линкор нашего времени, по таким измышлениям, будет вооружён ракетами, как и другие корабли флота, — просто их станет много, с запредельной живучестью.

Один из проектов модернизации линкоров класса Айова 70-х годов с установкой полётной палубы для СВВП
Один из проектов модернизации линкоров класса «Айова» 70-х годов с установкой полётной палубы для СВВП
Андрей Уланов
Андрей Уланов

Ключевые слова при воспоминании о прошлом — «пытались приспособить». Если посмотреть на те же авианосцы, «внезапно» окажется, что ровесники линкоров ВМВ ушли со сцены довольно быстро — новые реактивные машины принимать они уже не могли. А вот модернизированные «айовы» ещё в 80-х годах не только демонстрировали звёздно-полосатый флаг всяким Бейрутам, но и вполне серьёзно рассматривались в качестве основы КУГ (корабельных ударных групп) в северных широтах — там, где полярные сияния слепят радары, а волнение на море в некоторые сезоны исключает проведение взлётно-посадочных операций. Так что даже у «старичков» была боевая ниша.

Если же рассматривать вариант создания линкора «с нуля», то, разумеется, он будет иметь куда больше возможностей, чем «старички» Второй мировой — их модернизационный потенциал всё же ограничен. Современный ракетно-артиллерийский бронированный корабль — например, с парой башен ГК в 400-500 мм, десятком 203-мм для «посыпания мелом» враждебного берега и, конечно же, изрядным запасом УПК для «калибров» и прочего нужного ракетного добра — выглядит куда перспективней.

Возможности такого корабля по участию в «дипломатии канонерок» — ой, простите, в борьбе с международным терроризмом — будут даже выше, чем у авианосцев.

Иногда атомные крейсера проекта 1144 на Западе классифицируют как линейные крейсера или даже линкоры
Иногда атомные крейсера проекта 1144 на Западе классифицируют как линейные крейсера или даже линкоры
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Если говорить прямо, «мидуэи», которые лишь слегка младше «айов», так же спокойно дослужили до конца холодной войны. «Эссексы» в качестве вспомогательных транспортов точно так же дожили до 70-х. Флот достаточно экономно относился к большим кораблям и пытался найти применение даже абсолютно ненужным «айовам» — жалко же выбрасывать.

Что касается современного линкора — всё отлично, но только если не всматриваться в детали. Вот, например, утверждение, что лучше расходовать снаряды, чем ракеты, — якобы первые дешевле. Опыт создания орудий большого калибра давно остался в прошлом, никто больше 155-мм сейчас не делает. В редких случаях можно найти калибр побольше, но и там никаких 300-мм нет. А значит, нужно оплатить завод, который сделает такие орудия, а для начала ещё и разработает их с нуля — задача не из дешёвых.

Дальше снаряды. Они должны быть умные и точные, можно даже вторую ступень приделать. Именно такие снаряды разрабатывали для знаменитых эсминцев «Замволт» сначала в рамках программы Vertical Gun for Advanced Ship («Вертикальное орудие для усовершенствованного корабля»), а потом в рамках Advanced Gun System («Усовершенствованная оружейная система»). Стоимость первой программы оказалась настолько запредельной, что она даже до испытаний не дошла. AGS пострелял на полигоне, но выяснилось, что такой умный снаряд стоит не сильно дешевле ракеты. В итоге от программы AGS отказались и сейчас думают, что делать с пушками на «замволтах».

Если же оставить старые орудия — то и тут не выйдет сэкономить. «Айовы» стреляли по берегу во Вьетнаме и Ираке. Делали они это красиво, но абсолютно неэффективно. Проще выпустить одну ракету, которая поразит цель, чем десяток снарядов, которые ничего не сделают.

Орудия Усовершенствованной оружейной системы на эсминце Замволт
Орудия «Усовершенствованной оружейной системы» на эсминце «Замволт»
Андрей Уланов
Андрей Уланов

Разумеется, многое придётся разрабатывать по новой. Но для стран, не имеющих большого задела в строительстве авианосцев, это ещё большой вопрос — что же выйдет дешевле. Например, у РФ достаточно передовые позиции в танкостроении — броня, те же орудия… «Оставить старые» в данном случае не получится просто потому, что их нет — даже в музеях на линкор не наберётся. Но если вложить деньги в передовой проект, есть шанс получить уникальные технологии: например, по ЖМВ (жидким метательным веществам), которые затем пригодятся и на суше.

В вопросе строительства больших авианосцев мы заведомо в положении догоняющего. Однако создание корабля принципиально нового — на текущий момент — класса может заставить «потенциальных непартнёров» понервничать куда больше, чем просто появление «ещё одного авианосца», которых у них самих сейчас 11 штук. Напомню: чтобы утопить   «Ямато», американцам потребовалось более 200 самолётов, а всего в операции они задействовали почти 400 машин с 11 авианосцев. При этом японскую корабельную ПВО, несмотря на количество стволов, буквально утыкавших все доступные поверхности, трудно назвать адекватной для 45-го года.

Современные системы дают куда больше возможностей отразить налёт, да и самолётов на авианосцах сейчас поменьше. Кроме того, современные средства поражения (боеголовки ПКР и прочее) на тяжелобронированные цели просто не рассчитаны, так что тут супостату придётся изобретать что-то новое.

А до тех пор, если корабль получится удачным, то «асимметричным ответом» авианосцам в мире есть кому заинтересоваться.

Орудийная установка Вертикального орудия для усовершенствованного корабля
Орудийная установка «Вертикального орудия для усовершенствованного корабля»
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Как показывает практика Китая — можно освоить авианосное дело, не имея вообще никакого опыта. Линкорное, конечно, тоже можно, но какой в этом смысл? Так ли сложно утопить линкор? Да, бронебойных ПКР (противокорабельных ракет) пока никто не делает, только у «Гарпуна» на складах лежат старые полубронебойные боевые части. Но ПКР сама по себе штука не самая лёгкая и, главное, быстрая. Даже дозвуковой «Гарпун» ударяет в цель на скорости в 250 метров в секунду, в то время, как снаряды линкоров Второй мировой делали это на 350-400 метрах в секунду. Разница заметная, но не такая уж непреодолимая.

Ракета умнее — она может контролировать угол попадания в броню, пытаться поразить незащищённые части. А если взять сверхзвуковые противокорабельные ракеты, всё окажется совсем грустным. Как показали испытания 60-х годов, сверхзвуковая ракета даже с инертной боеголовкой может натворить таких дел, что снаряд позавидует.

Да, наука не стоит на месте, и наша новая броня может быть куда прогрессивнее. Но и бронебойные ПКР могут использовать достижения науки. Кумулятивные ударные ядра? Вполне. Титановые сплавы и обеднённый уран? Почему нет? Кто-то скажет, мол, «всё это дело имеет никакое заброневое воздействие, корабль же не танк». Но это утверждение верно лишь для снарядов, которым дай бог хотя бы в саму цель попасть. Ракета же станет бить по уязвимым местам — например, сразу под башню, метя в погреба, или по ракетным установкам. И воздействия хватит. Но даже в противном случае у военной науки вопрос пробития брони с доставкой фугаса за неё стоит давно — та же противобункерная борьба. И многочисленные решения оттуда вполне адаптируются под задачу убить линкор.

Да, всё это требует вложений. Но и линкоры тоже «просят» немало — и денег, и времени. И, мне кажется, ответ из бронебойных ПКР будет дешевле и быстрее.

У авиации и кораблей противника есть чем потопить наш линкор. Но может, можно сорвать саму атаку? К сожалению, каким бы большим ни был линкор — решить все вопросы он не сможет. Наличного ПВО не хватит, чтобы отбиться даже от залётных Ту-16, любая нормальная современная подводная лодка закидает его ПКР. А значит, нужно сопровождение уровня АУГ (авианосной ударной группы). Вот только авианосец в АУГ не балласт, он помогает самолётами и ДРЛО. А линкор сам по себе может только стрелять из ПВО и надеяться на броню.

Ну и наконец, вопрос «политики канонерок». Обычно у всяких демократизируемых наций всё очень плохо с береговой обороной, максимум какая-нибудь древность, которую легко сбить чем-нибудь современным. Опасна она лишь для великих флотоводцев уровня саудитов. То есть нам куда выгоднее сделать дешёвую баржу с ракетами, чем линкор — привет корабль‑арсенал.

Один из проектов корабля-арсенала. Интересно отметить, что рассматривалась возможность присваивать им номера и индексом ВВ — как у линкоров
Один из проектов корабля-арсенала. Интересно отметить, что рассматривалась возможность присваивать им номера и индексом ВВ — как у линкоров
Андрей Уланов
Андрей Уланов

Понятно, что, если долго тыкать ПКР или даже свободнопадающими бомбами в корабль, рано или поздно он утонет. В одной из игр серии «Ред Алерт», если я правильно помню, корабли топились даже пулемётными истребителями — наверное, под тяжестью налипшего свинца шли на дно. Вопрос в трудозатратах, а также в возможностях эти затраты обеспечить. Во времена позднего СССР для поражения АУГ с AEGIS назначали два полка МРА + АПЛ 949А. Сообщения о том, что у нас наконец-то началась разработка собственного аналога буржуйского «Иджиса», уже некоторое время появляются в СМИ.

Насчёт утверждения, что линкор может, а что нет… давайте присмотримся внимательней. Во Второй мировой главным достоинством авианосцев был «длинный глаз» и «длинная рука». Самолёты-разведчики могли обнаружить цель за сотни миль (хотя, например, «Ямато» и японский флот при Мидуэе первыми нашли базовые «каталины»), а бомбардировщики и торпедоносцы наносили удар задолго до того, как сам авианосец оказывался в зоне досягаемости пушек линкора.

В наши дни это преимущество фактически утрачено. Да, авианосец может поднять несколько самолётов ДРЛО (заметим, далеко не новых и весьма уязвимых для дальнобойных зенитных ракет). Но перспективный ракетно-артиллерийский корабль также будет получать информацию не только от собственных средств радиоразведки, но и от базовой авиации, спутников, тяжёлых разведывательных дронов — как воздушных, так и подводных. И кто первым получит данные — большой вопрос. Что же касается «стрельбы», то тут возможности сравнялись: оба корабля станут целью для залпа ПКР. У авианосца есть возможность в виде «ступени» ПКР использовать самолёты. Но стоит ли игра свеч? Это то самое авиатопливо, большие объёмы ангара, обученный пилот, необходимость в гладкой палубе. Погреба боезапаса у бронированного корабля защитить проще, а уж какие объёмы можно пустить на дополнительную защиту бортов…

Даже во время ВМВ линкоры по сравнению с авианосцами демонстрировали в разы превосходящую живучесть.

Что же касается возможностей ПВО, то недаром в самом начале мы упоминали про УПК — универсальный пусковой контейнер. Если задача стоит не в «принуждении к миру» банановой республики, а в чем-то более серьёзном, то кто мешает взять побольше зенитных ракет? Тогда большой вопрос, что случится раньше — линкор (а точнее, его КУГ) исчерпает возможности ПВО и живучести корабля или у вражеской АУГ банально кончатся самолёты.

Результат попадания сверхзвуковой ракеты с инертной боевой частью в эсминец
Результат попадания сверхзвуковой ракеты с инертной боевой частью в эсминец
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

Для авианосца самолёт не только глаз и меч, но и броня, которая может защитить куда лучше любого материала — просто сорвать атаку. И этого линкору никогда не достичь. Да и с остальным не всё так весело. Спутник, конечно, всё видит, но в случае большой войны ему долго не прожить, и пока что защитить его наши технологии не в состоянии. Ну не пришло ещё время столь продвинутых   «звёздных войн»! Уменьшить же радар ДРЛО, чтобы он влез хотя бы на СВВП, пока никак не выходит. Военные бы с радостью купили такую машину и без линкоров — и даже не раз уже пытались, но всё безрезультатно. А если что выйдет — значит, технологии прогрессируют и на старенький «Хокай» влезет радар куда лучше, и преимущество вновь за авианосцами. Разве что подвесить над линкором дирижабль ПВО… но он слишком уязвим.
Во времена боёв на Тихом океане авианосцы ещё были молоды и многие жизненно важные правила ещё никто не написал кровью. Хотя японцы то заправляли свои самолёты прямо под атакой, то ещё какие-то дурацкие ошибки совершали… Весь этот опыт, конечно, давно учли в уставах и в конструкциях суперавианосцев — да и большой корабль потопить слишком сложно. Их проектируют на выживание при близком ядерном взрыве, так что с живучестью сейчас всё хорошо.
Конечно, линкорная ударная группа может долго отбиваться, но с контратакой возникнут сложности — авианосец за счёт «длинной руки» останется в стороне. Поразить носителей линкору сложно, ПВО не настолько дальнобойное. Разве что включить линкор в саму АУГ в качестве эдакого живучего корабля поддержки… но и тут много вопросов. Да, сейчас эсминец с AEGIS быстро потонет, но если линкор получит ракетой по радарам и системе наведения — для боя он будет потерян, даже если не утонет. И эффективно дублировать столь сложную систему не выйдет, это же не пост наведения на старых кораблях. При этом стоит линкор сильно дороже, и четыре мелких эсминца в роли ПВО могут оказаться куда эффективнее нашего мастодонта с бронёй, которая не так уж и помогает. И это мы ещё не поговорили о торпедах!

Беспилотник ДРЛО на линкоре будущего
Беспилотник ДРЛО на линкоре будущего
Андрей Уланов
Андрей Уланов

Молодость авианосцев — палка о двух концах, поскольку и линкоры тоже не были оптимально подготовлены к борьбе с воздушной угрозой. Как только опыт стал накапливаться — например, в виде установки зенитных орудий с наведением по радару и радиовзрывателями, — так и результаты борьбы с воздушной угрозой сразу улучшились. Будь у того же «Ямато» вместо сотни практически бесполезных пулемётов и малокалиберных пушек побольше 40-мм «бофорсов» и 127-мм «универсалок» — кто знает, получилось бы его затоптать?

Сейчас, конечно, авианосцы стали более живучими, но в любом случае «при прочих равных» ракетно-артиллерийский корабль будет в выигрыше. Просто потому, что ему не надо защищать «лишние» объёмы и сохранять гладкую полётную палубу (одно попадание в которую, кстати, выводит авианосец из строя или — при наличии угловой палубы — серьёзно уменьшает его возможности). Если говорить категориями суши, то мы сравниваем танк и тяжёлую БМП — в любом варианте танк всегда будет лучше вооружён и бронирован.

Что же касается «длинных рук», скорее всего, командиру АУГ тоже придётся решать довольно сложную задачу: сколько самолётов выделить для нанесения удара, а сколько оставить в патруле на случай, если в него уже летит стая ракет. При этом самолётов на палубах сейчас поменьше, чем в ВМВ, а собственное ПВО даже у супера довольно зачаточное — вся надежда на AEGIS и эскорт.

Кстати, если КУГ всё-таки удастся подойти на дистанцию стрельбы хотя бы активно-реактивными снарядами, всё станет ещё веселее — если обычные ПКР довольно хрупкие (с точки зрения малокалиберной пушки), то летящие по достаточно крутой траектории снаряды в тонну весом надо будет «прицельно» лишать системы наведения.

Вопрос линкора будущего активно интересует фантастов и художников, но обычно их реконструкции далеки от адекватности
Вопрос линкора будущего активно интересует фантастов и художников, но обычно их реконструкции далеки от адекватности
Юрий Кужелев
Юрий Кужелев

По сути, вся надежда линкора в противостоянии с авианосцем исключительно на «прорвёмся». Даже во времена Второй мировой на это надеялись многие — и не помогло; что уж говорить о нынешних временах.

Позицию линкоров сейчас лучше всего демонстрирует реальность. «Айовы» никто так и не модернизировал и не продлил им ресурс. Теперь они корабли-музеи без единого шанса на реактивацию. Иногда на корабли возвращается бронирование в зачаточных дозах — оно имеется на авианосцах, встречалось и у наших крупных кораблей. Есть даже попытки поиграть с артиллерией: тот же «Замволт» — грустный пример тому. Но никакого возвращения линкора, даже на горизонте, не маячит. Такие идеи остались лишь у любителей флота, а не у флотоводцев. И, как по мне, это самый значительный маркер.

Андрей Уланов
Андрей Уланов

С одной стороны всё так… Но с другой — посмотришь на некоторые советские/российские проекты или реальные корабли и поневоле думаешь: от линкора бы куда больше толка вышло!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0