Спасание утопающих: чьих рук дело

«Когда мы выходим в море, мы уже наполовину вычеркнуты из числа живых»

Двенадцатого сентября 1942 года немецкая подлодка U-156 капитан-лейтенанта В. Хартенштайна торпедировала и потопила британское судно «Лакония» (RMS Laconia), на борту которого находилось более полутора тысяч итальянских военнопленных. Хартенштайн оказал посильную помощь потерпевшим и послал в штаб запрос о дальнейших действиях.

На следующий день командующий подводным флотом адмирал К. Дёниц распорядился продолжить спасательную операцию.

U-156 (на переднем плане) и U-507 (на заднем) спасают выживших, 15 сентября 1942 года (источник фото)

Пятнадцатого сентября к месту происшествия прибыли U-506, U-507 и итальянская подлодка «Команданте Каппеллини» (Comandante Cappellini). А 16 сентября U-156 вместе с потерпевшими, размещёнными на верхней палубе и в буксируемых шлюпках, атаковал патрульный бомбардировщик ВВС США.

Американский пилот получил от командования приказ: «Топи подлодку» — и сбросил бомбы, несмотря на развёрнутый флаг Красного креста. Не смутило лётчика и радиосообщение от британцев, что на борту — потерпевшие кораблекрушение, среди которых есть женщины и дети.

Кто не погиб от немецких торпед, получил второй шанс умереть — от американских бомб.

Позже пилота Дж. Хардена представили к награде за потопление двух шлюпок.

Хотя Харден и утверждал, что видел, как U-156 «плавала кверху брюхом», подлодка была лишь повреждена. Хартенштайн высадил всех, кто не служил в кригсмарине, распрощался с буксиром и ушёл на глубину. После всплытия он снова связался со штабом подводного флота, и адмирал Дёниц уже начал серьёзно пересматривать свои взгляды на спасение утопающих.

Лодкам U-506 и U-507 приказали оставить потерпевших в шлюпках и как можно скорее покинуть место происшествия.

Семнадцатого сентября U-506, всё ещё с потерпевшими на борту, атаковали ВВС США. Субмарина сумела уйти без повреждений. Передав всех спасённых на борт французского крейсера «Глуар» (Gloire), подлодка вернулась к своим обязанностям.

U-506 и шлюпка с выжившими с «Лаконии»

Последствия у этого инцидента оказались далеко идущие.

Никого не спасать

Семнадцатого сентября 1942 года Дёниц подписал приказ «О „Лаконии“». Приказ содержал прямой запрет оказывать помощь потерпевшим крушение:

«Не должно производиться никаких попыток спасения членов затонувших кораблей, доставания из воды плавающих, подъёма на борт из спасательных шлюпок, никакой помощи опрокинутым спасательным шлюпкам, никакой раздачи еды и воды». Таким образом Дёниц подтвердил действие более раннего «Постоянно действующего военного приказа № 154», имевшего тот же смысл.

Действие этого документа, однако, не распространялось на капитанов и старших механиков, а также прочих лиц, которые могли бы способствовать работе подлодки или в целом представляли интерес для немецкого правительства.

В ходе Нюрнбергского трибунала гросс-адмирал Дёниц был обвинён в военных преступлениях, в частности в нарушении норм Лондонского морского соглашения 1930 года (и позднейшего соглашения 1936 года). В соответствии с ними военные корабли — надводные и подводные — обязывались сначала доставить в безопасное место пассажиров и экипаж торгового судна, а только потом топить судно. А «безопасное место» — это не шлюпка в открытом море, а передача другому судну или высадка на суше.

Немецкие подводники принимают на борт подлодки моряков потопленного британского транспорта (источник фото)

«Лакония», конечно, не была торговым судном. Но намного важнее то, что 28 апреля 1939 года Берлин расторг морское соглашение и перестал быть его стороной.

Конечно, немцы участвовали в некоторых других международных пактах, содержавших нормы о спасании на море, однако нормы эти не применялись к военным кораблям. Только X Гаагская конвенция, подписанная Германией в 1907 году, обязывала воюющие стороны разыскивать погибающих, раненых и больных — насколько позволяют военные интересы и безопасность спасателей.

Таким образом приказ Дёница напрямую международным договорам не противоречил. Обвинение, конечно, толковало приказ бездействовать и не оказывать помощь потерпевшим по-разному. Но в части нарушения международных договоров гросс-адмирала Дёница оправдали.

О дивный новый мир

После Второй мировой настала эпоха ООН и всевозможных международных конференций. В том числе и морских.

Что касается военного флота, в 1949 году приняли Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море. Она заменила X Гаагскую конвенцию 1907 года.

Все страны, подписавшие документ, обязались после каждого боя незамедлительно принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение.

Если бы тот самый Laconia Befehl — приказ Дёница — был подписан после 1956-го, когда Германия вступила в Конвенцию, тогда да, он был бы преступным.

Конвенция ООН об открытом море 1958 года содержала положения о том, что помощь должна быть оказана любому лицу, обнаруженному в море и подвергающемуся опасности.

В 1960 и 1974 годах пересмотрели Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море — так называемую Лондонскую (или, по английской аббревиатуре, SOLAS). В 1979 году была принята Международная конвенция по поиску и спасанию на море (сокращённо SAR). И наконец, в 1982-м приняли Конвенции ООН по морскому праву.

Государства обложились толстыми кранцами международных договоров, детально расписывающих, как, где и кого спасать. Спасать, разумеется, надо всех. Даже в корабельные уставы некоторых стран (например, России) внесли положение, что военный корабль должен прийти на помощь терпящим бедствие. Правда, в мирное время. В военное помощь оказывается в зависимости от обстановки.

Казалось бы, ничего интересного в нашем чётко регламентированном мире уже не может произойти.

Чип и Дейл спешат на помощь

Помимо международных организаций и государственных служб, спасанием на море с давних пор занимаются неправительственные организации. Они существуют на взносы и пожертвования и занимаются полезным делом. Однако в связи с миграционным кризисом последних лет в Европе, особенно в её средиземноморской части, у негосударственных спасателей возник ряд проблем.

Спасательная лодка организации «Спасите детей» приближается к шлюпке, полной мигрантов (фото: Ричард Холл)

Некоторые страны — Италия, например — отнюдь не были счастливы, что неправительственные организации так хорошо выполняют свои задачи.

Строго говоря, итальянская береговая охрана и полиция были бы рады, если бы мигрантов, плывущих в Италию из Африки, спасали не так часто.

К 2017 году ситуация обострилась настолько, что итальянцы начали разрабатывать Кодекс поведения неправительственных спасательных организаций. Он, конечно, не был принят ни в каком виде. Однако нервы всем потрепал изрядно.

С точки зрения содержания, все обязанности спасательных организаций должны были быть поделены на три блока: обязанность воздерживаться (от совершения некоторых действий), обязанность сотрудничать (с властями) и обязанность сообщать (обо всех известных случаях аварий, а также о всех замеченных судах). Согласно первому блоку, неправительственные организации не должны были подавать световые и радио сигналы лодкам мигрантов, а также передавать спасённых на другие суда, кроме кораблей береговой охраны. Именно этот пункт вызвал шквал негодования в прессе.

(Фото: Патрик Бар)

Давление на неправительственные спасательные организации итальянские власти всё-таки сумели оказать, хоть и без подписания официального документа. Ограничение свободы действий спасателей-добровольцев предпринималось под видом борьбы с контрабандой. И ради их же собственной безопасности. Энтузиасты сами не раз оказывались в положении спасаемых.

В 2017 году отдать прямой приказ о неспасании у итальянского правительства, конечно, не хватило духу. Или, наоборот, хватило благоразумия. Но, как мы знаем, история любит повторяться. Причём иногда печальным образом.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий