itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике

Тридцатого марта первый полёт совершил новый лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Тут же пошли критические отзывы: мол, перетяжелён, слабые двигатели, минобороны не принимает. Попробуем разобраться, что же правда, а что далековато от реальности.

/
10K
22
11
127
Фото: Владимир Сырых

Тридцатого марта первый полёт совершил новый лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Тут же пошли критические отзывы: мол, перетяжелён, слабые двигатели, минобороны не принимает. Попробуем разобраться, что же правда, а что далековато от реальности.

Пресса любит громкие заголовки, а люди часто далее заголовка и не читают: «Самолёт получился неудачным», «Лучше бы и не взлетал» и так далее. «Гипс снимают, клиент уезжает». Стоит ли поддаваться паническим настроениями и закапывать первый военно-транспортный самолёт, разработанный в России после развала СССР, или всё более радужно?

Почему так долго, шериф Уиллоби?

Ил-112В — дитя своего времени. В ОКБ Ильюшина работу над Ил-112 начали ещё в середине 90-х, первоначально его делали в качестве гражданского пассажирского самолёта на замену Ан-24. Отсутствие денег и заказов на «илы» заставили положить проект на полку.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Надо сказать, боевая авиация прошла 90-е менее болезненно. Сыграли свою роль и зарубежные заказы, спасшие истребительную авиацию, например, разработка для Индии Су-30МКИ, который произвели в России и Индии в количестве 250 единиц. А там подоспел и большой гособоронзаказ, который в авиационной части был в первую очередь ориентирован на замену парка истребителей, фронтовых бомбардировщиков и ударных вертолётов. А транспортные самолёты? «Илы» и «аны» летают пока? Ну и ладушки.

Ан-26 ВКС России
Ан-26 ВКС России (источник фото)

Вторую попытку реанимировать проект предприняли в 2004 году. Тогда министерство обороны, все-таки понимая, что Ан-26 не вечен, выдало контракт на ОКР (опытно-конструкторская работа) на лёгкий транспортник Авиационному комплексу имени С. В. Ильюшина.

Выкатка первого лётного образца Ил-112В
Выкатка первого лётного образца Ил-112В (фото: Артур Саркисян)

Пыльные чертежи достали из-под сукна, и проектирование потихоньку началось. Потихоньку — потому что деньги от государства поступали неравномерно, и проектировать приходилось по кусочкам. Отсутствие целостного видения машины сыграло свою нехорошую роль позже. Контракт приостановили в 2009 году, надеясь на локализованное производство новых украинских «анов»: Ан-140, Ан-148Т, Ан-178 и Ан-74 и так далее. Не срослось.

Первый полёт Ил-112В
Первый полёт Ил-112В (фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)

После заморозки военно-технического сотрудничества с Украиной в конце 2014 года Ил-112 снова стал нужен. В итоге при сборке первого образца обнаружилось, что многие системы не увязаны. Самолёт, по сути, перепроектировали заново.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Ил-112В — лёгкий военно-транспортный самолёт.

Максимальная взлётная масса — 21 тонна.

Крейсерская скорость — 470 километров в час.

Максимальная масса полезной нагрузки — пять тонн или 44 десантника с парашютами.

Дальность с максимальной нагрузкой — 1200 километров.

Потому даже после стыковки крыла с фюзеляжем самолёт наполняли системами ещё два года, начиная от жгутов и проводки. На тот же Ан-26 от первого полёта до серии ушло четыре года, при этом 26-й — всего лишь модификация пассажирского самолёта Ан-24, который к тому времени успешно эксплуатировался.

Не будем уж вспоминать про более сложные боевые машины пятого поколения вроде Су-57 и F-22, чей цикл разработки насчитывает десятилетия без внезапных перерывов.

У Ил-112 лишний вес? Всё пропало?

Проблема перегруза — не новость. Она преследовала инженеров «Ила» на всём протяжении разработки. Но от заказчика этот факт также не скрывали и разработали план снижения массы. Да и вообще, для опытного самолёта некоторое несоответствие заявленным характеристикам — дело обычное. И так не только в авиастроении. Те же танки в опытном виде и в серии могут иметь кардинальные различия.

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике
(Фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)

Опытные самолёты часто перестраиваются и перекраиваются много раз. Взять хотя бы тернистый путь, который истребитель пятого поколения F-35 прошёл до серийной машины, да так, что цена за штуку с учётом ОКР выросла до очень серьёзной суммы. Россия, к сожалению или к счастью, не так богата. Потому на скромный транспортник ассигнования исчисляются несколькими миллиардами… рублей.

Он не может возить пять тонн? Как убавить вес?

Вес — штука политическая. Кто-то говорит — толст, а кто-то — бодипозитивен. Советские Ан-26 в составе ВКС России очень даже не молоды — кому-то и за 40, а кто-то плавно движется к 50. За это время каждый проходил капремонт, что постоянно добавляло несколько сотен кило за счёт усиления стареющей конструкции, убавляя столько же в грузоподъёмности. Так что он давно возит не свои паспортные 5,5 тонн, а гораздо меньше.

С Ил-112 всё ровно наоборот — запас прочности закладывали побольше, поэтому место для манёвра есть. Военные хотели получить универсальную машину для перевозки как можно более широкой номенклатуры грузов. Добавил веса и выбор традиционного для «ильюшинской» конструкторской школы Т-образного хвостового оперения — оно обеспечивает менее строгое пилотирование и повышает безопасность управления.

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике
(Фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)

Можно убавить вес некоторых элементов, облегчить оборудование, применить композиты в несиловых элементах. Серьёзный вес добавляет рампа в корме самолёта, нужная для удобной и быстрой погрузки-загрузки и десантирования личного состава и техники, но от этого не уйти, хотя её тоже можно «подсушить». Возможно, придётся пойти на снижение дальности за счёт меньшего запаса топлива.

Всё это внедрят на следующих лётных образцах, которые обещают начать строить к концу 2019 года. Не сказать, что ситуация абсолютно рядовая, но нельзя утверждать, что «никогда такого не было, и вот опять».

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике
(Источник фото)

Перед одноклассниками Ил-112 выигрывает в параметрах грузовой кабины, которую удалось сделать максимально высокой для перевозки разных негабаритных грузов и даже лёгкой техники вроде «УАЗа»-буханки, «Нивы» с пулемётом, багги или пары-тройки квадроциклов.

У Ил-112 слабые движки. Не тянут?

Двигатель для Ил-112В — ТВ7-117СТ разработки и производства «ОДК-Климов». Это модернизированная и форсированная версия турбовинтового двигателя ТВ-117, который начали разрабатывать ещё в конце 80-х. Одну из его версий ставили на пассажирский самолёт Ил-114, другая предназначена для средних вертолётов Ми-38. Работы над ним возобновили в конце 2014 года. Максимальная мощность — 3100 л. с., в надкритическом режиме — 3600 «лошадок». Движок снабжён новым широколопастным винтом АВ-112 с автоматически управляемым шагом винта.

ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ
ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (источник фото)

Мотор не самый мощный, но вполне соответствует тактико-техническому заданию. Его выбор связан, в первую очередь, с тем, что центр компетенций по строительству двигателей подобного класса остался в Харькове, а моторы западного производства для военных самолётов тоже недоступны.

Надо понимать, что ТВ-117СТ тоже пока не вышел из опытной стадии и не прошёл всего комплекса стендовых и лётных испытаний. Его будут доводить по итогам получения полных данных. Кстати, именно проблемы с корректной работой двигателей привели к дополнительной задержке первого полёта.

Можно пойти по пути дальнейшего форсирования мощности, но тут уже взвоют товарищи прочнисты. Прочность крыла рассчитывается под определённую нагрузку. Придётся справляться с тем, что есть. В целом двигатель мощнее, чем у Ан-26 при меньшей максимальной взлётной массе. Да и командира экипажа, шеф-пилота «Ильюшина» вполне устраивает тяга.

Военные не принимают Ил-112В! Самолёт провалился?

А должны были? Почти сразу после вылета пришла информация, будто минобороны не хочет принимать самолёт. Простите, а когда принимали опытную машину на вооружение сразу после первого полёта? Прецеденты, наверное, можно найти, но придётся покопаться в истории примерно вековой давности. Сначала самолёт должен пройти заводские лётные испытания (облётываются и серийные машины, между прочим).

Видео — пресс-служба ПАО «Ил»

Затем нужно пройти совместные государственные испытания. Это сотни зачётных часов полётов! Чтобы отлетать всю программу, нужно не менее года, а то и больше, и два-три лётных образца. Ждать в серии Ил-112В стоит не ранее 2023 года.

Кстати, пилотируемость аппарат шеф-пилот «Ильюшина» Николай Куимов оценивает в превосходных оценках: «Очень энергичный взлёт, очень хорошо ведёт себя в воздухе, великолепный обзор из кабины и эргономика. Мы когда взлетели, трудно было ожидать от самолёта, что к нему не будет замечаний. Как будто на нём летали многие годы или долго».

А зачем он нужен, давайте летать на «Ан», вертолётах Ил-76, конвертопланах?

Конвертопланы «Ильюшин» для перевозки боевых шагоходов, как в книге Олега Дивова   «Техподдержка», пока не разработали, а вот Ан-26 в войсках сотни полторы.

Тяжёлый конвертоплан Ильюшин
Тяжёлый конвертоплан «Ильюшин»

Самолёты, конечно, заслуженные, но время с презрением относится к былым достижениям и скептически поглядывает на срок жизни двигателей и металлических конструкций. Ресурс нельзя бесконечно продлевать, и уже с середины 2020-х годов, по всем выкладкам экспертов, их количество начнёт резко убывать. Надо будет на что-то менять.

Всего пять тонн же? Давайте всё возить на Ил-76! Да, грузоподъёмность Ил-76МД — 48 тонн, а у Ил-76 МД-90А и вовсе 60. А если вам нужно подкинуть до места боя отряд спецназа или прислать с основной базы несколько тонн консервов и патронов на удалённый блокпост? Ил-76 гонять не только невыгодно (у армии тоже конечное количество денег), но и попросту нерационально. Не нанимаете же вы для перевозки пары стульев КамАЗ?

Десантирование БМД с борта Ил-76МД
Десантирование БМД с борта Ил-76МД (источник фото)

Лёгкий транспортный самолёт будет экономичнее и быстрее вертолёта схожей грузоподъёмности. По сравнению с тяжёлым он не только тише (иногда в подобных операциях лишний шум не нужен), но и может садиться на коротких полосах с практически любым покрытием.

Но нужен ещё и средний самолёт. Действующих Ан-12 остались единицы. Его сменщика сейчас выбирают между Ил-276 и Ту-330.

В НАТО схожие функции выполняют два самолёта: американо-итальянский C-27J «Спартан» и «эйрбасовский» CASA C-295, принятые на вооружение в первом десятилетии 21 века. Если бы не экономическая ситуация, Ил-112 появился бы немногим позднее. «Спартан» по грузоподъёмности ближе к средним и «заточен» на десантирование, а CASA C-295 больше исполняет роль воздушного грузовичка для переброски грузов.

C-27J Spartan ВВС Италии
C-27J Spartan ВВС Италии (источник фото)

В целом характеристики сравнивать бессмысленно, ведь вероятность того, что Россия будет покупать самолёты западного производства, крайне мала. Главное, что нужна рабочая линейка военно-транспортной авиации в виде лёгкого-среднего-тяжёлого-сверхтяжёлого самолётов.

Первый образец, конечно, получился не без родовых болезней и недостатков. Причина тому — куча объективных и субъективных факторов. Но ставить вердикт «проект провален» рановато. Для этого нужны заключения госкомиссий по итогам всей лётной программы и полные данные по испытаниям в ЦАГИ, а не мутные инсайды в СМИ от младшего помощника старшего сборщика.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Микроволновка на марше: что известно о новейшем электромагнитном оружии

На российских полигонах начались испытания электромагнитного оружия. WARHEAD.SU поясняет, что такое СВЧ-пушки и чего от них ждать.

12K
16
6
55
Возможный облик новой подлодки?
Илья Крамник поясняет

В сети появилась очередная картинка от санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» со странным силуэтом подводной лодки. По мнению некоторых специалистов, изображение может относиться к перспективному проекту АПЛ пятого поколения «Хаски». Попробуем разобраться.

28K
23
4
205
Сирия: кто стрелял, куда попал?
Илья Крамник поясняет

В ночь на 14 апреля 2018 года США и их союзники нанесли удар по Сирии — 103 крылатые ракеты воздушного и морского базирования были выпущены по целям в Дамаске, вблизи города и в других районах страны. Разбираемся, кто стрелял, куда попал?

33K
18
59
517
ВМФ России vs. британская подлодка — 1:0
Илья Крамник поясняет

По сообщениям СМИ, в ударе по Сирии 14 апреля 2018 года должна была использоваться также британская подводная лодка типа «Эстьют». С борта субмарины планировалось запустить несколько «Томагавков». Но что-то пошло не так…

23K
17
3
276
Как будут модернизировать «Адмирала Кузнецова»

В СМИ появились сообщения о подписании контракта на модернизацию единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Что нужно переделать на стареющем корабле, и сильно ли это ему поможет? Попробуем разобраться.

25K
23
27
274
Китай смог в авианосец

Авианосец проекта 001А «Шаньдун», построенный на верфи в Даляне для ВМС НОАК, впервые вышел в море на испытания. Это первый корабль подобного класса, полностью построенный КНР; его предшественник «Ляонин», как известно, представляет собой купленный в бывшем СССР «Варяг». Давайте разберём сходства и различия.

25K
17
7
204
«Долгорукий» и четыре «Булавы» — что дальше?
Крамник поясняет

22 мая 2018 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» запустил по полигону Кура на Камчатке четыре ракеты «Булава». Пуск проводился из Белого моря, из подводного положения, и был залповым — «пакетом» из четырёх изделий «Булавой» раньше не стреляли.

25K
11
4
254
F-35: боевое крещение

Истребитель пятого поколения F-35 впервые применён в бою. Честь первыми использовать перспективную американскую машину на практике выпала ВВС Израиля. В Twitter ВВС Израиля появилась цитата командующего ВВС Амикама Норкина: «Самолеты „Адир“ боеготовы и выполняют задачи. Мы первыми в мире применили F-35 в боевой обстановке».

29K
23
6
169
Американские танки в Восточной Европе

«США перебрасывают через Германию тысячи танков в страны Балтии и Польшу» — с похожими заголовками вышли недавно новости в ряде русскоязычных СМИ. Что происходит и не угрожает ли России очередное вражеское нашествие? Разбираемся.

14K
15
2
230
«Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?

Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — «Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.

35K
89
118
1.5K
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

33K
131
41
1.2K
Госсекретарь США Помпео дал старт новой холодной войне

Мы долго думали, как лучше отреагировать на сенсационную речь Майка Помпео, но в итоге решили, что любые аналитики и эксперты тут бессильны — этот текст прекрасен сам по себе. WARHEAD.SU предлагает вам полный перевод речи госсекретаря Майка Помпео, в которой он объявил Китайскую Народную Республику прямым и явным врагом США и всего «свободного мира».

31K
50
312
6.1K
Пистолет-пулемёт Калашникова снова встанет в строй. Возвращение к корням?

22 июля 2020 года концерн «Калашников» объявил о появлении на свет нового образца — ППК-20, пистолета-пулемёта Калашникова образца 2020. Что это значит, и кому может пригодиться новое оружие? Мы разобрались.

27K
59
18
822
Почему арбалеты проиграли раннему огнестрелу?

Хороший мощный арбалет — дальнобойное точное оружие. Почему и как оно сдало позиции огнестрелу?

23K
75
131
1.5K
«Глубокая тактика»: что делать, если завтра война

Что делать, если на дворе 30-е годы, вот-вот грянет война и надо, чтобы победила мировая революция? Воспользоваться брошюрой советского военачальника и теоретика Владимира Триандафиллова «Глубокая тактика»! Но всё ли, описанное в ней, оказалось верным? Мы разобрались.

23K
61
71
217
Не стрелявшие в спины: подвиг заградотрядов 16-й армии

Заградительные отряды — не расстрельные команды. И бойцы таких подразделений совершали настоящие подвиги. Как заградотрядовцы 16-й армии стали последним рубежом советской обороны на реке Жиздра в августе 1942-го — в нашем материале.

22K
113
241
1.9K
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

21K
75
73
508
Империя, которой никогда не было: 10 фактов о Византии

История этой державы давно превратилась в легенду. Утрачены даже её имя, настоящее название столицы и герб. В нашей подборке — факты о Византии, одном из самых великих, но незаслуженно забытых государств в европейской истории.

20K
80
53
707
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

82K
128
63
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

64K
76
77
862
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

57K
79
410
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

53K
110
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

48K
71
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

45K
128
134
6.1K
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

41K
45
14
238
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

41K
50
60
844
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

40K
133
107
1.4K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

282K
127
93
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

152K
41
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

139K
76
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

134K
101
25
869
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

105K
50
10
274
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

105K
57
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

103K
104
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

100K
11
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

84K
47
8
358