WARHEAD.SU поясняет

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике

Тридцатого марта первый полёт совершил новый лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Тут же пошли критические отзывы: мол, перетяжелён, слабые двигатели, минобороны не принимает. Попробуем разобраться, что же правда, а что далековато от реальности.

/
9K
23
11
127
Фото: Владимир Сырых

Тридцатого марта первый полёт совершил новый лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Тут же пошли критические отзывы: мол, перетяжелён, слабые двигатели, минобороны не принимает. Попробуем разобраться, что же правда, а что далековато от реальности.

Пресса любит громкие заголовки, а люди часто далее заголовка и не читают: «Самолёт получился неудачным», «Лучше бы и не взлетал» и так далее. «Гипс снимают, клиент уезжает». Стоит ли поддаваться паническим настроениями и закапывать первый военно-транспортный самолёт, разработанный в России после развала СССР, или всё более радужно?

Почему так долго, шериф Уиллоби?

Ил-112В — дитя своего времени. В ОКБ Ильюшина работу над Ил-112 начали ещё в середине 90-х, первоначально его делали в качестве гражданского пассажирского самолёта на замену Ан-24. Отсутствие денег и заказов на «илы» заставили положить проект на полку.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Надо сказать, боевая авиация прошла 90-е менее болезненно. Сыграли свою роль и зарубежные заказы, спасшие истребительную авиацию, например, разработка для Индии Су-30МКИ, который произвели в России и Индии в количестве 250 единиц. А там подоспел и большой гособоронзаказ, который в авиационной части был в первую очередь ориентирован на замену парка истребителей, фронтовых бомбардировщиков и ударных вертолётов. А транспортные самолёты? «Илы» и «аны» летают пока? Ну и ладушки.

Ан-26 ВКС России
Ан-26 ВКС России (источник фото)

Вторую попытку реанимировать проект предприняли в 2004 году. Тогда министерство обороны, все-таки понимая, что Ан-26 не вечен, выдало контракт на ОКР (опытно-конструкторская работа) на лёгкий транспортник Авиационному комплексу имени С. В. Ильюшина.

Выкатка первого лётного образца Ил-112В
Выкатка первого лётного образца Ил-112В (фото: Артур Саркисян)

Пыльные чертежи достали из-под сукна, и проектирование потихоньку началось. Потихоньку — потому что деньги от государства поступали неравномерно, и проектировать приходилось по кусочкам. Отсутствие целостного видения машины сыграло свою нехорошую роль позже. Контракт приостановили в 2009 году, надеясь на локализованное производство новых украинских «анов»: Ан-140, Ан-148Т, Ан-178 и Ан-74 и так далее. Не срослось.

Первый полёт Ил-112В
Первый полёт Ил-112В (фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)

После заморозки военно-технического сотрудничества с Украиной в конце 2014 года Ил-112 снова стал нужен. В итоге при сборке первого образца обнаружилось, что многие системы не увязаны. Самолёт, по сути, перепроектировали заново.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Ил-112В — лёгкий военно-транспортный самолёт.

Максимальная взлётная масса — 21 тонна.

Крейсерская скорость — 470 километров в час.

Максимальная масса полезной нагрузки — пять тонн или 44 десантника с парашютами.

Дальность с максимальной нагрузкой — 1200 километров.

Потому даже после стыковки крыла с фюзеляжем самолёт наполняли системами ещё два года, начиная от жгутов и проводки. На тот же Ан-26 от первого полёта до серии ушло четыре года, при этом 26-й — всего лишь модификация пассажирского самолёта Ан-24, который к тому времени успешно эксплуатировался.

Не будем уж вспоминать про более сложные боевые машины пятого поколения вроде Су-57 и F-22, чей цикл разработки насчитывает десятилетия без внезапных перерывов.

У Ил-112 лишний вес? Всё пропало?

Проблема перегруза — не новость. Она преследовала инженеров «Ила» на всём протяжении разработки. Но от заказчика этот факт также не скрывали и разработали план снижения массы. Да и вообще, для опытного самолёта некоторое несоответствие заявленным характеристикам — дело обычное. И так не только в авиастроении. Те же танки в опытном виде и в серии могут иметь кардинальные различия.

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике
(Фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)

Опытные самолёты часто перестраиваются и перекраиваются много раз. Взять хотя бы тернистый путь, который истребитель пятого поколения F-35 прошёл до серийной машины, да так, что цена за штуку с учётом ОКР выросла до очень серьёзной суммы. Россия, к сожалению или к счастью, не так богата. Потому на скромный транспортник ассигнования исчисляются несколькими миллиардами… рублей.

Он не может возить пять тонн? Как убавить вес?

Вес — штука политическая. Кто-то говорит — толст, а кто-то — бодипозитивен. Советские Ан-26 в составе ВКС России очень даже не молоды — кому-то и за 40, а кто-то плавно движется к 50. За это время каждый проходил капремонт, что постоянно добавляло несколько сотен кило за счёт усиления стареющей конструкции, убавляя столько же в грузоподъёмности. Так что он давно возит не свои паспортные 5,5 тонн, а гораздо меньше.

С Ил-112 всё ровно наоборот — запас прочности закладывали побольше, поэтому место для манёвра есть. Военные хотели получить универсальную машину для перевозки как можно более широкой номенклатуры грузов. Добавил веса и выбор традиционного для «ильюшинской» конструкторской школы Т-образного хвостового оперения — оно обеспечивает менее строгое пилотирование и повышает безопасность управления.

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике
(Фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)

Можно убавить вес некоторых элементов, облегчить оборудование, применить композиты в несиловых элементах. Серьёзный вес добавляет рампа в корме самолёта, нужная для удобной и быстрой погрузки-загрузки и десантирования личного состава и техники, но от этого не уйти, хотя её тоже можно «подсушить». Возможно, придётся пойти на снижение дальности за счёт меньшего запаса топлива.

Всё это внедрят на следующих лётных образцах, которые обещают начать строить к концу 2019 года. Не сказать, что ситуация абсолютно рядовая, но нельзя утверждать, что «никогда такого не было, и вот опять».

Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике
(Источник фото)

Перед одноклассниками Ил-112 выигрывает в параметрах грузовой кабины, которую удалось сделать максимально высокой для перевозки разных негабаритных грузов и даже лёгкой техники вроде «УАЗа»-буханки, «Нивы» с пулемётом, багги или пары-тройки квадроциклов.

У Ил-112 слабые движки. Не тянут?

Двигатель для Ил-112В — ТВ7-117СТ разработки и производства «ОДК-Климов». Это модернизированная и форсированная версия турбовинтового двигателя ТВ-117, который начали разрабатывать ещё в конце 80-х. Одну из его версий ставили на пассажирский самолёт Ил-114, другая предназначена для средних вертолётов Ми-38. Работы над ним возобновили в конце 2014 года. Максимальная мощность — 3100 л. с., в надкритическом режиме — 3600 «лошадок». Движок снабжён новым широколопастным винтом АВ-112 с автоматически управляемым шагом винта.

ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ
ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (источник фото)

Мотор не самый мощный, но вполне соответствует тактико-техническому заданию. Его выбор связан, в первую очередь, с тем, что центр компетенций по строительству двигателей подобного класса остался в Харькове, а моторы западного производства для военных самолётов тоже недоступны.

Надо понимать, что ТВ-117СТ тоже пока не вышел из опытной стадии и не прошёл всего комплекса стендовых и лётных испытаний. Его будут доводить по итогам получения полных данных. Кстати, именно проблемы с корректной работой двигателей привели к дополнительной задержке первого полёта.

Можно пойти по пути дальнейшего форсирования мощности, но тут уже взвоют товарищи прочнисты. Прочность крыла рассчитывается под определённую нагрузку. Придётся справляться с тем, что есть. В целом двигатель мощнее, чем у Ан-26 при меньшей максимальной взлётной массе. Да и командира экипажа, шеф-пилота «Ильюшина» вполне устраивает тяга.

Военные не принимают Ил-112В! Самолёт провалился?

А должны были? Почти сразу после вылета пришла информация, будто минобороны не хочет принимать самолёт. Простите, а когда принимали опытную машину на вооружение сразу после первого полёта? Прецеденты, наверное, можно найти, но придётся покопаться в истории примерно вековой давности. Сначала самолёт должен пройти заводские лётные испытания (облётываются и серийные машины, между прочим).

Видео — пресс-служба ПАО «Ил»

Затем нужно пройти совместные государственные испытания. Это сотни зачётных часов полётов! Чтобы отлетать всю программу, нужно не менее года, а то и больше, и два-три лётных образца. Ждать в серии Ил-112В стоит не ранее 2023 года.

Кстати, пилотируемость аппарат шеф-пилот «Ильюшина» Николай Куимов оценивает в превосходных оценках: «Очень энергичный взлёт, очень хорошо ведёт себя в воздухе, великолепный обзор из кабины и эргономика. Мы когда взлетели, трудно было ожидать от самолёта, что к нему не будет замечаний. Как будто на нём летали многие годы или долго».

А зачем он нужен, давайте летать на «Ан», вертолётах Ил-76, конвертопланах?

Конвертопланы «Ильюшин» для перевозки боевых шагоходов, как в книге Олега Дивова «Техподдержка», пока не разработали, а вот Ан-26 в войсках сотни полторы.

Тяжёлый конвертоплан Ильюшин
Тяжёлый конвертоплан «Ильюшин»

Самолёты, конечно, заслуженные, но время с презрением относится к былым достижениям и скептически поглядывает на срок жизни двигателей и металлических конструкций. Ресурс нельзя бесконечно продлевать, и уже с середины 2020-х годов, по всем выкладкам экспертов, их количество начнёт резко убывать. Надо будет на что-то менять.

Всего пять тонн же? Давайте всё возить на Ил-76! Да, грузоподъёмность Ил-76МД — 48 тонн, а у Ил-76 МД-90А и вовсе 60. А если вам нужно подкинуть до места боя отряд спецназа или прислать с основной базы несколько тонн консервов и патронов на удалённый блокпост? Ил-76 гонять не только невыгодно (у армии тоже конечное количество денег), но и попросту нерационально. Не нанимаете же вы для перевозки пары стульев КамАЗ?

Десантирование БМД с борта Ил-76МД
Десантирование БМД с борта Ил-76МД (источник фото)

Лёгкий транспортный самолёт будет экономичнее и быстрее вертолёта схожей грузоподъёмности. По сравнению с тяжёлым он не только тише (иногда в подобных операциях лишний шум не нужен), но и может садиться на коротких полосах с практически любым покрытием.

Но нужен ещё и средний самолёт. Действующих Ан-12 остались единицы. Его сменщика сейчас выбирают между Ил-276 и Ту-330.

В НАТО схожие функции выполняют два самолёта: американо-итальянский C-27J «Спартан» и «эйрбасовский» CASA C-295, принятые на вооружение в первом десятилетии 21 века. Если бы не экономическая ситуация, Ил-112 появился бы немногим позднее. «Спартан» по грузоподъёмности ближе к средним и «заточен» на десантирование, а CASA C-295 больше исполняет роль воздушного грузовичка для переброски грузов.

C-27J Spartan ВВС Италии
C-27J Spartan ВВС Италии (источник фото)

В целом характеристики сравнивать бессмысленно, ведь вероятность того, что Россия будет покупать самолёты западного производства, крайне мала. Главное, что нужна рабочая линейка военно-транспортной авиации в виде лёгкого-среднего-тяжёлого-сверхтяжёлого самолётов.

Первый образец, конечно, получился не без родовых болезней и недостатков. Причина тому — куча объективных и субъективных факторов. Но ставить вердикт «проект провален» рановато. Для этого нужны заключения госкомиссий по итогам всей лётной программы и полные данные по испытаниям в ЦАГИ, а не мутные инсайды в СМИ от младшего помощника старшего сборщика.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Микроволновка на марше: что известно о новейшем электромагнитном оружии
На российских полигонах начались испытания электромагнитного оружия. WARHEAD.SU поясняет, что такое СВЧ-пушки и чего от них ждать.
9K
13
6
55
Возможный облик новой подлодки?
Илья Крамник поясняет
В сети появилась очередная картинка от санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» со странным силуэтом подводной лодки. По мнению некоторых специалистов, изображение может относиться к перспективному проекту АПЛ пятого поколения «Хаски». Попробуем разобраться.
24K
19
3
205
Сирия: кто стрелял, куда попал?
Илья Крамник поясняет
В ночь на 14 апреля 2018 года США и их союзники нанесли удар по Сирии — 103 крылатые ракеты воздушного и морского базирования были выпущены по целям в Дамаске, вблизи города и в других районах страны. Разбираемся, кто стрелял, куда попал?
31K
15
59
517
ВМФ России vs. британская подлодка — 1:0
Илья Крамник поясняет
По сообщениям СМИ, в ударе по Сирии 14 апреля 2018 года должна была использоваться также британская подводная лодка типа «Эстьют». С борта субмарины планировалось запустить несколько «Томагавков». Но что-то пошло не так…
21K
15
1
276
Китай смог в авианосец
Авианосец проекта 001А «Шаньдун», построенный на верфи в Даляне для ВМС НОАК, впервые вышел в море на испытания. Это первый корабль подобного класса, полностью построенный КНР; его предшественник «Ляонин», как известно, представляет собой купленный в бывшем СССР «Варяг». Давайте разберём сходства и различия.
24K
17
7
204
«Долгорукий» и четыре «Булавы» — что дальше?
Крамник поясняет
22 мая 2018 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» запустил по полигону Кура на Камчатке четыре ракеты «Булава». Пуск проводился из Белого моря, из подводного положения, и был залповым — «пакетом» из четырёх изделий «Булавой» раньше не стреляли.
24K
10
4
254
F-35: боевое крещение
Истребитель пятого поколения F-35 впервые применён в бою. Честь первыми использовать перспективную американскую машину на практике выпала ВВС Израиля. В Twitter ВВС Израиля появилась цитата командующего ВВС Амикама Норкина: «Самолеты „Адир“ боеготовы и выполняют задачи. Мы первыми в мире применили F-35 в боевой обстановке».
27K
18
6
169
Американские танки в Восточной Европе
«США перебрасывают через Германию тысячи танков в страны Балтии и Польшу» — с похожими заголовками вышли недавно новости в ряде русскоязычных СМИ. Что происходит и не угрожает ли России очередное вражеское нашествие? Разбираемся.
14K
15
2
230
Х-59МК2: зачем ракета в форме чемодана?
Истребитель пятого поколения Су-57 в ходе испытаний в Сирии, среди прочего, отметился пуском новейшей ракеты Х-59МК2. Недавно эта же ракета была замечена в сирийском небе на пилоне у бомбардировщика Су-34. Чем интересна эта ракета и каковы её особенности?
40K
14
8
339
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

26K
32
37
593
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
57
10
866
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

20K
42
90
444
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

19K
42
15
451
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
40
39
877
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

18K
146
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

18K
35
36
545
Новая война — новая болезнь: что такое «траншейная стопа» и откуда она взялась?

Говорят, что французы — очень наивные люди: считают, что при плюс десяти нужно замерзать насмерть — и замерзают. Как обычно, в этой шутке есть доля правды — и довольно изрядная. При вполне плюсовых температурах можно получить обморожение и инвалидность — впервые «траншейную стопу» описали в ходе Первой мировой войны.

17K
58
5
307
Кадеш: «Прохоровка» бронзового века

Сражение при Кадеше, состоявшееся в 1274 году до н. э., выделяют по множеству причин. Величайшая битва бронзового века, она возвестила начало века железного. Кроме того, это была первая битва в истории, сведения о которой сохранили обе противоборствующие стороны. Наконец, это была невиданная доселе битва колесниц — «танков» древности. Сегодняшний материал — об этом.

15K
56
1
415
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

71K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
52K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

47K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

98K
56
12
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
73K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

71K
65
19
742
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

71K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679