Диванная аналитика: почему падают новейшие самолёты?

Японцы потеряли F-35. Кому они нужны, такие капризные и хрупкие? Или наоборот — это же вершина современных технологий, жемчужина конструкторской мысли — как она может потерпеть аварию? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU и Капитан Очевидность в роли привлечённого консультанта разбираются в вопросе.

/
3.9K
19
8
55

Японцы потеряли F-35. Кому они нужны, такие капризные и хрупкие? Или наоборот — это же вершина современных технологий, жемчужина конструкторской мысли — как она может потерпеть аварию? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU и Капитан Очевидность в роли привлечённого консультанта разбираются в вопросе.

Девятого апреля 2019 года в Японии разбился новейший истребитель пятого поколения F-35. Обломки обнаружили на следующий день, судьба пилота неизвестна до сих пор. За полгода до этого американские морпехи уронили ещё один F-35. Как же такое могло произойти? Или, может, наоборот — не могло не произойти? Давайте разбираться.

Синтоистский священник благословляет свежеприбывший в Японию F-35. По иронии судьбы это именно та машина, которая разбилась

Бывают ли стопроцентно надёжные машины?

Есть две противоположные точки зрения, обе одинаково упрощённые. Одна гласит, что чем машина совершеннее, тем более в ней всё продумано, и потому она надёжнее. Вторая — что чем машина сложнее, тем больше в ней элементов и тем сложнее заставить их все работать как надо, согласованно — а значит, машина будет менее надёжна, чем её более примитивные предки. Если вдуматься, то несложно понять, что и то и другое верно, причём одновременно. Так что в реальности у нас есть и растущая вероятность сбоя (из-за усложнения машин), и снижающаяся (из-за разработок новых методов проектирования, улучшения систем контроля и т. д.). Это такая бесконечная игра в перетягивание каната — иногда ненадолго побеждает одна сторона, иногда другая, но в целом надёжность машин остаётся примерно той же и даже плавно растёт (не так быстро, как хотелось бы).

А ещё чем машина новее — тем больше у неё «детских болезней и неожиданностей», неизбежных именно из-за новизны конструкторско-инженерных решений. «Придумать мы придумали, и даже воплотили, но такого ещё никто не обкатывал». Именно обкатка и призвана устранить эти болезни. Именно обкатку регулярной эксплуатацией мы в случае с F-35, по сути, и наблюдаем.

Ещё один момент, который надо помнить, — мы судим только о том, что знаем. F-35 привлекает много внимания, и потому любой факап с его участием сразу вызывает в интернете шумное обсуждение. А вот, например, был в своё время такой самолёт F-14 «Томкэт». Его многие помнят по фильму «Лучший стрелок» (Top Gun). Так вот, из двенадцати прототипов «Томкэта» на испытаниях разбилось пять. Инженеры, создававшие его, сейчас смеются, что если бы тогда, в начале 1970-х, был интернет, «Томкэт» бы никогда не приняли на вооружение.

Прототипы «Томкэта» в полёте, 1972 год

Конкретно F-35 имеет, как и любая новая сложная машина, множество недостатков. Они перечислены в официальных отчётах — например, в июне 2018 года почти одновременно вышли GAO-18-321 и JSFPO Deficiency Review Board Minutes, доступные открыто. Один недочёт, особенно сильно аукнувшийся сейчас японцам, — аварийный маяк, показывающий местонахождение пилота, экстренно покинувшего самолёт. Он должен автоматически включаться при катапультировании, но не включается. Эта проблема числилась в первой категории — как потенциально угрожающая жизни пилота. Но так как производитель в курсе и работает над устранением проблемы, её перенесли во вторую категорию, менее приоритетную. Вот только бедному японскому лётчику от этого прямо сейчас никакого толку — искать его приходится дедовскими способами.

Испытания катапультного кресла F-35

Но при всём при этом, если посмотреть трезво, — самолёт выпускается серийно, построено уже больше трёх с половиной сотен штук, эксплуатируется в нескольких странах, применялся в боевой обстановке, и при этом при всём всего два лётных происшествия и две неполадки на земле. Как по нам, это показатель того, что машина вполне надёжна, несмотря на сложность и новизну.

Человеческий фактор

Рассуждать о надёжности и ненадёжности машин можно сколько угодно, но самым слабым звеном всегда останется человек. Такой сложный комплекс, как современный боевой самолёт, зависит от очень многих людей, которые его обслуживают, ремонтируют, готовят к полёту. Ну и от лётчика, разумеется, зависит тоже. Конечно, все эти люди работают не наобум — система предусматривает многочисленные перекрёстные проверки и подстраховки, когда результаты работы одного сотрудника проверяют другие. Но место для ошибки остаётся всегда.

«Учить надо лучше!» — скажут некоторые. Да, это наиболее очевидный вариант, который приходит в голову сразу. Сложная новая техника требует тщательной подготовки. Но есть один фактор, который не всегда учитывают. Не недостаточная компетентность, а наоборот — чрезмерная. Вспоминается такая вот совершенно анекдотическая история из жизни. Давным-давно работал один из наших диванных аналитиков в компьютерной техподдержке, и однажды звонит ему некто и говорит — у меня, мол, программа ваша не работает, какие-то полосы по экрану вместо изображения. Полезли смотреть, что у него с видеокартой и с драйверами — а там монстр Франкенштейна. Видеокарта от одного производителя, а драйвер — мало того, что устаревший на пару поколений, — от другого. Опешил наш будущий аналитик и говорит: «Так а чего ж вы хотите — скажите спасибо, что у вас компьютер вообще хоть что-то показывает!» На что услышат ответ: «Не надо мне мозги полоскать, я системным администратором двадцать лет работаю, везде этот драйвер ставлю, и везде он нормально работает, а тут ваша программа глючная виновата!»

Наземное обслуживание F-35

Это, конечно, клинический вариант, в жизни такие встречаются редко. Но всё равно есть шанс, что опытный и умелый лётчик или механик какую-то часть инструкции к новому самолёту прочитает по диагонали — мол, всё и так понятно, я это знаю давно. Или что в непонятной ситуации он станет действовать не как в инструкции написано (даже если он её внимательно прочитал), а как подсказывает ему опыт — полученный на совсем других самолётах, предыдущих поколений.

Пока неизвестно, насколько в падении японского F-35 виноват пилот или готовившие машину к вылету механики, но отрицать эту возможность нельзя. Человеческий фактор — он такой.

Итог

Итог столь же очевиден, как и всё, написанное выше. Стопроцентно надёжной техники не бывает, и уж тем более не бывает стопроцентно надёжных людей. В результате каким бы крутым и новейшим ни был самолёт, он может упасть. И это вовсе не обязательно значит, что он плохой или негодный.

То, что мы наблюдаем сейчас под названием «истребитель пятого поколения F-35», скорее всего, довольно далеко от финального вида машины. Да, серийное, да, принятое на вооружение, но не все проблемы решены и ни одни ВВС в мире ещё не накопили достаточный опыт обращения с пятым поколением, а значит, и человеческий фактор, увы, будет неизбежен (но будет все менее и менее влиять по мере наката). Такова судьба любой технически сложной новинки — как бы прекрасна она ни была в чертежах, сколь бы хорошо ни показала себя на тестах, только регулярное и постоянное использование может из состояния «красивая новая игрушка» привести её в состояние «отлаженная рабочая конструкция». Так что у F-35 впереди ещё очень много всего…

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Роботизация спецслужб: ЦРУ сэкономит на аналитиках

«Злой робот отнимет у тебя работу»: когда-то это была фантастика, а теперь каждый технопророк сообщает об этом на каждом углу. Будущее неумолимо. Любой специалист может попасть под сокращение: банковский клерк или монтажник, юрист или чиновник, дизайнер или поэт (многих уже можно спокойно заменить нейросетью).

4K
5
0
31
Разработки лазерного оружия на финишной прямой

Шахид-дроны запрещенного в РФ «Исламского государства» сподвигли американцев взяться за разработку лазерного оружия всерьёз и надолго.

10K
11
5
117
Против лома нет приёма: техногенная катастрофа по интернету

Может ли хакер превратить завод в оружие массового уничтожения и устроить промышленный армагеддон? Или это глупые слухи, и кто-то просто ловит хайп на страхе людей перед техногенной катастрофой? Мы разобрались.

8.6K
12
9
129
Камуфляжное безумие, или эпоха прекрасных пикселей

Камуфляж — это хорошо. Цифровой камуфляж — вообще прекрасно. Наверное, именно так считают генералы, переодевая своих солдат. Иногда попытки закамуфлировать всё и вся доходят до смешного, и начинается настоящее камуфляжное безумие. Мы расскажем о самых ярких его проявлениях.

29K
20
20
284
Дрожь земли: как Израиль уничтожает подземные тоннели террористов

В Израиле продолжаются спецоперации по уничтожению тоннелей, прорытых под границей на территорию страны. Зачем террористы строят такие сооружения и почему избавиться от них очень и очень сложно? WARHEAD.SU рассказывает о подземных соседях Израиля.

7K
12
4
273
Бразильская полиция получит лицензию на убийство

С нового года полиция Рио-де-Жанейро получит 30 тысяч камер наблюдения, патрульные беспилотники, 120 подготовленных снайперов и — главное — упрощённые правила открытия огня. Теперь сотрудник будет иметь право застрелить любого гражданского, у которого в руках есть оружие, не дожидаясь агрессивных действий с его стороны.

3.8K
11
3
367
Диванная аналитика: почему падают новейшие самолёты?

Японцы потеряли F-35. Кому они нужны, такие капризные и хрупкие? Или наоборот — это же вершина современных технологий, жемчужина конструкторской мысли — как она может потерпеть аварию? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU и Капитан Очевидность в роли привлечённого консультанта разбираются в вопросе.

3.9K
19
8
55
Американцы отключили свет на военной базе, изображая «атаку хакеров»

Крупнейшая военная база США Форт-Брэгг в Северной Каролине на 12 часов осталась без электричества. Позже выяснилось, что таким образом командование проверяло готовность базы к различным неожиданностям, а свет отключили как бы вражеские хакеры. Пришлось извиняться.

2.4K
8
8
43
Поляки выбрали виртуальный тренажёр для вооружённых сил

Поляки выбрали для своих вооружённых сил виртуальный симулятор. Победу в конкурсе присудили американцам — их предложение оказалось наиболее выгодным финансово.

4K
5
4
41
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

33K
44
59
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

22K
63
13
439
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
36
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
43
19
593
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

16K
67
46
388
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
24
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

201K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
24
11
81
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346