itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"

За два витка до орбиты: «Роскосмос» добрался до МКС за рекордное время

Российский грузовой космический корабль «Прогресс МС-11» поставил новый рекорд: ему удалось добраться до Международной космической станции всего за три часа двадцать минут. Как «Роскосмосу» удалось настолько сократить время полёта — ведь ещё недавно корабли к орбитальной станции отправляли по шестичасовой, суточной или даже двухсуточной схеме?

/
3.9K
22
5
134

Российский грузовой космический корабль «Прогресс МС-11» поставил новый рекорд: ему удалось добраться до Международной космической станции всего за три часа двадцать минут. Как «Роскосмосу» удалось настолько сократить время полёта — ведь ещё недавно корабли к орбитальной станции отправляли по шестичасовой, суточной или даже двухсуточной схеме?

Как попасть на станцию

Орбита Международной космической станции находится примерно на высоте 400 километров от поверхности Земли. Раньше, когда американцы использовали для полётов на станцию космические челноки «Спейс шаттл», она была ниже. В последние годы орбиту подняли: так реже приходится совершать манёвры, чтобы избежать столкновения с космическим мусором. Но даже на такой высоте на станцию действует земная атмосфера — молекулы азота, кислорода и других газов сталкиваются с МКС и постепенно тормозят её, снижая орбиту. Поэтому время от времени космонавты включают двигатели пристыкованных к станции космических кораблей, чтобы восстановить необходимую высоту.

Союз МС-05 и Прогресс МС-07, пристыкованные к МКС
«Союз МС-05» и «Прогресс МС-07», пристыкованные к МКС (источник фото)

Четыреста километров — это совсем не много по земным меркам. Преодолеть их самолёту хватит полчаса, машине — несколько часов, а космическому кораблю, чтобы долететь до МКС, до недавнего времени требовались сутки или двое.

Почему так долго, у него же космические скорости в несколько километров в минуту?

Дело в том, что на самом деле космический корабль проходит гораздо большее расстояние. При использовании двухсуточной схемы он делает около тридцати витков вокруг Земли, постепенно, за несколько облётов, формируя орбиту, необходимую для стыковки. Нужно погасить относительную скорость, сблизиться и состыковаться со станцией. За это время корабль делает так называемый Гомановский переход на орбиту фазирования, биэллиптический переход, затем сближение со станцией и выравнивание скорости — и всё это за несколько коротких манёвров, чтобы не израсходовать впустую запас топлива. При этом станция всё время двигается: уклоняется от космического мусора или тормозится атмосферой — и всё это тоже процесс непостоянный, который сильно зависит от солнечной активности.

Сложнее сложного

Расчёт траектории — дело очень и очень сложное. Специалисты заранее пытаются учесть все факторы и сделать каждый полёт максимально безопасным. Но если в случае с космическими грузовыми кораблями двое суток полёта — не самая большая проблема, то для космонавтов это очень серьёзное испытание. После почти пятидесяти часов в ложементах членам экспедиции приходится восстанавливаться по прибытии на станцию.

За два витка до орбиты: Роскосмос добрался до МКС за рекордное время
(Фото: Из архива космонавта Антона Шкаплерова)

Именно поэтому специалисты «Роскосмоса» уже давно работали над сокращением времени полёта, и сейчас им удалось уменьшить его до трёх с половиной часов.

Впервые показать такой результат удалось в июле 2018 года, когда грузовой космический корабль «Прогресс МС-09» достиг станции всего за два витка вокруг Земли — это заняло три часа сорок минут. Сейчас же удалось ещё немного уменьшить время — до трёх часов двадцати минут. Естественно, что отработка такой сложной и новой технологии ведётся на грузовых кораблях, чтобы уменьшить возможные риски.

Добиться рекордного времени российским специалистам удалось за счёт максимально плотного и сверхчёткого выполнения команд по корректировке орбиты. Первую корректировку космический корабль совершает практически сразу после отделения от ступени ракеты-носителя. На следующем витке вычисляется точная орбита корабля и выдаётся следующая коррекция. Малейшее отклонение — и придётся прямо во время полёта переходить на суточную схему, в которой гораздо больше «возможностей для манёвра».

За два витка до орбиты: Роскосмос добрался до МКС за рекордное время
(Источник фото)

Но одного строгого выполнения команд для подобной схемы недостаточно. Запуск с Земли должен быть выполнен в определённое время, секунда в секунду.

Это позволяет уменьшить фазовый угол между плоскостями орбит космического корабля и станции. Чем меньше фазовый угол, тем меньше сложных манёвров требуется, чтобы приступить к стыковке. При двухсуточной схеме он составляет 200-400 градусов, а при запуске по двухвитковой схеме — всего 12-18 градусов. Поэтому и запускать по сверхкороткой схеме корабль можно лишь два раза в сутки, когда максимально совпадают плоскости орбит, и далеко не каждый день в месяце.

Немного истории

Если посмотреть рекорды сверхбыстрых стыковок, то можно узнать, что в далёком 1968 году два беспилотных «Союза» во время миссий «Космос-212» и «Космос-213» произвели стыковку на орбите всего через 47 минут после старта второго корабля.

Автоматическая стыковка менее чем через час, о каких тогда рекордах говорит сейчас «Роскосмос»?

Нужно понимать, что тогда стыковки производились на меньших высотах: перигей орбиты «Космоса-212» составлял всего 186 километров.

Кроме того, у СССР работали две стартовые площадки для ракет-носителей типа «Союз», что позволяло запускать корабли из одного места, практически друг за другом. «Космос-212» взлетел 14 апреля 1968 года, а «Космос-213» — всего сутки спустя, что и позволило состыковать космические аппараты так быстро и точно.

К слову, рекорд пилотируемой стыковки по самой быстрой схеме принадлежит в настоящее время американцам и составляет 94 минуты. Именно столько времени потребовалось, чтобы соединить в космосе космический корабль с астронавтами на борту «Джемини-11» с мишенью «Аджена». Опять же стоит уточнить, что это гораздо более простой манёвр, чем те, что совершают космические корабли для стыковки с Международной космической станцией.

Куда торопимся?

А зачем нужна сверхбыстрая схема стыковки? Во-первых, это удобство космонавтов, которым потребуется гораздо меньше сил, чтобы добраться до станции. Во-вторых, это возможность доставки на Международную космическую станцию скоропортящихся компонентов для проведения опытов, — например, заготовок для генетических экспериментов, — которые с каждым годом становятся всё сложнее.

За два витка до орбиты: Роскосмос добрался до МКС за рекордное время
(Фото: Иван Тимошенко и Антон Алпатов / КЦ «Южный» / ЦЭНКИ)

Кроме того, возможность доставить ракету за несколько часов — это серьёзное усиление безопасности станции. В случае необходимости или серьёзного ЧП в будущем на станцию может быть отправлена помощь. Да, запуск может производиться не каждый день и всего дважды в сутки, но это гораздо лучше, чем нынешние два дня полёта. Просто, вполне возможно, потребуются дополнительные резервные космодромы. Впрочем, это уже дело будущего.

Пока же отдел баллистики РКК «Энергия» и его руководитель, главный энтузиаст уменьшения времени полёта Рафаил Фарвазович Муртазин, мечтают о ещё более скоростных запусках — за один виток.

И это вполне реально, хотя и очень сложно.

В ближайшее время двухвитковую схему окончательно обкатают на грузовых космических кораблях, и, вполне возможно, уже в следующем году по ней к Международной космической станции полетят и космонавты. Пока же действующим считается рекорд полёта за шесть с половиной часов, установленный в 2013 году. Так что не исключено, что в недалёком будущем космонавты смогут достигать МКС за полтора часа. А это едва ли не быстрее, чем большинство москвичей добираются до работы.

Пуск космического корабля «Прогресс МС-11»
Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

6.5K
7
3
56
Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

9.5K
12
2
69
Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

20K
18
5
91
Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

13K
17
7
138
С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

10K
15
5
160
Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

4.5K
11
6
40
Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

16K
22
7
272
К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

14K
12
1
20
«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

18K
21
4
159
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

27K
74
297
753
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

20K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346