WARHEAD.SU поясняет

Дорогу новым винтокрылам: американские программы FARA и FLRAA

Революция в мировом вертолётостроении — и в американском в частности — всё ближе и ближе. Редакция WARHEAD.SU с большим интересом следит за новыми конкурсами американцев — FARA и FLRAA. Кто с кем соревнуется и какие шансы у участников программ — давайте разбираться.

Юрий Кужелев /
5.2K
15
13
94

Революция в мировом вертолётостроении — и в американском в частности — всё ближе и ближе. Редакция WARHEAD.SU с большим интересом следит за новыми конкурсами американцев — FARA и FLRAA. Кто с кем соревнуется и какие шансы у участников программ — давайте разбираться.

Разведчик будущего

До октября 2018 года все работы американцев над перспективными вертолётами, конвертопланами и винтокрылами шли в рамках единой программы Future Vertical Lift (FVL). Этот проект военные рассматривали исключительно как исследовательский. Ныне армия США готова перейти к финансированию отдельных направлений работ уже для создания серийных машин. Первой в списке идёт программа FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft) по разработке перспективного разведывательного и ударного вертолёта.

В таком выборе нет ничего удивительного — последние «кайовы» давно списаны, и на безрыбье в разведывательные машины записали ударные вертолёты «Апач». Дошло даже до разговоров о смене обозначения АН-64 на RAH-64, чтобы чётко отразить новые задачи. И армейцы, и ВВС, и управление специальных операций такой ситуацией не очень довольны.

Уже в июне 2019 года армия США надеется отобрать четыре-пять проектов из предложенных на программу FARA и профинансировать их дальнейшую проработку. Через девять месяцев выберут двух финалистов, которые воплотятся в металле. В 2021 году останется один из них — лучший, — и в 2023 году начнётся его серийное производство.

Семейное дерево винтокрылов от «Сикорски»

Точные требования к FARA пока не оглашались. Известно, что военные хотят достаточно компактную машину со скоростью не менее 400 километров в час.

Задачами нового винтокрыла станут передовая разведка, нанесение точечных ударов по противнику, доставка за линию фронта отрядов до четырёх бойцов с полным снаряжением. Вертолёт должен работать при температурах от -40 до +40 и прослужить военным минимум 50 лет с модернизациями.

Точное количество планируемых к покупке машин пока неизвестно, но, по разным подсчётам, около 150 нужно армии и 20-30 — силам специальных операций.

Возможный участник программы FARA от «Боинг»

Цифра не очень большая, и до недавнего времени проект был не сильно привлекателен для больших корпораций. Но в марте 2019 года объявили, что именно победитель в FARA станет заменой как минимум для половины парка ударных «апачей». И это уже серьёзно — ещё 300 машин сверху. Такой дополнительный заказ может привлечь и крупных игроков, да и экспортный потенциал FARA оценивается высоко.

Возможный внешний вид серийного варианта S-97

На сегодняшний день известны три участника программы. Первыми, конечно же, вызвались в «Сикорски». У них уже есть летающий прототип S-97 «Рейдер», и, как говорят многие инсайдеры, требования к программе формулировали, исходя именно из его характеристик. Лётные испытания S-97 идут уже несколько лет, и на конкурс, вполне вероятно, пойдёт его доработанная версия.

Возможный вид FARA от «Эйрбас Хеликоптерс»

В феврале 2019-го о своём участии сообщили в «Эйрбас Хеликоптерс». На конкурс они пойдут с доработанной версией своего вертолёта «Еврокоптер X3» под названием «Гонщик». В копилке у европейцев также большой опыт испытаний и даже рекорд скорости в горизонтальном полёте — 472 километра в час. Правда, некоторые американские эксперты уже подвергли машину критике из-за сложности размещения подвесного вооружения.

Ударно-разведывательный винтокрыл FARA от AVX

Наконец, третий конкурсант стал известен в апреле 2019-го. Фирма AVX также заявила, что будет участвовать в программе. Это было достаточно ожидаемой новостью, так как компания создавалась как раз под проектирование перспективных вертолётов для военных. Концепты от AVX часто использовались при исследованиях в рамках программ JMR и FVL, но пока на её счету нет ни одной реальной машины.

Bell 525 «Релентлесс» — проект «Белл» по программе FARA — будет базироваться на его уменьшенном варианте

Главной интригой до недавнего времени было участие в программе фирмы «Белл». Многие предполагали, что она представит на конкурс конвертоплан, но эти прогнозы не оправдались. Восемнадцатого апреля 2019 года просочилась информация, что проект «Белл» представляет собой обычный вертолёт — уменьшенный вариант их проекта «Белл 525». В фирме считают, что достичь требуемых характеристик можно и без использования нетрадиционных схем, при этом значительно сэкономив. Остаётся под вопросом только участие представителей главной авиастроительной тройки США: «Боинг», «Локхид» и «Нортроп».

Вероятнее всего, именно машина от «Белл» наравне с «Сикорски» выйдет в финал конкурса, но и гигантов сбрасывать со счетов пока рано. Почти все они имеют в своём запасе различные проекты беспилотных винтокрылов и конвертопланов, которые можно адаптировать под требования FARA.

В середине нулевых «Боинг» приобрёл израильскую фирму Karem Aircraft, которая также участвовала в программах JMR и FVL. Возможно, она выдвинет свой проект и на FARA

Пока явными лидерами гонки выглядят парни из «Сикорски» — на их стороне опыт, плотная работа с военными и даже «волосатая рука» там, где надо. Тем не менее, история знает немало примеров, когда явные фавориты быстро выбывали из игры. В аутсайдерах же пока находятся европейцы и AVX. Отдавать военный контракт за пределы США никто не хочет, и как бы хороши ни были заграничные предложения, их почти наверняка отвергнут. AVX же не имеет опыта в постройке вертолётов и производственных мощностей. Их единственный шанс — найти себе крупного игрока «в долю».

Летим далеко и быстро

В конце марта 2019 года из FVL выделили ещё одну программу — Future Long Range Assault Aircraft, «Перспективный ударный летательный аппарат дальнего радиуса действия». Это уже куда более серьёзная вещь, чем FARA, ведь её цель — замена всего существующего у американцев парка вертолётов «Блэкхок». От того и заинтересованных в программе структур куда больше — это армия, флот, корпус морской пехоты, а также силы специальных операций. По имеющейся информации, только на формирование общих требований к будущей машине ушло почти полтора года.

Винтокрыл SB-1 «Дефиант» в первом полёте

О желаниях военных известно достаточно много. Крейсерская скорость — 450 километров в час, а максимальная — дикие 510 километров в час. Дальность полёта без дозаправки с полной нагрузкой — 370 километров, пустого — 550 километров. Максимальный радиус полёта с дополнительными баками вместо полезной нагрузки — 4400 километров. Внутри вертолёт должен поднимать до двух тонн груза или 12 бойцов. На внешней подвеске планируется груз до шести тонн. Особое внимание уделено сохранению всех этих характеристик на высотах до четырёх километров и при температурах от -30 до +30 градусов.

Одно из преимуществ «Белл» V-280 — высокая универсальность. Из транспортного в ударный вертолёт можно переделать всего за половину дня

Требования очень серьёзные, но и награда высока. В рамках программы FLRAA планируется заменить более 2000 вертолётов «Блэкхок». Кроме того, Корпус морской пехоты США планирует на базе победившей машины получить 150 ударных вертолётов для замены своего парка АН-1Z. На базе новой машины также предполагается разработать вертолёт РЭБ, противолодочный вертолёт и летающий командный центр для дронов. Кроме этого, новая машина заменит UH-60 и Ми-17 Многонационального авиационного отдела по специальным проектам.

«Белл» V-280 для Корпуса морской пехоты США

Официальных конкурсантов пока два — «Белл» с конвертопланом V-280 «Валор» и «Сикорски» вместе с «Боинг» и их SB-1 «Дефиант».

Точные характеристики машин пока не известны, но цифры из рекламных проспектов соответствуют лишь минимальным требованиям FLRAA. Возможно, именно потому никакие точные сроки по программе ещё не обозначены. Звучат лишь пожелания начать испытания в 2021 году.

Вполне вероятно, вскоре о своём участии заявят и в AVX. Можно также ожидать появления и других крупных игроков, которые не смогут пройти мимо столь прибыльной программы.

В известной пока паре V-280 и SB-1 явно лидирует проект «Белл». Его испытания начались раньше и идут лучше. Кроме того, если в FARA победит «Сикорски», то военные, вероятнее всего, отдадут контракт FLRAA их конкуренту, чтобы не допустить монополизации вертолётного парка.

В любом случае нам будет, на что посмотреть. На кону стоят немаленькие деньги, а значит, вероятны скандалы, интриги и даже, возможно, расследования. В последнее время у американцев по-другому как-то не выходит.

Не мал шанс, что одна из или обе программы закончатся ничем, если не удастся уложиться в бюджет. А, учитывая явно завышенные требования, это вполне возможно. Запасёмся попкорном и будем ждать уже наш и китайский винтокрылый ответ.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Тест: какой вы спецназовец?

Хотите узнать, в какое спецподразделение вы годны? Ответьте на несколько вопросов — и мы подскажем, кто из спецназов мира примет вас с распростёртыми объятиями!

5.8K
0
0
57
Тест: какой вы командир в Третьей мировой?
Холодная война между СССР и США переросла в Третью мировую. Боевые действия идут полным ходом, применяется ядерное оружие. И пока стороны не угрохали друг друга, а заодно и всю планету, у вас есть шанс изменить ход войны. И узнать, какой вы командир.
8.7K
0
0
217
Тест: Хорошо ли вы знаете историю Великой Отечественной войны?
Праздничный тест WARHEAD.SU ко дню Победы! Небанальные вопросы, малоизвестные факты. Тест для настоящих знатоков военной истории!
28K
0
1
293
Тест: знаете ли вы военные афоризмы?
Сформулировать военную мудрость кратко и понятно — к этому стремились многие полководцы и политики. И конечно, за прошедшие века накопилось достаточно перлов о том, как лучше воевать и что такое война. Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете и умеете применять.
5.6K
0
0
60
Тест: Знаете ли вы цвета военной истории?
В палитре красок есть множество цветов, так или иначе связанных с военной историей. Пройдите наш тест и проверьте — знаете ли вы, что за оттенок у «горящей Москвы» и как действительно выглядит «пороховой дым»?
9.9K
0
0
83
Тест: какой вы боец спецназа?

Бойцы спецназа во многом взаимозаменяемы, но всё же у каждого из них есть своя специализация. Медики, штурмовики, группа поддержки… Пройдите наш тест и узнайте, что же вам ближе.

41K
2
2
90
Тест: в армии какого дома Вестероса вы служите?

Дождались! Стартовал заключительный сезон сериала «Игра престолов». Чем закончится борьба за Железный трон, миллионы поклонников смогут узнать в финале саги. А прямо сейчас предлагаем проверить, в какой из армий Вестероса вам довелось бы служить.

19K
5
5
197
Тест: какая вы мина?
Научитесь разбираться в минах, ведь у каждого из этих смертоносных устройств есть свой характер! Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой из них ближе именно вам.
14K
0
0
174
Тест: сможете ли вы поднять танкостроение Польши?
Польше не повезло с собственной школой танкостроения. Серийные машины были не самыми лучшими для своего времени, а проекты более совершенных танков остались лишь в набросках. WARHEAD.SU вместе с игрой World of Tanks предлагает вам узнать, как бы выглядел мир, в котором эти танки воплотились в железе.
11K
0
0
238
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

44K
61
34
719
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

36K
37
65
933
Византийский шанс: как одна битва остановила историю на полвека

Одно-единственное сражение смогло отложить падение Константинополя на более чем пятьдесят лет. Оно же дало Византии шанс на возрождение былой мощи. Это была битва при Анкаре — тогда, 20 июля 1402 года, войско Тамерлана полностью разгромило армию турок-османов. Как всё происходило — в нашей статье.

29K
33
12
1K
Пионеры вермахта: как воевали немецкие сапёры

Во время Великой Отечественной советские сапёры прославились своим мужеством и упорным трудом на фронте. Они ставили и снимали мины, строили полевые укрепления. А как с этим делом обстояло у противника Красной армии — немецкого вермахта? Что должны были знать и уметь сапёры германской армии? Мы разобрались.

29K
26
26
317
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

24K
46
266
667
Остановка под Варшавой: приказ Сталина или танки Гитлера?

Легенда о том, что советское наступление на Варшаву остановилось по приказу Сталина, родилась не вчера. И тем удивительнее упорство, с которым её регулярно вспоминают. Мы решили разобраться в вопросе.

24K
25
63
296
Жаркий июль 42-го: битва за хребет Рувейсат

Боевые действия во время Второй мировой в Северной Африке шли уже довольно долго. Но британцы раз за разом допускали ошибки — все их атаки завершались неудачами. Что же происходило тогда, жарким летом 1942-го?

23K
24
8
325
Рейд на Вильнюс: бессмысленный и беспощадный

Платформы жалобно скрипели под весом «пантер». Эшелоны с танками неслись в Прибалтику. Здесь в середине июля 1944 года немцы хотели остановить неудержимый бег Красной армии к Восточной Пруссии. Однако первая задача «пантер» оказалась неожиданной и сложной — вытащить окружённый гарнизон Вильнюса. Что же у них получилось?

23K
56
18
550
Тест: какой вы истребитель пятого поколения?

В последнее время истребителей пятого поколения стало многовато. Аж глаза разбегаются. Хотите узнать, какой из них вы? WARHEAD.SU подготовил специальный тест.

23K
6
7
53
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
161K
76
42
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
64
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

66K
32
25
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
50K
39
76
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

47K
41
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

44K
34
9
466
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

44K
39
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

44K
61
34
719
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
43K
21
11
81
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
161K
76
42
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

94K
54
11
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
77K
37
26
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
76K
6
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
30
12
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

67K
27
17
346
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
64
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

66K
32
25
467
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
65K
31
28
679