itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Унесённые ветром: падение летающих авианосцев

Интербеллум, он же межвоенный период, был временем диковинных технических конструкций. Человечество свято верило в силу инженерии и не стеснялось использовать её по полной программе. Одним из воплощений этого чудесного духа стали летающие авианосцы — дирижабли «Акрон» и «Мейкон».

/
7.8K
23
6
257

Интербеллум, он же межвоенный период, был временем диковинных технических конструкций. Человечество свято верило в силу инженерии и не стеснялось использовать её по полной программе. Одним из воплощений этого чудесного духа стали летающие авианосцы — дирижабли «Акрон» и «Мейкон».

Зачем американцам понадобилось такое чудо?

Точно не из любви к гигантизму или сложным инженерным конструкциям. В основе желания завести себе авианесущие дирижабли стояло скучное, но очень жизненное стремление сэкономить.

Ещё в начале 20-х годов Япония начала заметно усиливать позиции. Американцы опасались (как показал затем Пёрл-Харбор, небеспричинно) внезапной атаки японского флота со стороны безбрежного Тихого океана. Вражеские корабли могли выскочить откуда угодно, натворить дел и смыться обратно на базы. Чтобы этого не произошло, требовалось регулярно патрулировать самый крупный в мире океан. Что, конечно, влетало в копеечку.

Обычно этим занимались крейсера — они достаточно автономные, сравнительно быстрые, работа стоит дешевле, чем у линкоров, и при этом их сложно сразу потопить. Но вскоре нашлась идея получше — отправить на это дело дирижабли. Они и сто́ят меньше, и передвигаются быстрее, а значит, могут «окучить» больше квадратных километров за то же самое время.

Но «дирижабельное лобби» в американском флоте, возглавляемое адмиралом Моффетом, пошло дальше.

Что, если совместить автономность воздушного корабля и скорость самолёта?

Тогда дирижабль станет летающей базой для разведывательной авиации. С запчастями, техниками — да, в конце концов, с чистыми каютами и горячей пищей!

Рассчитанная во флотском Бюро по аэронавтике формула «десять дирижаблей-авианосцев патрулируют так же эффективно, как 120 крейсеров» звучала крайне заманчиво.

Унесённые ветром: падение летающих авианосцев

При этом проблемы «как садиться на дирижабль» не существовало вообще — это научились делать ещё к 1924 году. Сама посадка представляла собой лишь «зацепление» крюком за перекладину на специальной ферме. Что было даже проще посадки на аэродром — из скорости самолёта вычиталась скорость дирижабля, и всё проходило очень плавно. Вопрос стоял лишь в том, чтобы построить большой дирижабль с ангаром для обслуживания самолётов.

Родовые муки

В январе 1927-го флот объявил конкурс. В нём с самого начала не было реальных претендентов на победу кроме американо-германского концерна «Гудьир-Цеппелин», представившего свой проект 240-метрового гиганта с ангаром на четыре истребителя F-9C.

Но тут в дело вмешался миллионер Лоуренс Уайлдер, который попытался наложить свои лапы и на этот заказ. Пикантная подробность заключалась в том, что ни одно предприятие Уайлдера до этого никогда не строило дирижабли. Но связей, чтобы отсрочить конкурс на год, у него хватило. Победил все равно проект «Гудьир-Цеппелин», но ненужной волокиты вышло много.

В итоге решили строить два дирижабля — они обошлись в семь миллионов долларов, в то время как за один запросили бы аж пять. Да, строить второй воздушный корабль такого же проекта всегда дешевле. Летающие авианосцы получили имена — «Акрон» и «Мейкон».

Строительство Акрона
Строительство «Акрона»

Не обошлось без драм при постройке. Агенты ФБР, следившие за возможным саботажем, арестовали клепальщика Пола Кассаи. Объект для подозрений тот и впрямь представлял отличный. Венгр, коммунист, чуть ли не активный участник венгерской смуты 1919 года на стороне Белы Куна. Правда, доказать саботаж в суде не удалось, и Кассаи отпустили. Что, конечно, подняло бурю в СМИ и успело изрядно попортить нервы руководству «Гудьир-Цеппелин».

Первый полёт «Акрона» состоялся в августе 1931 года, а «Мейкона» — в апреле 1933‑го.

Короткая, но насыщенная жизнь

Летающие авианосцы сразу оказались на острие флотского противостояния сторонников и ненавистников дирижаблей. Аргументов в свою пользу хватало у обеих сторон. Поэтому предполагалось, что спор решится на практике. Для межвоенной Америки это означало учения.

Летом 1932 года «Акрон» встретился с контр-адмиралом Уильямом Стендли, известным противником дирижаблей. Стендли решил доказать бесполезность дирижабля на практике, и заготовил ему ловушку. Едва заметив «Акрон», он попытался было запустить сразу 13 гидросамолётов — но тут разыгрался шторм, и о погоне пришлось забыть.

Мейкон
«Мейкон»

На следующий день он все-таки смог воплотить замысел, но «Акрон» был к этому готов и скрылся в облаках. Сосредоточенной атаки не получилось. Ни одна «бомба» с краской не попала в дирижабль.

Как выяснилось, бомбить, пусть и с пикирования, лавирующий на скорости 75 узлов воздушный корабль куда сложнее, чем обычный линкор или крейсер.

Сторонники дирижаблей не оставались в стороне и не скупились на эффектные пиар-акции. В июле 1934 года «Мейкон» доставил (путём бомбометания плавучего пакета) президентскую почту прямо на крейсер «Хьюстон», где в то время находился Рузвельт. Причём максимально впечатляющим способом — с отделившегося от дирижабля на президентских глазах самолёта. Капитану «Мейкона», правда, сделали за это выговор (мол, «не согласовал с командованием»), но впечатление на Рузвельта произвести удалось.

Унесённые ветром: падение летающих авианосцев

Неизбежный конец

Но все эти усилия были бесперспективными. «Акрон» и «Мейкон» нельзя назвать плохими дирижаблями. Наоборот, они были одними из лучших и самых продвинутых. Но сказался главный недостаток воздушных гигантов — высокая парусность и сравнительно небольшая скорость. И, как следствие, постоянные проблемы с погодой.

Это подтвердилось и с летающими авианосцами. Их потеряли во время штормов — оба сгинули в морской пучине. «Акрон» погиб в апреле 1933 года, «Мейкон» — в феврале 1935-го. В первом случае из 76 членов экипажа погибли 73 человека. На дирижабле, предназначенном для морского патрулирования, не было ни одного спасательного жилета.

Обломки Акрона
Обломки «Акрона»

С «Мейконом» дело «обошлось» двумя трупами: тренировки на случай гибели корабля проводились регулярно. Кроме того, наконец завезли средства индивидуального спасения.

Но для авианосцев легче воздуха это стало последней каплей. «Акрон» и «Мейкон» были последним шансом воздушных гигантов доказать свою полезность. Но их гибель — как раз в то время, когда стала резко повышаться надёжность и дальность самолётов, — поставила на перспективах жестких дирижаблей жирный крест.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

30K
183
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
143
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
165
504
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

25K
55
32
380
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
127
105
865
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

18K
109
161
809
Замена треуголки: как фуражка стала главным головным убором военных

Казалось бы, что может быть проще обычной военной фуражки? Но оказалось, что у этого головного убора долгая и очень интересная история, теснейшим образом связанная с прошлым русской армии

15K
69
47
385
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

272K
125
84
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

88K
47
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358