itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Что, если? Американские ВВС без B-52

ВВС США почти невозможно представить без стратегического бомбардировщика B-52. Кажется, этот почётный ветеран был всегда и навсегда останется на службе. Но что было бы, если бы в далёких 50-х он так и не был принят на вооружение? Попробуем представить.

/
11K
24
4
113

ВВС США почти невозможно представить без стратегического бомбардировщика B-52. Кажется, этот почётный ветеран был всегда и навсегда останется на службе. Но что было бы, если бы в далёких 50-х он так и не был принят на вооружение? Попробуем представить.

История стратегической крепости

История B-52 началась в 1945 году, а первый проект, которому было присвоено обозначение B-52 появился уже в 1946-м. Тогда предполагалось, что именно этот самолёт станет основой послевоенной дальней авиации, а не B-36, который рассматривали как уже устаревший. Но сложилось по-другому. Проектирование затягивалось, а новосозданным ВВС США срочно требовался межконтинентальный бомбардировщик. Так B-36 и ушёл в серию, а B-52 решили серьёзно переработать.

Первый самолёт, носивший название B-52. Сходства с будущей серийной машиной найти очень сложно
Первый самолёт, носивший название B-52. Сходства с будущей серийной машиной найти очень сложно

К 1951 году от первоначального облика B-52 осталось немного, теперь это был почти тот самолёт, который мы знаем. Но на горизонте появился ещё один конкурент — YB-60. Проект глубокой модернизации B-36 с реактивными двигателями и стреловидным крылом возник как запасной вариант для программы B-52. Военные опасались, что создание этого самолёта затянется на фоне резкого прогресса ПВО и перехватчиков СССР. Кроме того, популярно было мнение, что дни дозвуковой авиации сочтены, десяток лет — и в строй встанут сверхзвуковые гиганты. Тогда зачем тратить деньги на B-52, если через декаду его всё равно отправлять на слом. Лучше сэкономить средства на более дешёвом B-60 на основе уже освоенного B-36, а на разницу форсировать конструирование сверхзвуковых бомбардировщиков.

Первый YB-60 был переделан из B-36, но в дальнейшем предполагалось строить машины с нуля
Первый YB-60 был переделан из B-36, но в дальнейшем предполагалось строить машины с нуля

Как бы то ни было, в нашей реальности инженеры «Боинг» всё же довели B-52 до ума и создали настоящую легенду.

Были ли шансы на неудачу? Были. Противников у B-52 имелось много, в том числе и из других родов войск. Военные из жадности могли продавить на вооружение B-60. И тут история пошла бы несколько по-другому

Без долгожителя

Серийные B-60, вероятнее всего, изменились бы. Так же, как изменился В-52. Вполне вероятно, что от старой кабины бомбардировщика могли отказаться. Один из вариантов можно увидеть на проекте развития самолёта с атомным двигателем B-36N.

Что, если? Американские ВВС без B-52

Кажется, какая разница между B-52 и B-60? Второй, конечно, похуже в ЛТХ, медленнее, дальность меньше и даже летает чуть ниже. Зато берёт бомб побольше. И вообще в широкий корпус B-60, как показала практика, проще устанавливались крылатые ракеты, чем в тощего B-52.

И был бы у нас сейчас легендой B-60.

На самом деле, всё не так просто. Есть у В-52 и ещё одно ключевое преимущество.

Многие сравнивают этот самолёт и наш Ту-95. Самый старый Ту-95МС, состоящий на вооружении, построен в начале 80-х годов. Самый молодой B-52 — в 1962 году. В чём секрет такого настоящего долгожительства?

Ту-95МС скорее ровесник B-1В, чем B-52
Ту-95МС скорее ровесник B-1В, чем B-52

Тут нет какой-то страшной тайны. В «Боинг» по итогам Второй мировой войны одним из главных приоритетов при создании нового стратегического бомбардировщика поставили простоту обслуживания.

На первых проектах самолёт можно было назвать чуть ли не модульным — состоящим из универсальных и просто разбираемых конструкций. Предполагалось, что попавшую в серьёзную переделку машину смогли бы вернуть в строй даже в полевых мастерских, просто заменив повреждённые узлы на новые. До серии, конечно, такая «волшебная» ремонтопригодность не дошла, но получившийся самолёт всё равно было просто обслуживать и ремонтировать.

Другим было проще построить новый самолёт — а в B-52 без проблем ставили новую электронику, протягивали метры проводов и цепляли новые системы. Изношенные узлы легко заменялись на новые или снятые со списанных машин. Так и дожили машины начала 60-х до нашего времени и, похоже, доживут до середины 21-го века.

СССР было проще построить новую серию Ту-95, чем модернизировать старые машины
СССР было проще построить новую серию Ту-95, чем модернизировать старые машины

А вот B-60 похвастаться такой живучестью не мог. Самолёты бы неизбежно старели, модернизировать их было бы всё сложнее и сложнее — да и лётные характеристики у машины слабоваты. Но всё это обнаружилось бы в будущем. Пока, в 50-х годах, производственные мощности «Конвэйр» неожиданно оказались бы загружены крупным заказом на B-60. С большой вероятностью, это затянуло бы работы над перспективным B-58, который в нашей реальности стал главным проектом для «Конвэйр» после провала YB-60. И тут «Боинг» вполне могли отыграться. Их проект B-59 в нашей реальности проиграл B-58, в альтернативной — победу могли отдать им для соблюдения баланса и конкуренции.

Хоть B-59 проигрывает «Хастлеру» по ЛТХ, многие считали его более удачным проектом, способным прослужить дольше и эффективнее, чем удалось революционному, но не доведённому до ума B-58.

Ещё одним плюсом B-59 была бы частичная унификация с В-47, что упростило бы освоение самолёта в войсках
Ещё одним плюсом B-59 была бы частичная унификация с В-47, что упростило бы освоение самолёта в войсках

Вероятнее всего, к концу 50-х годов в серию пошли бы уже несколько модификаций B-60, постепенно исчерпывающие потенциал совершенствования машины. Это не могло не усилить внимание военных к потенциальной замене. Возможно, в программу B-70 вложили бы больше средств и сил, хотя шансы «Валькирии» попасть в серию всё же оставались бы малы — слишком дорогой самолёт в слишком изменившееся время. Куда более вероятно, что до прототипа, а то и до постановки на вооружение дошёл бы тактический сверхзвуковой бомбардировщик ХB-68. В нашей реальности проект закрыли из-за недостатка финансирования, но в иной ситуации он вполне мог послужить неплохим дополнением к парку B-60. Так США могли получить свой аналог нашего Ту-22.

Мартин XB-68
«Мартин» XB-68

Куда более серьёзные изменения начались бы в середине 70-х. К этому времени B-60 окончательно устарел, а замены для него всё ещё не было бы.

В нашей реальности в 1968 году программу многорежимного сверхзвукового бомбардировщика Advanced Manned Strategic Aircraft (AMSA) приостановили в пользу дальнейшей модернизации B-52. Работы над проектом AMSA возобновили лишь в 1970 году. В альтернативной ветке истории этого бы не случилось — ведь проблемы с модернизацией B-60 вынудили бы вести работу над новой машиной. В итоге B-1А полетел бы раньше и, вероятнее всего, попал бы на вооружение не в 1982 году, а уже в середине 70-х. Именно он со временем и заменил бы B-60. К началу 80-х старичок окончательно бы ушёл на пенсию.

В ходе длительной программы AMSA было создано множество необычных проектов, недаром её иногда в шутку расшифровывают как America's Most Studied Aircraft
В ходе длительной программы AMSA было создано множество необычных проектов, недаром её иногда в шутку расшифровывают как America's Most Studied Aircraft

Обратная конверсия

B-1A — неплохой самолёт, но всё же на роль современного ракетоносца он не очень подходит. Вылет дороговат, да и несёт он не так много ракет, как хотелось бы. И тут имели бы все шансы выйти на сцену машины, которые в нашей реальности и были главными конкурентами B-52 — ракетоносцы из пассажирских и транспортных самолётов.

Представьте себе с виду обычный «Боинг» 747, но внутри не груз или пассажиры, а целый арсенал ракет в конвейерной системе.

Желательно за сотню. Точно так же, как и B-52, такой ракетоносец спокойно доставит свой груз к точке сброса и запустит куда надо.

Ракетоносец из Боинг 747 по программе CMCA Cruise Missile Carrier Aircraft
Ракетоносец из «Боинг» 747 по программе CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft)

На первый взгляд, идея кажется немного безумной. Но, если присмотреться, скорее возникает вопрос, почему так не сделали в реальности. Лайнер дешевле и проще в обслуживании, достать для него запчасти проще некуда, траты топлива малы в сравнении с военными машинами. При этом «вес залпа» не сравним с переоборудованными В‑52.

Такие проекты американцы непрерывно рассматривают с середины 70-х годов, но каждый раз решают сэкономить и просто чуть-чуть модернизировать B-52 . Но в альтернативной истории у таких ракетоносцев были бы все шансы пойти в серию.

Ракетоносец из С-5 по программе CMCA Cruise Missile Carrier Aircraft
Ракетоносец из С-5 по программе CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft)

В итоге стратегическая авиация США могла подойти к нашему времени не совсем такой, какой мы её знаем.

Вместо урезанного B-1B в серии — полноценный B-1A, только, наверно, в бо́льших количествах. Плюс значительный парк ракетоносцев, вероятнее всего, из «Боинг» 747. Никуда не денется только В-2 — на увлечение «стелс» В-60 никак не повлиял бы. Вполне возможно, что к тройке мог добавиться ещё один самолёт — потомок В-68, эдакий американский Ту‑22М3.

Белый цвет у нас ассоциируется с нашим Ту-160. Но в иной ситуации он был бы отличительным признаком и B-1A
Белый цвет у нас ассоциируется с нашим Ту-160. Но в иной ситуации он был бы отличительным признаком и B-1A

За железным занавесом

Волны изменений затронули бы не только США — СССР всегда внимательно посматривал на Запад и не стеснялся иногда копировать решения оттуда.

Есть шанс, что из-за раннего принятия на вооружение B-1А у советских инженеров не осталось бы времени на долгие ритуальные танцы вокруг будущего Ту-160. В серию пошёл бы мясищевский М-18, на основании которого туполевцы в нашей реальности после долгих склок и интриг сделали «Белого лебедя». Из-за раннего старта, наверное, и самолётов построят побольше, так что до нашего времени, может, дойдёт хотя бы полсотни.

Мясищев М-18 — сходство с будущим Ту-160 видно невооружённым глазом. Много времени было потрачено на адаптацию проекта под КБ Туполева
«Мясищев» М-18 — сходство с будущим Ту-160 видно невооружённым глазом. Много времени было потрачено на адаптацию проекта под КБ Туполева

Сложно сказать, сохранил ли бы свой статус Ту-95. Вероятнее всего, да. Наши наверняка поэкспериментировали бы с собственными ракетоносцами. Например, из Ил-76 или тоже из лайнеров — но до развала СССР поставить их в серию, наверно, не успели бы. А вот Ту-95МС также был бы построен и дожил бы до наших дней.

И в американских «интернетах» постоянно появлялись бы смешные штуки про отсталых русских, у которых по сей день на вооружении самолёт из 50-х годов.

Кажется, что небольшое изменение несущественно для истории. А если потянуть за ниточку, всё оказывается куда интереснее. И даже, казалось бы, такая мелочь, как победа другого самолёта, может вполне серьёзно повлиять на историю ВВС. Если копнуть глубже и представить, как В-60 показали бы себя во Вьетнаме, — вполне возможно, что это изменение повлияло бы и на историю всего мира. Но это уже совсем другой рассказ.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

352K
151
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
WARBLOGS