itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Что, если? Американские ВВС без B-52

ВВС США почти невозможно представить без стратегического бомбардировщика B-52. Кажется, этот почётный ветеран был всегда и навсегда останется на службе. Но что было бы, если бы в далёких 50-х он так и не был принят на вооружение? Попробуем представить.

/
10K
23
4
113

ВВС США почти невозможно представить без стратегического бомбардировщика B-52. Кажется, этот почётный ветеран был всегда и навсегда останется на службе. Но что было бы, если бы в далёких 50-х он так и не был принят на вооружение? Попробуем представить.

История стратегической крепости

История B-52 началась в 1945 году, а первый проект, которому было присвоено обозначение B-52 появился уже в 1946-м. Тогда предполагалось, что именно этот самолёт станет основой послевоенной дальней авиации, а не B-36, который рассматривали как уже устаревший. Но сложилось по-другому. Проектирование затягивалось, а новосозданным ВВС США срочно требовался межконтинентальный бомбардировщик. Так B-36 и ушёл в серию, а B-52 решили серьёзно переработать.

Первый самолёт, носивший название B-52. Сходства с будущей серийной машиной найти очень сложно
Первый самолёт, носивший название B-52. Сходства с будущей серийной машиной найти очень сложно

К 1951 году от первоначального облика B-52 осталось немного, теперь это был почти тот самолёт, который мы знаем. Но на горизонте появился ещё один конкурент — YB-60. Проект глубокой модернизации B-36 с реактивными двигателями и стреловидным крылом возник как запасной вариант для программы B-52. Военные опасались, что создание этого самолёта затянется на фоне резкого прогресса ПВО и перехватчиков СССР. Кроме того, популярно было мнение, что дни дозвуковой авиации сочтены, десяток лет — и в строй встанут сверхзвуковые гиганты. Тогда зачем тратить деньги на B-52, если через декаду его всё равно отправлять на слом. Лучше сэкономить средства на более дешёвом B-60 на основе уже освоенного B-36, а на разницу форсировать конструирование сверхзвуковых бомбардировщиков.

Первый YB-60 был переделан из B-36, но в дальнейшем предполагалось строить машины с нуля
Первый YB-60 был переделан из B-36, но в дальнейшем предполагалось строить машины с нуля

Как бы то ни было, в нашей реальности инженеры «Боинг» всё же довели B-52 до ума и создали настоящую легенду.

Были ли шансы на неудачу? Были. Противников у B-52 имелось много, в том числе и из других родов войск. Военные из жадности могли продавить на вооружение B-60. И тут история пошла бы несколько по-другому

Без долгожителя

Серийные B-60, вероятнее всего, изменились бы. Так же, как изменился В-52. Вполне вероятно, что от старой кабины бомбардировщика могли отказаться. Один из вариантов можно увидеть на проекте развития самолёта с атомным двигателем B-36N.

Что, если? Американские ВВС без B-52

Кажется, какая разница между B-52 и B-60? Второй, конечно, похуже в ЛТХ, медленнее, дальность меньше и даже летает чуть ниже. Зато берёт бомб побольше. И вообще в широкий корпус B-60, как показала практика, проще устанавливались крылатые ракеты, чем в тощего B-52.

И был бы у нас сейчас легендой B-60.

На самом деле, всё не так просто. Есть у В-52 и ещё одно ключевое преимущество.

Многие сравнивают этот самолёт и наш Ту-95. Самый старый Ту-95МС, состоящий на вооружении, построен в начале 80-х годов. Самый молодой B-52 — в 1962 году. В чём секрет такого настоящего долгожительства?

Ту-95МС скорее ровесник B-1В, чем B-52
Ту-95МС скорее ровесник B-1В, чем B-52

Тут нет какой-то страшной тайны. В «Боинг» по итогам Второй мировой войны одним из главных приоритетов при создании нового стратегического бомбардировщика поставили простоту обслуживания.

На первых проектах самолёт можно было назвать чуть ли не модульным — состоящим из универсальных и просто разбираемых конструкций. Предполагалось, что попавшую в серьёзную переделку машину смогли бы вернуть в строй даже в полевых мастерских, просто заменив повреждённые узлы на новые. До серии, конечно, такая «волшебная» ремонтопригодность не дошла, но получившийся самолёт всё равно было просто обслуживать и ремонтировать.

Другим было проще построить новый самолёт — а в B-52 без проблем ставили новую электронику, протягивали метры проводов и цепляли новые системы. Изношенные узлы легко заменялись на новые или снятые со списанных машин. Так и дожили машины начала 60-х до нашего времени и, похоже, доживут до середины 21-го века.

СССР было проще построить новую серию Ту-95, чем модернизировать старые машины
СССР было проще построить новую серию Ту-95, чем модернизировать старые машины

А вот B-60 похвастаться такой живучестью не мог. Самолёты бы неизбежно старели, модернизировать их было бы всё сложнее и сложнее — да и лётные характеристики у машины слабоваты. Но всё это обнаружилось бы в будущем. Пока, в 50-х годах, производственные мощности «Конвэйр» неожиданно оказались бы загружены крупным заказом на B-60. С большой вероятностью, это затянуло бы работы над перспективным B-58, который в нашей реальности стал главным проектом для «Конвэйр» после провала YB-60. И тут «Боинг» вполне могли отыграться. Их проект B-59 в нашей реальности проиграл B-58, в альтернативной — победу могли отдать им для соблюдения баланса и конкуренции.

Хоть B-59 проигрывает «Хастлеру» по ЛТХ, многие считали его более удачным проектом, способным прослужить дольше и эффективнее, чем удалось революционному, но не доведённому до ума B-58.

Ещё одним плюсом B-59 была бы частичная унификация с В-47, что упростило бы освоение самолёта в войсках
Ещё одним плюсом B-59 была бы частичная унификация с В-47, что упростило бы освоение самолёта в войсках

Вероятнее всего, к концу 50-х годов в серию пошли бы уже несколько модификаций B-60, постепенно исчерпывающие потенциал совершенствования машины. Это не могло не усилить внимание военных к потенциальной замене. Возможно, в программу B-70 вложили бы больше средств и сил, хотя шансы «Валькирии» попасть в серию всё же оставались бы малы — слишком дорогой самолёт в слишком изменившееся время. Куда более вероятно, что до прототипа, а то и до постановки на вооружение дошёл бы тактический сверхзвуковой бомбардировщик ХB-68. В нашей реальности проект закрыли из-за недостатка финансирования, но в иной ситуации он вполне мог послужить неплохим дополнением к парку B-60. Так США могли получить свой аналог нашего Ту-22.

Мартин XB-68
«Мартин» XB-68

Куда более серьёзные изменения начались бы в середине 70-х. К этому времени B-60 окончательно устарел, а замены для него всё ещё не было бы.

В нашей реальности в 1968 году программу многорежимного сверхзвукового бомбардировщика Advanced Manned Strategic Aircraft (AMSA) приостановили в пользу дальнейшей модернизации B-52. Работы над проектом AMSA возобновили лишь в 1970 году. В альтернативной ветке истории этого бы не случилось — ведь проблемы с модернизацией B-60 вынудили бы вести работу над новой машиной. В итоге B-1А полетел бы раньше и, вероятнее всего, попал бы на вооружение не в 1982 году, а уже в середине 70-х. Именно он со временем и заменил бы B-60. К началу 80-х старичок окончательно бы ушёл на пенсию.

В ходе длительной программы AMSA было создано множество необычных проектов, недаром её иногда в шутку расшифровывают как America's Most Studied Aircraft
В ходе длительной программы AMSA было создано множество необычных проектов, недаром её иногда в шутку расшифровывают как America's Most Studied Aircraft

Обратная конверсия

B-1A — неплохой самолёт, но всё же на роль современного ракетоносца он не очень подходит. Вылет дороговат, да и несёт он не так много ракет, как хотелось бы. И тут имели бы все шансы выйти на сцену машины, которые в нашей реальности и были главными конкурентами B-52 — ракетоносцы из пассажирских и транспортных самолётов.

Представьте себе с виду обычный «Боинг» 747, но внутри не груз или пассажиры, а целый арсенал ракет в конвейерной системе.

Желательно за сотню. Точно так же, как и B-52, такой ракетоносец спокойно доставит свой груз к точке сброса и запустит куда надо.

Ракетоносец из Боинг 747 по программе CMCA Cruise Missile Carrier Aircraft
Ракетоносец из «Боинг» 747 по программе CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft)

На первый взгляд, идея кажется немного безумной. Но, если присмотреться, скорее возникает вопрос, почему так не сделали в реальности. Лайнер дешевле и проще в обслуживании, достать для него запчасти проще некуда, траты топлива малы в сравнении с военными машинами. При этом «вес залпа» не сравним с переоборудованными В‑52.

Такие проекты американцы непрерывно рассматривают с середины 70-х годов, но каждый раз решают сэкономить и просто чуть-чуть модернизировать B-52 . Но в альтернативной истории у таких ракетоносцев были бы все шансы пойти в серию.

Ракетоносец из С-5 по программе CMCA Cruise Missile Carrier Aircraft
Ракетоносец из С-5 по программе CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft)

В итоге стратегическая авиация США могла подойти к нашему времени не совсем такой, какой мы её знаем.

Вместо урезанного B-1B в серии — полноценный B-1A, только, наверно, в бо́льших количествах. Плюс значительный парк ракетоносцев, вероятнее всего, из «Боинг» 747. Никуда не денется только В-2 — на увлечение «стелс» В-60 никак не повлиял бы. Вполне возможно, что к тройке мог добавиться ещё один самолёт — потомок В-68, эдакий американский Ту‑22М3.

Белый цвет у нас ассоциируется с нашим Ту-160. Но в иной ситуации он был бы отличительным признаком и B-1A
Белый цвет у нас ассоциируется с нашим Ту-160. Но в иной ситуации он был бы отличительным признаком и B-1A

За железным занавесом

Волны изменений затронули бы не только США — СССР всегда внимательно посматривал на Запад и не стеснялся иногда копировать решения оттуда.

Есть шанс, что из-за раннего принятия на вооружение B-1А у советских инженеров не осталось бы времени на долгие ритуальные танцы вокруг будущего Ту-160. В серию пошёл бы мясищевский М-18, на основании которого туполевцы в нашей реальности после долгих склок и интриг сделали «Белого лебедя». Из-за раннего старта, наверное, и самолётов построят побольше, так что до нашего времени, может, дойдёт хотя бы полсотни.

Мясищев М-18 — сходство с будущим Ту-160 видно невооружённым глазом. Много времени было потрачено на адаптацию проекта под КБ Туполева
«Мясищев» М-18 — сходство с будущим Ту-160 видно невооружённым глазом. Много времени было потрачено на адаптацию проекта под КБ Туполева

Сложно сказать, сохранил ли бы свой статус Ту-95. Вероятнее всего, да. Наши наверняка поэкспериментировали бы с собственными ракетоносцами. Например, из Ил-76 или тоже из лайнеров — но до развала СССР поставить их в серию, наверно, не успели бы. А вот Ту-95МС также был бы построен и дожил бы до наших дней.

И в американских «интернетах» постоянно появлялись бы смешные штуки про отсталых русских, у которых по сей день на вооружении самолёт из 50-х годов.

Кажется, что небольшое изменение несущественно для истории. А если потянуть за ниточку, всё оказывается куда интереснее. И даже, казалось бы, такая мелочь, как победа другого самолёта, может вполне серьёзно повлиять на историю ВВС. Если копнуть глубже и представить, как В-60 показали бы себя во Вьетнаме, — вполне возможно, что это изменение повлияло бы и на историю всего мира. Но это уже совсем другой рассказ.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
57
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

29K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
67
58
530
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

44K
77
69
513
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

36K
109
232
664
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

36K
76
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
85
18
273
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
Почему после Рима никто не использовал легионы?

Римские легионеры не знали поражений! Так почему же после Рима больше никто не использовал этот опыт и не создавал легионы?

34K
73
67
558
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
67
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

90K
135
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
83
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
116
380
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

49K
77
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

47K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
138
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

44K
77
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

305K
143
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

167K
44
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

143K
60
11
274
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
102
26
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

110K
60
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

104K
13
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

91K
48
9
358
Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой — эффективный менеджмент.

161
2
1
0
О чем песня. Ария — 1100

Статья о смысле и содержании песни «1100» группы Ария. О том, что эта цифра не просто фигура речи, а непосредственно связана с техническими характеристиками Пе-2. И написан текст на основе реального применения Пе-2.

166
5
0
0
Нешкольные заблуждения о Бородинском сражении. Часть первая

За последние тридцать лет отечественной исторической наукой в области изучения Отечественной войны 1812 года и участия России в наполеоновских войнах сделано немало открытий. Часть из них существенно меняет сложившиеся представления о Бородинском сражении. В данной статье рассмотрены типичные заблуждения, связанные с этим событием.__

433
5
1
0
Как потомки царицы Савской уготовили Египту судьбу Сирии

В июле этого года Эфиопия ввела в строй крупнейшую гидроэлектростанцию в Африке. Давайте поговорим, что это значит для самого взрывоопасного региона современности.

494
5
0
0
Гибель «Медузы»

В 1816 году Франция вернула свои колонии в Сенегале, оккупированные Великобританией во время Наполеоновских войн. Чтобы восстановить свои права, Франция отправляет туда эскадру, возглавляемую фрегатом «Медуза»...

359
3
0
0
Эффект кумулятивного действия: Лондонский смог 1952г

Даже в наше экопросвещённое время смог не даёт спать по ночам бедняжке Грете, а уж во времена, о которых пойдёт рассказ он реально представлял из себя практически оружие массового поражения.

512
7
4
0
Инцидент с «Лаконией»

12 сентября 1942 года немецкой подводной лодкой U-156 был торпедирован британский военный транспорт "Лакония". Это атака и последующие за ней события имела страшные последствия для всей войны в Атлантике.

989
6
0
0
Мотосамокаты времен Первой Мировой

По сети уже много лет ходят вот эти фото, с утверждением, что это электросамокаты начала 20 века. Фото обычно сопровождается заплаками про "бензиновое лобби" и "Тесла, мы всё пролюбили"...

561
5
0
0
Эффект Кумулятивного Действия: Пайпер Альфа

Итак, восемьдесят восьмой, туманное Северное море, 120 км до шотландских берегов. Добывающая платформа качает нефть и газ сама, а попутно ещё и другим помогает — через нее проложены трубопроводы с нескольких других добывающих платформ. «Не долбанет? — Да не должно…».

962
10
0
0