Что, если? Американские ВВС без B-52

ВВС США почти невозможно представить без стратегического бомбардировщика B-52. Кажется, этот почётный ветеран был всегда и навсегда останется на службе. Но что было бы, если бы в далёких 50-х он так и не был принят на вооружение? Попробуем представить.

/
9.8K
22
4
113

ВВС США почти невозможно представить без стратегического бомбардировщика B-52. Кажется, этот почётный ветеран был всегда и навсегда останется на службе. Но что было бы, если бы в далёких 50-х он так и не был принят на вооружение? Попробуем представить.

История стратегической крепости

История B-52 началась в 1945 году, а первый проект, которому было присвоено обозначение B-52 появился уже в 1946-м. Тогда предполагалось, что именно этот самолёт станет основой послевоенной дальней авиации, а не B-36, который рассматривали как уже устаревший. Но сложилось по-другому. Проектирование затягивалось, а новосозданным ВВС США срочно требовался межконтинентальный бомбардировщик. Так B-36 и ушёл в серию, а B-52 решили серьёзно переработать.

Первый самолёт, носивший название B-52. Сходства с будущей серийной машиной найти очень сложно
Первый самолёт, носивший название B-52. Сходства с будущей серийной машиной найти очень сложно

К 1951 году от первоначального облика B-52 осталось немного, теперь это был почти тот самолёт, который мы знаем. Но на горизонте появился ещё один конкурент — YB-60. Проект глубокой модернизации B-36 с реактивными двигателями и стреловидным крылом возник как запасной вариант для программы B-52. Военные опасались, что создание этого самолёта затянется на фоне резкого прогресса ПВО и перехватчиков СССР. Кроме того, популярно было мнение, что дни дозвуковой авиации сочтены, десяток лет — и в строй встанут сверхзвуковые гиганты. Тогда зачем тратить деньги на B-52, если через декаду его всё равно отправлять на слом. Лучше сэкономить средства на более дешёвом B-60 на основе уже освоенного B-36, а на разницу форсировать конструирование сверхзвуковых бомбардировщиков.

Первый YB-60 был переделан из B-36, но в дальнейшем предполагалось строить машины с нуля
Первый YB-60 был переделан из B-36, но в дальнейшем предполагалось строить машины с нуля

Как бы то ни было, в нашей реальности инженеры «Боинг» всё же довели B-52 до ума и создали настоящую легенду.

Были ли шансы на неудачу? Были. Противников у B-52 имелось много, в том числе и из других родов войск. Военные из жадности могли продавить на вооружение B-60. И тут история пошла бы несколько по-другому

Без долгожителя

Серийные B-60, вероятнее всего, изменились бы. Так же, как изменился В-52. Вполне вероятно, что от старой кабины бомбардировщика могли отказаться. Один из вариантов можно увидеть на проекте развития самолёта с атомным двигателем B-36N.

Что, если? Американские ВВС без B-52

Кажется, какая разница между B-52 и B-60? Второй, конечно, похуже в ЛТХ, медленнее, дальность меньше и даже летает чуть ниже. Зато берёт бомб побольше. И вообще в широкий корпус B-60, как показала практика, проще устанавливались крылатые ракеты, чем в тощего B-52.

И был бы у нас сейчас легендой B-60.

На самом деле, всё не так просто. Есть у В-52 и ещё одно ключевое преимущество.

Многие сравнивают этот самолёт и наш Ту-95. Самый старый Ту-95МС, состоящий на вооружении, построен в начале 80-х годов. Самый молодой B-52 — в 1962 году. В чём секрет такого настоящего долгожительства?

Ту-95МС скорее ровесник B-1В, чем B-52
Ту-95МС скорее ровесник B-1В, чем B-52

Тут нет какой-то страшной тайны. В «Боинг» по итогам Второй мировой войны одним из главных приоритетов при создании нового стратегического бомбардировщика поставили простоту обслуживания.

На первых проектах самолёт можно было назвать чуть ли не модульным — состоящим из универсальных и просто разбираемых конструкций. Предполагалось, что попавшую в серьёзную переделку машину смогли бы вернуть в строй даже в полевых мастерских, просто заменив повреждённые узлы на новые. До серии, конечно, такая «волшебная» ремонтопригодность не дошла, но получившийся самолёт всё равно было просто обслуживать и ремонтировать.

Другим было проще построить новый самолёт — а в B-52 без проблем ставили новую электронику, протягивали метры проводов и цепляли новые системы. Изношенные узлы легко заменялись на новые или снятые со списанных машин. Так и дожили машины начала 60-х до нашего времени и, похоже, доживут до середины 21-го века.

СССР было проще построить новую серию Ту-95, чем модернизировать старые машины
СССР было проще построить новую серию Ту-95, чем модернизировать старые машины

А вот B-60 похвастаться такой живучестью не мог. Самолёты бы неизбежно старели, модернизировать их было бы всё сложнее и сложнее — да и лётные характеристики у машины слабоваты. Но всё это обнаружилось бы в будущем. Пока, в 50-х годах, производственные мощности «Конвэйр» неожиданно оказались бы загружены крупным заказом на B-60. С большой вероятностью, это затянуло бы работы над перспективным B-58, который в нашей реальности стал главным проектом для «Конвэйр» после провала YB-60. И тут «Боинг» вполне могли отыграться. Их проект B-59 в нашей реальности проиграл B-58, в альтернативной — победу могли отдать им для соблюдения баланса и конкуренции.

Хоть B-59 проигрывает «Хастлеру» по ЛТХ, многие считали его более удачным проектом, способным прослужить дольше и эффективнее, чем удалось революционному, но не доведённому до ума B-58.

Ещё одним плюсом B-59 была бы частичная унификация с В-47, что упростило бы освоение самолёта в войсках
Ещё одним плюсом B-59 была бы частичная унификация с В-47, что упростило бы освоение самолёта в войсках

Вероятнее всего, к концу 50-х годов в серию пошли бы уже несколько модификаций B-60, постепенно исчерпывающие потенциал совершенствования машины. Это не могло не усилить внимание военных к потенциальной замене. Возможно, в программу B-70 вложили бы больше средств и сил, хотя шансы «Валькирии» попасть в серию всё же оставались бы малы — слишком дорогой самолёт в слишком изменившееся время. Куда более вероятно, что до прототипа, а то и до постановки на вооружение дошёл бы тактический сверхзвуковой бомбардировщик ХB-68. В нашей реальности проект закрыли из-за недостатка финансирования, но в иной ситуации он вполне мог послужить неплохим дополнением к парку B-60. Так США могли получить свой аналог нашего Ту-22.

Мартин XB-68
«Мартин» XB-68

Куда более серьёзные изменения начались бы в середине 70-х. К этому времени B-60 окончательно устарел, а замены для него всё ещё не было бы.

В нашей реальности в 1968 году программу многорежимного сверхзвукового бомбардировщика Advanced Manned Strategic Aircraft (AMSA) приостановили в пользу дальнейшей модернизации B-52. Работы над проектом AMSA возобновили лишь в 1970 году. В альтернативной ветке истории этого бы не случилось — ведь проблемы с модернизацией B-60 вынудили бы вести работу над новой машиной. В итоге B-1А полетел бы раньше и, вероятнее всего, попал бы на вооружение не в 1982 году, а уже в середине 70-х. Именно он со временем и заменил бы B-60. К началу 80-х старичок окончательно бы ушёл на пенсию.

В ходе длительной программы AMSA было создано множество необычных проектов, недаром её иногда в шутку расшифровывают как America's Most Studied Aircraft
В ходе длительной программы AMSA было создано множество необычных проектов, недаром её иногда в шутку расшифровывают как America's Most Studied Aircraft

Обратная конверсия

B-1A — неплохой самолёт, но всё же на роль современного ракетоносца он не очень подходит. Вылет дороговат, да и несёт он не так много ракет, как хотелось бы. И тут имели бы все шансы выйти на сцену машины, которые в нашей реальности и были главными конкурентами B-52 — ракетоносцы из пассажирских и транспортных самолётов.

Представьте себе с виду обычный «Боинг» 747, но внутри не груз или пассажиры, а целый арсенал ракет в конвейерной системе.

Желательно за сотню. Точно так же, как и B-52, такой ракетоносец спокойно доставит свой груз к точке сброса и запустит куда надо.

Ракетоносец из Боинг 747 по программе CMCA Cruise Missile Carrier Aircraft
Ракетоносец из «Боинг» 747 по программе CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft)

На первый взгляд, идея кажется немного безумной. Но, если присмотреться, скорее возникает вопрос, почему так не сделали в реальности. Лайнер дешевле и проще в обслуживании, достать для него запчасти проще некуда, траты топлива малы в сравнении с военными машинами. При этом «вес залпа» не сравним с переоборудованными В‑52.

Такие проекты американцы непрерывно рассматривают с середины 70-х годов, но каждый раз решают сэкономить и просто чуть-чуть модернизировать B-52 . Но в альтернативной истории у таких ракетоносцев были бы все шансы пойти в серию.

Ракетоносец из С-5 по программе CMCA Cruise Missile Carrier Aircraft
Ракетоносец из С-5 по программе CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft)

В итоге стратегическая авиация США могла подойти к нашему времени не совсем такой, какой мы её знаем.

Вместо урезанного B-1B в серии — полноценный B-1A, только, наверно, в бо́льших количествах. Плюс значительный парк ракетоносцев, вероятнее всего, из «Боинг» 747. Никуда не денется только В-2 — на увлечение «стелс» В-60 никак не повлиял бы. Вполне возможно, что к тройке мог добавиться ещё один самолёт — потомок В-68, эдакий американский Ту‑22М3.

Белый цвет у нас ассоциируется с нашим Ту-160. Но в иной ситуации он был бы отличительным признаком и B-1A
Белый цвет у нас ассоциируется с нашим Ту-160. Но в иной ситуации он был бы отличительным признаком и B-1A

За железным занавесом

Волны изменений затронули бы не только США — СССР всегда внимательно посматривал на Запад и не стеснялся иногда копировать решения оттуда.

Есть шанс, что из-за раннего принятия на вооружение B-1А у советских инженеров не осталось бы времени на долгие ритуальные танцы вокруг будущего Ту-160. В серию пошёл бы мясищевский М-18, на основании которого туполевцы в нашей реальности после долгих склок и интриг сделали «Белого лебедя». Из-за раннего старта, наверное, и самолётов построят побольше, так что до нашего времени, может, дойдёт хотя бы полсотни.

Мясищев М-18 — сходство с будущим Ту-160 видно невооружённым глазом. Много времени было потрачено на адаптацию проекта под КБ Туполева
«Мясищев» М-18 — сходство с будущим Ту-160 видно невооружённым глазом. Много времени было потрачено на адаптацию проекта под КБ Туполева

Сложно сказать, сохранил ли бы свой статус Ту-95. Вероятнее всего, да. Наши наверняка поэкспериментировали бы с собственными ракетоносцами. Например, из Ил-76 или тоже из лайнеров — но до развала СССР поставить их в серию, наверно, не успели бы. А вот Ту-95МС также был бы построен и дожил бы до наших дней.

И в американских «интернетах» постоянно появлялись бы смешные штуки про отсталых русских, у которых по сей день на вооружении самолёт из 50-х годов.

Кажется, что небольшое изменение несущественно для истории. А если потянуть за ниточку, всё оказывается куда интереснее. И даже, казалось бы, такая мелочь, как победа другого самолёта, может вполне серьёзно повлиять на историю ВВС. Если копнуть глубже и представить, как В-60 показали бы себя во Вьетнаме, — вполне возможно, что это изменение повлияло бы и на историю всего мира. Но это уже совсем другой рассказ.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
25
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

27K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

21K
67
247
304
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

18K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

19K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
644
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

15K
8
16
283
Карлсоны против сталинских соколов: шведский авиаполк Зимней войны

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

15K
45
138
243
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

61K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

55K
68
67
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

54K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

216K
95
57
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

90K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

75K
28
17
346