Конец света «Игры престолов»: великая битва Добра со здравым смыслом

Разбор сторон

Итак. Силы сторон на начало боя:

«Синие».

Король Ночи с военачальниками, вооружение: крылатая ракета типа «ледяное копье». Dragonfire immune.

Бесконечная орда зомби, metal immune.

Великан-зомби — 1 шт. Тупо большой.

ВВС: дракон-зомби — 1 шт. Штатное вооружение: синее пламя.

«Красные».

Командование: Король Севера и Мать Драконов. Справка об окончании хотя бы «лейтенантских курсов» отсутствует. В своё время «мужик в чёрном» руководил какой-то группой вооружённых лиц в Северном округе Семи королевств, но помер (был воскрешён Красной жрицей). Мать Драконов — прекрасный пилот ВВС, но о наземной тактике ведения боя не знает ничего.

Эпические герои: в количестве. Почти все вооружены оружием из валирийской стали.

Кавалерия: лёгкая свадебная конница (дотракийцы), вооружение — бесполезные мечи из металла, см. пункт 2 «Синих».

Пехота:

а) элитная пехота (Безупречные). Вооружение: металл или обсидиан — неясно, частично произведена замена оружия на эффективное против зомби.

б) ополчение. Вооружение странное, на всех обсидиана не хватило. Налицо явный перерасход драконьего стекла на мечи и топоры (почему не копья? Их выйдет больше, нужнее и эффективность выше в руках тех же Безупречных).

Лучники. Вооружение: стрелы с горящими наконечниками.

ВВС: два дракона (штатное вооружение — Dragonfire).

Артиллерия: катапульты с огненными шарами.

Инженерная подготовка: ров с кольями и смолой.

Укреплённый замок, сделанный из камня.

Магическая поддержка: огненная жрица (1 шт.), трёхглазый провидец-ворон (1 шт.), ассасин (1 шт.)

Подготовка и первая фаза боя

«Если хочешь победить — выбирай поле боя». Исходя из скудных ресурсов и зная, что противник придёт к нам (инфа 100 процентов — сам трёхглазый провидец сказал), мы готовимся к обороне. Но… как?

Вопрос номер раз. Зачем воевать ночью и вне города?

Это зомби плевать на свет — но у вас-то живые (пока что) люди! Попробуйте даже в Москве найти неровное поле без фонарей и прогуляйтесь по нему. Пусть зомби сами придут — тем более вы знаете, куда они идут и за кем.

Вопрос номер два. Зачем вы построили армию снаружи каменного замка?

У вас что, места внутри мало? Вы имеете прекрасную пехоту, лучников и вотэтовотвсё. Дайте им просто сделать свою работу. Да, это будет скучно, однообразно и похоже на рубку дров. Зато эффективно!

Михаил Диунов

О, тут как раз всё предельно ясно. В легендах довольно подробно описана Первая война с Иными. Сначала на мир опустились Долгая ночь и вечная зима. Когда множество людей умерло, пришли белые ходоки и начали охоту за оставшимися живыми.

Так что Иным некуда спешить — у них впереди вечность. Поэтому любое промедление (например, попытка отсидеться в Винтерфелле) будет совершенно проигрышной тактикой, поскольку очень быстро кончатся запасы и армия начнёт вымирать, пополняя ряды войска Короля Ночи. В общем, выйти и сражаться — не столь абсурдная идея, как кажется на первый взгляд.

Отлично! Догадались сделать засечную полосу и инженерные заграждения (правда, всего одну… Мы же две серии готовились к эпичной битве на выживание!). Даже готовы поджечь. Но почему это поручено драконам? У них что, своих задач не будет в процессе Конца Света? А, ну да… вы ещё и артиллерию за город вытащили? «Ай, молодца!». Ну пальнули вы из требюше без корректировки куда-то в сторону врага, и что?

Вопрос номер три. «Он что — думает, это атака лёгкой кавалерии

Дотракийцы!!! Конница! Лёгкая!!! ААА!!! Стоит строем перед замком. Зачем? Смысл какой?

Дайте коннице свободу — выведите её за пределы вектора атаки ходоков, пусть со спины делают наскоки и откусывают по чуть-чуть. А, так у них ещё и оружие самое простое, не огненное. Стоп. Какой вообще тогда смысл в дотракийцах? Чтобы их слить красиво и без разведки? Оно конечно, ведьма зажгла. Но даже без опыта просмотра ужастиков можно было додуматься, что «надо разделиться» — плохая идея.

Михаил Диунов

Я специально посмотрел этот эпизод второй раз. И скажу, что было хорошо видно — дотракийцы атаковали противника сами, без приказа. Обычно их кавалерия действовала так — внезапная лихая атака, окружение противника и преследование бегущих. Так что в данном эксцессе, видимо, сказались и самоуверенность степных всадников, свято верящих, что в мире нет им равных, и эффект «баффа» полученного от Мелисандры. Вот горячие степные парни и не выдержали, рванув на врага.

Но самое плохое в этой атаке даже не её бессмысленность, а воспроизведение печальной сцены из   «Гладиатора» Ридли Скотта, где атака легионеров происходит прямо под обстрелом огненных снарядов из метательных машин. Вот это действительно полное безумие.

Вопрос номер четыре: «Кто читал учебник по применению авиации в условиях глобальных зомби-апокалипсисов?»

(Источник фото)

Ошибку седьмого сезона, когда дракон жёг войска поперёк, а не вдоль, в восьмом исправили, — теперь КПД у ВВС побольше. Но, простите, неужто вы забыли о вражеской авиации? Почему нельзя было сделать штатную двойку — штурмовик / истребитель прикрытия? Если один устаёт, то роли в паре меняются местами.

Михаил Диунов

Тут сразу стоит сказать о Дейнерис. Она принцесса из дома Таргариенов, её предки ещё тысячу лет назад управляли драконами. Знает валирийский язык и явно читала старинные хроники. Поэтому Дейнерис не может не учитывать, что драконьи всадники всегда вылетали в бой в доспехах. Одеть вместо этого красивую белую шубку — очень странное решение. И, что характерно, степень опасности в бою для всадника дракона дальше неплохо показана.

А ещё в данном эпизоде порадовали фанатов книжной серии. Фактически эта часть боя — такой кинематографический оммаж самому великому сражению предка Дейнерис, Эйгона Завоевателя: битве на Пламенном поле. Тогда всему Вестеросу продемонстрировали, что против драконов армия людей, какой бы многочисленной она не была, почти бесполезна.

В общем, первая фаза боя полностью за ходоками: они, пользуясь численным преимуществом кричат (мысленно): «WAAAGH!» и прут вперёд. Конницу, несмотря на поддержку жрицы, полностью уничтожили за секунды, попутно увеличив численность противника. Пехоту на внешнем периметре рассеяли; тяжёлые требушеты выстрелили по одному разу, после чего охрану перебили. Если бы не своевременная поддержка священнослужителей, сумевших зажечь огонь во рву, то тут можно было бы и заканчивать нашу повесть (и сезон). Но благодаря героическим усилиям (как будто из последних сил, да) большую часть людей за стенами спасли.

Что мешало это сделать изначально — непонятно.

Вторая фаза боя — штурм стен

Диспозиция: «Красные» отступили на заранее подготовленную и укреплённую позицию. «Синие» застряли за инженерной преградой. ВВС обеих сторон выведена из боя — занята поисками друг друга.

Скажите, только я один вижу идеальную позицию? Противника остановили на эффективной дальности стрельбы наших луков и тяжёлой артиллерии. А, ну да. Требушеты потеряли в первой фазе боя. Что ж, ну и Семеро с ними, у нас же есть лучники!

На память приходит   «Властелин колец» и оборона Хельмовой пади, когда лучники на стенах и регулярная пехота достаточно эффективно оборонялись от подготовленного врага. Почему здесь у нас нет ливня стрел в стоящие за огнём мишени? В упор же! Погодите, а что — можно было делать наконечники для стрел из обсидиана? Are you serious?

Михаил Диунов

Можно. Но драконьего стекла мало, этот момент описан в книгах, но как-то «замят» в экранизации.

Где наши доблестные ВВС? А, они в странном воздушном бою не смогли справиться с зомби-драконом: в итоге оба пилота катапультировались, один дракон уцелел, судьба второго неизвестна, противник — живёхонек. Точнее «мертвёхонек», только защитникам от этого не легче, им хана.

Михаил Диунов

Тут вообще интересный момент. Я в целом могу понять, какие мысли были у Дейнерис, когда она решила атаковать Короля ночи в воздухе. Она явно знала историю Танца Драконов — междоусобной войны в доме Таргариенов, когда столкновения драконьих всадников заканчивались победой стороны, имеющей численное преимущество. Два дракона против одного — это очень серьёзный аргумент, так что данное решение стоит признать логичным. И разумеется, Дейнерис не знала, насколько усилился мёртвый дракон Короля Ночи.

Фактически не встречая сопротивления, ходоки радостно рвутся в атаку. Смены лучников не отработаны, сумятица, хаос, бардак в управлении. Итог — на стенах никого нет, а уцелевшие лезут в последний момент. «Когда самая работа», мертвяки выстраивают собой пирамиды из классики зомби-апокалипсиса и лезут на приступ. Тут даже ребёнок или женщина могут просто столкнуть этим самым зомбям на голову корзину камней, скинуть бревно, или чан со смолой вылить. А у вас что вышло?

«Подготовка замка к обороне для чайников. Издание расширенное и дополненное». Не, не слышал. Кто там в предыдущей серии мерялся «кто в скольких битвах выжил»?

Герои, которые должны руководить личным составом, конечно, эпичны (Джейме Ланнистер так-то генерал, и не самый плохой), но вынуждены сражаться за себя, за товарища, или отправляться в эвакуационную экспедицию, пытаясь спасти незадачливых пилотов ВВС. Операция прямо-таки в стиле Ридли Скотта и   «Падения „Чёрного ястреба“», причём с таким же результатом, что характерно.

Михаил Диунов

Джейме был отличным бойцом (до потери руки) и харизматичным лидером, способным вести в бой, но его качества полководца всегда преувеличивала пропаганда Ланнистеров. Ему далеко и до отца Тайвина, действительно гениального стратега, и до Рэндилла Тарли, имевшего репутацию непобедимого полководца, и до Барристана Селми, и до Робба Старка. Да и войско у Джейме непривычное — он всегда командовал рыцарской конницей, а ему дали под начало пехоту.

Вот зомби на бегу стаптывают плотные ряды дисциплинированной пехоты с копьями, а вот они же дают себя красиво и долго резать одиночкам. Как это вообще? Нет, мы понимаем, это кино. Но дикий же штамп: посреди общей свалки одинокий герой изящно фехтует, а остальные любезно дают ему место.

В результате получился полный произвол сценаристов. Затоптанная фаланга и Давид против Голиафа, то есть девочка против гиганта, выбившего ворота крепости с одного пинка.

«Почему имярек выжил? — А нам так Мартин сказал!».

Отдельный придиразм: «А моральный фактор вы учитываете?».

У вас всё-таки условные Средние века условной Западной Европы. Где должен быть командир? Не то чтобы всегда впереди на лихом коне, но он должен поблёскивать шеломом, играть лицом и вообще всячески поддерживать политморсос. На них же колдуны с зомби идут!

А тут вожди слоняются с хмурыми лицами, речей не произносят, а потом тупо рубятся, чтобы выжить самим, — какое там спасение мира? Если б не зажигательная жрица, народ вообще б заскучал. А то и свалил бы до родной хаты — авось мертвяки её не заметят.

Ах да, лучший ум континента… послали прятаться в склеп, к женщинам. А командовать кто будет?

Михаил Диунов

Соревнование за титул лучшего ума с Тирионом убедительно выигрывает Варис, который как раз и устроил то, что вот уже восемь лет показывают на экране. Что касается участия в сражении… стоит задать вопрос — зачем? Все прекрасно знают: Тирион не воин, как бы ему ни хотелось продемонстрировать обратное. Сражение при Черноводной удалось выиграть благодаря его гениальной идее с Диким огнём — но вот в битве за Винтерфелл он никаких идей не высказал (у сценаристов не хватило креативности, а Мартин, увы, уже помочь никак не может — книжного текста ещё нет), так что отправиться в тыл — самое лучшее решение. Не хватало ещё, чтобы войско увидело, как Десница королевы пал, сражённый мертвецами.

Придиразм технический. У вас самый дорогой сериал в истории или съёмка гулянки на мобильник? Великую битву во тьме во время вьюги настолько странно сняли технически, что её (битву) просто зачастую не видно. Буквально «драка чернокожих в трюме угольщика в полночь».

В первых сезонах эпические битвы показывали методом «ну тут это, вон те выиграли», но сейчас-то на съёмки дали много денег. Или все средства э-э-э… освоили?

Итог второй фазы боя: из-за бездарной обороны замка противник проник внутрь толпами, обороняющихся рассеяли, герои вынуждены спасать свои жизни в одиночку, ВВС защитников вывели из боя, сражение окончательно перешло в фазу городских боёв.

С учётом того, что никто особо не думал: «а что будет, если зомби проникнут внутрь?», оборону внутренней части замка организовали архискверно. Точнее, её просто нет. За такое в далёком 41-м расстреляли бы без суда.

Михаил Диунов

Враг проник в замок? Отлично! Это значит, что Король Ночи принимает очевидное решение: сражение уже выиграно, пора заняться Трёхглазым вороном. То есть сделать именно то, чего ждут наши герои.

Третья фаза боя и финал

Тут уже не о чем говорить, но мы всё же пройдёмся.

Вообще, как следует из итогов предыдущей фазы, обороняющиеся фактически разбиты. Их уничтожили бы ещё раньше, если бы Король Ночи приземлился в самом замке, а не за его пределами. С другой стороны, наш великий некромант поднял волну зомби, тем самым показав, что все жертвы битвы были напрасны… Стоп, а герои разве этого не знали? Ну там, способность «поднимать мёртвых», заклинание третьего уровня магии Холода? С учётом грандмастерского владения им Королём Ночи, «итог был немного предсказуем».

Допустим, «Хитрый план Брана» (то, что он делал всё время боя) нам раскроют — скорее всего, в следующих сериях. Если не раскроют, кстати, это будет жутким провалом со стороны режиссёров и сценаристов.

Ведь если это был не план, а дурость, то… зачем всё? Зачем эти тысячи смертей, безумная оборона Теона с очень профессиональными лучниками? (Кстати, почему не на стенах? Брана бы охраняли Безупречные).

В общем, если бы не «рояль в кустах» и внезапное (см. «телепортация») появление ассасина 80-го левела, то сериал можно было бы заканчивать. Если на это ставили обороняющиеся (на что был намёк во второй серии), то почему сам «киллер» об этом ничего не знал?

Михаил Диунов

Вот тут мне кое-что решительно непонятно. Брандон Старк — Трёглазый ворон, последний из древовидцев. По лору мира «Льда и Пламени», пожалуй, единственный из живых, кто может хоть что-то противопоставить угрозе белых ходоков. И на экране мы видим, как он просто сидит и ждёт. То ли он всё уже заранее просчитал, то ли у сценаристов окончательно закончилась фантазия.

Впрочем, тут можно вспомнить, что одной из ультимативных способностей древовидцев была возможность управлять прошлым (а возможно, и будущим), поэтому можно предположить: внезапная Арья — это как раз дело его рук.

Хотя, на мой вкус, данному эпизоду очень не хватает эпичности. Тут бы выдать что-нибудь вроде участия Эарендила в Войне Гнева, когда был повержен Моргот и его драконы, но такое явно требует совсем других бюджетов.

Добавим, что ровно на те же грабли — «а что, так можно было?» — наступили творцы нового «Хеллбоя».

Итог третьей фазы и всего боя. Бездарное планирование и провал второй фазы обороны, в которой защитники имели большие шансы на успех, привёл к поражению «Красных» во всей битве. Отдельные очаги сопротивления (крохотные) подавили бы «синие», если бы того требовала тактическая задача.

Налицо великолепное планирование атакующих боевых действий в городе: сопротивление блокировано, а сам генерал пришёл принимать капитуляцию и забирать главный приз.

…но тут вмешались продюсеры: «Алло! У нас ещё три серии должно быть, рекламное время уже продано»!

Бабло Добро победило Зло! Вопреки всякой логике, сюжету и идее. Аплодисменты. Занавес.

Михаил Диунов

Всё норм. Следующие серии будут посвящены классической теме «возвращение короля». Так что не заскучаем…

Запомните. Если вы захотите оборонять замок от зомби, не используйте «Игру престолов» в качестве настольного пособия. Лучше возьмите учебники по военному делу: в отличие от сценариев их пишут реалисты.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о финале «Игры престолов» >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий