Истребившие динозавров: Дробышевский разоблачает популярные мифы

В последние десятилетия было сделано немало сенсационных «открытий»: нас создали инопланетяне, древние люди истребили динозавров… Доцент кафедры антропологии биофака МГУ Станислав Дробышевский разобрал наиболее популярные заблуждения и заодно рассказал, как всё было на самом деле.

В последние десятилетия было сделано немало сенсационных «открытий»: нас создали инопланетяне, древние люди истребили динозавров… Доцент кафедры антропологии биофака МГУ Станислав Дробышевский разобрал наиболее популярные заблуждения и заодно рассказал, как всё было на самом деле.
Серия:

В предыдущей статье серии читайте о заблуждениях о крестовых походах.

1. Человечество возникло благодаря инопланетянам

Наши предки-пришельцы оставили древним людям свои технологии.

Если бы люди были порождением какой-нибудь инопланетной сущности, они не были бы родственны другим живым организмам на планете и не смогли бы вписаться в экосистему. Жизнь, возникшая в других условиях, на другой планете, не будет приспособлена к нашему климату, температуре, микроэлементному составу, атмосферному составу и пр. Мы просто не смогли бы питаться.

Что касается инопланетных технологий, которые обычно мерещатся в постройке пирамид, этому нет никаких доказательств.

Если инопланетяне, пролетев сотни световых лет, на Земле оказались способны только навалить кучу до небес из кривых-косых блоков, пилёных каменными или в лучшем случае медными орудиями, — это какие-то странные инопланетяне, мягко говоря.

При этом любые студенты на археологической практике делают голыми руками всё то же самое. Их работа, как правило, наоборот, разбирать каменные завалы, но разница невелика. А строительство пирамид связывают с инопланетными технологиями только криворукие и ничего не умеющие делать люди. Человек мастеровитый и с головой, немного почесавшись, способен сам всё это соорудить. Просто больше делайте своими руками, и вся эта дурь про инопланетян выветрится.

2. Древние животные погибли от потопа, он отражён в преданиях всех народов

Он отражён не везде, а в Междуречье, где плоская равнина между Тигром и Евфратом. Там потоп был. Эти реки периодически разливаются до горизонта. С точки зрения жителей, не имевших понятия ни о чём, что существует дальше тридцати километров вокруг них, это был вполне себе всемирный потоп.

Всемирный потоп, картина И. Айвазовского
«Всемирный потоп», картина И. Айвазовского

Такое регулярно происходило и в Северной Африке, где ещё не перегороженный плотинами Нил тоже разливался до горизонта, и только отдельные каменные холмики выступали из воды. Древние люди сидели на этих холмах, клепали свои каменные орудия и ждали, пока вода спадёт. Так что потопы в их мифах — это не какая-то выдумка. Они и сейчас бывают: Приамурье затапливает каждый год, в моей родной Чите дачные посёлки регулярно смывает.

Но если бы это было в масштабах всей планеты, у нас бы были немереные толщи отложений этого самого потопа. Причём случалось, что за них принимали отмывочные отложения от разных наводнений.

Видите ли, когда вода долго куда-то течёт, она всё разрушает, а потом обкатывает. Всё должно быть перемешано характерным образом с песком, раковинами, моллюсками, рыбой. Любой может пойти на ближайшую речку и потыкать дно палкой — со дна поднимется муть, которая осядет поверх уже лежащего песка. Представьте подобное в большом масштабе. Вот это и есть флювиальные отложения. Там, как правило, хорошо отсортированные по размеру гальки и прочее, потому что вода несёт разный вес в зависимости от силы потока. Геологи это без проблем различают на глаз. А негеолог может поковырять стенку в любом карьере и тоже ознакомиться с явлением.

Флювиальные отложения голоцена в Огайо
Флювиальные отложения голоцена в Огайо (источник фото)

Потоковых отложений в мире сколько угодно. Но какого-то одного, которое было бы на всей планете синхронно, и чтобы ниже было что-то одно, а выше — новый мир, такого нет. Геологи уже исследовали всю планету и ничего подобного не обнаружили.

Но предположим, у нас вдруг из ниоткуда появляется куча воды, которая накрывает всю планету, а потом вдруг куда-то таинственным образом исчезает. Я не очень понимаю, как это, но предположим. Первое следствие: все наземные фауны у нас пропадают с концами. Все пресноводные фауны пропадают: если бы всемирный потоп был, он был бы солёным, поскольку разливается мировой океан. Второе следствие: все морские фауны становятся одинаковыми — отличаются только экваториальная и полярная, а в остальном по широтности должно быть размазано одно и то же. То есть атлантическая и тихоокеанская фауна появляется везде одновременно. Примерно таким был бы итог потопа. Но, естественно, ничего этого нет.

3. Люди жили в эпоху динозавров и, возможно, приложили руку к их исчезновению

Динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. В это время жил наш прямой предок — пургаториус. Это самый первый примат, вот только длиной он был сантиметров десять, и мозгов у него — меньше грамма.

Пургаториус гораздо больше похож и размером, и общей формой на соню (грызун), чем на человека. Небиологу сложно заподозрить в нём родню. К счастью, у нас есть наука палеоантропология, и благодаря ей видно, что остатки предков людей очень красиво и закономерно выстраиваются от первых приматоподобных — этих самых пургаториусов — до современного человека.

Так что во время вымирания динозавров предок человека был существом чуть побольше мыши. Только он ещё был и намного примитивнее мыши. Охотиться на динозавров и истребить их он вообще никак не мог.

Возможный вид пургаториуса, иллюстрация Ирины Авдеевой

Надо сказать, что во времена, когда жили динозавры, существовало много видов млекопитающих. Их найдено больше видов, чем собственно динозавров. Но, несмотря на большое видовое разнообразие, все они — как и пургаториус — были мелкими и ныкались по лесной подстилке. То есть никакие другие не выживали. И только после исчезновения динозавров все эти сотни видов мезозойских млекопитающих стали давать вариативность по размерам и образу жизни. Существа, более-менее похожие на человека — прямоходящие, с двумя ногами, двумя руками, — появились в лучшем случае семь миллионов лет назад. То есть спустя 59 миллионов лет после того, как все динозавры уже исчезли.

Миф 4. Мутации — зло, ничего хорошего от них не бывает

Мутации — это основа изменчивости. Без них мы бы до сих пор были обрывками РНК, которые так и болтались бы где-то в катархее. Мутации — это то, что создаёт генетическую изменчивость. Потом это всё усиливается рекомбинациями, но всё равно мутации — основа, благодаря которой и появляются виды.

Другое дело, что у нас геном состоит из трёх миллиардов пар нуклеотидов. Это десятки тысяч генов — из них около 30 тысяч рабочих генов, кодирующих белки, и надо понимать: когда мы говорим «человек отличается от шимпанзе на два процента», то два процента генома — это очень много. И эти отличия возникли в результате огромного количества мутаций. (Как правило, для любого отдельно взятого признака нужно много мутаций. Случается и так, что одна маленькая мутация имеет много эффектов, но это скорее исключения).

Истребившие динозавров: Дробышевский разоблачает популярные мифы
(Фото: Science Picture Co)

Затем мутации закрепляются отбором. То есть сами они случайны, но их адекватность, релевантность окружающим условиям уже неслучайна.

Отбор работает очень просто: кто выжил — тот и выжил.

То есть существует изменчивость — варианты, которые возникают в результате мутаций и рекомбинаций. А потом те, кто адекватен условиям среды, получают шанс размножиться — оставить много своих генетических копий. В результате в следующем поколении частоты признаков другие, чем были в первой версии. Потом появляются новые мутации и новые рекомбинации. Дальше, в новых условиях, кто-то очередной выживет, а кто-то нет. Когда это продолжается на протяжении многих поколений, то итог очень отличается от исходника.

Вот вкратце вся теория эволюции. И никакого замысла или хитрых намерений участников тут нет. Причём всё не так хорошо и разумно устроено. Становится холодно, и овечки отращивают длинную шерсть? Нет — становится холодно, и все, у кого недлинная шерсть, вымирают, а остаются только те овечки, которые случайно оказались длинношёрстными. И следующее поколение будет всё более длинношёрстным не потому, что оно так захотело, а потому, что все короткошёрстные сдохли от холода. А может, и не все сдохли, а кто-то выжил, но теперь их стало мало. Тут всё решает частотность. Дальше условия снова изменятся. И может оказаться, что те, кто в прежних условиях еле выживал, в новых станет самым адаптивным и самым успешным. Такое происходило миллионы раз.

Есть куча ископаемых существ, которые вымерли. У них не возникли удачные мутации и не дали им адаптацию к изменившимся условиям. Те же динозавры. Не повезло! Могли бы и выжить. Собственно, 180 миллионов лет и выживали, а потом не повезло.

(Фото: Марк Уиттон)

Вся эволюция — это дифференцированный перенос генов в следующее поколение. Главная проблема её понимания в том, что люди мыслят на своём личном примере. А это статистика — много случайностей, сливающихся в закономерности. Ещё важно понимать, что по наследству передаются те мутации, которые происходят в половых клетках. И вероятность, что маленькая мутация окажется значимой для выживания, невелика — поэтому они накапливаются. Каждая из них по отдельности вроде бы ничтожна, но в сумме они дают разнообразие. В результате на планете миллиарды разных живых организмов.

5. Эволюция создала человека и на этом закончилась. Спасибо, до свидания

Ничего не закончилось, потому что мутации есть всегда, рекомбинации есть всегда, выживают не все, и количество детей на индивида не одинаковое. Из этих факторов автоматически вытекает эволюция.

Но чтобы увидеть, во что мы эволюционируем, надо прожить соответствующее время — десятки тысяч лет. Например, за последние 50 тысяч лет наш вид не особо изменился. Вот на масштабе в 200 тысяч лет эволюцию у гоминидов уже прекрасно видно. А если кто-то хочет посмотреть, как люди преображаются на глазах, — ну извините, это не к нам.

В следующей статье серии читайте о заблуждениях по поводу византийской истории >>
Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

«Атака мертвецов»: Sabaton о легендарной атаке защитников крепости Осовец

У защитников Осовца не было противогазов, поэтому взятие крепости после химической атаки виделось немцам лёгкой прогулкой. Но те, кого уже считали мертвецами, нашли силы, чтобы пойти в контратаку. Читайте новый выпуск «Истории с Sabaton» об одном из легендарных эпизодов Первой мировой. Как всегда, в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

«Дотянулся товарищ Сухов»: как охотились на басмачей в Иране в 1945-м

Весна 1945 года. Отборные автоматчики на машинах гоняются за басмачами по иранской пустыне. Как СССР всё же добрался до старых врагов — в нашей статье.

Шамхорское побоище: банды против русских эшелонов

В этой истории переплелись судьбы возвращавшихся с турецкого фронта русских солдат, пылающей молодым национализмом закавказской интеллигенции и разбойников с большой дороги. Девятого января 1918 года их пути пересеклись — чтобы в итоге обернуться кровавой баней. Почему всё началось и чем закончилось — в нашей статье.

МиГи над Израилем. Охота на русскую «летучую лисицу»

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?

Тест: сможете ли вы выиграть Аустерлиц?

Двадцатого ноября 1805 года близ города Аустерлица в Моравии сошлись войска трёх императоров: французского — Наполеона I, русского — Александра I и австрийского — Франца II. Это было решающее сражение войны Третьей антинаполеоновской коалиции, окончившееся победой французов. Но могло ли всё сложиться иначе? Пройдите наш тест и попытайтесь переиграть историю.

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?