Истребившие динозавров: Дробышевский разоблачает популярные мифы

В последние десятилетия было сделано немало сенсационных «открытий»: нас создали инопланетяне, древние люди истребили динозавров… Доцент кафедры антропологии биофака МГУ Станислав Дробышевский разобрал наиболее популярные заблуждения и заодно рассказал, как всё было на самом деле.

Серия:

В предыдущей статье серии читайте о заблуждениях о крестовых походах.

1. Человечество возникло благодаря инопланетянам

Наши предки-пришельцы оставили древним людям свои технологии.

Если бы люди были порождением какой-нибудь инопланетной сущности, они не были бы родственны другим живым организмам на планете и не смогли бы вписаться в экосистему. Жизнь, возникшая в других условиях, на другой планете, не будет приспособлена к нашему климату, температуре, микроэлементному составу, атмосферному составу и пр. Мы просто не смогли бы питаться.

Что касается инопланетных технологий, которые обычно мерещатся в постройке пирамид, этому нет никаких доказательств.

Если инопланетяне, пролетев сотни световых лет, на Земле оказались способны только навалить кучу до небес из кривых-косых блоков, пилёных каменными или в лучшем случае медными орудиями, — это какие-то странные инопланетяне, мягко говоря.

При этом любые студенты на археологической практике делают голыми руками всё то же самое. Их работа, как правило, наоборот, разбирать каменные завалы, но разница невелика. А строительство пирамид связывают с инопланетными технологиями только криворукие и ничего не умеющие делать люди. Человек мастеровитый и с головой, немного почесавшись, способен сам всё это соорудить. Просто больше делайте своими руками, и вся эта дурь про инопланетян выветрится.

2. Древние животные погибли от потопа, он отражён в преданиях всех народов

Он отражён не везде, а в Междуречье, где плоская равнина между Тигром и Евфратом. Там потоп был. Эти реки периодически разливаются до горизонта. С точки зрения жителей, не имевших понятия ни о чём, что существует дальше тридцати километров вокруг них, это был вполне себе всемирный потоп.

Всемирный потоп, картина И. Айвазовского
«Всемирный потоп», картина И. Айвазовского

Такое регулярно происходило и в Северной Африке, где ещё не перегороженный плотинами Нил тоже разливался до горизонта, и только отдельные каменные холмики выступали из воды. Древние люди сидели на этих холмах, клепали свои каменные орудия и ждали, пока вода спадёт. Так что потопы в их мифах — это не какая-то выдумка. Они и сейчас бывают: Приамурье затапливает каждый год, в моей родной Чите дачные посёлки регулярно смывает.

Но если бы это было в масштабах всей планеты, у нас бы были немереные толщи отложений этого самого потопа. Причём случалось, что за них принимали отмывочные отложения от разных наводнений.

Видите ли, когда вода долго куда-то течёт, она всё разрушает, а потом обкатывает. Всё должно быть перемешано характерным образом с песком, раковинами, моллюсками, рыбой. Любой может пойти на ближайшую речку и потыкать дно палкой — со дна поднимется муть, которая осядет поверх уже лежащего песка. Представьте подобное в большом масштабе. Вот это и есть флювиальные отложения. Там, как правило, хорошо отсортированные по размеру гальки и прочее, потому что вода несёт разный вес в зависимости от силы потока. Геологи это без проблем различают на глаз. А негеолог может поковырять стенку в любом карьере и тоже ознакомиться с явлением.

Флювиальные отложения голоцена в Огайо
Флювиальные отложения голоцена в Огайо (источник фото)

Потоковых отложений в мире сколько угодно. Но какого-то одного, которое было бы на всей планете синхронно, и чтобы ниже было что-то одно, а выше — новый мир, такого нет. Геологи уже исследовали всю планету и ничего подобного не обнаружили.

Но предположим, у нас вдруг из ниоткуда появляется куча воды, которая накрывает всю планету, а потом вдруг куда-то таинственным образом исчезает. Я не очень понимаю, как это, но предположим. Первое следствие: все наземные фауны у нас пропадают с концами. Все пресноводные фауны пропадают: если бы всемирный потоп был, он был бы солёным, поскольку разливается мировой океан. Второе следствие: все морские фауны становятся одинаковыми — отличаются только экваториальная и полярная, а в остальном по широтности должно быть размазано одно и то же. То есть атлантическая и тихоокеанская фауна появляется везде одновременно. Примерно таким был бы итог потопа. Но, естественно, ничего этого нет.

3. Люди жили в эпоху динозавров и, возможно, приложили руку к их исчезновению

Динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. В это время жил наш прямой предок — пургаториус. Это самый первый примат, вот только длиной он был сантиметров десять, и мозгов у него — меньше грамма.

Пургаториус гораздо больше похож и размером, и общей формой на соню (грызун), чем на человека. Небиологу сложно заподозрить в нём родню. К счастью, у нас есть наука палеоантропология, и благодаря ей видно, что остатки предков людей очень красиво и закономерно выстраиваются от первых приматоподобных — этих самых пургаториусов — до современного человека.

Так что во время вымирания динозавров предок человека был существом чуть побольше мыши. Только он ещё был и намного примитивнее мыши. Охотиться на динозавров и истребить их он вообще никак не мог.

Возможный вид пургаториуса, иллюстрация Ирины Авдеевой

Надо сказать, что во времена, когда жили динозавры, существовало много видов млекопитающих. Их найдено больше видов, чем собственно динозавров. Но, несмотря на большое видовое разнообразие, все они — как и пургаториус — были мелкими и ныкались по лесной подстилке. То есть никакие другие не выживали. И только после исчезновения динозавров все эти сотни видов мезозойских млекопитающих стали давать вариативность по размерам и образу жизни. Существа, более-менее похожие на человека — прямоходящие, с двумя ногами, двумя руками, — появились в лучшем случае семь миллионов лет назад. То есть спустя 59 миллионов лет после того, как все динозавры уже исчезли.

Миф 4. Мутации — зло, ничего хорошего от них не бывает

Мутации — это основа изменчивости. Без них мы бы до сих пор были обрывками РНК, которые так и болтались бы где-то в катархее. Мутации — это то, что создаёт генетическую изменчивость. Потом это всё усиливается рекомбинациями, но всё равно мутации — основа, благодаря которой и появляются виды.

Другое дело, что у нас геном состоит из трёх миллиардов пар нуклеотидов. Это десятки тысяч генов — из них около 30 тысяч рабочих генов, кодирующих белки, и надо понимать: когда мы говорим «человек отличается от шимпанзе на два процента», то два процента генома — это очень много. И эти отличия возникли в результате огромного количества мутаций. (Как правило, для любого отдельно взятого признака нужно много мутаций. Случается и так, что одна маленькая мутация имеет много эффектов, но это скорее исключения).

Истребившие динозавров: Дробышевский разоблачает популярные мифы
(Фото: Science Picture Co)

Затем мутации закрепляются отбором. То есть сами они случайны, но их адекватность, релевантность окружающим условиям уже неслучайна.

Отбор работает очень просто: кто выжил — тот и выжил.

То есть существует изменчивость — варианты, которые возникают в результате мутаций и рекомбинаций. А потом те, кто адекватен условиям среды, получают шанс размножиться — оставить много своих генетических копий. В результате в следующем поколении частоты признаков другие, чем были в первой версии. Потом появляются новые мутации и новые рекомбинации. Дальше, в новых условиях, кто-то очередной выживет, а кто-то нет. Когда это продолжается на протяжении многих поколений, то итог очень отличается от исходника.

Вот вкратце вся теория эволюции. И никакого замысла или хитрых намерений участников тут нет. Причём всё не так хорошо и разумно устроено. Становится холодно, и овечки отращивают длинную шерсть? Нет — становится холодно, и все, у кого недлинная шерсть, вымирают, а остаются только те овечки, которые случайно оказались длинношёрстными. И следующее поколение будет всё более длинношёрстным не потому, что оно так захотело, а потому, что все короткошёрстные сдохли от холода. А может, и не все сдохли, а кто-то выжил, но теперь их стало мало. Тут всё решает частотность. Дальше условия снова изменятся. И может оказаться, что те, кто в прежних условиях еле выживал, в новых станет самым адаптивным и самым успешным. Такое происходило миллионы раз.

Есть куча ископаемых существ, которые вымерли. У них не возникли удачные мутации и не дали им адаптацию к изменившимся условиям. Те же динозавры. Не повезло! Могли бы и выжить. Собственно, 180 миллионов лет и выживали, а потом не повезло.

(Фото: Марк Уиттон)

Вся эволюция — это дифференцированный перенос генов в следующее поколение. Главная проблема её понимания в том, что люди мыслят на своём личном примере. А это статистика — много случайностей, сливающихся в закономерности. Ещё важно понимать, что по наследству передаются те мутации, которые происходят в половых клетках. И вероятность, что маленькая мутация окажется значимой для выживания, невелика — поэтому они накапливаются. Каждая из них по отдельности вроде бы ничтожна, но в сумме они дают разнообразие. В результате на планете миллиарды разных живых организмов.

5. Эволюция создала человека и на этом закончилась. Спасибо, до свидания

Ничего не закончилось, потому что мутации есть всегда, рекомбинации есть всегда, выживают не все, и количество детей на индивида не одинаковое. Из этих факторов автоматически вытекает эволюция.

Но чтобы увидеть, во что мы эволюционируем, надо прожить соответствующее время — десятки тысяч лет. Например, за последние 50 тысяч лет наш вид не особо изменился. Вот на масштабе в 200 тысяч лет эволюцию у гоминидов уже прекрасно видно. А если кто-то хочет посмотреть, как люди преображаются на глазах, — ну извините, это не к нам.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
В следующей статье серии читайте о заблуждениях по поводу византийской истории >>
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.