Ликбез

Истребившие динозавров: Дробышевский разоблачает популярные мифы

В последние десятилетия было сделано немало сенсационных «открытий»: нас создали инопланетяне, древние люди истребили динозавров… Доцент кафедры антропологии биофака МГУ Станислав Дробышевский разобрал наиболее популярные заблуждения и заодно рассказал, как всё было на самом деле.

Ольга Таболина /

1. Человечество возникло благодаря инопланетянам

Наши предки-пришельцы оставили древним людям свои технологии.

Если бы люди были порождением какой-нибудь инопланетной сущности, они не были бы родственны другим живым организмам на планете и не смогли бы вписаться в экосистему. Жизнь, возникшая в других условиях, на другой планете, не будет приспособлена к нашему климату, температуре, микроэлементному составу, атмосферному составу и пр. Мы просто не смогли бы питаться.

Что касается инопланетных технологий, которые обычно мерещатся в постройке пирамид, этому нет никаких доказательств.

Если инопланетяне, пролетев сотни световых лет, на Земле оказались способны только навалить кучу до небес из кривых-косых блоков, пилёных каменными или в лучшем случае медными орудиями, — это какие-то странные инопланетяне, мягко говоря.

При этом любые студенты на археологической практике делают голыми руками всё то же самое. Их работа, как правило, наоборот, разбирать каменные завалы, но разница невелика. А строительство пирамид связывают с инопланетными технологиями только криворукие и ничего не умеющие делать люди. Человек мастеровитый и с головой, немного почесавшись, способен сам всё это соорудить. Просто больше делайте своими руками, и вся эта дурь про инопланетян выветрится.

2. Древние животные погибли от потопа, он отражён в преданиях всех народов

Он отражён не везде, а в Междуречье, где плоская равнина между Тигром и Евфратом. Там потоп был. Эти реки периодически разливаются до горизонта. С точки зрения жителей, не имевших понятия ни о чём, что существует дальше тридцати километров вокруг них, это был вполне себе всемирный потоп.

«Всемирный потоп», картина И. Айвазовского

Такое регулярно происходило и в Северной Африке, где ещё не перегороженный плотинами Нил тоже разливался до горизонта, и только отдельные каменные холмики выступали из воды. Древние люди сидели на этих холмах, клепали свои каменные орудия и ждали, пока вода спадёт. Так что потопы в их мифах — это не какая-то выдумка. Они и сейчас бывают: Приамурье затапливает каждый год, в моей родной Чите дачные посёлки регулярно смывает.

Но если бы это было в масштабах всей планеты, у нас бы были немереные толщи отложений этого самого потопа. Причём случалось, что за них принимали отмывочные отложения от разных наводнений.

Видите ли, когда вода долго куда-то течёт, она всё разрушает, а потом обкатывает. Всё должно быть перемешано характерным образом с песком, раковинами, моллюсками, рыбой. Любой может пойти на ближайшую речку и потыкать дно палкой — со дна поднимется муть, которая осядет поверх уже лежащего песка. Представьте подобное в большом масштабе. Вот это и есть флювиальные отложения. Там, как правило, хорошо отсортированные по размеру гальки и прочее, потому что вода несёт разный вес в зависимости от силы потока. Геологи это без проблем различают на глаз. А негеолог может поковырять стенку в любом карьере и тоже ознакомиться с явлением.

Флювиальные отложения голоцена в Огайо (источник фото)

Потоковых отложений в мире сколько угодно. Но какого-то одного, которое было бы на всей планете синхронно, и чтобы ниже было что-то одно, а выше — новый мир, такого нет. Геологи уже исследовали всю планету и ничего подобного не обнаружили.

Но предположим, у нас вдруг из ниоткуда появляется куча воды, которая накрывает всю планету, а потом вдруг куда-то таинственным образом исчезает. Я не очень понимаю, как это, но предположим. Первое следствие: все наземные фауны у нас пропадают с концами. Все пресноводные фауны пропадают: если бы всемирный потоп был, он был бы солёным, поскольку разливается мировой океан. Второе следствие: все морские фауны становятся одинаковыми — отличаются только экваториальная и полярная, а в остальном по широтности должно быть размазано одно и то же. То есть атлантическая и тихоокеанская фауна появляется везде одновременно. Примерно таким был бы итог потопа. Но, естественно, ничего этого нет.

3. Люди жили в эпоху динозавров и, возможно, приложили руку к их исчезновению

Динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. В это время жил наш прямой предок — пургаториус. Это самый первый примат, вот только длиной он был сантиметров десять, и мозгов у него — меньше грамма.

Пургаториус гораздо больше похож и размером, и общей формой на соню (грызун), чем на человека. Небиологу сложно заподозрить в нём родню. К счастью, у нас есть наука палеоантропология, и благодаря ей видно, что остатки предков людей очень красиво и закономерно выстраиваются от первых приматоподобных — этих самых пургаториусов — до современного человека.

Так что во время вымирания динозавров предок человека был существом чуть побольше мыши. Только он ещё был и намного примитивнее мыши. Охотиться на динозавров и истребить их он вообще никак не мог.

Возможный вид пургаториуса, иллюстрация Ирины Авдеевой

Надо сказать, что во времена, когда жили динозавры, существовало много видов млекопитающих. Их найдено больше видов, чем собственно динозавров. Но, несмотря на большое видовое разнообразие, все они — как и пургаториус — были мелкими и ныкались по лесной подстилке. То есть никакие другие не выживали. И только после исчезновения динозавров все эти сотни видов мезозойских млекопитающих стали давать вариативность по размерам и образу жизни. Существа, более-менее похожие на человека — прямоходящие, с двумя ногами, двумя руками, — появились в лучшем случае семь миллионов лет назад. То есть спустя 59 миллионов лет после того, как все динозавры уже исчезли.

Миф 4. Мутации — зло, ничего хорошего от них не бывает

Мутации — это основа изменчивости. Без них мы бы до сих пор были обрывками РНК, которые так и болтались бы где-то в катархее. Мутации — это то, что создаёт генетическую изменчивость. Потом это всё усиливается рекомбинациями, но всё равно мутации — основа, благодаря которой и появляются виды.

Другое дело, что у нас геном состоит из трёх миллиардов пар нуклеотидов. Это десятки тысяч генов — из них около 30 тысяч рабочих генов, кодирующих белки, и надо понимать: когда мы говорим «человек отличается от шимпанзе на два процента», то два процента генома — это очень много. И эти отличия возникли в результате огромного количества мутаций. (Как правило, для любого отдельно взятого признака нужно много мутаций. Случается и так, что одна маленькая мутация имеет много эффектов, но это скорее исключения).

(Фото: Science Picture Co)

Затем мутации закрепляются отбором. То есть сами они случайны, но их адекватность, релевантность окружающим условиям уже неслучайна.

Отбор работает очень просто: кто выжил — тот и выжил.

То есть существует изменчивость — варианты, которые возникают в результате мутаций и рекомбинаций. А потом те, кто адекватен условиям среды, получают шанс размножиться — оставить много своих генетических копий. В результате в следующем поколении частоты признаков другие, чем были в первой версии. Потом появляются новые мутации и новые рекомбинации. Дальше, в новых условиях, кто-то очередной выживет, а кто-то нет. Когда это продолжается на протяжении многих поколений, то итог очень отличается от исходника.

Вот вкратце вся теория эволюции. И никакого замысла или хитрых намерений участников тут нет. Причём всё не так хорошо и разумно устроено. Становится холодно, и овечки отращивают длинную шерсть? Нет — становится холодно, и все, у кого недлинная шерсть, вымирают, а остаются только те овечки, которые случайно оказались длинношёрстными. И следующее поколение будет всё более длинношёрстным не потому, что оно так захотело, а потому, что все короткошёрстные сдохли от холода. А может, и не все сдохли, а кто-то выжил, но теперь их стало мало. Тут всё решает частотность. Дальше условия снова изменятся. И может оказаться, что те, кто в прежних условиях еле выживал, в новых станет самым адаптивным и самым успешным. Такое происходило миллионы раз.

Есть куча ископаемых существ, которые вымерли. У них не возникли удачные мутации и не дали им адаптацию к изменившимся условиям. Те же динозавры. Не повезло! Могли бы и выжить. Собственно, 180 миллионов лет и выживали, а потом не повезло.

(Фото: Марк Уиттон)

Вся эволюция — это дифференцированный перенос генов в следующее поколение. Главная проблема её понимания в том, что люди мыслят на своём личном примере. А это статистика — много случайностей, сливающихся в закономерности. Ещё важно понимать, что по наследству передаются те мутации, которые происходят в половых клетках. И вероятность, что маленькая мутация окажется значимой для выживания, невелика — поэтому они накапливаются. Каждая из них по отдельности вроде бы ничтожна, но в сумме они дают разнообразие. В результате на планете миллиарды разных живых организмов.

5. Эволюция создала человека и на этом закончилась. Спасибо, до свидания

Ничего не закончилось, потому что мутации есть всегда, рекомбинации есть всегда, выживают не все, и количество детей на индивида не одинаковое. Из этих факторов автоматически вытекает эволюция.

Но чтобы увидеть, во что мы эволюционируем, надо прожить соответствующее время — десятки тысяч лет. Например, за последние 50 тысяч лет наш вид не особо изменился. Вот на масштабе в 200 тысяч лет эволюцию у гоминидов уже прекрасно видно. А если кто-то хочет посмотреть, как люди преображаются на глазах, — ну извините, это не к нам.

Читать все статьи серии
Сушка сушке рознь!
Краткий справочник-определитель по Су-27 и его родственникам
Для любителей орнитологии выпускают специальные атласы-определители птиц. Орнитологов при этом не то чтобы очень много, а тех, кто увлекается военной техникой, никак не меньше. Интересуетесь? Мы решили вас порадовать: составить краткий определитель распространённых вариантов наиболее известного семейства современных отечественных боевых самолетов — Су-27.
Из чего состоит бомбардировщик?
Точно знаешь? А если спрошу?
Вопрос не праздный, на самом деле. Это сейчас мы привыкли к тому, что самолёты становятся все более похожими друг на друга и десятками лет не меняются. В 1940-е годы (до и во время Второй мировой) военные нужды разных стран разогнали прогресс в авиации до такой скорости, что, например, среди тяжелых бомбардировщиков с 1939-го по 1945-й годы сменилось целых три поколения. Глядя на это время, можно увидеть, насколько поменялось за последние 80 лет понимание прогресса — достигнув оптимальных лётных характеристик, конструкторы стали «вылизывать» начинку и материалы.
Раджпуты — индийские самураи
Храбрость, жестокость и самоубийственно строгий кодекс чести
На западе современной Индии, у границы с Пакистаном есть суровая и живописная пустынная земля — Раджастан. Имя ему дали раджпуты, «сыны раджей». Фанатично приверженные кшатрийским воинским идеалам и древней вере Индии, они предпочитали гордо шагнуть в пылающий костёр, но не склонить головы перед торжествующим врагом.
«Kilroy was here»
Откуда взялся главный военный мем Второй мировой
Встречался ли вам когда-нибудь незамысловатый рисунок-граффити «Kilroy was here»? Прямая линия — это стена. Из-за неё выглядывает лысый тип с внушительного размера носом (аж перевешивается наружу — Буратино и Пиноккио обзавидовались бы). Вот и всё, не считая пальцев, которыми тип держится за стену. Это и есть тот самый овеянный легендами Килрой, который «был здесь».
Как начинают войны: ликбез
Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.
Что общего у самолёта, пистолета и открывалки?
Когда появляются новые образцы вооружения, им присваиваются кодовые обозначения. Естественно, очень часто они пересекаются друг с другом. Например, обозначение «M-1» включает в себя около двадцати единиц техники, оружия и снаряжения, от касок до танков. Есть и другие, не менее известные примеры, например, код «Р-38». О нём сегодня и поговорим.
Добровольцы, наёмники, ЧВК. Ликбез
Как мы уже выяснили, война сегодня — дело непростое. Она вроде бы есть, но в то же время её как бы и нет. Новой неуловимой войне требуются новые методы и солдаты, такие же неоднозначные, как и она сама.
Шефские полки. Что это такое?
Ваш вензель на нашей униформе, дорого
Читая историческую литературу XVIII — начала ХХ веков, вы будете часто сталкиваться со словосочетанием «шеф полка». Звучит вроде бы понятно, но, на самом деле, ясности не вносит. Что за шеф такой? Почему сразу не босс? Постараемся ответить.
В чем разница между разведчиком и шпионом? Ликбез
Как и в случае с наёмниками и добровольцами, разница между шпионами и разведчиками для многих проходит по линии личных симпатий. Однако международное военное право (и не только оно) расставляет точки над «i».
Hoвости СМИ2
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

Рассвет городского кошмара: как Красная армия боролась с противотанковым оружием

«Если при атаке обнаруживается, что некоторые танки разрываются на куски…», — таким «жизнерадостным» признаком предлагалось определять наличие у немцев «фаустпатронов». 75 лет назад, весной 1944 года, Красная армия впервые столкнулась с массовым использованием ручного противотанкового оружия.

Стальные легионы: Красная армия за год до Победы

В мае 1944-го Красной армии ещё только предстояло прошагать «пол-Европы, пол-Земли». Впереди был долгий и трудный год боёв в Белоруссии, Прибалтике, Польше, Румынии, Венгрии и Восточной Пруссии. Какой же была Красная армия за год до Победы? Что сделало натиск советских стальных легионов неудержимым?

Советские партизаны под итальянским солнцем: самый далёкий «фронт» Великой Отечественной

В ХХ веке жители СССР оказались в Италии не по своей воле — сюда их привезли нацисты на принудительные работы и смерть. Тысячам удалось бежать. Они продолжили войну в рядах итальянского Сопротивления, сражались плечом к плечу с британскими SAS и даже прошли победным маршем по улицам Рима под красным знаменем — на встречу с папой римским.

Мечты об американской суперсубмарине: как США упустили подлодки будущего

США могли устроить настоящую революцию в субмариностроении! Американцы искренне мечтали о суперподлодках будущего, и даже попытались достичь этой мечты, — но, увы, что-то пошло не так. Почему у них пока ничего не вышло — в нашей статье.

10 «школьных» заблуждений о древнерусской истории

На самом ли деле Олег прибивал свой щит к вратам Царьграда, звали ли Ярослава Мудрым и в каком году по-настоящему свергли ордынское иго? На все эти и многие другие вопросы о русской истории есть ответы, которые не пишут в учебниках. Мы расскажем вам о самых интересных.

Станислав Ваупшасов — супердиверсант двадцатого века

Меняя фамилии, он двадцать лет почти без перерыва воевал — от Испании до Маньчжурии, от Финляндии до Белоруссии. Он не только проводил самые дерзкие операции, но и обучал других. Его уважали даже враги. Кем был Станислав Ваупшасов — в нашей статье.

Нацистские «партизаны»: почему «вервольфы» не смогли

Вервольфы — легендарные волки-оборотни. В человеческом облике они вводят людей в заблуждение, а затем обнаруживают свою звериную сущность и острые клыки. Именно так должны были действовать отряды нацистских инсургентов в тылу советской и союзных армий. Но масштабная затея эсэсовцев обернулась бардаком и «пшиком» с очень скромными результатами. Почему?

Спам-атака на Израиль: чего боится «Железный купол»?

За последние двое суток из сектора Газы по Израилю выпустили до 690 ракет. Пока сообщается о перехвате около 240 штук — примерно трети от общего количества. Много это или мало? Как и насколько уязвимы современные комплексы ПВО? Противовоздушное отделение диванного отдела WARHEAD.SU разбирается в вопросе.

Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
На каждую хитрую «Тошибу»: как японская жадность помогла СССР

Делаем советские подлодки тихими! Как обойти санкции, но при этом с размахом натупить? Читайте историю великого скандала 1980-х годов «Toshiba-Kongsberg».

«Штурмовик Судного дня»: секретный проект советского постапокалипсиса
Ядерная война — это конец современной цивилизации. Упадут бомбы, в прошлом останутся правительства и страны, промышленность и нормальные армии. Останется только он — советский «штурмовик Судного дня». Что это за проект и на что надеялись советские военные?
Мнимые неудачники Курска: так ли плох «Фердинанд»?
Немецкие самоходки «Фердинанд» уже давно назначены главными неудачниками Курской битвы. Им достались и пренебрежительные реплики отца танковых войск Германии Гудериана, и внимание советских фотокоров, со всех сторон запечатлевших для потомков брошенные у станции Поныри самоходки. Однако мало кто помнит и знает, что было потом, после Понырей.
Спасти обречённых: пять альтернатив 1941 года
Стоявшие у границы советские войска были обречены на гибель. Их было на круг 40 дивизий против 100 в германской армии вторжения. Остальная армия не могла им помочь, будучи не в силах преодолеть сотню или даже все 300 километров. Но как развивались бы события, если бы тогда, в 1941 году, всё пошло по-другому?
Убийство накануне теракта: кто уничтожил Ахмад Шаха Масуда
Стратегия или совпадение? За сутки до терактов 11 сентября 2001 года в Афганистане террористы-смертники устранили одного из наиболее успешных полевых командиров — Ахмад Шаха Масуда. Кто стоит за убийством Панджшерского льва и как оно связано с трагедией в Нью-Йорке? WARHEAD.SU попытался разобраться.
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Прачка — звучит гордо: чем занимались банно-прачечные отряды в Великую Отечественную
Стёртые до кровавых мозолей, не гнущиеся от артрита пальцы, разъеденная щёлоком кожа и тонны белья. Такими были будни женщин из банно-прачечных отрядов. На каждого красноармейца в неделю стиралось три килограмма исподнего. Численность армии, включая войска НКВД и другие военизированные структуры, к началу 1945-го составляла около 14 млн. человек…
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Не пропатчили: как один маленький баг угробил 28 американцев
Ни самая сильная армия в мире, ни штат программистов, ни новейшее вооружение не спасут от смерти, если в дело вмешаются математика и невнимательный кодер! Американцам пришлось прочувствовать эту истину на собственной шкуре.
ÕÓ‚ÓÒÚË ÃË“ÂÒÂÌ