itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Чёрные вертолёты, или Последняя тайна бен Ладена

Чёрной ночью бесшумно летят в чёрном небе чёрные вертолёты. Их цель — похищение людей, которым хватило смелости рассказать правду про инопланетян и мировое правительство. Именно так гласит популярный конспирологический миф. Мы попытались разобраться, выдумка ли это — или всё же в легенде есть зерно истины?

/
16K
29
7
91

Чёрной ночью бесшумно летят в чёрном небе чёрные вертолёты. Их цель — похищение людей, которым хватило смелости рассказать правду про инопланетян и мировое правительство. Именно так гласит популярный конспирологический миф. Мы попытались разобраться, выдумка ли это — или всё же в легенде есть зерно истины?

Чёрный вертолёт уже вылетел

История чёрных вертолётов началась в первые годы последнего десятилетия двадцатого века. Конечно, в самом мифе говорится, что их наблюдают ещё с 1960-х годов, но никаких подтверждений этому не нашлось. Именно в начале 90-х в ряде конспирологических книг появилась информация, что у пресловутых «людей в чёрном» — то ли секретной правительственной организации, скрывающей деятельность инопланетян, то ли самих инопланетян, маскирующихся под секретную правительственную организацию, — есть особые чёрные вертолёты. Они абсолютно бесшумны и окрашены чёрной матовой краской. Часто они сопровождают НЛО; нередко такие вертолёты замечали над домами пропавших без вести людей.

Пририсовать на фото с вертолётом НЛО — популярное занятие в среде конспирологов. Если их ловят на обмане, фотография объявляется реконструкцией событий
Пририсовать на фото с вертолётом НЛО — популярное занятие в среде конспирологов. Если их ловят на обмане, фотография объявляется «реконструкцией событий»

Кто-то считает, что это всё происки мирового правительства, устраняющего нежелательных граждан. Некоторые активные «разоблачители» даже утверждают, что чёрные вертолёты следят за их домом и поездками по ночам. Другие «авторитетно» заявляют, что под личиной вертолётов скрываются инопланетяне и всё это просто маскировка. Есть и очевидцы, которые видели, как чёрный вертолёт в мгновение превратился в НЛО, и даже рассказы контактёров, к которым в дом из чёрных вертолётов проникали пришельцы (зачастую в виде земных женщин) и проводили над ними опыты.

Разнятся и рассказы о возможностях этих таинственных машин. Кто-то говорит, что это самые обычные вертолёты, просто умеющие летать бесшумно, кто-то готов поведать о системе оптического камуфляжа, делающей их невидимыми, о телепортации и других фантастических свойствах.

Фотография чёрного вертолёта из досье ополчения Монтаны. По их заверениям, такие вертолёты используются для охоты и устранения американских патриотов
Фотография «чёрного вертолёта» из досье ополчения Монтаны. По их заверениям, такие вертолёты используются для охоты и устранения «американских патриотов»

Долгое время легенда о чёрных вертолётах оставалась лишь забавным мифом. Самой близкой к описанию реальной машиной можно было бы назвать ударно-разведывательный вертолёт RAH-66 «Команч», так и не попавший в серию. Многие считали, что именно под впечатлением от этого вертолёта и появилась легенда.

Ни о каких других бесшумных и стелс-вертолётах известно не было — ни о проектах, ни о построенных машинах. Несмотря на высокий уровень секретности в ряде авиационных проектов, информация о них рано или поздно просачивалась в открытый доступ. Так было со сверхзвуковым разведчиком А-12, ударным F-117 и стратегическим В-2, а также многочисленными разведывательными дронами. Никакой информации о незаметных вертолётах не было.

Картина резко поменялась 2 мая 2011 года.

Незапланированное раскрытие

Фотография хвоста упавшего в ходе операции Копьё Нептуна вертолёта
Фотография хвоста упавшего в ходе операции «Копьё Нептуна» вертолёта

Ночью, с 1 по 2 мая 2011 года, американский спецназ провёл операцию «Копьё Нептуна» по устранению лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. В ходе операции один из вертолётов зацепил стену особняка бен Ладена и рухнул во двор. После устранения Усамы американцы подорвали упавшую машину и эвакуировались на оставшихся вертолётах.

Позже обломки были переданы пакистанским правительством США. Это так и осталось бы просто небольшим фактом в истории операции, но американцам немного не повезло. Хотя бóльшая часть вертолёта оказалась во внутреннем дворе, хвостовая балка обломилась о стену и оказалась снаружи. Прибывшие на место пакистанские власти быстро укрыли её, но солдаты и местные жители успели сделать пару снимков. Уже через день они попали в мировую прессу и вызвали большой интерес в кругах авиалюбителей. Ведь на снимках была хвостовая балка стелс-вертолёта.

Основной камень преткновения в реконструкциях Стелсхок — вопрос, насколько модифицирован фюзеляж вертолёта. Точного ответа нет, и каждый художник решает этот вопрос сам. Автор изображения — Марк Карвон
Основной камень преткновения в реконструкциях «Стелсхок» — вопрос, насколько модифицирован фюзеляж вертолёта. Точного ответа нет, и каждый художник решает этот вопрос сам. Автор изображения — Марк Карвон

До 2011 года считалось, что вся затея с незаметными вертолётами закончилась на RAH-66. Слишком сложно сделать по-настоящему невидимый для радаров вертолёт. Чуть проще банально снизить шум и заметность в тепловом диапазоне.

Однако упавший 2 мая вертолёт имел все признаки технологии снижения радиозаметности.

Более внимательное изучение имеющихся снимков позволило достаточно точно сказать — в основе этой неизвестной машины лежал хорошо известный UH-60 «Чёрный ястреб», только неплохо модифицированный. Без сомнений это можно было говорить о хвостовой балке — остальную часть вертолёта полностью разрушил взрыв. Изучая фотографию останков, удалось определить, что подвергся изменениям и основной ротор.

Неизвестная машина быстро получила прозвище «Стелсхок» (Stealthawk) — его до сих пор используют, когда говорят о таинственном вертолёте.

Многие ждали, что вся эта история приведёт к рассекречиванию машины, но этого так и не произошло. И сейчас никаких новых данных о «Стелсхок» нет, только слухи. Мол, его используют в Сирии, а несколько вертолётов передали Израилю. Неизвестно наименование или хотя бы название программы по созданию вертолёта — разные источники сообщают о разном количестве построенных машин, от двух до пары десятков.

Реконструкция Стелсхок: на этом варианте по технологии стелс доработаны и фюзеляж с носовой частью
Реконструкция «Стелсхок»: на этом варианте по технологии «стелс» доработаны и фюзеляж с носовой частью

Чёрные тайны прошлого

Разумеется, такая таинственность не может не подогревать интерес к «Стелсхок» со стороны конспирологов. Вот он, тот самый чёрный вертолёт, о котором они так много говорили. А значит, истории о похищениях, сопровождении летающих тарелок и прочей «дичи» тоже надо считать правдой.

Ещё больше масла в огонь подливают постепенно всплывающие факты о том, что «Стелсхок» — не первый американский чёрный вертолёт. Ещё в 2008 году была рассекречена и опубликована история о программе ЦРУ «Куайет Уан» (Quiet One) 1968–1972 года. В её рамках разработали незаметный вариант вертолёта OH-6A для выполнения сверхсекретных операций на территории Северного Вьетнама. Главной задачей было снижения шума от вертолёта до минимального уровня и снижение заметности в тепловом диапазоне — снижения радиолокационной заметности не предусматривалось.

Как говорят очевидцы, вертолёты «Фазы 1» были слышны всего в 40 метрах, если наблюдатель находился в передней полусфере, и в ста метрах, если в задней. С помощью Quiet One удалось совершить ряд операций, вроде подключения к линии радиосвязи северо-вьетнамского командования. В дальнейшем вертолёты «Фазы 2» — упрощённой конструкции, более шумные, но лучше управляемые и более надёжные — использовались ЦРУ в различных секретных операциях.

Quiet One Фаза-1 — хорошо видны изменения в роторе и хвостовом винте, а также устройство охлаждения газов от двигателя
Quiet One «Фаза-1» — хорошо видны изменения в роторе и хвостовом винте, а также устройство охлаждения газов от двигателя
Quiet One Фаза-2
Quiet One «Фаза-2»

В 1978 году в «Сикорски» по заданию Армии США изучалась возможность создания стелс-вертолёта на основе свежего UH-60. Несмотря на то, что теоретически снижение заметности признали возможным, как указали инженеры, достичь его трудно, — в основном из-за винта вертолёта, который сложно скрыть или заставить отражать радиоволны. Тем не менее полученный опыт проектирования стелс-варианта «Блэк Хок» в дальнейшем использовали в программе LHX будущего «Команч».

Вполне возможно, что и «Стелсхок» ведёт свою родословную от тех работ конца 70‑х.

Стелс-вариант UH-60 Чёрный ястреб
Стелс-вариант UH-60 «Чёрный ястреб»

В начале 90-х параллельно программе RAH-66 в «Белл» начали программу «Оптимизированный летательный аппарат» (Optimized Aircraft) по созданию частично незаметного варианта разведывательного вертолёта OH-58D «Кайова Уорриор». Целью было уменьшение ЭПР (эффективной площади рассеивания) вертолёта в лобовой проекции, снижение уровня шума и тепловой заметности. Нос вертолёта удлинили для экранирования кабины, ротор уменьшили, автомат перекоса получил радиоотражающий кожух, была установлена система охлаждения выхлопа, а двигатель экранировали теплопоглощающим материалом.

Неизвестно, каких точно результатов удалось достичь, но, согласно некоторым источникам, изготовили около двадцати подобных вертолётов под обозначением ОН-58Х, которые впоследствии использовались Армией США и силами специальных операций. Правда, никаких подтверждений этой информации нет — есть только фотографии вертолёта на испытаниях.

ОН-58Х — хорошо видны удлинённый нос и кожух на автомате перекоса
ОН-58Х — хорошо видны удлинённый нос и кожух на автомате перекоса

В последнее время на фото попадались ещё несколько вертолётов, явно модифицированных для снижения их заметности.

Всё это окончательно приводит нас к выводу — чёрные вертолёты всё же существуют. Да, в них нет ничего фантастического, они не сопровождают инопланетян, не воруют «правдорубов». Нет у них и оптического камуфляжа, телепортации или «мозговых излучателей». Но то, что у американцев есть тихие, незаметные и никому не известные вертолёты — факт. Вероятнее всего, причиной такой эффективной секретности является их малосерийность — скрыть десяток машин проще, чем, например, парк из сотни самолётов.

TR-3 Манта — второй по популярности в США герой авиационных конспирологических легенд
TR-3 «Манта» — второй по популярности в США герой авиационных конспирологических легенд

Существует множество мифов об очень секретных самолётах — это и гиперзвуковой разведчик «Аврора», и суперстелс TR-3 «Манта», и многие другие, чуть менее известные легенды. Случай с чёрными вертолётами заставляет задуматься: а что, если и там есть некая частичка правды?

Возможно, однажды мы узнаем и это.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS